Уважаемые товарищи!
Во-первых, позвольте мне, как лидеру Движения«В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки», передать вам большой привет от нашего движения с надеждой на то, что Съезд выработает стратегические решения для нашей партии, и не только для нашей партии, но и в целом для России, для нашего народа, и которые, мы считаем, несомненно, будут выполнены (аплодисменты)
Я бы хотел коснуться некоторых моментов, положений обсуждаемого проекта программы нашей партии. Хотя должен отметить, что все положения, которые есть в проекте, – а я думаю, что он будет действительно программой партии, - заслуживают самого что ни на есть активного одобрения. Проект написан достаточно сочным, убедительным языком. Проект написан профессионально грамотно. Положения, которые обозначены в проекте, полностью соответствуют той действительности, которая сложилась сегодня у нас в России. И проект действительно наметил программу, формы и методы выхода из того кризисного положения, в котором находится страна.
Считаю совершенно правильным и обоснованным, что многим социально-экономическим и политическим процессам, проходящим в России, сегодня дается классовая оценка. КПРФ – единственная партия, которая во всеуслышание заявила о наличии антагонистических противоречий между наемным трудом и капиталом, о глубочайшем расколе в нашем обществе и, как говорится, голову не прячет в песок. Хотя понимаю, сколько за это обрушится на нас критики и т.д. В связи с этим партия берет курс на классовую борьбу, что делает нашу работу более конкретной и весомой, осмысленной и понятной для большинства народа, униженного и оскорбленного возрожденным капитализмом.
Я должен ответить нашим оппонентам. Власть сама нас подвела к этой черте. Власть сама нас заставила говорить о классовой борьбе своим хамским отношением к народу и своим поведением (аплодисменты).
Я напомню исторический вывод о том, что революции готовит не оппозиция, а революции готовит власть. Вот она сегодня и готовит то, что мы с вами наблюдаем.
Стратегическая линия партии – это действительно возвращение народу и взятие под контроль государства основных средств производства.
Вот здесь я и хочу отметить, что это, наверное, будет, уважаемые товарищи, самый тяжелый, самый трудный процесс, самый сложный. И, может быть, посложнее, чем сам перехват власти, политической власти. Поэтому здесь понадобится дополнительно целая программа наших действий. Остановлюсь лишь на одном моменте.
Как поступить с олигархическим капиталом – у нас не возникает сомнений. Он должен быть национализирован. Даже Путин, его главный защитник, заявил, что представители крупного бизнеса, пренебрегая нормами закона и нравственности, перешли к беспрецедентному в истории нашей страны личному обогащению за счет большинства граждан. И что тогда с ним делать, если уж адвокат крупного капитала признает пагубность и гнилую сущность этого олигархического капитала.
Но возникает, уважаемые товарищи, и другой вопрос, как быть, например, с акционерными предприятиями? С мелким и средним бизнесом? Не всех же, действительно, причесывать под одну гребенку. Вопрос более чем важный. Мы не можем оттолкнуть от себя людей. Одной записи в проекте Конституции о многоукладности нашей экономики, я думаю, недостаточно. Напомню, что социализм во многом потерпел поражение из-за недопустимо высокого и всеохватывающего огосударствления средств производства и результатов труда. Из этого надо извлечь выводы и уроки.
Если, например, говорить о сути акционирования, то его надо рассматривать как одну из форм непосредственного участия народа в хозяйственной деятельности, коллективного владения собственностью. Это в совокупности с народной властью и есть социализм. Другой вопрос, уважаемые товарищи, что российское акционирование носит искаженные формы. И их надо действительно выправлять, и не только выправлять, а некоторые просто каленым железом выжигать. Надо делать полноправным хозяином трудовой коллектив со всеми вытекающими отсюда последствиями, не допускать чрезмерного и несправедливого обогащения руководящей верхушки предприятий с ущемлением прав рядовых тружеников и акционеров. Не может оставаться в этом процессе в стороне и государство. Его разумное воздействие должно быть.
