Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий: сентябрь и III квартал 2010 года

Об активности думских партий и общественном внимании к их деятельности можно судить по различным количественным и качественным критериям: одним из такого рода интегральных показателей является степень и характер их представленности в средствах массовой информации.

Сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний
2010-10-14 07:51

На основании контент-анализа публикаций 4902 федеральных и региональных медиа-источников, используя данные системы анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний рассчитывает информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний о парламентских партиях в информационном пространстве. При исследовании за 100% принимается общий объём сообщений обо всех политических силах, представленных в федеральном парламенте.

В аналитическую модель включён контент материалов СМИ о деятельности думских партий и их парламентских фракций: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».

1. Информационные индексы думских партий

Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (табл.1).

Таблица 1

Структура информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (сентябрь и III квартал 2010 г.)

Партия

Сентябрь 2010 года

Август 2010 года

III квартал 2010 года (июль – сентябрь)

III квартал 2009 года (июль – сентябрь)

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

Партия "Единая Россия"

7182

56

5024

58,5

17503

57,3

9763

39,1

Партия КПРФ

2621

20,5

1770

20,6

6341

20,8

7790

31,2

Партия ЛДПР

1459

11,4

898

10,5

3356

11

3918

15,7

Партия «Справедливая Россия»

1553

12,1

891

10,4

3341

10,9

3472

13,9

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Данные таблицы, составленные по итогам сентября и III квартала 2010 года в целом, предоставляют возможность проанализировать центробежные тенденции в переформатировании информационной сферы и выявить степень их корреляции с основными векторами развития политической системы российского общества.

В первом осеннем месяце темпы наращивания «Единой Россией» процентной доли в общепартийном медиа-потоке немного сократились (56% против августовских 58,5%), что было вызвано ростом активности ЛДПР (11,4% вместо 10,5% месяцем ранее) и «Справедливой России» (12,1% в противовес 10,4%), которые фактически лишь в сентябре вступили в выборную кампанию 10 октября 2010 года.

Несмотря на обилие информационных поводов, обусловленных бурностью протекания процесса подготовки к октябрьским региональным и муниципальным выборам и богатством событий внутрипартийной жизни, деятельность КПРФ не получила должного освещения в средствах массовой информации и по-прежнему находится в информационной тени партии власти. Сентябрьский индекс Компартии, составивший 20,5%, остаётся на уровне показателей летних месяцев, когда традиционно прослеживается их «сезонное пике», после чего следует период оптимизации, которому в этом году, по-видимому, не суждено наступить. Репрезентативна в данном контексте статистика присутствия КПРФ в информационном пространстве в III квартале (июле – сентябре) 2010 года, достигшая планки в 20,8%, что значительно меньше аналогичных индексов 2009 года, составивших 31,2%.

Потеря коммунистами внимания СМИ объясняется ростом экспансии единороссов в информационную сферу. Так, в III квартале 2009 года показатели медиа-активности партии власти варьировали в районе 39%, что почти в полтора раза ниже уровня соответствующего периода 2010 года – 57,3%.

Меньше пострадали от единороссовского «диктата» ЛДПР и «Справедливая Россия», разность степени информационной активности которых в июле – сентябре 2009 и 2010 годов составила 4,7% и 3% соответственно.

Таким образом, перед нами картина коренного изменения порядка наполнения информационного потока: если в прошлом году оппозиционным партиям отчасти дозволялось оглашать свою политическую позицию и демонстрировать события внутрипартийной жизни в средствах массовой информации, то в нынешнем, с увеличением числа призывов к демократизации политического процесса, с расширением дискуссий о необходимости всесторонней модернизации российской действительности, с созданием видимости ослабления гнёта в отношении малых партий, появление на телевидении, в эфире радиостанций или же на страницах прессы противников правящего режима становится диковинкой. Информационные же ресурсы, которые призваны отражать многогранность точек зрения по основополагающим вопросам развития общества и государства, быть «полем битвы» идеологических пристрастий и стать фундаментом развития полноценного гражданского общества, с каждым месяцем всё в больших масштабах «приватизируются» партией власти, превращаясь в покорный инструмент удержания ею верховенства в политическом процессе, и работают на унификацию мировоззрения российских граждан.

Усиление «нажима» партии парламентского большинства на информационные рычаги, в свою очередь, является вполне логичным следствием приближения федеральной выборной поры 2011 – 2012 годов, проходящего под знаменем поступательного процесса потери ею былого авторитета в глазах избирателей и роста протестных настроений, способных, в конечном счёте, привести к смене политического курса страны, тотальной диверсификации политической системы, посредством пришествия новой элиты, готовой взять на себя ответственность за проведение необходимых преобразований.

«Единая Россия» на экранах телевизоров и в газетных полосах предстаёт истинно народной партией, способной агрегировать самых разнообразные и порой противоречивые интересы своего, мягко сказать, неоднородного электората и руководствовать ими при принятии любого государственного решения. Чтобы заявить о себе, партия власти порой искусственно формирует информационные поводы, разжигает конфликты, фактически, «на пустом месте», обрушивает потоки безосновательной критики на политических оппонентов.

