Член Президиума ЦК КПРФ С.Г.Левченко: У иркутских коммунистов предвыборная мобилизация
Первый секретарь Иркутского обкома КПРФ, член Президиума ЦК партии Сергей Левченко в диалоге с обозревателем "Правды" Виктором Кожемяко остановился на вопросах связанных с подготовкой иркутских коммунистов к думским и президентским выборам.
Конечно, КПРФ не относится к тем так называемым парламентским партиям, которые заявляют о себе только в период выборов, отмечает обозреватель «Правда». Наша партия ведет свою работу постоянно. Однако, чтобы добиться наилучших результатов на предстоящих выборах в Государственную думу, а затем на президентских, коммунисты должны максимально мобилизовать имеющиеся у них силы и возможности.
Власть должна бы сказать: "Простите, люди добрые!"
— Сергей Георгиевич, мы с вами беседовали год назад. Но это было в Москве, а теперь я побывал у вас на иркутской земле. Участвовал в замечательном Празднике партийной прессы, который проводился уже второй раз, встречался с ребятами в Байкальской школе комсомольского актива. Вообще, как говорится, воочию убедился, что Иркутская парторганизация по праву слывет одной из самых инициативных. Нынче партия начинает предвыборную борьбу, и давайте взглянем на ваши дела с этой злободневной точки зрения. Что на сегодня считаете главным?
— Власть и те партии, которые ее поддерживают, стараются внушить людям, что всё в стране успешно развивается, поднимается, цветет и пахнет. А значит — и дальше надо их избирать.
— Да, уж если послушать, получается, будто лучше, чем у них, быть не может.
— Однако есть реальная жизнь, которая свидетельствует совсем о другом. Понятно, они пытаются всякими ухищренными методами её отретушировать, представить людям в более привлекательном и обнадеживающем свете. Хитро манипулируют цифрами. Но ведь даже официальная, то есть приукрашенная, статистика, если её честно и внятно проанализировать, работает против них.
Вот недавно мы подготовили и издали очень интересную книгу — "Последствия реформ в Иркутской области". На основании только статистических данных! И, оказывается, жизнь в нашей области, как и во всей стране, становится не лучше, а хуже.
— Что конкретно вы имеете в виду?
— Да хотя бы продолжительность жизни. В нашей области у мужчин она теперь в среднем всего 53,8 года.
— Сократилась за последнее время?
— Конечно. Вполне можно сказать, что область вымирает. Известно, по стране только за прошлый год ушло 630 тысяч человек, то есть настолько смертность превысила рождаемость. Наша область потеряла 12,5 тысячи. Это население целого района! Представьте, что вовсе не стало одного из таких наших районов, как Жигаловский или Качугский.
— Значит, это печальный итог прошлого, 2006 года. А если взять весь период "реформ"?
— За это время Иркутская область потеряла такой большой город, как Ангарск. Население сократилось на 300 тысяч человек!
— Умирают и уезжают?
— И уезжают. Отток людей из Сибири и с Дальнего Востока весьма тревожный. Вы же понимаете, условия жизни у нас более трудные, и если государство не уделяет внимания этой территории, как было все последние годы, то результат предопределен. Но хочу привести еще показатель из статистики: только за один прошлый год число людей, которые оказались за чертой бедности, увеличилось в области на 2 процента: с 19 процентов до 21. Нас убеждают, что бедность сокращается, а в действительности — наоборот! И это при том, что карман власти буквально лопается от стабилизационного фонда, резервного фонда, золотовалютного запаса. Огромные деньги хранят за рубежом, а 21 процент населения — по официальной статистике! — находится ниже уровня бедности.
Это — национальный позор, и, загоняя в невыносимые условия, как минимум (на самом-то деле гораздо больше!), пятую часть населения, такая власть не имеет права управлять страной. Если бы у них была хоть какая-то совесть, они должны бы рвануть рубашку на груди и сказать: "Простите, люди добрые, мы не можем, а потому уходим". Однако — не уходят. Стало быть, мы должны, причем во время предвыборной кампании особенно, с помощью цифр и фактов раскрыть глаза людям на последствия деяний или бездействия этой власти.
— Что еще приведете избирателям в качестве аргументов?
— Многое. За пятнадцать лет "реформ" экономика области по большинству показателей отброшена на уровень 50-х—60-х годов, а то и первых послевоенных лет. Скажем, в сельском хозяйстве осталась лишь половина пахотных земель. Поголовье крупного рогатого скота сократилось почти в два с половиной раза. От промышленности советского времени мы имеет теперь меньше 70 процентов.
