Президентская избирательная кампания в средствах массовой информации: 4 – 5 февраля 2012 года
4 марта 2012 года гражданам Российской Федерации предстоит решить, кто же станет главой государства на ближайшие шесть лет. Соответствующее постановление за №442-СФ «О назначении выборов Президента Российской Федерации» было принято верхней палатой российского парламента, Советом Федерации, 25 ноября 2011 г. Именно оно и дало официальный старт президентской избирательной кампании.
Возможность побороться за главный государственный пост России получили:
лидер «Единой России» В.В.Путин (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 20 декабря 2011 г.),
председатель ЦК КПРФ Г.А.Зюганов (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 28 декабря 2011 г.),
член бюро президиума Центрального совета «Справедливой России» С.М.Миронов (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 26 декабря 2011 г.),
глава ЛДПР В.В.Жириновский (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 28 декабря 2011 г.),
а также самовыдвиженец – президент частного инвестиционного фонда Группа ОНЭКСИМ М.Д.Прохоров (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 25 января 2012 г.).
Упомянутых политических деятелей мы и примем за основных претендентов на пост президента Российской Федерации и включим в аналитическую модель, нацеленную на выявление создаваемого средствами массовой информации фона избирательной кампании.
Для достижения поставленной цели сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний на основании контент-анализа публикаций федеральных и региональных медиа-источников (прессы, радио и телевидения), используя данные системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», рассчитывает информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний кандидатов в президенты Российской Федерации в медиа-пространстве. При этом за 100% принимается общий объём сообщений обо всех участниках «выборной гонки» 4 марта 2012 г.
Кроме того, в исследовании выстраивается контекстуальный ряд их присутствия в СМИ, позволяющий понять, какие события избирательной кампании вызвали наибольший интерес информационного сообщества, а значит, посредством его деятельности дошли до избирателя. А также учитывается вычисляемый мониторинговой системы «Медиалогия» индекс информационного благоприятствования, который отражает «тональность» (позитив – нейтральность – негатив) и степень яркости информационных сообщений о рассматриваемых политических деятелях.
1. Информационно-политические индексы кандидатов в президенты Российской Федерации
Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру информационного пространства, в котором действуют кандидаты на пост президента Российской Федерации (таблица 1).
Таблица 1
Структура информационного пространства, в котором действуют кандидаты в президенты Российской Федерации: 4 – 5 февраля 2012 года
См. таблицу 1 в иллюстрациях к материалу
4 февраля 2012 г. в медиа-потоке отмечалось 597 сюжетов о В.В.Путине или 69% от общего числа высказываний, озвученных в адрес участников президентской избирательной кампании. В 91 материале (10,5%) фигурировал М.Д.Прохоров, в 89 (10,3%) – В.В.Жириновский, в 58 (6,7%) – Г.А.Зюганов, а в 30 (3,5%) – С.М.Миронов.
Распределение информационного пространства 5 февраля между претендентами на кресло главы государства сводилось к: 169 известиям (64,2%) о Путине, 37 (14,1%) – о Прохорове, 30 (11,4%) – о Зюганове, 20 (7,6%) – о Жириновском и семь (2,7%) – о Миронове.
Упоминались же кандидаты на пост президента Российской Федерации в СМИ в контексте новостных сообщений следующей тематики:
о состоявшемся накануне в Центральной избирательной комиссии РФ распределении путём жеребьёвки бесплатного эфирного времени на телеканалах и радиостанциях между кандидатами в президенты РФ;
В.В.Путин:
о прошедших в российских регионах (в том числе, в Москве, на Поклонной горе) акциях в поддержку кандидата в президенты РФ от «Единой России» и «Общероссийского народного фронта» В.В.Путина;
о поездке в Челябинскую область, в ходе которой Путин побывал на шахте Коркинский угольный разрез, провёл правительственное совещание по решению жилищной проблемы граждан, занимающих аварийные жилые помещения, и пообщался с жителями посёлка Роза;
о консультации Путина с руководством ОАО «Газпром» и вице-премьером правительства РФ И.И.Сечиным;
о визите в Пермский край, во время которого Путин посетил матч Российской любительской хоккейной лиги и побеседовал с его участниками, а также встретился с местными предпринимателями;
об опровержении родственниками известного российского актёра Эммануила Виторгана факта его присоединения к Народному штабу в поддержку кандидата в президенты РФ В.В.Путина;
об опубликованной 30 января в газете «Ведомости» «программной» статье Путина «О наших экономических задачах»;
М.Д.Прохоров:
об участии Прохорова в шествии и митинге несистемной оппозиции «За честные выборы!»;
о выступлении Прохорова на ежегодной церемонии вручения литературной премии «НОС», учреждённой возглавляемым им благотворительным фондом;
Г.А.Зюганов:
о посещении председателем ЦК КПРФ 30 января подмосковного совхоза имени Ленина;
интервью Зюганова радиостанциям «Эхо Москвы» и «Коммерсант FM»;
В.В.Жириновский:
о выступлении Жириновского на митинге ЛДПР «За честную и чистую демократию»;
о визите лидера ЛДПР 3 февраля в автосервис с целью реализовать свой талант автомеханика;
С.М.Миронов:
о видении Мироновым состава российского правительства в период его президентства;
о состоявшейся 30 – 31 января отчётно-выборной поездке лидера «Справедливой России» в Ярославль.
Динамический ряд, отражающий порядок наполнения медиа-потока публикациями о деятельности претендентов на главный государственный пост в Российской Федерации за период с 20 декабря 2011 г. по 5 февраля 2012 г. (график 1), позволяет заключить, что 4 февраля доля присутствия в информационном пространстве В.В.Путина достигла максимального, С.М.Миронова – стремилась к минимальному, а иных кандидатов – к среднему за анализируемый период уровню. 5 же февраля их показатели были близки к средним за рассматриваемый временной отрезок значениям, за исключением М.Д.Прохорова, проявившего наивысшую степень информационной активности.
