Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Доклад Н. И. Осадчего: Партийные комитеты и депутатский корпус КПРФ

Доклад первого секретаря Краснодарского краевого Комитета КПРФ, руководителя фракции КПРФ Законодательного Собрания края Н.И.Осадчего на краевом собрании Ассоциации коммунистов-депутатов в Краснодаре 25 апреля 2010 года

Пресс-служба Краснодарского краевого комитета КПРФ
2010-04-26 10:11
В Краснодаре в Доме Союзов состоялось общее собрание краевой Ассоциации коммунистов-депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления. С докладом "Партийные комитеты и депутатский корпус КПРФ" выступил первый секретарь крайкома, руководитель фракции КПРФ в краевом парламенте Н.И. Осадчий.

Партийные комитеты и депутатский корпус КПРФ

Товарищи! Обсуждая наши партийные задачи по работе депутатского корпуса, нам следует, прежде всего, исходить из точной оценки текущей общественно-политической ситуации.

Первое. В России утвердился и пока сохраняется строй периферийного капитализма со всеми его атрибутами. Это – экономическая и политическая зависимость от капиталистического центра, от интересов транснациональных корпораций – под сенью мифов об «экономическом росте» или о «преодолении экономического кризиса». Это – повседневное наступление на социальные права и интересы большинства граждан – под прикрытием завесы, – например, в виде периодического повышения пенсий. Это – авторитарный политический режим, прикрываемый рассуждениями о «суверенной демократии» и якобы справедливыми и честными избирательными кампаниями. Это – непрерывное административное и информационное давление на левую оппозицию, порой переходящее в откровенный полицейский произвол.

В связи с этим наша задача – для всей партии в целом и в том числе – для нашего депутатского корпуса – отстаивать, насколько возможно в данных условиях, принципы демократии и народовластия, бороться за них.

Второе. Государственная власть продолжает свои капиталистические реформы в экономике образовании, медицине, жилищно-коммунальной сфере. Постоянно растут коммунальные тарифы, цены на бензин, на продукты питания. Таким образом, наносится постоянный и ощутимый ущерб интересам пенсионеров, ветеранов, инвалидов и других малообеспеченных и социально уязвимых слоев и групп, чем достаточно откровенно власть все время открывает свое подлинное классовое лицо. Наша задача – громко говорить о том, какое это лицо. Срывать с него маски. И организовывать общественный протест, почва для которого постепенно становится более благодатной, чем ранее.

Следующий момент. Для того чтобы укреплять авторитет партии в обществе, мы должны активно, энергично и четко самоопределяться по отношению к существующей  власти, грамотно использовать самые минимальные властные полномочия (которые нашим представителям удается получить, завоевать), а также координировать позицию и работу депутатов, выдвинутых или поддержанных партией.

Нам нужен четкий ответ на вопрос: что должны делать депутаты-коммунисты сегодня, в условиях буржуазного государства и права, в условиях авторитарного режима, когда законодательные и представительные органы практически полностью превращены в придатки государственной бюрократической машины, в парламентское прикрытие авторитарно-олигархического режима?

Давайте еще раз задумаемся: что приносит нам участие в нынешней парламентской системе, в представительных органах местного самоуправления?

Во-первых. Участвуя в выборах и, в случае успеха, работая затем в органах власти, мы расширяем свое политическое влияние в обществе, раскрываем  платформу КПРФ, ее цели и задачи. Приобретаем опыт жесткой политической борьбы и тактической гибкости.

Для Компартии неприемлема политическая аморфность, депутат-коммунист не должен быть «соглашателем» и не имеет права просто «поддакивать» сегодняшней местной и краевой исполнительной власти, встроенной в «путинско-медведевскую вертикаль». Например, депутаты фракции КПРФ Законодательного Собрания не поддерживают закон о краевом бюджете, если речь идет о его сокращении за счет социально-значимых целевых программ в области социального развития села, газификации, медицины и образования. Так было, к примеру, в 2009 году, когда финансирование этих статей уменьшили на 6 с лишним миллиардов рублей. Так было и в текущем году, когда краевой бюджет практически оказался на уровне двухлетней, докризисной давности.

Аналогично следует действовать в местных Советах – при рассмотрении местных бюджетов, налогов, некоторых коммунальных тарифов. Такой опыт есть у коммунистов-депутатов, например, Белореченска, Ейска и Тимашевска.

По подобным вопросам мы должны занимать принципиальную позицию. И должны учиться давать ей четкое обоснование, доводить суть до населения.

Во-вторых. Если мы имеем мандаты в законодательно-представительных органах власти и местного самоуправления, то тем самым мы приобретаем возможность укрепления партийной структуры – в организационном, кадровом и техническом обеспечении. Привлекаем новых людей к своей работе. Нет депутатов – с нами меньше считается власть. Есть депутаты – иной разговор.