А в строительстве и вовсе чудовищный спад: если к 1990 году вводился ежегодно 1 миллион 150 тысяч квадратных метров жилья, то нынче — всего 300 тысяч. Как молодое поколение может здесь оставаться, на что рассчитывать? Это ведь Сибирь, не Краснодарский край...
На объедках со стола олигархов далее жить невозможно
— Я понял, Сергей Георгиевич, что положение в области такое же, как и по всей стране. Но возникает вопрос: что делать? В частности, что делать коммунистам, что они могут предложить в противовес происходящему? Во время предвыборной кампании такой вопрос становится ключевым.
— Должен сказать, мы не только предлагаем, мы и делаем. Даже в этих неимоверно тяжелых условиях, в которые поставлено сегодня хозяйство, наши товарищи проявляют чудеса трудового героизма. И это не пафосные слова, а реальный факт.
В свое время я уже говорил вам о члене бюро нашего областного комитета партии Илье Алексеевиче Сумарокове. Возглавляя крупнейший свинокомплекс, он не на природных ресурсах, не на приглашении гастарбайтеров достигает выдающихся результатов. Не только сохранил предприятие, когда многие другие развалились, а дает 90 процентов всей свинины Иркутской области.
— Потрясающе!
— Это сегодня лучший директор, лучший хозяйственник, и он — коммунист, член бюро обкома. Так что мы знаем, как реально поднимать и развивать хозяйство. Кладем на стол каждому жителю области нашу программу: вот что и как намерены делать. Еще задолго до официального начала предвыборной кампании издали стотысячным тиражом спецвыпуск нашей газеты "Приангарье", где по пунктам расписано, как конкретно видится нам выход из нынешней кризисной ситуации.
— Но власть тоже теперь что)то начинает планировать, какие-то программы выдвигать...
— Что ж, вынуждены. Мы им больше 15 лет говорили: не может ни страна в целом, ни отдельный регион нормально развиваться, если ты не знаешь, куда развиваться. А что говорили они? У нас капитализм, и, дескать, власть может сидеть, свесив ноги, а рынок сам всё сделает. Досиделись. Теперь действительно взялись планы составлять — лихорадочно, особенно перед выборами. Но как?
Они — имитаторы, поэтому схватили только внешнюю оболочку социально-экономического планирования, а не суть. Поступают абсолютно примитивно. Обращаются к частным предпринимателям: мол, дайте нам ваши планы — мы же их в кучу сведем, и это будет программа социально-экономического развития Иркутской области.
Но ведь любого хозяйственника надо как-то ориентировать, озадачивать, учитывая более широкие интересы и перспективы! А если только собрать цифры и потом опубликовать их под названием "Программа социально-экономического развития", то это получается никакая не программа, а просто "статистика пожеланий".
— То есть ориентирующего и направляющего действия фактически нет?
— Именно. Я же говорю: имитация. Под маркой красивых слов и лозунгов проводят они совсем другое. И людям важно сейчас напомнить, что точно так же было с приватизацией, либерализацией и тому подобным. Как красиво тогда говорилось: вы все станете собственниками, владельцами предприятий, за каждый ваучер получите по две "Волги"... Но те, кто это говорил, прекрасно знали, что хапнут они — абсолютному же большинству ничего не достанется.
Есть коренной вопрос, без решения которого все эти их "планы", с помощью которых сейчас втираются очки людям, ровным счетом ничего не стоят. Россия и, в частности, Сибирь любому зарубежному и российскому предпринимателю нужны прежде всего как кладовая богатств. И до тех пор, пока все эти природные богатства не станут общенародной собственностью, народ будет жить на объедки со стола олигархов.
Здесь, в существующей ныне системе координат, выхода нет! Вот что мы должны убедительно донести до людей во время этой предвыборной кампании.
— Национализация прежде всего природных ресурсов — то, что отличает программу нашей партии от других. Данное стране самой природой должно принадлежать всему народу, а не какому-нибудь Абрамовичу с Дерипаской. И всё-таки продолжают дурить людям головы. Вот объявляется вдруг партия под громким названием "Справедливая Россия", которая — представить только! — "за социализм".
— Еще в прошлом году представить такое было невозможно. Чтобы Миронов, который всегда и во всем поддерживал и проводил курс власти, да и сам этой властью является, объявил себя "левопатриотической оппозицией". Плохи у них дела, потому приходится к таким уловкам прибегать. Наша задача сегодня — раскрыть народу, что у них на словах, а что на деле.
Коммунисты — за людей труда, действуют во имя их интересов, ради их будущего
— Лучшим агитатором, согласитесь, бывают не слова, а дела. Наша партия — это партия, отстаивающая интересы людей труда, миллионов обездоленных. Наверное, Иркутское областное отделение КПРФ своими действиями это подтверждает?
