Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Московские эксперты пророчат алтайским сельхозпроизводителям «неплохие деньги». Но – без поправки на «откаты» и невнятную политику правительства

На минувшей неделе, 19 августа в пресс-зале Алтайского крайкома КПРФ состоялся круглый стол с участием алтайских и московских экспертов аграрного рынка.

Пресс-служба депутата Госдумы от Алтайского края (фракция КПРФ) Алексея Багарякова.
2010-08-24 14:00

 

Как пояснил организатор мероприятия, депутат Госдумы от Алтайского края Алексей Багаряков - вся аграрная Россия внимательно следит за тем, что происходит в Алтайском крае. У региона не смотря на проблемы прошлого года - достаточно высокий экспортный потенциал по зерну, в отличие от территорий в южной и центральной европейской части России, где значительная часть урожая уничтожена аномальной засухой. Участники круглого стола обсудили, какие в связи с этим новые возможности открываются для аграриев Алтайского края, и насколько этими возможностями мы сможем воспользоваться.

 

 

Ждем «больших денег»?

 

Со слов генерального директора института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), известного эксперта в этой области, Дмитрия Рылько, западно-сибирские (и особенно - Алтайские) сельхозпроизводители должны в течение сезона получить неплохой шанс, на то чтобы заработать неплохие деньги. С этим согласился и независимый эксперт-аналитик Николай Кустов (в прошлом – начальник алтайского краевого управления пищевой и перерабатывающей промышленности).

 

- Сегодня для Алтая и Западной Сибири появился прекрасный шанс заработать денег, - отметил Кустов. - Но шаг правительства о запрете на экспорт зерна и муки – я считаю ошибкой. По зерну еще можно подебатировать. Но если говорить о муке, то Россия с таким трудом завоевывала экспорт, что вот так просто терять его нельзя! Казахстан сегодня экспортирует 3 млн. 200 тысяч тонн муки. А Россия – всего около 0,5 млн. тонн, из которых половина приходится на Алтайский край. Этот объем, вряд ли повлиял бы на общую ситуацию в стране. Но зато мы сохранили бы рынки сбыта, а страна – экспортный авторитет. При наличии в будущем нормального урожая в России – мы получим серьезные проблемы в сфере экспорта.

 

Николай Петрович так же отметил, объемы внутреннего потребления в крае не изменятся. Но на уровне страны, со слов Рылько, ситуация может поменяться серьезно.

 

- Я не поддерживаю идею о том, что в этом году потребление зерна вырастет из-за того, что мы будем вынуждены возмещать грубые и сочные корма – зерном, - пояснил Дмитрий Николаевич. - Скорее всего, потребление зерна у нас наоборот снизится. В частности, потому, что очень большие резервы зерна отдавались работникам сельзозпредприятий в виде паевых и шли на корм скоту в подсобных хозяйствах. В этом году масштабы откорма скота в подсобных хозяйствах пострадавших регионов значительно сократятся. Поставить им зерно откуда-то, привезти – очень дорого. А своего зерна там просто нет. Таким образом, по нашим прогнозам, потребление зерна в стране может сократиться с 78 до 73 млн. тонн. Но возможно, что уровень потребления будет еще ниже.

 

- Скот вырежут – возмущенно отреагировал участвовавший в круглом столе бывший министр сельского хозяйства России Александр Назарчук, соглашаясь с доводами московского эксперта. - Когда мы в советское время хотели сохранить скот - мы солому с Украины везли. А сегодня государство не хочет давать возможность алтайскому крестьянину перебросить в другую часть России зерно - чтобы крестьянин из центральной России не резал своих коров. Надо 5-7 лет, чтобы новую корову вырастить!

 

Железнодорожные монополии одной из двух основных проблем российского крестьянства (наряду с перманентным недофинансированием) назвал эксперт-аналитик, директор агентства «Стратег» Владимир Решетняк. А отвечая на вопрос о ситуации на рынках зерна, он ясно дал понять, что в этой сфере прогнозы не уместны.

