Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Контрольные органы КПРФ в партийной жизни

Председатель контрольно-ревизионной комиссии Новосибирского областного отделения КПРФ Виктор Булаев проанализировал итоги XIII съезда КПРФ и характеризует роль и место контрольных органов в партийной жизни.

Виктор Булаев, председатель контрольно-ревизионной комиссии Новосибирского областного отделения КПРФ
2009-02-01 17:11

1. Итоги XIII съезда КПРФ

В настоящее время в местных и первичных партийных отделениях нашей областной парторганизации, как и во всей партии, изучаются и широко обсуждаются материалы XIII съезда КПРФ, новая редакция Программы партии, отмечает В.Булаев. Коммунисты одобряют решения съезда и намечают пути организации их выполнения.

На съезде отчитывались два центральных партийных органа — Центральный Комитет и Центральная контрольно — ревизионная комиссия (ЦКРК) КПРФ. Председатель ЦКРК тов. Никитин В. С. доложил делегатам съезда о многогранной деятельности ЦКРК в отчетном периоде по защите партии от нарушений программы и Устава КПРФ.

Председатель ЦК КПРФ тов. Зюганов Г. А. отметил, что «…рядом с ЦК КПРФ конструктивно и принципиально действовала ЦКРК во главе с её председателем В. С. Никитиным». Он поблагодарил ЦКРК за совместную работу, за ее взыскательность и активность.

Съезд избрал с небольшими персональными изменениями прежний состав ЦКРК, а Пленум ЦКРК избрал прежнее руководство ЦКРК. Этим самым были подтверждены правильность политической линии и практической деятельности ЦКРК и доверие к её руководству.

2. Возросший интерес коммунистов к деятельности контрольных органов КПРФ

Подготовка и проведение съезда, изучение коммунистами его материалов и их обсуждение в партийных отделениях вызвали повышенный интерес многих коммунистов к деятельности современных контрольных органов КПРФ. В областную контрольно — ревизионную комиссию (КРК) и ко мне лично поступают вопросы коммунистов с просьбой разъяснить место и роль в партии ЦКРК КПРФ, КРК региональных и местных отделений партии.

При этом некоторые коммунисты, ссылаясь на то, что КПРФ — правопреемница КПСС, спрашивают, почему Комитет партийного контроля (КПК) был при ЦК КПСС и был подотчетен ЦК, а ЦКРК — орган, независимый от ЦК КПРФ? Почему КПРФ в отличие от КПСС вывела контрольные органы из-под управления партийных комитетов, предоставив им самостоятельность и независимость? Коммунистов интересует, почему в КПРФ два центральных руководящих органа? Не похоже ли это на двоевластие, и, если да, то к чему оно может привести?

Чтобы ответить на эти вопросы, давайте сравним, какие контрольные органы были в КПСС и есть сейчас в КПРФ, каковы их функции, в чем их сходство и различие.

3.1. Контрольные органы КПСС.

В КПСС существовало два контрольных органа на всех уровнях:

- КПК при ЦК КПСС и парткомиссии в обкомах, горкомах, райкомах КПСС, которые работали на правах отделов этих партийных комитетов и были им подотчетны;

- ревизионные комиссии КПСС (центральная, областные, городские, районные), которые избирались на съезде (центральная) и на партконференциях (областные, городские, районные), были самостоятельны и независимы от соответствующих партийных комитетов.

3.2. Контрольные органы КПРФ.

В КПРФ существует один контрольный орган на всех уровнях: Центральная контрольно — ревизионная комиссия (ЦКРК) КПРФ — это центральный контрольный орган партии. Она избирается на съезде одновременно с избранием ЦК КПРФ. Она независима от ЦК и подотчетна только съезду партии.

Аналогично: областная контрольно — ревизионная комиссия (КРК) КПРФ избирается на областной партийной конференции одновременно с избранием обкома КПРФ, Она независима от обкома и подотчетна только областной партийной конференции. Иными словами, областная КРК — не орган обкома партии, а орган областного партийного отделения КПРФ.

