Доклад о работе комиссии по подготовке предложений для внесения изменений и дополнений в Устав КПРФ на ХI (внеочередном) съезде КПРФ
Товарищи! Решением Президиума ЦК КПРФ от 6 июля 2005 года для подготовки предложений по изменению и дополнению существующих норм Устава КПРФ была сформирована комиссия в численном составе 20 человек. В состав комиссии утверждены следующие товарищи: Зюганов Геннадий Андреевич - председатель комиссии, Афанасьев Сергей Николаевич, Бенов Геннадий Матвеевич, Васильев Николай Иванович, Газеев Евгений Иванович, Гостев Руслан Георгиевич, Гришуков Владимир Витальевич, Заполев Михаил Михайлович, Илларионова Регина Альбертовна, Кашин Борис Сергеевич, Кашин Владимир Иванович, Купцов Валентин Александрович, Лукьянов Анатолий Иванович, Мельников Иван Иванович, Никитин Владимир Степанович, Рашкин Валерий Федорович, Сокол Святослав Михайлович, Соловьев Вадим Георгиевич, Улас Владимир Дмитриевич, Хахичев Владимир Дмитриевич.Члены комиссии представляли собой широкий спектр актива партии, занятого в различных областях и сферах ее деятельности. Большинство из них имеют юридическое образование, большой опыт правовой и партийной работы.Проект Устава КПРФ с изменениями и дополнениями, внесенными Уставной комиссией в июне текущего года, был направлен во все региональные отделения КПРФ для дальнейшего изучения и выработки коммунистами новых предложений.Следует отметить, что данный вопрос получил широкое общепартийное звучание. Он детально обсуждался на Комиссии по организационно-партийной и кадровой работе ЦК КПРФ, региональных партконференциях, собраниях, в комитетах, специально созданных на местах рабочих группах.К работе были привлечены юристы, ветераны партии с большим жизненным опытом, хорошо знающие специфику и особенности партийной деятельности.Наиболее активное обсуждение предложений в Устав КПРФ было в Мордовском, Удмуртском, Чувашском, Воронежском, Владимирском, Липецком, Краснодарском, Ленинградском, Новосибирском, Орловском, Пензенском, Ростовском, Самарском, Смоленском, Московском городском и областном и ряде других региональных отделений.Из наиболее характерных вопросов и предложений, поступивших из региональных отделений КПРФ, можно отметить всеобщее одобрение нового положения о том, что КПРФ является составной частью мирового коммунистического движения.Коммунисты полностью одобрили, а в своих предложениях и конструктивно дополнили разделы, касающиеся расширения прав первичных, местных и региональных отделений в процессе проведения выборных кампаний в исполнительные и представительные органы власти, а также организации и проведения референдумов.Наряду с этим наиболее спорными в партийной среде остались вопросы по уплате членских взносов, приема в КПРФ и введения кандидатского стажа, взаимоотношений, выстроенных между отдельными партийными структурами, и ряд других.Абсолютно все проблемные и спорные вопросы Уставной комиссией были детально изучены, проанализированы и по каждому из них принято соответствующее предложение.Сама комиссия в полном составе провела 4 плановых заседания, на которых рассмотрела наиболее принципиальные вопросы изменений и дополнений в Устав, а также «Положение о Центральной контрольно-ревизионной комиссии Коммунистической партии Российской Федерации».Особо хотелось бы отметить большую и плодотворную работу таких членов комиссии, как Анатолий Иванович Лукьянов, Борис Сергеевич Кашин, Руслан Георгиевич Гостев, Вадим Георгиевич Соловьев, Геннадий Матвеевич Бенов.В самой комиссии, исходя из поступающего от коммунистов материала, на основе широкой демократической и конструктивной дискуссии отражались два подхода к реализации поставленной перед ней задачи.
Первый предполагал максимальное сохранение существующих норм ныне действующего документа и внесение дополнений и изменений лишь в те блоки, которые реально к настоящему времени требуют серьезных изменений в связи с изменением федерального законодательства и ситуации, с которой столкнулась партия в период подготовки и после X съезда КПРФ.
Второй : с учетом предложений и конкретных требований, поступивших с мест, высказывалось мнение, что Устав следует максимально расширить, прописать в нем значительное количество новаций, появившихся в ходе обсуждения, расширить демократические права и свободы всех партийных структур и подразделений.
Комиссия в процессе своей работы и внутренних дискуссий пришла к единодушному выводу, что Устав КПРФ на протяжении длительного времени существования подтвердил свою жизнеспособность и актуальность, на основании его положений и ЦК КПРФ, и ЦКРК КПРФ, и все отделения партии находили пути решения самых сложных и противоречивых вопросов, решали все поставленные задачи, поэтому его максимальное расширение и дополнение сейчас не имеет никакого смысла.