Необходимо свести на нет любые спекуляции о том, что коммунисты вернутся к власти и все отберут. Почему я на этом заостряю ваше внимание и свое тоже? Под твердым и постоянным контролем государства должны находиться стратегически важные природные ресурсы, объекты оборонного комплекса, энергетики, транспорта, ряд других важных объектов промышленности, связи, сельхозиндустрии. Одним словом, экономическая программа у нас должна быть к тому, что мы сегодня с вами рассматриваем, к тому, что мы с вами сегодня разбираем. Экономическая программа должна быть на долгосрочную основу и экономическая программа должна быть и на переходный период. Может быть, сначала на 6 месяцев, а дальше будем ее уточнять. Поверьте мне, в случае перехвата власти нам долго засиживаться никто не даст. И если мы не хотим себя скомпрометировать, мы должны быть готовыми ко всему. Особенно, я подчеркиваю, взять власть может быть проще, чем организовать производство на новой основе, на новой базе. Это, действительно, сложно.
Еще одно замечание. В программе совершенно не нашла отражения необходимость создания независимой объективной судебной системы. Сегодня, действительно, простой народ откровенно стонет от произвола судей, от их бесконтрольности. Я думаю, что мы в программе должны заявить о необходимости новой системы, честной, объективной, которая бы защищала, в первую очередь, не государственных чиновников, а простых граждан.
Еще замечание по 1У разделу. Как я считаю, слова «законными средствами» неуместны, когда идет речь об устранении во власти мафиозно-компрадорской буржуазии. Может быть, давайте посоветуемся и их опустим. Но если нельзя опустить, давайте оставим, но, может быть, чуть-чуть, чтобы это не так уж звучало: «законными» и здесь - компрадорской, преступной, буржуазной и т.д. и т.д. Что-то режет мне ухо даже как юристу.
Несколько слов об экономическом кризисе и нашей позиции. Надо до конца раскрыть его суть и причины. Если говорить кратко, то это результат 16-летнего правления российских президентов, предавших забвению развитие нашей отечественной промышленности и сельского хозяйства, научного потенциала, о чем мы в Думе говорим не один год. Поэтому никакого сочувствия президентской и правительственной властям не должно быть. А тем более нельзя брать на себя часть ответственности за провал и неумение управлять государством. Надо ставить вопрос о персональной ответственности г-на Путина, о проведении парламентского расследования принятых им лично решений, нанесших колоссальный ущерб обороноспособности и экономике нашей страны. (Аплодисменты).
Если уж говорить об обороноспособности, то в первую очередь за непродуманную поспешную ликвидацию – а я бы сказал, предательскую ликвидацию, - наших военных баз на Кубе, в Камрани во Вьетнаме (аплодисменты), я бы сказал, за преступное промедление в перевооружении наших Вооруженных Сил и их добивание очередной военной реформой, которую нам сегодня навязывают. Я подчеркиваю, за тем, что нам предложили обсуждать, сокращать или не сокращать офицеров, таится самая величайшая угроза. Армию опять оставят без новой техники и новых вооружений. Вот где корень зарыт! Ведь из чего строят реформу? Не из внешних угроз, а из того, что осталось в Вооруженных Силах. В полку два танка, но в полку два полковника, четыре подполковника, 10 майоров. Конечно, вывод напрашивается сразу, если оценивать только вот эту внешнюю сторону. Надо сокращать. А дальше-то что? Надо не сокращать, а надо в этот полк поставить 30 новых танков. И офицерские кадры, которые сегодня пойдут под нож, это та база, которая будет нас защищать, обучать наших солдат. Мы должны быть готовыми к любым неожиданностям.
В заключение хочу отметить, мы должны быть готовыми к любым негативным действиям, к террору и насилию, которые может развязать власть в нынешних сложных условиях. Я просто знаю о том, что силовые структуры готовятся к тому, чтобы, действительно, оказать сопротивление массовому протесту и любым другим выступлениям, любой другой критике, которая последует с нашей стороны.
И еще хочу отметить, уважаемые товарищи, у нас есть силы и возможности выполнить все партийные решения. У нас есть программа и политическая воля. Мы можем, а я хочу сказать, мы просто обязаны взять власть ради спасения России, ради спасения нашего народа.
Спасибо. (Аплодисменты)