Московская область. Бюджетные потери хотят восполнить за счет урезания льгот
В недрах исполнительной власти Московской области появилась очередная идея по оптимизации расходов регионального бюджета. В котором, вследствие развития кризисных явлений в экономике, наблюдается существенное снижение собственных доходов. По самым оптимистичным прогнозам Минфина, областная казна оскудеет не менее чем на 10% от запланированного объема поступлений.
Константин
Николаевич
В попытках найти «статью для урезания» в областном бюджете власть не придумала ничего лучше, как начать «оптимизацию» с самой социально незащищенной категории граждан Московской области – льготников и пересмотреть предоставляемые им транспортные льготы. Сразу нашлась уйма недостатков в сложившемся механизме распределения средств на данный вид преференций. Часть льготников пользуются своим правом регулярно, а часть не пользуется. Это же сколько средств остается неиспользованными!
Расходы бюджета Московской области на компенсацию расходов транспортных организаций по обслуживанию льготных категорий граждан составляют 14,3 млрд рублей. При этом 4,4 млрд рублей тратится из подмосковного бюджета на оплату проезда жителей Московской области по городу Москве. По предварительным оценкам Минфина, экономия для областного бюджета при уменьшении транспортных льгот для населения может составить 2-3 миллиарда рублей в год.
У депутатов фракции КПРФ, членов Экспертного совета Мособлдумы, представителей Совета ветеранов, Союза пенсионеров и Всероссийского общества инвалидов Московской области другой взгляд и аргументы на решение данного вопроса.
Так, 25 февраля 2015 года в областном парламенте состоялся Круглый стол, на котором участники обсудили порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан – жителям Московской области в части бесплатного проезда на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте, транспорте города Москвы, и железнодорожном транспорте пригородного сообщения.
Около 10 лет назад Государственная Дума приняла 122-ФЗ, в народе называемый законом о монетизации льгот, которым было предусмотрено создание в Российской Федерации системы социальной защиты граждан, включающий замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации.
«Формируя действующее законодательство Московской области в сфере социальной поддержки населения, мы и наши предшественники руководствовались в значительной степени принципом предоставления гражданам возможности в течение разумного переходного периода адаптироваться к таким изменениям. Думаю, что десяти лет для «разумного переходного периода» достаточно и пора переходить к новому этапу «монетизации», - отметил модератор круглого стола, зампред Мособлдумы, руководитель фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Иван Жуков.
С необходимостью пересмотра транспортных льгот в соответствии с современными условиями согласились представители Правительства Московской области в лице заместителя министра финансов Елены Мухтияровой, министра транспорта Александра Зайцева, первого заместителя министра социальной защиты Вадима Годыны, а также коллега по фракции – единоросс, председатель Комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Вячеслав Крымов.
Все члены Правительства региона озвучили статистику, каждый по своему направлению. Но ни один не привел убедительных доводов относительно необходимости урезания (пересмотра/реструктуризации/оптимизации) транспортных льгот.
Основной стала идея о том, что в связи с неисполнением доходной части регионального бюджета уже сейчас, на начало 2015 года, и прогнозируемыми Минфином дальнейшими недопоступлениями, позиция Правительства Московской области направлена на максимально эффективное использование бюджетных ресурсов. (То есть, до наступления экономического кризиса об эффективности расходования бюджетных средств в Правительстве никто не задумывался?!)
Отдуваться за главных идеологов и, собственно, озвучивать суть предполагаемых изменений в части предоставления транспортных льгот выпало на долю Вячеслава Крымова. Он отметил, что закон Московской области «О социальной поддержке граждан, проживающих на территории Московской области», потерял системность и требует новой редакции, обеспечивающей комплексный подход, реализующий принципы, заложенные в 122-ФЗ о монетизации льгот.
Транспортные льготы – самый болезненный сегмент данного закона, потому как это самая массовая и самая дорогая услуга, которая предоставляется населению. Но оставлять нынешнюю методику ее предоставления, на взгляд парламентария, неправильно. Кто-то вообще не пользуются данной преференцией, а некоторые ей злоупотребляют. Поэтому должен быть определен предел этого пользования. Крымов предложил ограничиться двумя поездками в день, т.е. 40 поездками в месяц. Если человек выходит за эти пределы, то это уже пользование транспортными услугами в полном объеме, которое должно происходить за свой счет. «Предоставление льгот на проезд в транспорте нам придется пересматривать в зависимости от дохода на душу населения и с соблюдением принципа адресности, естественно после обсуждения на местах и подробных расчетов», - подчеркнул В. Крымов.
Ну, хорошо, хоть так. Правда, неясно, как будут производиться эти «подробные расчеты» и кто возложит на себя эту почетную обязанность.