 

 

О тех, кто нами управляет?

 

- Рынки не прогнозируют, - пояснил Решетняк. - Рынками управляют, рынки регулируют, рынками зачастую манипулируют. Поэтому когда кто-то говорит: прогноз такой-то или такой-то – в моем понимании это несколько странно. Так, например, американцы, являясь в какой-то мере нашими экономическими и геополитическими оппонентами, уже научились влиять на рынок, управлять и зерновыми и нефтяными и финансовыми рынками. Европейцы тоже знают, как играть в «зерновой бильярд». За последние 10 лет Европа импортирует 14 млн. тонн зерна, а экспортирует в среднем 22 млн. тонн зерна. То есть они и завозят и вывозят. Завозят они по минимальным демпинговым ценам – с Украины, России, Казахстана, а вывозят – когда бывает высокая конъюнктура – по более высоким ценам. У них внешнеторговые компании работают как «челноки»: туда-сюда. Вот почему они так завозмущались, когда речь зашла о зерновом союзе «Россия, Украина, Казахстан». Им не нужен еще один сильный игрок, каким Россия полнее может стать.

 

- Вы рассуждаете как грамотный экономист и гражданин своей страны, - отметил председатель совета директоров АПГ «Алтайские закрома» Александр Терновой, комментируя слова эксперта. - Но вы не сделали поправки на откаты. Без них адекватные рассуждения не вписываются в реалии сегодняшней дикой действительности. А реалии таковы, что просить чего-то у правительства бессмысленно, поскольку оно предпринимателю ничем не обязано и является, по сути, аппаратом насилия. Раз так, то чего от него можно ожидать, кроме изнасилования? А если оно неизбежно – необходимо расслабиться и попытаться получить максимум удовольствия. Когда ставка кадастровой стоимости земли повышается в 32 раза, а электроэнергия самая дорогая в Сибири - остается только идти по пути замкнутого производства (от поля до прилавка) и максимального сокращения издержек производства: ставить мельницы и экономичные мини-пекарни в селах, и кормить селян собственным хлебом.

 

Экономичную альтернативу элеваторному хранению зерна, как один из путей сокращения издержек, обозначил Гендиректор журнала «Агробизнес» Дмитрий Востриков. Речь о «полимерных рукавах», которые безо всяких элеваторов позволят аграриям спокойно дожидаться более благоприятной ценовой конъюнктуры. При этом, Дмитрий Владимирович отметил, что внедрение новых агротехнологий и анализ земель должны финансироваться государством, наравне с закупкой тех же удобрений.

 

Впрочем, говоря о том, как государство должно поддерживать своих аграриев, большинство экспертов сошлись во мнении, что прежде правительству необходимо определиться с федеральной аграрной политикой, которой попросту не существует.

 

 

Агропроизводство это каждый раз - лотерея

 

- Сегодня кредитуем одно направление, завтра – другое, - возмутился Александр Терновой. - Сегодня – птицу, завтра – животноводство, послезавтра – зерно. Аграрий не знает, что завтра будет субсидироваться, он не знает, чем ему выгоднее заниматься на следующий год. Не расписан четкий план хотя бы на 5 лет вперед. Постоянно все меняется. Это выбивает крестьян из нормального ритма работы.

 

- Надо обладать большим «талантом» чтобы при 6 млн. тонн валового сбора хлеба в Алтайском крае, оставить крестьян без штанов, - заявил Александр Назарчук, продолжая тему непоследовательной аграрной политики. – Никто не отменял принятый в 1994 году закон о закупках и поставках продукции сельского хозяйства и продовольствия для государственных нужд. При этом закон – не работает. Вот если бы нашлись силы, например Госдума, которые бы спросили Правительство: почему этот закон не выполняется? Если бы закон этот исполнялся, сегодня не было бы никаких проблем. У государства был бы постоянный запас – хлеб является главным богатством любой страны. А крестьяне никогда не оставались бы голыми.

