Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Интервью с участником ВОВ А.С.Абрамовым

Наш собеседник - участник Великой Отечественной войны, член КПСС с полувековым стажем Алексей Сергеевич Абрамов - журналист, работавший в «Советской России», ученый-историк, публицист, автор книг о Мавзолее и кремлевском некрополе. Вот уже 13 лет он находится на острие борьбы за сохранение исторического и культурного наследия советской эпохи, являясь председателем правления Благотворительной общественной организации (фонда) сохранения Мавзолея В.И.Ленина. Трудно переоценить вклад А.С.Абрамова в создание Объединения родственников лиц, похороненных в Почетном некрополе у Кремлевской стены. В октябре он отметил свой 80-летний юбилей. Но, несмотря на почтенный возраст, он подтянут, приветлив, ироничен, сохраняет боевой дух.

А.Дегтярёв, "Советская Россия"
2007-10-16 21:24

— Алексей Сергеевич! Совсем недавно с большим размахом и почестями были привезены из Дании и перезахоронены в Петербурге останки вдовствующей императрицы Марии Федоровны (матери Николая II). Однако, в отличие от прошлогоднего перезахоронения Деникина, на сей раз эта процедура не сопровождалась очередной атакой на Мавзолей Ленина. Чем это объяснить, на ваш взгляд?

— Период после ухода главного гробокопателя, экс-президента Б.Ельцина, можно считать временной передышкой между боями. Противник выжидает, не отказавшись от своих планов. Общественное мнение приучают, что каждый год нынешняя власть устраивает чье-то пышное перезахоронение, что это — нормальное явление: везти останки знаменитых людей из других стран и городов. Если вспомнить все предыдущие пропагандистские кампании за насильственное перезахоронение Ленина, когда эфир захлебывался от истерического визга — «закопать, снести, уничтожить», то можно понять, к чему они клонят. Поэтому наш долг — не терять бдительность и держать оборону.

— Во времена советской власти миллионы людей считали своим священным долгом посетить Мавзолей Ленина. Сколько людей посещают Мавзолей в наши дни, в среднем за год?

— В советские годы Мавзолей посетило свыше 110 млн человек, в т.ч. сотни глав государств, тысячи иностранных делегаций. Но и в наши дни, несмотря на оголтелые кампании нападок, инспирированные властями, несмотря на всю клевету и потоки грязи, которые лились со всех радио- и телеканалов и со страниц «демократических» газет, Мавзолей ежегодно посещает от нескольких сот тысяч до миллиона человек, особенно в период отпусков, летних поездок. И это говорит о том, что на фоне «зияющих успехов» буржуазных реформ Мавзолей давно превратился из предмета музейного интереса в почти что культовое сооружение, храм нового, социалистического вероучения, общества социальной справедливости, основные принципы которого: «Власть — советам!», «Заводы и фабрики — рабочим!», «Земля — крестьянам!», «Кто не работает — тот не ест!». И это реальность, хотят ее признавать власти или нет.

Это такая же реальность, как образ Ленина на знаменах гвардейских частей и соединений Красной армии, спасшей мир от фашизма. Преклонив колено, край этого знамени целовали гвардейцы, давая присягу перед строем. И об этом тоже нужно помнить в год 65-летия парада 7 ноября 1941 г. на Красной площади и разгрома гитлеровцев под Москвой.

— Известно, что с 1991 г. государство прекратило финансирование основных и профилактических работ в Мавзолее. Каков сейчас обобщенный социальный портрет тех, кто присылает средства для Мавзолея? Что это за люди и что они вкладывают в этот свой шаг?

— Большинство людей, помогающих ученым мавзолейной группы, — это простые граждане, рабочие и пахари, учителя и врачи, инженеры и пенсионеры, присылающие деньги из своих скудных зарплат и пенсий. Этого не скажешь о многих бывших высокопоставленных начальниках ЦК КПСС и Совета Министров, хотя сегодня это далеко не бедные люди, работающие в банках, фондах, советах директоров крупных компаний. Лепту в сохранение Мавзолея вносят члены коммунистических партий и общественных организаций России и стран СНГ. Должен сказать, что взносы делают и состоятельные бизнесмены, которые не изменили убеждениям молодости в угоду политической конъюнктуре. Пожертвования приходят даже от некоторых священников Русской православной церкви.
На обратной стороне корешков почтовых переводов люди часто делают приписки, в которых выражены их чувства. Например, жительница поселка Гидроторф Мартынова сопроводила один из своих переводов такими стихами: «Имя Ленина — светоч в ночи./ Бесятся адовых сил палачи./ Не погасить никакому врагу/ Ленинский свет, что в душе берегу».

— За 15 лет после переворотов 1991—1993 гг. и реставрации в стране капитализма защитникам Мавзолея приходилось не раз выдерживать шквал атак, ругани, призывов к ликвидации этого памятника истории и культуры. Видимо, за это время у вас сложилась своего рода классификация, типология подобных нападок?

