Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Коммунисты Псковской области обратились к Президенту РФ Д.А. Медведеву в связи с бедственными положением на селе

Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву

Пресс-служба Псковского обкома КПРФ
2011-02-08 11:57


«О бедственном положении села в Псковской области и необходимости государственной поддержки для его спасения»


Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Коммунисты и представители общественности обращают Ваше внимание на бедственное положение села в пограничной Псковской области.

За последние двадцать лет псковское село фактически превратилось в зону социального бедствия. В каждой седьмой деревне не осталось жителей. Большинство коллективных хозяйств уничтожены. Две трети оставшихся сельхозпредприятий являются убыточными. Общая численность работников, занятых в сельхозпроизводстве, уменьшилась более чем в 5 раз. Настолько же сократилось поголовье коров, свиней, овец и коз. Произошло резкое сокращение материально-технической базы АПК области. Количество тракторов уменьшилось в 6 раз, зерноуборочных комбайнов - в 10 раз, картофелеуборочных комбайнов в 25 раз.

Это катастрофически сказалось на объемах сельхозпроизводства. Посевные площади сокращены в 3 раза. До полного упадка доведено растениеводство. Сбор ржи сокращен в 21 раз, пшеницы - в 9 раз, льна-долгунца - в 13 раз, картофеля - в 3 раза.

Происходит стремительное уничтожение объектов сельской инфраструктуры. Количество дошкольных учреждений сократилось в 9 раз, школ - в 2,6 раза, клубов - в 2 раза. Численность сельского населения уменьшилась на треть, а это 100 тысяч человек. Смертность на селе в 2,5 раза выше, чем в городах.

В тоже время в граничащей с Псковщиной Витебской области Республики Беларусь за это время построено 256 современных агрогородков и ведется строительство еще 37-ми. Все они обеспечены полным набором объектов социальной инфраструктуры и производственного назначения.

В настоящее время объемы производства в Витебской области превосходят псковские результаты по сбору зерновых в 25 раз, картофеля - в 10 раз, производству мяса - в 6 раз, молока - в 3 раза.

Этот успешный пример соседнего с нами региона, сопоставимого с Псковской областью по базовым параметрам, демонстрирует возможность возрождения нашего псковского села. Пленум Псковского обкома КПРФ обращается к Вам, к Правительству и Федеральному Собранию Российской Федерации с предложением оказать целевую государственную поддержку Псковской области в возрождении села. Ведь Псковский край является историческим центром русской государственности и культуры, а также лицом России на Западе и вправе рассчитывать на помощь государства в условиях социального бедствия. Наши предложения о мерах по спасению села прилагаются.


По поручению коммунистов и общественности Псковской области,


Депутат Госдумы

В.С. Никитин.

* * *

Постановление III (январского) пленума Псковского обкома КПРФ

«О бедственном положении села в Псковской области и путях его спасения»


Заслушав и обсудив доклад секретаря Псковского обкома КПРФ А.А.Рогова «О бедственном положении села в Псковской области и путях его спасения», пленум обкома КПРФ отмечает, что в результате умышленного развала агропромышленного комплекса страны и уничтожения крупных коллективных хозяйств качество жизни сельских жителей Псковской области находится на катастрофически низком уровне.

Коммунисты Псковской области констатируют, что на сегодняшний день проблемы жизни сельского населения в Российской Федерации поднимает и предлагает конкретную программу возрождения села только одна политическая сила – Коммунистическая партия Российской Федерации. Это видно на примерах материалов VII пленума ЦК КПРФ «Спасение села – залог экономического и духовного возрождения России», воззвания Центрального комитета КПРФ к гражданам России «Спасение российской деревни – долг каждого», круглого стола фракции КПРФ в Государственной Думе «Чужим хлебом сыт не будешь», круглого стола фракции КПРФ в Псковском областном Собрании депутатов «О проблемах экономического, духовного и социального развития сельских районов Псковской области и путях их решения».

Невозможно далее не замечать, что в России утрачена продовольственная безопасность, а сельское хозяйство откатилось в своём развитии на многие десятилетия назад. Целенаправленное разрушение колхозов и совхозов стало причиной деградации не только сельскохозяйственного производства, но и российского села в целом.

Это подтверждается официальными цифрами статистики. К началу 1990 года Псковская область входила в число 10 лучших регионов России по производству продукции животноводства – молока и мяса – на душу населения. Число колхозов и совхозов составило 377 единиц, в сельскохозяйственном производстве было занято около 80 тысяч человек.

За двадцать последних лет число сельскохозяйственных организаций уменьшилось в 1,5 раза - до 270. Но из общего числа уцелевших сельхозпредприятий всего 98 являются прибыльными, остальные 172 хозяйства убыточные. При этом 20 именно коллективных хозяйств из числа тех, которые работают с прибылью, обеспечивают более 80 процентов реализации всей сельскохозяйственной продукции области.

Общая численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, уменьшилась более чем в 5 разк 2010 году осталось менее 14,5 тысяч человек.