Комиссией было рассмотрено более 200 предложений и замечаний, поступивших как из первичных, местных, региональных отделений, так и от отдельных коммунистов.
По завершении своей работы Уставная комиссия все наиболее актуальные предложения оформила и подготовила для дальнейшего рассмотрения на Президиуме, V пленуме ЦК КПРФ и Съезде партии.
В подготовленном документе учтены все изменения федерального законодательства, наиболее существенные и значимые предложения региональных отделений КПРФ, которые в первую очередь касаются четырех основных направлений.
Первое - укрепление роли и повышение значения первичных отделений как основы партии.
Второе - совершенствование взаимодействия всех партийных структур и подразделений в решении политических и организационных задач.
Третье - повышение активности и ответственности членов КПРФ за выполнение партийных поручений и деятельность партии в целом.
Четвертое - укрепление партийного единства, партийной дисциплины и партийной ответственности.
Вместе с тем комиссия единодушно отвергла все предложения, которые по сути своей раскрывают сущность многих внутренних и даже закрытых вопросов деятельности КПРФ, таких, как финансовый блок, имущество, коммерческая деятельность, закрытый список, взаимодействие с компартиями зарубежных стран и т. д.
Не приняты также предложения о внесении в Устав ряда отсылочных норм к федеральному законодательству и ссылок на него, равно как и удаление абсолютно всех ссылок на федеральные законодательные акты по всему тексту Устава.
Делегатам Съезда КПРФ предстоит ответственная задача: с учетом предложений коммунистов, Уставной комиссии, ЦК партии и изменений в федеральном законодательстве обсудить и принять Устав КПРФ - основной документ, регламентирующий нашу жизнь и деятельность.
Еще раз обращаю внимание на то, что и Уставная комиссия, и Центральный Комитет приняли решение произвести минимальные корректировки Устава КПРФ.
Основой изменений Устава явились: избирательное законодательство, поправки к закону о партиях и практическое применение его в партийной жизни.
Убрано положение об объединении по платформам в период объявления дискуссий. Это изменение - результат извлеченных партией из Х съезда серьезных уроков.
Введены норма и процедура приостановки членства в партии. Это предусмотрено для коммунистов, ушедших в армию, прокуратуру, суд, другие структуры и органы, где закон запрещает состоять в какой-либо политической партии.
Введена норма, дающая возможность вступления в партию не ранее чем через 1 год после исключения из рядов КПРФ. Это подсказано опытом работы партии, потому что в последнее время в ряде регионов случалось так, что первичная организация кого-либо исключала из партии, а исключенный шел в другую первичку, восстанавливался и через 2-3 дня после исключения вновь являлся полноправным членом КПРФ, нисколько не раскаиваясь за совершенные противоправные проступки.
Дано право создавать при первичных парторганизациях группу сторонников из беспартийных граждан. Это новое положение. Оно пришло в Устав из практики работы Волгоградского, Красноярского и других партотделений, где такие группы были созданы и эффективно работают, но их статус не был определен. Теперь закреплено право создания таких групп и определен их статус.
Введена норма назначения организатора партии в тех территориях, где нет первичной партийной организации. Это касается микрорайонов в городах, сельских поселений. Если в таких населенных пунктах появляется хотя бы один член партии, то ему определен статус парторганизатора, который будет там работать, создавая группы сторонников, а в последующем - и первичную парторганизацию.
Введена норма на право проведения бюро комитета только первым секретарем, а в его отсутствие по его поручению - любым секретарем комитета.
Центральному Комитету КПРФ предоставляется право роспуска бюро комитета регионального отделения, деятельность которого выходит за рамки уставной деятельности, назначения рабочей группы для подготовки и проведения пленума регионального комитета для избрания нового, постоянно действующего руководящего органа.
Введена норма утверждения партийных средств массовой информации и главных редакторов на пленумах местных, региональных отделений и ЦК партии. Раньше такой нормы не было, хотя на практике мы это делали всегда.
Центральному Комитету партии дано право создавать, реорганизовывать или ликвидировать региональные отделения. Ранее это была исключительно прерогатива Съезда. Связано это с тем, что произошло изменение законодательства по численности. Теперь региональное отделение не может иметь в своем составе менее 250 человек. Если число коммунистов, состоящих на постоянном учете, будет меньше требуемого числа, то региональное отделение необходимо переводить в разряд местного. А чтобы это осуществить, нужно было созывать Съезд.
На принятие подобного рода решений оказывают влияние и объединение субъектов Федерации, и необходимость ежегодной отчетности региональных отделений перед финансовыми и другими контролирующими органами. Данная процедура неизбежно будет носить напряженный характер, так как она связана и с понижением статуса партийного отделения, с присоединением его в качестве местного к другому, граничащему с ним региональному отделению, и с утратой прямого права формирования партийного списка и выдвижения кандидатов в депутаты регионального уровня, и с другими, не менее сложными явлениями.
