СОБЛЮДАЙТЕ ТИШИНУ!
А дальше все наперекосяк пошло. Испортила французская полиция праздник по полной программе. И оказался генеральный директор «Норильского никеля» Михаил Прохоров с группой граждан и гражданок прямо из Куршевеля в застенках французского режима. Слава Богу, ненадолго. Спору нет, история произошла неприятная. Как говорится в старом анекдоте, неприятный осадок остался, объясниться нужно. Что и сделал Михаил Прохоров в своем интервью газете «Комсомольская правда» за 23 января 2007 года под названием «Михаил ПРОХОРОВ: За границей появление свободных, хорошо образованных россиян воспринимается с завистью и агрессией». И вот тут оказалось, что вполне можно ко всем прочим достоинствам Михаила Прохорова прибавить не только склонность к обобщениям, но и простоту и прямолинейность.
На мой взгляд, не сочтите это рекламой, интервью заслуживает, чтобы его прочитали целиком, без купюр (http://www.kp.ru/daily/23842/62435/). Но, кто захочет, тот прочет, я же приведу некоторые выдержки, которыми, признаюсь честно, я был сражен наповал!
Сначала немного биографии: «В «Норильский никель» я пришел из банковской сферы. Спросите любого опытного финансиста, он вам подтвердит справедливость пословицы, что «деньги любят тишину».
Это точно, уважаемый Михаил, не знаю, как по батюшке. Да я думаю Вы и не обидитесь, если буду называть Вас запросто, без отчества – Вы еще весьма молоды и, говорю как комплимент, внешне походите, скорее, на киноактера, чем на директора «Норильского никеля». Молоды, успешны, богаты – и дай-то Бог! Я-то ведь, наверное, человек несовременный и представлял себе генерального директора совсем по-другому – в годах, в орденах и заслугах, возможно, даже Героя Социалистического труда, знающего производство, прошедшего путь в директоры от простого плавильщика. Как Джонсон Талович Хагажеев, например.
Ну да ладно, не внешность красит человека, а человек внешность. А вот что деньги любят тишину, это как раз в точку. Особенно, когда их тратят. Во всем мире это давно поняли. Не нужно травмировать людей своим достатком, богатством и успешностью. Они ведь, люди, пусть не такие молодые, успешные и богатые, зато многочисленные. Они ведь избиратели, могут и правительственный кризис устроить или еще как-нибудь потребовать к себе уважения. Помните прошлогодний опыт теперь, наверное, нелюбимой Вами Франции? И мы помним.
В Советское время было принято отчитываться об успехах. А почему не отчитаться, когда они есть? Не обошла чаша сия и Михаила Прохорова: «Я пришел в «Норильский никель» летом 2001 года. Тогда капитализация компании составляла 1,8 млрд. долларов. Сегодня - более 30 млрд. долларов.»
Я, конечно, не финансист. Объясните мне, пожалуйста, Михаил, как это случилось? Вроде ничего принципиально нового Вы не создали, все месторождения были открыты до Вас, в Советское время, тогда же и комбинат построили и город Норильск. И уже в то время «Норильский никель» известен был всему миру. И прибыль его в год, думаю, намного превышала 1.8 миллиарда долларов. Или Вам удалось отыскать золотой Тунгусский метеорит?
М.П.: «В «Норильском никеле» сегодня самая большая средняя зарплата в отрасли, а может быть, и вообще в российской промышленности - 33, 8 тыс. руб.»
А это много, Михаил? Получается, для того, чтобы пригласить Джоржда Майкла, среднему норильскому рабочему нужно трудиться чуть больше 320 лет без отпусков, что противоречит трудовому законодательству. С отпусками еще больше получится.
А пару раз слетать «на материк» хватит? А накопить себе что-нибудь на старость, купить квартиру и уехать «на материк» хватит? И вообще, Вы считаете, что это достойная зарплата при норильских ценах и при тех тяжелейших условиях, в которых живут и работают норильчане? А если мы сравним, все с тем же Советским временем? А с зарубежными коллегами?
И вообще, что нам скажет средняя температура по больнице? У кого-то она больше, а у кого-то, увы, меньше. Да Прохоров и сам отвечает на этот вопрос: «Я не нарушал никаких общепринятых нравственных и этических норм. Оправдываться мне не в чем. Что касается денег, то я трачу на отдых исключительно свои личные деньги, а не деньги компании.»
Тут даже «Комсомольская правда» упрекает Прохорова, что деньги-то на отдых уходят большие. Нехорошо как-то, на фоне не слишком богатых россиян. На это Михаил Прохоров отвечает с обескураживающей прямотой: «Знаете, российские люди после многих лет унижений и трагедий заслужили право на красивую и веселую жизнь (!!! - выделено мной – Д.А.). Конечно, жаль, что не все себе это могут позволить. Но тех, кто может, становится все больше, и это очень здорово.»
Где ж так настрадался гражданин Прохоров? Где претерпел так много унижений и трагедий? Думаю, в Советское время Михаилу Прохорову не удалось бы стать генеральным директором «Норильского никеля», но это еще не был бы повод так унижаться и страдать, чтобы потом отдыхать за всю страну. Да и вообще, вроде «страдали» все, а ездите Вы один.