— Зло редко выступает с «открытым забралом». Оно обычно прикрывается какой-нибудь маской. Величие Ленина столь велико, что люди, выступающие его противниками, делают это, как ни странно, под видом заботы о самом Ленине. Прежде всего, это попытки внушить обществу, что, дескать, нехорошо оставлять его в Мавзолее, потому что нужно выполнить последнюю волю Ильича, который будто бы завещал похоронить себя рядом с матерью на Волковом кладбище в Ленинграде. Эта ложь ходит по миру с тех пор, как ее впервые озвучил в прямом эфире на одном из заседаний Съезда народных депутатов СССР некий литератор Карякин, а затем подхватил бывший мэр Петербурга покойный Собчак. Этот же предлог использовал экс-президент Ельцин, а в последнее время — кинодеятель Михалков и другие некрофобы.

— А как же было на самом деле?

— Давно известно, что никакого завещания Ленин не оставлял. Об этом говорят его родственники, в том числе Ольга Дмитриевна Ульянова, ныне здравствующая племянница Ленина. Более того, в опубликованном ответе РЦХИДНИ (это бывший Центральный партийный архив) на запрос администрации Ельцина сказано, что «не имеется ни одного документа Ленина, его близких или родственников относительно последней воли Ленина быть похороненным на определенном российском кладбище». Кроме того, даже с житейской точки зрения доводы о Волковом кладбище насквозь лживы. Ведь Ленин уже покоится рядом с вдовой, Надеждой Крупской, и сестрой Марией Ульяновой, прах которых находится в некрополе у Кремлевской стены.

— Какие еще предлоги для перезахоронения выдвигаются при нападках?
— Еще выдвигаются два схожих между собой довода: «Ленин не похоронен» или «он похоронен не по-христиански». Но и тот, и другой являются обманом. Во-первых, Ленин, как основатель (и первый глава правительства) нашего государства — РСФСР и СССР — похоронен с высшими государственными почестями 27 января 1924 г. в Мавзолее на основании решения II Всесоюзного съезда Советов, высшего законодательного органа страны, за которое голосовала и делегат съезда Крупская, вдова Ленина. Забальзамированное тело Ленина покоится в саркофаге на глубине трех метров под землей, что полностью соответствует нормам Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 г., статьей 3 которого предусмотрены две формы предания тела умершего земле: захоронение в могилу или склеп (т.е. в мавзолей). А во-вторых, Ленин был атеистом, поэтому говорить о форме похорон с точки зрения одной из религий неправомерно, тем более в светском государстве. Кроме того, напомню, что тело православного хирурга Пирогова, забальзамированное по просьбе его вдовы с согласия Священного синода, также покоится в стеклянном саркофаге в часовне под Винницей с 1881 г. Эта форма погребения существовала еще на заре христианства, а вовсе не изобретена большевиками. Откройте Библию и прочитайте: «И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте» (Бытие, гл. 50, ст. 26).

— Одна из последних кампаний нападок инициирована обращением к властям некоего Лаврова. Показателен сам факт, что на этот раз в роли вандала, потребовавшего сноса Мавзолея и ликвидации Почетного некрополя, выступил не кто иной, как замдиректора института истории(!) РАН РФ.

— Совершенно верно, но в отличие от лицемеров, прикрывающихся заботой о покойном, эта группа хулителей не скрывает своей ненависти и враждебного отношения к Ленину и Мавзолею. Мы не раз слышали эти выпады, что, дескать, Мавзолей и некрополь у Кремлевской стены нужно уничтожить в качестве акта политической мести, как они говорят, за преступления «тоталитарного режима». Но, во-первых, только ренегаты-оборотни и фанатики антикоммунизма сводят весь советский период истории к одним репрессиям. Ведь так можно свести к одним жертвам и эпоху Петра I, при котором население России сократилось на 1/3(!). Во-вторых, согласно тому же Закону «О погребении...» снос и перемещение существующих мест захоронения не допускается, кроме случаев землетрясений и других стихийных бедствий. В-третьих, Мавзолей и Почетный некрополь, как составная часть архитектурного ансамбля Кремля и Красной площади, включены в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и охраняются международными конвенциями как выдающийся памятник мировой истории и культуры.

Заметим также, что «историк» Лавров не сказал здесь ничего нового. Вспомните, как кликушествовал на эту тему Жириновский. Кстати говоря, ровно 65 лет назад, когда немецкие войска рвались к Москве, Гитлером была даже создана спецкоманда саперов для взрыва Мавзолея. Вот в какой гнусной компании оказался г-н Лавров.

Следует напомнить этим господам и их подголоскам из «Единой России», что согласно принятому ими же Закону «О противодействии экстремистской деятельности» их выступления в СМИ являются не чем иным, как экстремизмом в форме публичных призывов к осуществлению «актов вандализма по мотивам политической ненависти либо вражды» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

— Получается, что никаких законных оснований для ликвидации Мавзолея и некрополя не существует. Тогда как же понимать опросы населения, которые систематически проводят ВЦИОМ и другие центры изучения общественного мнения на тему «Как, на ваш взгляд, следует поступить с телом Ленина?». Социологи сообщают, что более половины опрошенных считают, что нужно перезахоронить Ленина. Зачем это делается, на ваш взгляд?