— Обездоленные у нас в области, как и во всей стране,— это какую категорию населения ни возьми, малые и старые, бюджетники и пенсионеры. При такой власти, которая для абсолютного большинства людей является мачехой, все они обмануты и обобраны. Без борьбы, возглавляемой коммунистами, положения не изменить. И это всё больше доходит до сознания многих.
Мы с вами беседуем сейчас в Ангарске. Именно здесь, на центральной площади Ленина, два с половиной года назад собрались пенсионеры города с протестом против крайне жестокого, хамского по отношению к старшему поколению шага — так называемой монетизации льгот. Ветераны своими активными действиями (коммунисты этими действиями руководили!)тогда заставили администрацию города принять определенные решения, чтобы сохранить хотя бы часть льгот. Потом движение это пошло широко и по Иркутской области, и по всей стране, так что в общем 300 миллиардов рублей мы отстояли.
Хотя и сегодняшнее положение, когда так называемым льготникам-регионалам государство раскошеливается по 285 рублей в месяц, считая, что это и есть достаточное им вознаграждение за всю трудовую жизнь, очень далеко от нормального.
— Да, что там — позор, конечно!
— Согласен, позор. И вот сегодня очень активно мы вступили в следующий этап борьбы. Здесь же, в моем родном городе Ангарске, уже собраны подписи 12 тысяч пенсионеров, протестующих в целом против пенсионной реформы в нынешнем ее виде.
Люди поняли, наконец, что даже действующая Конституция, сделанная "под Ельцина", и та не выполняется. Потому что в ней записано: принимаемые законы не должны ухудшать положение людей. А у нас? Что творится по отношению к тем же пенсионерам? Ведь пенсия далеко не обеспечивает даже официально установленного прожиточного минимума. Прямо говоря, это право не на жизнь, а на смерть.
Собрав подписи, огромное количество заявлений, мы направили их в Конституционный суд. Такими обращениями завалены сегодня и все городские, областные суды, Верховный суд России. А Конституционный суд — это уже высший предел.
На сегодняшний день выкристаллизовывается ситуация, как мы дальше должны действовать с юридической точки зрения. У нас неоднократно бывал наш земляк, руководитель аппарата фракции КПРФ в Государственной думе Владимир Георгиевич Поздняков, и мы о многом вполне конкретно договорились. Фракция КПРФ обратится ко всем депутатам Госдумы, чтобы был запрос к правительству по пенсионной реформе. Вот здесь еще раз наглядно проявится, какая партия чего стоит реально.
— Важно, что пенсионеры города пришли не к кому-нибудь, а к КПРФ. Значит, в ней видят истинную надежду.
— Безусловно. Мы им помогли создать активное общественное движение — "За достойную пенсию". Многие обращались в разные партии, в том числе в "правящую", и увидели реальное отношение к себе. Поняли, что это — партии-обманки и, кроме коммунистов, практически их не защитит никто.
— А что в районе города Шелехова происходит?
— Там поднялась борьба против 131-го закона — о так называемой муниципальной реформе. Она во многом, на наш взгляд, абсурдна, и со всей очевидностью это выявилось в данном регионе. Есть город Шелехов, где находится Иркутский алюминиевый завод, и есть район. Так вот, по упомянутому закону глава городского поселения ни одной копейки не может дать на свою территорию. Город себя может обеспечить, а муниципальные образования рядом бедствуют, живут в кредит. Невозможно ведь в каждой деревне алюминиевый завод построить!
Но мало этого, злосчастный 131-й закон, оказывается, не предусматривает обратного хода. И вполне естественное желание местных жителей соединить бюджеты города и района столкнулось с категорическим запретом. То есть с глупостью, которая порождена сегодняшней "Единой Россией". За слияние территорий города и района проголосовали 90 процентов населения. Практически все пришедшие на референдум! А им теперь говорят, что это не референдум был, а "голосование по правилам референдума".
— Короче, получается самая настоящая казуистика?
— Иначе и не назовешь. Власти начхать на то, что народ сказал. Идея самоуправления этим законом полностью дискредитирована. Но мы будем добиваться, чтобы воля народа восторжествовала.
— Такое предвыборное настроение — это хорошо.
— Нам есть на что опираться из собственного опыта. В течение полугода, например, шла борьба против тех, кто замахнулся на жемчужину России — озеро Байкал, вознамерившись провести прямо по его берегу нефтяную трубу. Тогда поднялись многие общественные, экологические организации, но наша партия включилась одной из первых. И мы твердо заявили: трубу эту рядом с Байкалом не дадим строить, какие бы решения на сей счет ни принимались!