График 1
Динамика изменения доли публикаций об участниках президентской избирательной кампании в информационно-политическом пространстве
с I декады декабря 2011 г. по 5 февраля 2012 г.
См. график 1 в иллюстрациях к материалу
2. Индексы информационного благоприятствования, характеризующие деятельность участников президентской избирательной кампании
Контент-анализ информационных сообщений, посвящённых деятельности рассматриваемых политических деятелей, позволил проанализировать не только количественный аспект их присутствия в медиа-пространстве, но и его качественную сторону (таблица 2).
Таблица 2
Характер освещения в информационном пространстве кандидатов в президенты РФ:
4 – 5 февраля 2012 года
См. таблицу 2 в иллюстрациях к материалу
4 – 5 февраля лидирующую позицию в рейтинге информационного благоприятствования занял В.В.Путин, чей индекс информационного благоприятствования (ИИБ) взлетел до 3513,8 (4 февраля) (при 391,1 – в предыдущий день) и снизился до 2958,7 (5 февраля) (график 2).
Число одобрительных высказываний и ярких сюжетов о М.Д.Прохорове постепенно росло: с -172,1 (3 февраля) до 527,7 (днём) и 812,5 (двумя днями позже).
Тем же образом складывалась ситуация в отношении В.В.Жириновского: рост ИИБ с 118,3 (3 февраля) до 211,2 (день) и 498,5 (два дня спустя).
ИИБ Г.А.Зюганова же 4 февраля упал до 50,8 (против 456,3 – днём ранее), а 5 февраля чуть подрос – до 157,6.
Аналогичная динамика прослеживалась в показателях С.М.Миронова: -96,6 ИИБ – 4 февраля, 414,9 – на следующий день (при 262,3 – 3 февраля).
График 2
Динамика индекса информационного благоприятствования участников президентской избирательной кампании с I декады декабря 2011 г. по 5 февраля 2012 г.
См. график 2 в иллюстрациях к материалу
Итоговое процентное соотношение количества положительных высказываний, озвученных в адрес кандидатов на пост президента РФ за период 20 декабря по 5 февраля, составило: 52,2% от суммарного ИИБ – за В.В.Путиным, 14,4% - за М.Д.Прохоровым, 13,8% - за Г.А.Зюгановым, 10% - за В.В.Жириновским и 9,6% - за С.М.Мироновым (график 3).
График 3
Процентное соотношение количества положительных высказываний, озвученных в адрес кандидатов в президенты РФ за период
I декада декабря 2011 г. – 5 февраля 2012 г.
См. график 3 в иллюстрациях к материалу
Некоторые выводы
Проведённый анализ позволяет заключить, что 4 – 5 февраля 2012 г. В.В.Путин сохранил доминирующее положение по степени представленности в информационном пространстве. В итоге, кандидату в президенты РФ от партии власти удалось занять 69% - 4 февраля (при 66,7% - днём ранее) и 64,2% - 5 февраля, чему соответствовало 597 и 169 публикаций соответственно. Носили они исключительно одобрительный характер, что выразилось в полученном индексе информационного благоприятствования (ИИБ) в 3513,8 (4 февраля) (против ИИБ, равного 391,1, – в предыдущий день) и 2958,7 (5 февраля).
М.Д.Прохорову 4 февраля было отдано 10,5%, а на следующий день – 14,1% (против 10,7% - 3 февраля) всех новостных сводок об активности кандидатов на пост президента РФ или 91 и 37 информационных сообщений. Большинство из них было выдержано в нейтральном и умеренно позитивном «ключе», о чём свидетельствует ИИБ в 527,7 (4 февраля) и 812,5 (5 февраля) (при -172,1 – накануне).
Медиа-активность В.В.Жириновского достигла 10,3% (4 февраля) и 7,6% (день спустя) (при 8,1% - 3 февраля) «кандидатского» информационного потока или 89 и 20 известий для которых была свойственна нейтральность: 211,2 ИИБ (4 февраля) и 498,5 (на следующий день) (при 118,3 – 3 февраля).
Степень интереса, проявленного информационным сообществом к деятельности Г.А.Зюганова, соответствовала 6,7% (4 февраля) и 11,4% (день спустя) (при 8,4% - 3 февраля) или 58 и 30 сообщениям, которые имели, преимущественно, нейтральный «оттенок». Показателем этого служит полученный председателем ЦК КПРФ ИИБ, равный 50,8 (4 февраля) (против 456,3 – в предыдущий день) и 157,6 (5 февраля).
Доля присутствия в медиа-пространстве С.М.Миронова равнялась 3,5% (4 февраля) (против 6,1% - днём ранее) и 2,7% (5 февраля) или 30 и семи сюжетам соответственно. В информационном фоне деятельности лидера «Справедливой России», в целом, преобладала нейтральность (ИИБ в -96,6 (4 февраля) и 414,9 (5 февраля) против 262,3 – 3 февраля).
В целом, по итогам 20 декабря 2011 г. – 5 февраля 2012 г. качественное наполнение медиа-потока сводится к: 52,2% от суммарного ИИБ – у В.В.Путина, 14,4% - у М.Д.Прохорова, 13,8% - у Г.А.Зюганова, 10% - у В.В.Жириновского и 9,6% - у С.М.Миронова.
Исполнитель исследования: Юшина А.В.
Координатор проекта: Васильцова А.Н., зам.зав.Отделом ЦК КПРФ
Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