Тенденции развития общеполитической ситуации (14 – 20 февраля 2005 г.)
Развитие протестного движения делает необходимой для КПРФ выработку новых форм политической и агитационно-пропагандистской работы. На прошлой неделе были подведены итоги массовых акций протеста, организованных КПРФ 12 февраля. В этой связи можно говорить о достаточно высоком уровне мобилизации региональных партийных организаций и привлечении к участию в протестных действиях большого числа избирателей. На настоящем этапе необходимой становится четкая организация внепарламентских форм работы. Учитывая это, на совместном заседании 26 общественных и профсоюзных организаций левой ориентации было принято решение о создании постоянно действующего Народного комитета самозащиты и самоуправления. Аналогичные структуры будут создаваться на региональном уровне. Это позволит КПРФ приступить к формированию широкой коалиции общественных сил левой и патриотической ориентации, выступающих за смену социально-экономического курса.
Опасаясь за свою власть, правящий режим сейчас стремится изобразить видимость диалога с различными политическими силами, включая оппозицию. Можно даже говорить о некоторых признаках «оттепели», которая на самом деле, конечно, служит прикрытием для планов правящего режима, не собирающегося отказываться от своих реформ. Так, впервые после почти годичного перерыва президент соизволил провести встречу с лидерами всех думских фракций (в последний раз такая встреча прошла в апреле 2004 г.). В ходе этой встречи лидер КПРФ Г.Зюганов, выражая мнение широких слоев общественности, донес до президента требования отставки правительства, отмены монетизации льгот и освобождения всех политзаключенных. Как будто демонстрируя смягчение своей позиции, власти решили немного облегчить участь национал-большевиков, принимавших участие в захвате помещения в приемной президентской администрации. С них сняты дикие обвинения в попытке насильственного захвата власти, вандализме и порче имущества. Хотя говорить о снятии всех обвинений нельзя: активистам НБП все равно инкриминируется статья – участие в массовых беспорядках.
Очевидно, что Кремль начинает маневрировать, пытаясь слегка прикрыть полицейщину демократическим флером. Однако, демонстрируя готовность к диалогу с различными политическими силами и реже используя силовые методы, правящий режим не решает и не собирается решать главную проблему, он не идет на коренное изменение социально-экономической политики в интересах трудящегося большинства.
Примечательно в этой связи, что особое внимание на прошлой неделе было уделено умиротворению и облагораживанию силовых структур. Как известно, армия и правоохранительные органы оказались среди пострадавших от монетизации. В значительной степени по этой причине власти и не смогли, и не решились злоупотреблять с применением силы против митингующих. Сейчас ситуация меняется: власти стремятся подкупить рядовой состав силовых структур, чтобы сделать их своей надежной опорой. А в перспективе это может сподвигнуть власти на применение силы в отношении протестного движения.
Так, удалось решить вопрос об увеличении денежного довольствия военнослужащим. С 1 марта военнослужащие будут получать т.н. «ежемесячное денежное поощрение». Также принято решение о повышении пенсий военным пенсионерам – как и гражданским – на 240 руб. Насколько известно, сам В.Путин был вынужден оказать давление на министра А.Кудрина, чтобы тот согласился на выделение дополнительных бюджетных средств (предполагается, что уступки военным обойдутся бюджету в 45 миллиардов руб., на повышение зарплаты милиции уйдет еще 9 миллиардов). В сложившейся ситуации неизбежной становится корректировка бюджета на 2005 год: соответствующий законопроект уже готовится в правительстве. Судя по всему, властям все-таки придется принять решение об использовании средств Стабилизационного фонда для смягчения социальной ситуации. Все это – цена непродуманной социальной реформы, когда власти сначала принимают решения, вызывающие резкий рост протестной активности, а потом бросают накопленные в бюджете средства на «тушение пожара».
Что касается силовых структур, то здесь напряженная ситуация складывается вокруг МВД и ФСБ, что может привести к уходу их руководителей. Многие обратили внимание на выступление М.Фрадкова на расширенном заседании коллегии МВД. В своем выступлении премьер в частности выступил за «полную прозрачность» МВД. Ясно, что Кремль обеспокоен дурной репутацией правоохранительных органов и вынужден работать над улучшением их имиджа. Одновременно возникает и кадровый вопрос, поскольку, по мнению наблюдателей, с новыми задачами министр Р.Нургалиев не справится. Может лишиться должности и союзник Р.Нургалиева – директор ФСБ Н.Патрушев. В новых условиях, когда от силовых структур требуют большей гибкости и публичности, более подходящей фигурой может оказаться В.Черкесов.
Вероятные кадровые перестановки и связанная с этим клановая борьба в настоящее время определяют весьма напряженную ситуацию в российских верхах. Полагают, в частности, что в отставку может быть отправлен глава президентской администрации Д.Медведев. Обострились противоречия в правительстве. Там отчаянно стремится укрепить свои позиции М.Фрадков, не желающий уходить в отставку в роли «козла отпущения» за непопулярные реформы. В этой связи усилилось давление на министров-«либералов», которые больше подходят на роль «виновных». Обострился давний конфликт между М.Фрадковым и А.Кудриным. Эксперты обратили внимание на обстоятельства создания в правительстве бюджетной комиссии, у которой до сих пор нет руководителя. Премьер не прочь возглавить ее сам, потеснив тем самым главного «финансиста» А.Кудрина. От Г.Грефа требуют тем временем пересмотра среднесрочной программы экономического развития России. Достаточно жестко премьер высказывается по поводу М.Зурабова. Таким образом, тройка «виновных» уже известна, в то время как М.Фрадков всеми силами старается «выжить», сдав ряд министров.