В условиях же осознания существенного укрепления позиций своего главного политического оппонента и единственной на сегодняшний день в России реальной оппозиционной партии – КПРФ, правящая элита всё чаще использует тактику формирования в отношении  неё «информационного кордона», сводя упоминаемость о ней в СМИ на нет.

 

2. Информационные индексы думских фракций парламентских партий

Деятельность фракций Государственной Думы даёт каждый пятый-шестой информационный повод, если рассматривать обобщённую представленность в медиа-потоке.

Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить также структуру информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партий (табл.2).

Таблица 2

Структура информационного пространства,

в котором действуют думские фракции парламентских партии (сентябрь и III квартал 2010 г.)

Партия

Сентябрь 2010 года

Август 2010 года

III квартал 2010 года (июль – сентябрь)

III квартал 2009 года (июль – сентябрь)

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

"Единая Россия" (фракция)

1137

45,1

669

54,9

2939

47,3

2184

38,5

КПРФ (фракция)

663

26,3

310

25,4

1561

25,1

1530

27

ЛДПР (фракция)

282

11,2

128

10,5

773

12,4

1277

22,5

"Справедливая Россия" (фракция)

439

17,4

112

9,2

946

15,2

682

12

 

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Специфика заполнения информационного поля в сентябре и III квартале 2010 года в целом для фракционной составляющей парламентских политических сил претерпела менее существенные отклонения от традиционного порядка.

 С открытием осенней сессии Государственной Думы отмечено значительное снижение показателей «Единой России» (с августовских 54,9% до 45,1%) и их возвращение к норме рабочего периода при резком взлёте индекса «Справедливой России» (с 9,2% до сентябрьских 17,4%). Небольшой «плюс» наблюдается у КПРФ и ЛДПР, прибавивших по сравнению с прошлым месяцем 0,9% и 0,7% соответственно.

Сравнительный анализ степени представленности в медиа-пространстве парламентских фракций в III квартале 2010 года с аналогичным периодом 2009 года демонстрирует существенную активизацию работы депутатов-единороссов (47,3% против прошлогодних 38,5%), резкое падение инициативности либерал-демократов (с уровня 22,5% за 2009 год до 12,4% в 2010 году), небольшое снижение показателей КПРФ (25,1% вместо 27% годом ранее) и, напротив, рост в масштабах 3,2% у «Справедливой России», стремящейся компенсировать партийный и идейный застой созданием видимости работы в нижней палате Федерального Собрания РФ.

Особый исследовательский интерес представляет анализ соотношения медиа-активности партий и их думских фракций (графики 1, 2), что в значительной степени объясняет природу политических партий и приоритетные направления их деятельности.

График 1

Соотношение медиа-активности парламентских партий и их думских фракций в III квартале 2010 года

Примечание: Составлено сектором по данным системы  анализа и мониторинга СМИ  «Медиалогия»

 

Графически представленные данные наглядно индицируют динамику информационного пространства.

В III квартале 2010 года в соотношении информации о думской деятельности и общепартийной работе у «Единой России» фиксируется существенное преобладание последней (57,3% над 47,3%).

Противоположным образом складывается ситуация у остальных исследуемых политических сил: фракция КПРФ ярче, нежели партия в целом,  освещена в СМИ на 4,3% рейтинга, такого же показателя достигла и «Справедливая Россия», минимален разрыв у ЛДПР – 1,4%.

 

График 2

Соотношение медиа-активности парламентских партий и их думских фракций

за III квартал (июль - сентябрь) 2009 года

Примечание: Составлено сектором по данным системы  анализа и мониторинга СМИ  «Медиалогия»

 

Иначе обстояли дела в III квартале 2009 года: партийная составляющая превалировала в наибольшей степени у КПРФ (31,2% над 27%), менее отчётливо – у «Единой России» (39,1% в противовес 38,5%) и «Справедливой России» (13,9% против 12%).

Лишь либерал-демократы позиционировали себя, преимущественно, как работники государственного аппарата – депутаты Государственной Думы (фракционные 22,5% при партийных 15,7%).

Следовательно, в настоящее время в качестве одного из приёмов политической борьбы представители «Единой России» используют тактику преподнесения своих политических противников, в большинстве случаев, как чиновников, бюрократов, стремящихся обеспечить лишь собственное благополучное существование и переизбраться на следующий депутатский срок и безразличных к чаяниям народа.

 

3. Совокупные информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий и их парламентских фракций

Обобщение результатов контент-анализа публикаций СМИ, приведённых в таблицах 1 и 2, позволил определить структуру информационного пространства, в котором действуют как думские партии, так и их парламентские фракции (табл. 3)

Таблица 3

Структура информационного пространства, в котором действуют думские партии и их парламентские фракции (сентябрь и III квартал 2010 г.)