 

В стране полностью отсутствует нормальная аграрная политика, - продолжил Назарчук. – С одной стороны вполне понятно желание правительства не допустить. Хотя, совсем недавно еще звучали бойкие заявления: не беспокойтесь, хлеба у нас хватит, а свои экспортные обязательства мы исполним за счет интервенций. Не знаю, куда девался этот хлеб, но сегодня крестьяне России столкнулись с непреодолимыми препятствиями. Сегодня в Алтайском крае мы живем в таком идеологическом пространстве, где «государство никому ничем не обязано». Я считаю, что это тезис ошибочный – такое государство никому не нужно, если оно никому ничем не обязано. Будучи министром, я часто бывал в странах, которые столетиями живут в рыночной обстановке. Во Франции, например, три раза был – и два раза при мне Елисейские поля перекрывали фермеры, требуя для себя все новых условий – хотя мы знаем, что там условия и так неплохие. У нас же аграрное производство – это каждый раз лотерея, правила которой устанавливают не те, кто работает на земле.

 

- У крестьян нет своего лобби, - пояснил Алексей Багаряков, комментируя эту тему. - Их интересы, по моим наблюдениям, сегодня никто не отстаивает. Ни на федеральном, ни на краевом уровне. Аграрная партия у нас была - но она растворилась в «Единой России». Региональным властям сегодня невыгодно показывать проблемы Федеральному центру, поскольку губернаторы все назначаемые. Отсюда и приписки по сельхозпоказателям, и вранье откровенное, и другие проблемы. Депутаты Алтайского края могли бы обратиться к федеральному центру, сделать заявление в то время, когда были низкие цены на зерно. Но власть сегодня монополизирована – и информации с мест тоже нет. Поэтому мы, в ходе нашего мероприятия попытаемся четко обозначить проблемы в отрасли, в том числе и на уровне Алтайского края, и донести их до федерального уровня.

 

 

И все-таки, чего нам ждать?

 

Самый неприятный прогноз, о росте цен на продовольствие, пришлось сделать Алексею Багарякову. Алексей Владимирович согласился с доводом Владимира Решетняка о том, что ростом цен можно управлять.

 

- Когда по центральным телеканалам идет шумиха по поводу засухи, и других катаклизмов, всех предупреждают о росте цен на продукты питания – это не может не отражаться на уровне продаж в продуктовых магазинах. Наши граждане очень специфически относятся к подобным событиям. Мы видим: растет инфляция, накручиваются цены на продовольствие. В Москве за короткое время хлеб уже подорожал в среднем на 5-10%, а цены на некоторые продукты питания и в Москве, и в Алтайском крае выросли более чем в два раза. Я думаю, что это – не предел, надо только дождаться зимы, когда будут окончательные цифры по урожаю. Инфляция у нас сегодня где-то 6-8%, энергоносители дорожают. В этих условиях и зерно, и хлеб, я думаю, тоже будут дорожать. Насколько именно – это пока трудно прогнозировать, но совершенно ясно, что цены на продукты будут расти, - пояснил Багаряков.

 

Николай Кустов согласился с мнением Багарякова о том, что тема нагнетания обстановки вокруг роста цен на хлеб на Алтае – актуальна.

 

– В Алтайском крае никогда не происходило больших скачков цен на хлеб. На Алтае всегда была одна из самых низких цен на хлеб в сибирском регионе, так что сегодня никаких серьезных оснований для таких опасений нет. У нас последний раз поднималась цена на хлеб, когда мука была по цене 10,940 тыс. руб. она и сегодня держится на уровне 19,800. К тому же сегодня в цене хлеба в значительной мере роль играет уже не мука, а другие составляющие: тарифы, электроэнергия и все остальное. Второй момент: муку наших крупнейших зернопереработчиков алтайские хлебопеки используют в меньшей мере. Они имеют своих постоянных поставщиков, и там вопрос о цене решается несколько по-другому.