Сегодня очевидно: преднамеренно разрушая крупные сельскохозяйственные организации, государство не оказало должной значимой поддержки крестьянским и фермерским хозяйствам, которые, по словам реформаторов, должны были заменить колхозы и совхозы. А на деле к 2010 году удельный вес фермерских хозяйств области в общем объёме производства основных видов сельскохозяйственной продукции составил: по картофелю – всего 12,3%, по овощам – 6,4%, по зерну – 3,1%, по молоку и мясу - около 1 %.

До полного упадка доведено растениеводство. По сбору пшеницы падение с 76 тыс. тонн до 8 тыс. (в 9,5 раз), ржи – с 80 тыс. тонн до 3,8 тыс. (в 21 раз), льна-долгунца (на волокно) – с 3,4 тыс. тонн до близких к нулю - 0,26 тыс. (в 13 раз).

Валовой сбор картофеля сократился в 3 раза: с 288 тыс. тонн до 95,6 тыс.

Более чем в 3 раза сокращены посевные площади: с 875 тыс. га в 1990 году до 278 тыс. га в 2010 году; 596 тыс. га в настоящее время заброшены и зарастают бурьяном.

При этом в области идёт активная скупка земель сельхозугодий. Зачастую никому не известными дельцами за бесценок приобретаются не только земельные паи, но и целые сельскохозяйственные предприятия, доведенные до состояния банкротства.

Кроме того, есть серьёзные опасения, что в приграничных сельских районах через подставных лиц земля активно скупается иностранцами.

Почти до полного упадка доведено животноводство. Поголовье крупного рогатого скота уменьшилось в 5 раз: с 555,1 тыс. голов в 1990 году до 113,9 тыс. голов к 2010 году.

Динамика поголовья коров за этот же период – уменьшение так же почти в 5 раз: с 231 тыс. голов до 51 тысячи.

Свиное стадо уменьшилось в 4,5 раза: 1990 год – более 326 тыс.; 2009 год – 69 тыс. Овцы и козы – уменьшение в 4,5 раза: 1990 год – 185 тыс.; 2009 год – 40 тыс.

Произошло резкое сокращение материально-технической базы в АПК области.

До 1990 года парк сельскохозяйственной техники ежегодно пополнялся в среднем 2600 новыми единицами тракторов и более 300 единицами зерноуборочных комбайнов. В 2010 году приобретено всего 54 трактора и 3 комбайна!

Как следствие – в настоящее время недостаточная оснащённость села сельхозтехникой. В 1990 году мы имели в наличии 16826 тракторов, 2859 зерноуборочных комбайнов и 277 картофелеуборочных комбайнов. К 2010 году общее количество тракторов в области уменьшилось в 6 раз – осталось 2617 тракторов; количество комбайнов зерноуборочных уменьшилось почти в 10 раз – осталось 297 комбайнов; количество картофелеуборочных комбайнов уменьшилось в 25 раз – осталось всего 11 комбайнов!

Вслед за колхозами и совхозами гибнет инфраструктура села. С начала 2000-го года в сельской местности не построено ни одного квадратного метра дошкольных и общеобразовательных учреждений, а также учреждений культуры. Не введено в действие ни одного метра водопроводных и канализационных сетей.

Напротив, происходит стремительное уничтожение объектов сельской инфраструктуры.

Количество дошкольных образовательных учреждений в сельской местности сократилось в 9 раз: с 411 в 1990 году до 49 к 2010 году.

Количество общеобразовательных учреждений сократилось в 2,6 раза: с 452 в 1990 году до 173 к 2010 году.

Число учреждений культурно-досугового типа сократилось более чем в 2 раза: с 1990 года к 2010 году уменьшилось соответственно с 704 до 349.

Вслед за инфраструктурой в нашей области происходит буквальное вымирание села. С 1990 года численность сельского населения уменьшилась почти на 100 тысяч: с 315 тысяч до 220 тыс. человек.

В настоящее время из 8351 (общее число сельских населённых пунктов в области) более 1500 не имеют ни одного жителя.

Результатами такой государственной политики на селе в Псковской области, как и в целом по стране, стали пьянство, рост миграции молодёжи и трудоспособного населения. Многолетнее негативное воздействие материальных лишений на селе порождает у сельских жителей постоянное состояние страха, неуверенности и бесперспективности жизни, что в свою очередь ослабляет их иммунитет и повышает смертность.

Это подтверждается разницей коэффициентов естественной убыли сельского и городского населения – смертность на селе в 2,5 раза выше, чем в городах.

Коммунисты Псковской области убеждены, что политика Правительства РФ в отношении Российского села не отвечает интересам наших граждан, не обеспечивает продовольственную безопасность страны и по сути своей является антинациональной и антинародной.

Мы полностью поддерживаем выработанные и принятые на VII октябрьском (2010 года) пленуме ЦК КПРФ приоритеты аграрной политики государства.