Такая же аналогия и по КРК местных и первичных отделений КПРФ.

Как видно из названия, в контрольно — ревизионных комиссиях (КРК) КПРФ объединены функции двух контрольных органов КПСС — партийных комиссий и ревизионных комиссий.

В силу того, что в обязанности ревизионных комиссий, как в КПСС, так и в КПРФ, входил и входит контроль финансово — хозяйственной деятельности соответствующих партийных комитетов, то для обеспечения объективного, независимого контроля расходования партийными комитетами финансовых средств ревизионным комиссиям в КПСС была предоставлена самостоятельность и независимость от подконтрольных им партийных комитетов.

По этой же причине в КПРФ контрольно — ревизионным комиссиям (ЦКРК и КРК), в обязанности которых входит контроль финансово — хозяйственной деятельности соответствующих партийных комитетов (включая ход сбора, учета, перечисления и расходования членских партийных взносов), также Уставом КПРФ предоставлены самостоятельность и независимость от подконтрольных им партийных комитетов.

К примеру, наша областная КРК ежегодно проверяет финансово — хозяйственную деятельность обкома КПРФ и об итогах проверки в соответствии с требованиями Устава КПРФ докладывает совместному пленуму обкома и областной контрольно — ревизионной комиссии. КПРФ. Мы держим под постоянным контролем сбор и перечисление в обком членских партийных взносов. В этих целях установлен такой порядок работы: оперативный контроль осуществляется ежемесячно, итоги сбора и перечисления взносов за квартал рассматривается на заседании Президиума, а за полугодие — на пленуме областной КРК КПРФ.

Таким образом, принципиальное отличие организации контрольных органов в КПРФ от их организации в КПСС в следующем:

- в КПРФ создан один контрольный орган (контрольно — ревизионная комиссия), в котором объединены функции двух контрольных органов КПСС (партийной и ревизионной комиссий);

- второе важное отличие: контрольные органы КПРФ (ЦКРК и КРК) -самостоятельные и независимые от  соответствующих партийных комитетов.

Я думаю, теперь ясно коммунистам, задавших вопросы о причинах самостоятельности и независимости контрольно — ревизионных комиссий КПРФ

4. Теперь об опасности двоевластия в КПРФ.

Такие опасения некоторых коммунистов совершенно лишены оснований. Сферы деятельности ЦК партии и ЦКРК КПРФ различны.

У ЦК а также у региональных, местных, первичных партийных отделений, помимо многообразной внутрипартийной работы, очень много направлений деятельности вне партии (агитационно — пропагандистская и информационная деятельность, участие в выборных кампаниях, работа в депутатских фракциях представительных органов, в органах власти и управления, взаимодействие с другими политическими партиями, с профсоюзными, молодежными, женскими, ветеранскими и многими другими организациями и т. д.).

А у контрольных органов партии — ЦКРК и КРК — главная сфера приложения их сил — это только внутрипартийная деятельность. И здесь их главное дело, главная обязанность — осуществлять контроль за соблюдением членами партии, а также структурными подразделениями партии положений Устава КПРФ. А также выявлять и устранять нарушения Устава партии, мешающих достижению программных целей партии.

То есть, образно говоря, контрольные органы партии — это своеобразный щит партии (но не меч! — Об этом на съезде сказал председатель ЦКРК Никитин В. С.).

Для пояснения этого положения сделаем небольшой экскурс в недавнюю историю — вспомним водоплавающий съезд раскольников накануне X съезда КПРФ. Это была наглая попытка рейдерского захвата нашей партии её предателями. Вопрос стоял о сохранении нашей партии, как самостоятельной политической силы, оппозиционной нынешней власти. Партия смогла выстоять благодаря массовой поддержке первичных партийных отделений и твердой, принципиальной позиции ЦКРК. Аналогичный случай имел место несколько лет назад в Заельцовском местном отделении КПРФ города Новосибирска, когда практически все руководство отделения оказалось в руках «местных семигинцев». И лишь районная КРК, возглавляемая настоящим коммунистом Гордиенко Владимиром Михайловичем, осталась на принципиальных партийных позициях и помогла обкому и областной КРК освободиться от проникших в партию карьеристов и перевертышей и нормализовать обстановку в местном отделении КПРФ.