 

Дмитрий Рылько свой прогноз начал с информации о переходящих запасов зерна, которые сегодня составляют 17 миллионов тонн, включая интервенционный фонд. Оценка урожая зерновых по России оценивается в 61-63 миллиона тонн. Таким образом, ресурсы зерна в России на текущий сезон просматриваются в пределах 80 млн. тонн зерна. До «экспортного эмбарго» экспортёры успели вывезти 3,6 млн. тонн зерна. При прогнозах падения внутреннего потребления с 77 до 73 млн. тонн – не сложно посчитать, сколько зерна у нас останется. Для полноты понимания ситуации к  этому можно добавить уже традиционные возможные приписки по урожаям.

 

- Я думаю, если к новому году мы увидим укрепление цен на внутреннем рынке, по сравнению с тем уровнем, который мы имеем сейчас на европейской территории России (не считая Западную Сибирь – здесь ситуация особая) – это будет означать, что баланс, действительно, напряженный и наши оценки напряженности баланса – правильные, - пояснил Рылько.

 

Наиболее интересный и необычный прогноз прозвучал из уст Владимира Решетняка, которому пришлось отвечать на непростой вопрос о возможности повторения аномальной засухи уже на территории Алтайского края.

 

- У меня есть, как в известном анекдоте, два варианта ответа на этот вопрос: фантастический и реалистический. В Интернет–пространстве, действительно, проскальзывает информация, что американцы научились управлять погодой и погодные аномалии, которые происходят на нашем континенте в этом году, имеют «искусственное происхождение». Другая версия естественная, и связана с цикличностью погодных феноменов El Nino и La Nina – нагревание и охлаждение мирового океана свыше 0,5 градусов от нормы. Мы вычислили аналоговый период развития погодного феномена El Nino, который в 1972 году сопровождался засухой в России и падением урожайности зерновых культур. Затем, его сменил холодный антипод La Nina, способствовавший всплеску урожайности зерновых культур в 1973 году. Если мы правильно уловили цикличность, тогда под урожай 2011 года стоит надеяться на благоприятные для озимых культур погодные условия и пострадавшим от засухи регионам Поволжья и Черноземья, равно как и Северному Кавказу, имеет смысл сделать упор на озимый клин, если к моменту озимой посевной кампании наши предположения подтвердит «госпожа погода». Какая из двух аномальных версий фантастическая, а какая реалистическая – судите сами, - отметил Решетняк.

 

Александр Назарчук, комментируя этот прогноз, согласился с ним, отметив, что он вполне соответствует многолетним наблюдениям аграриев-практиков. В своем же прогнозе он особо отметил, что временный выигрыш алтайских крестьян в связи с засухой – может обернуться проигрышем. И если алтайские крестьяне не пойдут по пути объединения под крышей агропромсоюза – то им не стоит особо надеяться, что в условиях засухи продажи зерна пойдут намного лучше. Особенно,  если перераспределением зерна займутся опять посредники, а не региональная федеральная власть. В этом случае земледельцы останутся без денег и без зерна.

 

Узнает Скрынник, узнают депутаты

 

- Мы сегодня услышали множество точек зрения и пришли к выводу о том, что погода, действительно, преподнесла алтайским аграриям уникальный шанс, - заявил в своем заключительном слове Алексей Багаряков. - И шансом этим они, теоретически могут воспользоваться. Но, ровно настолько, насколько им это позволит государство, названное в ходе нашей дискуссии, аппаратом насилия.

 

Алексей Владимирович так же напомнил, что организаторы мероприятия еще раз дополнительно свяжутся с каждым из участников круглого стола, после чего будет подготовлен сборник материалов и рекомендаций по проблемам сельского хозяйства Алтайского края. Депутат особо отметил, что этот сборник с доводами и рекомендациями будет отправлен и в Минсельхоз и алтайским политикам.

 

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.