В-третьих. Наш депутатский корпус, когда он есть, приобретает неоценимый опыт работы в органах власти и местного самоуправления в современных условиях. Это – опыт организационный, правовой, опыт взаимоотношений со средствами массовой информации, опыт парламентского общения с представителями других политических партий, опыт опоры депутатов на уличный протест и так далее.

В-четвертых. Имея депутатские полномочия, мы пытаемся решать социальные и экономические проблемы наших земляков. Или хотя бы влиять на их решение.

Свежий пример. На последней сессии Законодательного Собрания Краснодарского края при обсуждении законопроекта, касающегося отдыха и оздоровления детей, депутат Г.Д.Шабунин по поручению фракции внес поправку: компенсировать родителям не менее 50 процентов стоимости детской путевки (первоначально было записано: не более 50 процентов), и это предложение было единогласно поддержано всеми депутатами ЗСК.

Наша фракция в краевом парламенте всегда поддерживает законопроекты, которые на деле могут улучшить жизнь людей труда, пенсионеров, инвалидов, детей. Улучшить условия для отечественной промышленности и сельского хозяйства.

Принцип «чем хуже, – тем лучше» для нас неприемлем. Если будет происходить обнищание, люмпенизация и деградация населения, то будет таять наша социальная база, и, наоборот, будет нарастать возможность политической манипуляции массовым сознанием со стороны правящих кругов, будут усиливаться политические авантюристы и провокаторы.

Однако ошибочна и другая крайность: полное поглощение депутатов круговертью социальных «малых дел». КПРФ – это не отдел МЧС, занятый работой по спасению людей от тех бед и невзгод, которые государственная власть обрушивает на их головы. Коммунисты обязаны, защищая права и интересы граждан, постоянно раскрывать для них альтернативный социально-экономический курс, предлагаемый нашей партией – нашу антикризисную Программу, суть Обращения ЦК КПРФ «Путь России – вперед, к социализму!». Когда мы помогаем решать конкретные социальные вопросы, то это работает на политический авторитет КПРФ, усиливает наше влияние в обществе.

Значительную часть народа заставили адаптироваться к жестоким условиям жизни при сегодняшнем общественном строе, свыкнуться с мифом о «наступлении стабильности» и «общественном согласии». Нам приходится идти «против течения», против всевозможных рейтингов Президента и губернатора, против той радужной и бодрой картины жизни на Кубани, которую создают послушные СМИ. Но это и есть одна из главных политических задач всех структур КПРФ, включая депутатский корпус, – вести политическое просвещение отупляемого властью народа, говорить правду о положении в стране и в крае, в районе и городе. Давать людям азы политграмоты: разъяснять, каковы сегодняшние законы, как разграничены полномочия и функции уровней власти, ее различных органов и т. д.

Эту задачу можно решать как с помощью выступлений в средствах массовой информации, так и во время встреч с избирателями. Например, за последний год депутаты фракции КПРФ Законодательного Собрания края проехали с коллективными отчетами уже в два десятка муниципальных районов и городских округов. В большинстве наших встреч принимали участие коммунисты-депутаты из органов местного самоуправления. (На следующей неделе – продолжение этой практики в Гулькевичском и Кореновском районах).

Товарищи! Во всех без исключения законодательно-представительных органах на территории Краснодарского края депутаты-коммунисты находятся в меньшинстве. Максимум, что у нас есть, – до 20-30 процентов мандатов в нескольких точках, то есть по 6-8 мандатов, – например, в Ейском, Крымском  и Тимашевском горсоветах, Староминском сельсовете, Вольненском Совете в Успенском районе, с марта текущего года – в Армавирской городской Думе. Кому-то может показаться, что при таком соотношении мы обречены на прозябание в местных Советах и Думах, на роль статистов и «отважных героев очень маленького роста». Но в действительности это не так.

Если мы организованны и дисциплинированны, если наша работа строится в постоянном взаимодействии депутатов с первичными отделениями КПРФ, с местными партийными Комитетами, то никакого прозябания быть не может. Наоборот, являясь оппозицией, мы можем ставить и поднимать такие вопросы, которые никогда не поставят депутаты от партии власти. (Вот уж кто является статистами по отношению к администрации – так это абсолютное большинство депутатов-«едросов». Что им вносит администрация – за то они молча и голосуют, даже если и не очень согласны).

Организованность и дисциплина наших депутатов достигается созданием фракций в представительно-законодательных органах власти и местного самоуправления. Фракции должны обязательно быть созданы в каждом Совете, где у нас есть хотя бы три депутата. Это – требование Устава КПРФ. Это – единственный путь к успеху, к положительному политическому результату.