Безусловно, существующая система предоставления льгот, субсидий, дотаций в Московской области очень несовершенна. Можно даже понять панику Министерства финансов относительно неисполнения доходной части бюджета, ведь по обязательствам хочешь - не хочешь, а отвечать придется. Неясно только – почему именно сейчас и почему в очередной раз оптимизацию начали с самой незащищенной категории граждан. Хоть бы для разнообразия начали с себя. Предложили бы сократить зарплаты министрам, которые только сейчас задумались об эффективности использования бюджетных средств, в разгар экономического кризиса (!), отказались бы от комфортных иномарок, без которых видимо обойтись невозможно, «подтянули» бы экономику, в конце концов. Но нет, проще обобрать неимущих…
Заместитель председателя Мособлдумы, руководитель фракции КПРФ Константин Черемисов в своем выступлении на Круглом столе сказал, что к совершенствованию закона о предоставлении льгот можно вернуться только тогда, когда страна выйдет из кризиса, т.к. его действие распространяется на самые незащищенные категории граждан. В период экономического кризиса, когда растут тарифы и цены, нет стабильности в стране, решение этого вопроса неприемлемо.
«Областной Комитет Компартии принял решение, что в сложившихся экономических условиях мы не поддержим ни одного предложения, ухудшающего условия для льготников, которое будет выносится по законопроекту о пересмотре транспортных льгот, и будем голосовать против. Мы считаем, что сейчас все льготы необходимо сохранить в полном объеме», - озвучил принципиальную позицию Компартии Константин Николаевич.
Заместитель председателя Мособлдумы, член фракции КПРФ Валентин Куликов также высказался против пересмотра транспортных льгот: «В 2015 году действительно предполагаются потери бюджета в размере 20-50 млрд рублей. Но в случае принятия нами решения о сокращении льгот, под действие данного закона попадут 2,1 млн человек. Это треть населения Московской области. Из них – 726 тысяч пенсионеров, не имеющих никаких льгот. Какой будет их реакция можно только предположить. Поэтому в данной ситуации важно «взвесить» сумму экономии на льготах и спокойствие Московской области.
Сейчас и так сложная экономическая обстановка. Наблюдается рост цен, тарифов, налогов. А граждане, которые получают льготы, не покупают тепловозы и добывающее оборудование. Это чаще всего пенсионеры, очень чувствительные к потребительской инфляции.
Поэтому, прежде всего, необходимо повышать эффективность использования бюджетных средств, а социальную сферу нужно оптимизировать в последнюю очередь».
Коммунистов поддержали члены Экспертного совета Мособлдумы и представители общественных организаций.
Так экс-председатель Комитета Мособлдумы по бюджету, финансовой и налоговой политике, член Экспертного совета Мособдумы Владимир Савин подчеркнул, что «в условиях кризиса, нельзя принимать подобные решения. Накал социального напряжения растет. Прежде чем принимать такой закон нужно внимательно все взвесить, обсудить, провести общественные слушания и ни в коем случае нельзя решать этот вопрос с плеча».
Председатель правления общественной организации «Союз пенсионеров Подмосковья» Валерий Родионов также отметил непродуманность предлагаемого решения и привел слова Президента РФ Владимира Путина о том, что «Все сформированные на сегодняшний день права и льготы ни в коем случае не должны быть уменьшены. Это базовый подход, которым должны руководствоваться органы исполнительной и законодательной власти при разработке нового порядка формирования пенсионных прав и начислений».
Директор Института экономики здравоохранения ФГАОУ высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», член Экспертного совета Мособлдумы Лариса Попович сказала, что при дефиците областного бюджета порядка 40 млрд рублей необходимо прежде всего задуматься о неэффективности внутренних бюджетных расходов, которые существенно превышают эту сумму. Она отметила, что внутренняя неэффективность столь высока, что, «закрыв эти дыры», высвободятся дополнительные ресурсы для устранения дефицита.
«Сначала необходимо повысить эффективность всех других сфер экономики и только тогда касаться самого болезненного – социальной сферы, - продолжила Лариса Попович, - А мы сейчас обсуждаем, что можно отнять у людей. Это нужно делать в последнюю очередь».
Заместитель председателя Московского областного совета ветеранов Людмила Тишурова и председатель Московской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Николай Зеликов также посчитали идею пересмотра транспортных льгот несвоевременной и предостерегли власти от ее лоббирования во избежание социального взрыва.
Какое решение по данному вопросу примут в Правительстве региона неизвестно. Но если данная «оптимизация» будет продолжена, без потерь, очевидно, не обойдется… Ведь, как говорил Отто фон Бисмарк «Русские долго запрягают, но быстро едут». Терпение людей не безгранично…
Фракция КПРФ в Мособлдуме будет отстаивать сохранение льгот в полном объеме. Коммунисты всегда были и остаются истинно народными депутатами, для которых социальная сфера является приоритетной. По их мнению, в условиях кризиса основной задачей областного правительства должна стать разработка неотложных мер в области экономики, а не обирание малоимущих.