А может быть, спросим у тех, кто строил тот же «Норильский никель», довольны ли они, что Михаил Прохоров так хорошо за них отдыхает?
Дальше Михаил Прохоров рассуждает, почему не любят во Франции русских туристов, кто в этом виноват, и что делать. Мне, почему-то кажется, что далеко не всех русских туристов не любят во Франции, но Михаил «берет быка за рога»: «В европейском обществе, с моей точки зрения, вообще до настоящего времени присутствует печальный такой стереотип отождествлять российский криминал с российским бизнесом как таковым. Действительно, в начале 90-х годов с пространства бывшего Советского Союза в Европу хлынули бандиты и проститутки. Это печальная страница нашей недавней истории, результат многолетних унижений и жестокостей тоталитарного режима.» (!!! – выделено мной – Д.А.)
Думаю, и комментировать излишне. Тяжелое досталось Михаилу наследие «тоталитарного режима». В виде «Норильского никеля». Того и гляди, загремишь во французскую полицию. Хотя в чем-то он прав – раньше мы на Запад то «Летят журавли» привезем, то Юрия Гагарина. Проституток и бандитов не пускали и вообще старались свести их к минимуму.
М.П.: «Что же касается Франции, то, возможно, корни некоторых проявлений пренебрежительного отношения французов к россиянам как к варварскому народу следует искать в истории наполеоновских войн, когда Франция, униженная поражением в войне с Россией, создала целую серию анекдотов о вошедших в Париж «диких» казаках, якобы питающихся стеариновыми свечами.»
Тоже, комментарии, полагаю, излишни. Как говорится, глубоко копает. Вот только не надо обобщать, Михаил! Это я о Ваших заявлениях про «пренебрежительное отношение французов к россиянам как к варварскому народу». Не надо переносить действия конкретных полицейских по отношению к конкретным россиянам на весь народ. Оскорбительно это и для России и для Франции. Наверное, герой французского Сопротивления и ветеран Великой Отечественной войны уважения друг к другу не потеряли.
В общем, похоже, французы во всем виноваты – такое складывается впечатление после объяснений Михаила Прохорова. Не понимают «загадочную русскую душу». Тут и «Комсомольская правда» задает совершенно естественный вопрос, что мол, некоторым не в меру свободным и богатым русским туристам следует вести себя потише?
М.П.: «Французы постоянно на словах восхищаются «загадочной русской душой», великой русской культурой: Толстым, Достоевским, Пастернаком, дягилевскими балетами, русским серебряным веком, русской классической музыкой. Но при этом не хотят признавать современный стиль жизни россиян как возможную часть этой культуры и «загадочной русской души».
Вот так. Прохоров как наследник Достоевского. Потанин как наследник Пастернака. Дагилевский балет и Джордж Майкл. Русский серебряный век и «новорусский» золотой.
«Загадочная русская душа». Да, думаю только этим можно объяснить увеличение капитализации «Норильского никеля» с 1.8 до 30 миллиардов долларов за пять лет при том, что, вроде бы, ничего нового не появилось. Только этим можно объяснить, откуда у людей за несколько лет появляются многомиллиардные состояния, а у кого-то (например, у тех же норильчан) исчезают многолетние трудовые сбережения. Ведь в любой цивилизованной стране этого просто не поймут. А как же Билл Гейтс, или компания «Эппл»? - спросите Вы. Операционная система «WindowsXP», производимая компанией «Майкрософт» стоит почти на каждом компьютере, а плеер «iPod», производимый компанией «Эппл», в США или Европе лежит в кармане каждого школьника. Хотя ни США ни Европе социальное неравенство не идет на пользу и является для властей большой проблемой.
Вы, Михаил, можете хоть сто раз объяснять в ответ на совершенно справедливые упреки «Комсомольской правды», что мол, шумные вечеринки пугают отдыхающих европейцев, что «традиционную любовь российских людей к красивым и ярким праздникам, умение веселиться (а не чинно пережевывать индейку в кругу семьи и лениво сплетничать о соседях) некоторые почему-то норовят обозвать оргиями.» Но нигде Вас и таких как Вы не будут любить. Ни во Франции, ни в Англии, ни в Индонезии. Ни уж, тем более, в России. Хотя, может быть, для Вас это и открытие. Потому что абсолютное большинство людей в любой стране мира тяжко трудится, чтобы обеспечить себя (а у нас теперь надо обеспечивать еще и развеселый «класс собственников») и не испытывает ничего, кроме раздражения от расшвыриваемых во все стороны денег. Даже фильм называется «Скромное обаяние буржуазии».
Иногда приходится слышать фразы вроде «Реформы идут неправильно! Реформы не продуманы!» А по-моему, они уже завершились и достигли главной цели, ради которой затевались - чтобы новоиспеченный «класс собственников» хорошенько за нас всех повеселился. Думаю, в демократической стране такое поведение «элиты» (слово-то какое, прости, Господи) вызвало бы, как минимум, большое недовольство и общества и власти. У нас же шумное веселье пока надежно спрятано за широкие спины ОМОНа.
Соблюдайте тишину, господа!
Дмитрий Аграновский, г.Электросталь.