Примечательным событием в этой же связи стал думский правительственный час, на котором выступал министр сельского хозяйства А.Гордеев. Министр явно стремился произвести позитивное впечатление на депутатов (он даже прибыл не один, а со своими заместителями и руководителями агентств). В своем выступлении А.Гордеев не скрывал негативного отношения к «либералам». Он даже призвал прекратить разговоры о либеральных реформах, выступив в роли сторонника государственного регулирования рыночных отношений. А.Гордеев, не скрываясь, подверг критике А.Кудрина и Г.Грефа. Надо иметь в виду, что позиция А.Гордеева определяется не столько идеологическими предпочтениями, сколько его статусом. За ним стоит мощный агробизнес, сложившийся в последние годы, и сам А.Гордеев является по сути не только министром, но и бизнесменом. А.Гордеев рассчитывает, что в случае «чистки» правительства Кремлем будет выбрана модель «стабилизационного» кабинета министров, из которого удалят «либералов», оставив сторонников государственного капитализма. Закономерно, что к критике «либералов» и М.Зурабова присоединился московский мэр Ю.Лужков, рассчитывающий, что в случае смены правительства там будут обеспечены позиции его партнеров. Ю.Лужков намерен обжаловать закон о монетизации льгот в Конституционном суде.
Более успешно, однако, власти занимались укреплением своей вертикали. На этот раз в отставку подал, чтобы поставить перед президентом вопрос о доверии, курский губернатор А.Михайлов. Для того чтобы сохранить власть, ранее он прекратил свое членство в КПРФ и перешел на сторону «Единой России». Кремль решил провести в Курской области своеобразный эксперимент, показав другим губернаторам, как себя нужно вести в условиях властной вертикали. Хотя в то же самое время президент внес кандидатуру владимирского губернатора Н.Виноградова, который остается членом КПРФ.
На прошлой неделе продолжала ухудшаться внешнеполитическая ситуация. В настоящее время российские власти ведут интенсивную подготовку к саммиту В.Путина с американским президентом в Братиславе. Российскому президенту важно заручиться поддержкой Дж.Буша, не допустив, чтобы американцы устроили в России некое подобие «оранжевой революции». При этом отношения между США и Россией остаются достаточно напряженными. Американская сторона использует любые возможности для давления на российского президента. С этой целью, например, раскручивается тема ЮКОСа. На прошлой неделе в американском сенате прошли слушания по ЮКОСу. Тем временем известный деятель (но находящийся в оппозиции к Дж.Бушу) Дж.Сорос выступил за исключение России из «большой восьмерки».
В сложившейся ситуации Россия начинает отчаянно маневрировать, пытаясь найти более устойчивые опоры для своей внешней политики. Так, эксперты отмечают развитие экономических отношений с Индией и Китаем, компании которых могут стать покупателями «Юганскнефтегаза» и некоторых других топливных активов. Самостоятельная ближневосточная политика России, однако, оказалась под угрозой после гибели бывшего ливанского премьера Р.Харири. После этого еще больше ухудшились отношения Запада с Сирией, а Россия как раз договорилась с руководством этой страны о сотрудничестве.
Крайне негативные процессы продолжались и на пространстве СНГ. На Украине советником В.Ющенко был назначен Б.Немцов, известный резкой критикой В.Путина. Формально его задачей считается привлечение российских инвестиций на Украину. Реально Б.Немцов становится связующим звеном между украинскими и западными соавторами «оранжевой революции» с одной стороны и правой антипутинской оппозицией в России с другой. Речь может идти и об «инвестициях», но другого рода - в антипутинское либеральное движение (само это движение, впрочем, находится в полном раздрае, что показало очередное заседание «Комитета-2008»). На прошлой неделе вновь разгорелся и конфликт с Грузией, связанный с визитом в эту страну министра иностранных дел С.Лаврова. Формально причиной для конфликта стал отказ С.Лаврова посетить мемориал в память погибших за территориальную целостность Грузии (примерно в это время в Абхазии при участии российских политиков прошла инаугурация нового президента Абхазии С.Багапша). Грузия использовала этот повод по полной программе, понизив визит С.Лаврова с уровня официального до рабочего и обвинив Россию в поддержке сепаратистов. Дошли до «точки кипения» и отношения России с Молдавией. Власти этой республики арестовали и депортировали из страны 16 российских граждан. В ответ российская сторона угрожает ввести против Молдавии санкции и визовый режим. При этом отчетливо видно, что власти республики дрейфуют в сторону Запада, опасаясь за результаты парламентских выборов 6 марта (после чего парламент будет избирать президента). Сфера влияния России в СНГ к настоящему времени полностью развалилась, во многом – благодаря неумелой политике В.Путина.