— Поражает бесцеремонность и цинизм, с которыми бьют социологической «кувалдой» по чужим святыням. Ведь в переводе на язык права это равносильно голосованию: «Осквернять или нет чужие храмы?», что дико слышать от людей, говорящих о построении правового государства. Руководству ВЦИОМ должно быть известно, что О.Д.Ульянова, законная наследница Ленина, неоднократно заявляла, что она категорически против его перезахоронения. Ее обращения не раз публиковались в газетах «Советская Россия» и «Правда», оглашались по телевидению. Поэтому все подобные опросы являются поиском общественного оправдания готовящегося насилия, чтобы преступить закон и произвести перезахоронение тела Ленина как бы «по просьбам населения».

Отсюда — «вопрос в лоб» самим социологам: скажите, разве судьба чужих святынь может решаться путем голосования случайно подобранных равнодушных людей, даже если эта выборка (1600 человек) точно отражает структуру населения страны? Представим себе (по аналогии), что социологи затеяли опрос на тему «Что делать с мощами Серафима Саровского и других святых? Как вы относитесь к их возможному перезахоронению?» Или такой вопрос на ту же тему: «Что делать с церковью (мечетью), если туда приходит мало верующих: снести (чтобы построить стадион) или оставить?». Можно представить, какую бурю протестов среди верующих вызовет сама попытка проведения подобных опросов среди населения, хотя ни православные, ни мусульмане не составляют большинства в нашей стране. Так почему же такие провокационные вопросы задают о святынях Советского Союза?

— Как вы относитесь к тому, что по городам страны возят святые мощи, например, Иоанна Крестителя, привезенные из Черногории, а также мощи других святых, которые выставляют в православных храмах для поклонения?

— Да, власти охотно показывают по телевидению, как люди стоят в очередях, чтобы прикоснуться, поцеловать раку с мощами. Ну что же, если люди верят в чудодейственную силу этих мощей — это их право, это часть их духовной жизни. Мы с уважением относимся к их вере. У них — свои святыни, у нас — свои. Хотелось бы надеяться, что времена, когда посторонние люди могли вторгаться в чужой храм и оскорблять символы чужой веры, безвозвратно отодвинуты в прошлое всем ходом исторического развития России.

— К сожалению, те, кто призывает к толерантности, терпимости, сразу о ней забывают, когда речь идет о наших святынях... Вы считаете, что политические вандалы не остановятся на Мавзолее?

— Нужно сознавать, что усыпальница Ленина является центром Почетного некрополя у Кремлевской стены, в который, кроме Мавзолея, входят две 75-метровые Братские могилы, 12 отдельных захоронений в земле и 115 захоронений урн в стене с прахом 22 маршалов, героев войны и труда, космонавтов, ученых, государственных деятелей, многие из которых составляют славу и гордость России ХХ века. Каждый из более чем 400 человек, покоящихся в некрополе, похоронен с высшими государственными почестями по военному или гражданскому ритуалу.

Сознают это социологи или нет, но опросы «Что делать с телом Ленина?» используются как политическая реклама, уловка пропагандистской машины властей для подготовки общественного мнения к насильственному перезахоронению тела Ленина и уничтожению Почетного некрополя у Кремлевской стены. Это очень опасно, т.к. побуждает должностные лица власти РФ к действиям, которые оскорбляют человеческое достоинство и конституционные права родственников покойных и сотен тысяч других граждан, солидарных с ними. Статья 21 конституции РФ гласит: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления», в том числе, разумеется, безнравственные социологические опросы.

Считаю, что ВЦИОМу нужно прекратить дальнейшее обсуждение вопроса «Что делать с телом Ленина?», поскольку оно создает атмосферу «холодной гражданской войны». Честные социологи не должны участвовать в гонениях на Мавзолей Ленина, не должны становиться орудием унижения достоинства людей и составной частью карательной машины буржуазного режима.

— Алексей Сергеевич! Известно, что экземпляр вашей последней книги «Правда и вымыслы о кремлевском некрополе и Мавзолее» передан полпреду президента в ЦФО Георгию Полтавченко, который был среди инициаторов прошлогодней кампании за ликвидацию Почетного некрополя. Что вам ответил полпред как автору книги?

— К сожалению, никакого ответа я не получил. Но иногда и молчание чиновника бывает красноречивее любых слов, если возвратиться к вашему первому вопросу. Кстати говоря, издательство «Алгоритм» уже заявило, что намерено переиздать эту книгу. Со своей стороны, хотел бы дополнить ее рядом новых фактов и документов.
Владимир Высоцкий когда-то сказал: «Наши мертвые нас не оставят в беде. Наши павшие — как часовые». Теперь, когда беда подступает к нашим мертвым героям, настал наш черед встать часовыми у их могил, не оставить их в беде и стоять до последнего. Низкий поклон всем товарищам по борьбе, кто несет бессрочную вахту памяти, помогая защите святынь великой державы от агрессии политического вандализма. И в том, что не погас нетленный свет в Мавзолее Ленина, заслуга тысяч патриотов нашей страны.

Беседовал Александр ДЕГТЯРЁВ.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.