Мы уже на этом Съезде вынуждены будем перевести в разряд местных шесть региональных отделений, численный состав которых явно не соответствует требованиям Федерального закона.
Однако следует обратить самое серьезное внимание на значительный рост численности своих рядов региональным отделениям, где на учете находятся немногим более 250 членов партии и которые в любой момент могут перейти эту грань в сторону уменьшения.
Президиуму ЦК дается право принимать решение о созыве конференции либо заседания комитета регионального отделения. Эта норма вводится, основываясь на практике партийной деятельности.
Х съезд показал, что ряд региональных отделений перестал проводить партийные конференции и заседания комитета. Это, конечно же, явное нарушение Устава. Однако оперативно вмешаться, побудить региональный комитет провести заседание или конференцию Президиум не мог, так как это не предусмотрено было в Уставе.
Конференции местного отделения КПРФ дано право выдвижения кандидатов в депутаты в органы местного самоуправления; бюро местного отделения КПРФ - назначения членов избирательных комиссий с решающим и совещательным голосом, наблюдателей, отзыва кандидата в депутаты и выдвижения кандидата в депутаты в органы местного самоуправления на довыборах или повторных выборах. Эта норма крайне необходима для оперативного и менее затратного решения вопросов участия партии в выборных процессах и процедурах.
Почему на это пошли? Да потому, что для выдвижения кандидатов в органы местного самоуправления требуется созывать областную конференцию. Это нерационально, тем более что законодательство позволяет сделать это, если в Уставе будет соответствующее положение.
Аналогичные нормы и права на уровне субъекта Федерации в новой редакции Устава КПРФ предоставляются конференции и бюро регионального отделения.
Соответственно, Съезду КПРФ дано право выдвигать кандидатов в депутаты Государственной думы и на должность Президента РФ, а Президиуму ЦК - назначать наблюдателей и членов ЦИК с правом решающего и совещательного голоса, отзывать кандидатов в депутаты и выдвигать кандидатов на довыборах и повторных выборах в Госдуму и Президента РФ.
То есть на каждой ступени (местное отделение - региональное - Центральный Комитет) права и обязанности в этом вопросе распределены равномерно.
Это, во-первых, существенно упростит работу по выдвижению кандидатов разных уровней, а, во-вторых, повысит ответственность каждой партийной ступени.
Кроме того, по всему тексту Устава убираются положения о создании избирательных блоков, а также указан механизм создания региональных избирательных фондов.Впервые введена норма лишения статуса депутата в случае выхода его из фракции КПРФ. Это сделано по требованию региональных отделений. Норма справедливая, как и введенный в Устав раздел о роспуске фракций в законодательных собраниях всех уровней.
Например, в Татарии по списку КПРФ прошли в парламент четыре человека. В настоящее время только один из них является коммунистом, остальных исключили из КПРФ. В результате это уже стала какая-то другая фракция, работающая вразрез с линией партии.
Введена норма, позволяющая защищать членов партии от вмешательства органов государственной власти и должностных лиц, записано право членов КПРФ пропагандировать и добиваться реализации идей социальной справедливости. Это специально, причем в рамках законодательства, внесено для того, чтобы коммунистов умышленно не обвиняли в разжигании социальной розни.
Прописывается также норма, при которой вопросы, затрагивающие интересы КПРФ, решаются органами государственной власти и местного самоуправления с участием или по согласованию с КПРФ. Тем самым мы ограждаем партию от вмешательства в ее внутренние дела.
В тех же защитных целях мы напоминаем в новом варианте Устава, что федеральным законодательством запрещается требовать от граждан Российской Федерации, являющихся членами КПРФ, при представлении официальных сведений о себе указывать свое членство в партии или отсутствие такового.
Мы принципиально исходим из того, что членство гражданина Российской Федерации в КПРФ не может служить основанием для ограничения его прав и свобод, а также быть условием предоставления ему каких-либо преимуществ.
И, наконец, установлена обязанность бюро местных, региональных комитетов в 3-дневный срок информировать уполномоченных территориальных органов Министерства юстиции об изменениях наименования, юридического адреса, фамилии, имени, отчества должностного лица, имеющего право действовать без доверенности, а также предоставлять статистические данные, отчетность бухгалтерскую, финансовую и по членским взносам в вышестоящие органы КПРФ.
Таким образом, новые положения Устава не только учитывают измененные требования закона о политических партиях, избирательного законодательства, но и развивают внутрипартийную демократию, создают дополнительные возможности для достижения нашей программной задачи - завоевания политической власти в стране и вывода России из того катастрофического состояния, в которое ее загнали нынешние «реформаторы».