Когда фракция четко заявляет свою позицию и дружно голосует, это не может не быть замеченным избирателями, и не может не влиять на остальных депутатов представительного органа. К примеру, в ЗСК у нас всего 6 депутатов, но когда наша позиция точно и обоснованно выражена, – например, по отношению к федеральным законопроектам – вместе с нами голосует еще до десяти депутатов и более.

В любом случае депутатов фракции, работающих как одна команда, уважают. С их позицией считаются.

Есть и такой вариант: блокирование по отдельным, конкретным  вопросам с беспартийными независимыми депутатами и даже с представителями других политических партий. Такой опыт сейчас появился, например, у фракции КПРФ в Совете Тимашевского городского поселения, где шесть коммунистов в контакте с другими депутатами смогли навязать партии власти свое решение кадрового вопроса – о председателе Совета.  

Далее. Предположим, что в сельском или районном Совете у нас всего один-два депутата. Как действовать им?

Здесь только один вариант – тесная связь с партийной организацией, которая выдвинула нашего товарища в депутаты и помогала ему избираться. Коммунисты любой «первички» – это жители конкретного населенного пункта, они живут так же, как большинство сельчан или горожан. У них те же проблемы: цены, тарифы, налоги. Находясь в постоянном общении со своей «первичкой», регулярно отчитываясь в ней о своей работе, депутат тем самым уже имеет более или менее точную информацию о настроениях своих земляков. Он знает, какие нужно поднимать вопросы на сессиях, совещаниях, в СМИ.

С другой стороны. Сколько бы ни было наших представителей в местном Совете, их будут уважать и слушать, если «первички» и партийные Комитеты подопрут их своей внепарламентской активностью, общественным давлением на власть, – например, пикетами, митингами, коллективными обращениями жителей, сбором подписей и так далее.

Особо следует оговорить роль партийных Комитетов по отношению к коммунистам-депутатам и к фракциям. Главное здесь определено Уставом КПРФ: как отдельные депутаты, так и фракции работают под руководством партии. Но каков механизм этого руководства, каковы его методы, параметры?

Возьмем такой вопрос, как подготовка фракции к сессиям.  Безусловно, здесь обязательным является сбор фракции накануне или хотя бы перед началом сессии, когда уже известна повестка дня, и на руках имеются проекты нормативных актов. Обсудили, выработали позицию, сделали поручение, кто по какому вопросу выступает, проголосовали на фракции (если это нужно) и – вперед, на сессию.

В ряде случаев следует проводить расширенное заседание Бюро райкома, горкома, а, может быть, и Пленум местного партийного Комитета. Это необходимо тогда, когда в повестке сессии значится, например, вопрос о принятии бюджета муниципального образования. Или кадровый вопрос. Или какой-то местный налог, его ставки и льготы. Здесь решения Бюро желательны и обязательны, фракцию в «свободное плавание» отпускать нельзя.

В то же время нужно уметь избежать другой крайности. Депутаты-коммунисты обязаны выполнять решения партийных Комитетов или бюро, в том числе и по вопросам депутатской деятельности. Такое требование вполне соответствует ФЗ «О политических партиях» и нормам Устава КПРФ. Но решения самих партийных органов должны быть при этом обоснованными, хорошо рассчитанными с точки зрения возможных последствий, и порой в меру гибкими. Партийное руководство должно быть разумным и точным.

Еще один момент. Депутаты-коммунисты должны регулярно участвовать в работе выборных органов партии: местных Комитетов и их Бюро, партконференций – независимо от того, сколько депутатов-коммунистов есть в местном отделении КПРФ. Идеальный вариант, с учетом численности наших депутатов, чтобы, как правило, все депутаты входили в состав районного, городского Комитета партии, кто-то – обязательно в состав Бюро райкома, горкома. Ведь, по идее, депутаты – наиболее активные и подготовленные люди. А кадровый дефицит, как известно, у нас есть везде.

В свою очередь партийные секретари, не являющиеся депутатами, должны добиваться права участвовать в сессиях местных Советов, присутствовать на них, по возможности – выступать. Это следует делать и в тех случаях, когда у нас вообще нет ни одного депутата в Совете. Руководитель партийной организации обязан быть в курсе того, что происходит в местном представительном органе. И просвещать других.

И еще. Требование Устава КПРФ и самой логики партийной жизни – обязательные регулярные отчеты депутатов не только перед избирателями, но и в своих партийных организациях. Это тоже механизм партийной ответственности депутата, контроля партии за его деятельностью, корректировка, помощь, подсказка, взаимный обмен информацией и так далее.

Товарищи! У нас в ряде партийных организаций уже накопился определенный положительный опыт взаимодействия с депутатским корпусом. Давайте обмениваться им, распространять его, добиваться роста КПД депутатов и всего партийного актива, коммунистов и беспартийных сторонников партии.

Успеха всем нам в этом сложном, но очень полезном деле!  

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.