Или вот другие примеры.

В прошедшем отчетном периоде (в 2006 — 2008 годах) на заседаниях Президиума и Пленумов областной КРК рассмотрены апелляции Гордиенко Г. М. и Лебедева В. Я. на решения соответственно Ленинского и Калининского местных отделений КПРФ об исключении их из членов КПРФ за грубейшие нарушения Устава партии. Им было отказано в удовлетворении апелляций. Наши решения были поддержаны ЦКРК КПРФ, Президиум ЦКРК неоднократно рассматривал факты нарушения Устава КПРФ при постановке коммунистов на учет и снятии с учета в Новосибирском местном отделении КПРФ. А также рассматривал имевшие место в этом отделении факты раскольнической деятельности сейчас уже бывшего коммуниста и бывшего секретаря райкома Докукина В. В., поддержанного некоторыми коммунистами этого местного отделения. Твердая, принципиальная позиция областной контрольно — ревизионной комиссии при рассмотрении этих вопросов, на наш взгляд, оказала положительное влияние на ситуацию в Калининском, Ленинском и Новосибирском местных отделениях партии.

Кстати, замечу, что КРК региональных отделений КПРФ, в отличие от парткомиссий райкомов, горкомов и обкомов КПСС, наделены правом принимать окончательные решения по апелляциям коммунистов.

В целях повышения роли контрольных органов в защите партии, в укреплении партийной дисциплины и единства партийных рядов X и XI съезды партии значительно расширили полномочия ЦКРК и КРК региональных, местных и первичных отделений КПРФ.

В докладе председателя ЦК КПРФ Г. А. Зюганова на XIII съезде КПРФ подчеркнуто, что "опасность внедрения в наши ряды чуждых элементов, а то и просто провокаторов, «агентов влияния», а также опасность перерождения некоторых руководителей сохраняется. Мы должны быть бдительными".

И в Постановлении XIII съезда КПРФ перед ЦК и ЦКРК поставлена задача «бороться с фактами фракционности и групповщины. Решительно пресекать проявления мелкобуржуазного перерождения отдельных членов партии. Строго спрашивать с нарушителей партийной дисциплины, вне зависимости от занимаемой должности».

Контрольные органы КПРФ, таким образом, имеют большие полномочия. Но нет прав без обязанностей. С расширением полномочий значительно возрастает и их ответственность. Этими полномочиями надо уметь разумно, взвешенно, правильно пользоваться. В этой связи особое значение приобретает подбор кадров в контрольно — ревизионные комиссии. Во-первых, там должны работать коммунисты, имеющие, как правило, большой опыт партийно — политической работы с людьми и умудренные жизненным опытом. А во-вторых, это должны быть коммунисты принципиальные, неподкупные, морально чистоплотные, лишенные властолюбивых амбиций, пользующиеся заслуженным авторитетом в партийной среде. Главными критериями в их деятельности должны быть, прежде всего, интересы партии, а не личные честолюбивые устремления, а также объективность и справедливость.

Если эти критерии подбора кадров в КРК выполняются, то это служит надежной дополнительной гарантией того, что у руководителей и членов контрольных органов не закружится голова от достаточно большой партийной власти и не возникнет соперничества с партийными комитетами, кто в чем главнее.

С полной ответственностью хочу сказать, что в нашем областном партийном отделении при подборе коммунистов в состав КРК используются именно такие критерии подбора кадров. В составе КРК областного и местных отделений находятся коммунисты, пользующиеся большим заслуженным авторитетом товарищей по партии и своими делами и поступками доказавшие исключительную преданность партии. Именно поэтому в нашем областном партийном отделении идет слаженная, дружная работа партийных комитетов и контрольных органов партии на пользу общему делу.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.