Так же обращаем внимание, что Псковская область является приграничной. И наши соседи не только союзное государство Беларусь, но и Евросоюз, большинство стран которого являются членами агрессивного блок НАТО.

Нельзя допускать, чтобы приграничные территории опустошались, и в них не оставалось жителей. Поэтому мы предлагаем органам государственной власти и органам местного самоуправления Псковской области незамедлительно осуществить следующие мероприятия в сфере сельского хозяйства:


- Обеспечить системный, комплексный подход к решению проблем социального, экономического и духовного развития сельских районов Псковской области.

- Принять и направить в Правительство Российской Федерации обращение о недопустимости вступления в ближайшее время Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.

- Принять и направить в Правительство Российской Федерации предложения по изменению Земельного кодекса, законодательно закрепив земельные угодья в государственной собственности с последующей безвозмездной передачей их юридическим и физическим лицам для использования в сельскохозяйственных целях

- Разработать и закрепить в областных целевых долгосрочных программах преференции и меры стимулирования для инвесторов, направляющих инвестиции в развитие сельских территорий области.

- Провести слушания о мерах, принимаемых Псковским региональным филиалом ОАО «Россельхозбанк», по обеспечению необходимого и достаточного льготного кредитования сельскохозяйственных, фермерских и крестьянских хозяйства для содействия подъёма производства и прироста объёмов сельскохозяйственной продукции.

- При принятии долгосрочных целевых программ по развитию сельского хозяйства Псковской области предусмотреть компенсационные выплаты сельхозпроизводителям на приобретение минеральных удобрений, известковых материалов, семян высоких репродукций и племенное дело в размере не менее 50% от денежных средств, затраченных хозяйствами на эти цели.

- Рекомендовать областному государственному комитету по регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию вернуться к существовавшей до 1 января 2009 года практике ежегодного установления льготных тарифов на электроэнергию и газ для организаций, осуществляющих свою деятельность в сельских территориях.

- Сохранить субсидию на молоко в 2011 году не менее 2 руб. за литр. Законодательно закрепить данную норму на краткосрочную перспективу 2012-2013 годов.

- Разработать и реализовать на территории области долгосрочную целевую программу по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих долгосрочные инвестиции в развитие основных фондов.

- Прекратить политику укрупнения сельских волостей, обеспечивая сельским жителям предусмотренную действующим законодательством доступность волостных управленческих структур в пределах пешей доступности.

- Прекратить ликвидацию учреждений медицины, образования и культуры в сельской местности, осуществляемую в рамках так называемой «оптимизации».

- Добиваться исключения сельских учреждений медицины, образования и культуры из сферы действия Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации…», направленного на коммерциализацию социальных муниципальных и государственных учреждений.

- Сохранить дорожно-транспортную инфраструктуру на межпоселенческих территориях в сельской местности. На эти цели в консолидированном бюджете области на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов предусмотреть денежные средства отдельной строкой.

- Разработать и осуществить меры государственной поддержки для организаций, оказывающих бытовые, почтовые и торговые услуги в сельских малонаселённых административных единицах.

- Незамедлительно возобновить продажу лекарственных препаратов во всех сельских медпунктах.

- Изучить и применить на практике опыт работы органов государственной власти и местного самоуправления Республики Беларусь по возрождению и развитию села.


Псковское областное отделение КПРФ считает необходимым ставить вопрос о спасении нашего села как приоритетный, требующий мобилизации всех сил общества и энергии народа.


Псковский областной комитет КПРФ постановляет:

  1. Признать положение села в приграничной Псковской области социальным бедствием. Обратиться к Президенту, Правительству и Федеральному Собранию Российской Федерации с предложением оказать целевую государственную поддержку Псковской области.

  2. Считать основные направления возрождения сельскохозяйственного производства, изложенные в семи приоритетах Постановления VII октябрьского (2010 года) пленума ЦК КПРФ, как действительно единственно возможный путь спасения русского села.

  3. Предложить органам государственной власти и органам местного самоуправления Псковской области незамедлительно осуществить выработанные обкомом КПРФ мероприятия по спасению села.

  4. Провести в феврале-марте 2011 года собрания городских и районных отделений КПРФ по обсуждению материалов VII октябрьского (2010 года) пленума ЦК КПРФ «Спасение села – залог экономического и духовного возрождения России», и III январского (2011 года) пленума обкома КПРФ «О бедственном положении села в Псковской области и путях его спасения».

  5. Поручить Секретариату обкома КПРФ осуществить мероприятия по широкому освещению материалов работы пленума в печатных материалах и интернет- изданиях в целях широкого освещения его работы и принятых решений перед населением области.

  6. Районным комитетам КПРФ активизировать свою политическую деятельность по росту численности партийных рядов на селе, созданию сельских первичных отделений партии и усилению массового протестного движения.

  7. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на Секретариат обкома КПРФ.


Первый секретарь

Псковского обкома КПРФ

В.С. Никитин.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.