Партия

Сентябрь 2010 года

Август 2010 года

III квартал 2010 года (июль – сентябрь)

III квартал 2009 года (июль – сентябрь)

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

Партия и фракция "Единая Россия"

8319

54,2

5693

58,1

20442

55,6

11947

39

Партия и фракция КПРФ

3284

21,4

2080

21,2

7902

21,5

9320

30,4

Партия и фракция ЛДПР

1741

11,4

1026

10,5

4129

11,2

5195

17

Партия и фракция «Справедливая Россия»

1992

13

1003

10,2

4287

11,7

4154

13,6

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Совокупные показатели сентября и III квартала 2010 года отражают обозначенные выше закономерности в перекраивании информационного пространства.

Первый осенний месяц отмечен ощутимым снижением суммарных показателей «Единой России» (на 3,9% по сравнению с уровнем августа) и ростом индексов КПРФ (на 0,2%), ЛДПР (0,9%) и «Справедливой России» (2,8%), что, в целом, соответствует обобщённым данным III квартала 2010 года с погрешностью 0,5 – 1% (график 3).

График 3 

Динамика изменения доли публикаций о думских партиях и их парламентских фракциях в информационном политическом пространстве в августе – сентябре 2010 года

Примечание: Составлено сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Полученные данные III квартала 2010 года по рассматриваемому параметру заметно разняться с аналогичными показателями 2009 года в масштабах, присущих партийным составляющим анализируемых политических сил.

Выявленные и описанные ранее тенденции в трансформации медиа-потока и перегруппировке сил представим графически, в целях обобщения и наибольшей доступности восприятия (график 4).

 

График 4 

Динамика изменения доли публикаций о думских партиях и их парламентских фракциях в информационном политическом пространстве за III квартал 2009 – 2010 гг.

Примечание: Составлено сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Некоторые выводы

 

На основе проведённого исследования можно сделать вывод: по-прежнему самой широко освещаемой в информационном пространстве партией является «Единая Россия», продолжившая в сентябре 2010 года укрепление своего лидерства в политической системе общества. Реализация данной стратегической линии отразилась на удержании партией власти стабильно высоких информационных показателей, несмотря на небольшое снижение, вызванное активизацией предвыборной борьбы накануне Единого дня голосования 10 октября и открытием осенней сессии Государственной Думы (в среднем на 5,4%). Степень медиа-присутствия партии власти в III  квартале 2010 года в разы превышает аналогичные показатели 2009 года по всем анализируемым параметрам (в среднем на 14,5%).

«Освоение» новых участков информационного поля «Единая Россия» осуществляет за счёт вытеснения оппозиции, основной же удар приходится по главному политическому противнику правящего режима – КПРФ, которая с каждым днём обретает всё большую поддержку населения. В данном контексте примечательно, что в сентябре, ставшем «пиком» предвыборной борьбы, число упоминаний о Компартии в СМИ осталось на уровне летних месяцев, которые традиционно считаются «каникулами» в политической жизни общества. В целом, в III квартале 2010 года, по сравнению с соответствующим прошлогодним периодом, у коммунистов наблюдается резкое снижение всех рассматриваемых индексов (в среднем на 7,1%).

В меньшей степени подвержены изменениям информационные рейтинги ЛДПР и «Справедливой России», которые колеблются в рамках традиционных для них значений. В сентябре 2010 года обе партии вышли на уровень «рабочего», доотпускного, периода, при этом предвыборная пора практически никак не сказалась на степени их представленности в медиа-потоке. Сравнительный же анализ показателей III квартала 2009 – 2010 годов продемонстрировал постепенный уход в тень старейшей российской партии – ЛДПР и относительную стабильность позиций «Справедливой России».

Оценивая  динамику переформатирования партийного информационного пространства, можно отметить следующие его ключевые направления:

·     сохраняются два  информационных и политических «полюса» в лице «Единой России» и КПРФ, между которыми и происходит реальная борьба за верховенство в политической системе российского общества;

·     ЛДПР и «Справедливая Россия» не рассматриваются правящим режимом в качестве конкурентов, что обеспечивает относительную стабильность доли их присутствия в СМИ, выделяемой для поддержания «фантома» российской демократии;

·     партия власти продолжает эффективно использовать имеющиеся у неё ресурсы для ещё большего доминирования в информационном пространстве: чем больше в обществе критика «Единой России» и существеннее поддержка КПРФ, тем активнее и агрессивнее информационные поводы для постоянного наращивания представленности в СМИ партии парламентского большинства;

·     «властная вертикаль» всё активнее использует информационные ресурсы для формирования политических стереотипов граждан, в соответствии с которыми «Единая Россия» воспринимается как «реальная» партия, «активно помогающая людям», а оппозиция – как чиновничий аппарат, заинтересованный лишь в сохранении приобретённого статуса и личного благосостояния;

·     реализация ФЗ «О гарантиях равенства  парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами» не приводит к ограничению информационной монополии правящей партии.

 

Исполнитель исследования: Юшина А.В.

Координатор проекта: Клюева А.Н., зав.сектором ЦК КПРФ

Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.