Предлагали, чтобы Законодательное собрание области приняло специальное обращение к президенту, но "единороссовское" большинство наше предложение забаллотировало. А потом, когда президент всё-таки вынужден был остановить безумную затею, те же люди заявили, что это — победа "Единой России". Ну есть ли предел их лицемерию и цинизму? Некоторые порядочные журналисты писали после этого: мы, конечно, представляем, что могла победить "Единая Россия", только почему-то на всех этих митингах она выступала под красными флагами КПРФ...
Мы сильны сторонниками, которых у КПРФ всё больше и которые сейчас активизируются
— Если обратиться опять к сугубо злободневным предвыборным заботам, то становится совершенно очевидно: партийное отделение тем успешнее справится с ними, чем больше людей будет работать рядом и вместе с коммунистами. Во время моей командировки мне посчастливилось познакомиться со многими замечательными вашими сторонниками. А вы знаете, сколько их у вас?
— В ходе Народного референдума (это была прекрасная идея!) в Иркутской области 113 тысяч человек поддержали постановку наших вопросов, написав при этом свои фамилии и адреса. Собственно, тем самым заявили, что они — с КПРФ. А затем мы имели возможность убедиться: так и есть. Сейчас, в предвыборной кампании, это будет наша надежная сила.
— Меня очень обрадовала инициатива, которую вы начали осуществлять в день Праздника партийной прессы. На встрече с журналистами в областном Доме печати прозвучало предложение создать Союз творческой интеллигенции, поддерживающей КПРФ и готовой работать в контакте с вашим партийным отделением. Просто здорово! Кстати, в других местах я не знаю пока подобных прецедентов. А ведь у вас и база хорошая: сколько писателей и журналистов, музыкантов и художников, актеров и режиссеров уже сотрудничают с вами, причем некоторые весьма активно.
— Думаю, во время предвыборной кампании их активность еще более возрастет, а творческий наш Союз станет многочисленнее. Я мог бы назвать целый ряд фамилий тех творческих работников, чья помощь и вклад в работу нашего партийного отделения поистине неоценимы. Вам понравился концерт на Празднике партийной прессы?
— Очень!
— Всё это наш актив. Они помогают нам, а мы — им. Например, растим талантливых чтецов, молодых мастеров художественного чтения. Этот вид искусства за последнее время деградировал, а наши ребята едут в Москву на смотры и завоевывают там призовые места. Выступления их перед иркутянами — и в областном центре, и в районах области — неизменно производят большое впечатление.
— Много поэтов у вас. Вот Анатолий Павлович Бондаренко, офицер в отставке, прислал в "Правду" свои страстные и очень актуальные стихи.
Знаю Николая Кононова, Анатолия Степаненко и других. Всё это тоже ваш актив?
— Разумеется. Поэтам и писателям патриотической направленности в меру своих возможностей мы тоже стараемся помогать. Во-первых, они находят трибуну в наших газетах, которых у нас сегодня четырнадцать. А во-вторых, при нашей поддержке в последние годы издано более двадцати книг. Прямо скажу, в некоторых типографиях эти книги не проходили — кое-кто шарахался от них из-за политической остроты. С книгой того же Анатолия Павловича Бондаренко так было. Но это же действительно одаренные люди, и по убеждениям — наши. Вот мы и считаем своим долгом всячески их поддерживать.
— А в создании книги о последствиях реформ в области, как я понял, принимал участие писатель Александр Лаптев.
— Талантливый, многообещающий писатель. И очень совестливый. К счастью, именно такие всё больше видят свое место в союзе и сотрудничестве с КПРФ, а мы очень дорожим их вкладом в наше общее дело.
— Как сегодня определили бы настрой областного партийного отделения?
— Мобилизационный. Борьба есть борьба, и на таком важном её этапе, как выборная кампания, действительно нужна мобилизованность всех и вся — от первичных отделений до обкома. Наступательность всех наших действий надо усиливать. Мы не обороняемся, не защищаемся — мы наступаем!
— В чем конкретно?
— А вот эти спецвыпуски наших газет — и центральных, и областных, которые большими тиражами задолго до выборов мы постарались как можно шире распространить. А нарастающая активность штаба протестных действий, благодаря которой, я считаю, "улицу" мы у "партии власти" окончательно выиграли. Да и рост рядов наших сторонников, о чем я говорил,— это тоже наступление.
— С фальсификацией при подведении итогов голосования как будете бороться?
— Продумываем и технологические, и организационные приемы. Просто так свои результаты не отдадим.