Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Бюджет Костромы – это «лопание» воздушных шаров

120 миллионов рублей ежегодно лишь на обслуживание взятых кредитов платит Кострома. В этом долговом рабстве денег нет не на одни дороги, но и на многое другое. Сведение концов с концами и выживание – вот современный бюджет муниципалитетов. В такой ситуации, казалось бы, трудно обсуждать исполнение финансового документа города. Когда куда ни глянь - везде дыры. Никто и не обсуждал. Однако лично я сделала 18 замечаний к бюджету, а потом, что называется, микрофон был отключён…

Татьяна Павлова, секретарь ГК КПРФ г.Костромы
2014-05-28 18:39 (обновление: 2014-05-29 10:35)

Публичные слушания по исполнению бюджета г.Костромы публичными, собственно, не являются. На них приходит лишь по нескольку человек. Вот и в этот раз, при обсуждении бюджета-2013, собралось чуть более 10 человек – две пенсионерки из совета ветеранов, две – из женского союза, 7 студентов с экономического факультета. Я постоянно присутствую (добровольно) на заседаниях комиссий Думы г.Костромы. Но в этот раз при регистрации требовалось указать статус, я попросила записать себя как секретаря горкома КПРФ (хотя являюсь, кроме того, руководителем не одной общественной организации, членом Общественной палаты при Думе г.Костромы).

И вдруг услышала, что приглашение было выслано на другого человека. Правильно, официальное приглашение приходит на первого секретаря обкома партии (и не только КПРФ), в котором приглашаются и другие члены партии на очередное мероприятие. Но это не значит, что другие не могут придти. Что за реплика аппаратчика Думы? Кстати, представителей других партий на слушаниях не было (и не только в этот раз).

Регламент проведения подобных мероприятий известен – доводятся основные тезисы по исполнению бюджета, задаются вопросы, вносятся предложения. Поскольку «хозяев» было больше, чем «гостей», то доклад был всего минут 7. Вопросы по нему задавать никто не хотел. Тогда я задала свои три. Кстати, вопросы и предложения можно было подавать заранее в письменном виде, но не позднее 5-ти дней до дня проведения слушаний. Никто из горожан не воспользовался такой возможностью. К сожалению, и я не успела вовремя оформить свои замечания. Зато я пришла на слушания лично. А накануне изучила пояснительную записку к бюджету-2013, состоящую из 30-ти страниц. В том числе и из неё появились вопросы. Но о них ниже.

Перешли к предложениям. Опять все присутствующие молчат. Чтобы дать возможность высказаться сначала всем остальным, я выждала паузу, но молчание стало затягиваться. И я взяла слово… На первое моё предложение к бюджету Глава города стал пространно объяснять ситуацию. Но поскольку лично я прекрасно знала, о чём спрашиваю (да и представители власти), то в пояснениях я вовсе не нуждалась. О чём так и заявила перед озвучиванием следующего своего предложения. Конечно - ведь передо мной был довольно длинный список моих замечаний, так зачем тянуть время?

Процесс пошёл быстрее: я кратко озвучивала постановку проблемы (на мой взгляд) и своё предложение, а Глава города немного парировал и просил записать в протокол для дальнейшего обсуждения в комиссиях. Остальные представители власти по-разному реагировали на разные стороны их деятельности с моей точки зрения. Другие члены слушаний быстро устали, я это видела. Студенты были серьёзны. Да, вопрос бюджета не из лёгких. Только «Платон мне друг, но истина дороже».

Через некоторое время в зал стали заглядывать люди, а вскоре – и потихоньку заходить. Оказалось, что после слушаний должно было состояться заседание с ветеранами. Просто никто из организаторов не рассчитывал, что бюджет будут обсуждать и что это займёт время. Предполагалось (исходя из предыдущего опыта), что в течение часа можно будет спокойно поговорить о жизни с общественностью и поставить «галочку» в мероприятии. К сожалению, так и бывало. И это не вина властей.

Это вина жителей, не желающих принимать непосредственное участие в основополагающей стороне жизни города. Я сама далеко не сразу разобралась с доходами и расходами города (да и сейчас ещё не сильна в этой сфере), поэтому первый раз тоже молчала. Но по мере изучения документов и вникания в их суть стали появляться вопросы и замечания. И вот теперь их количество у меня дошло до 18. В конце концов, Глава города попросил меня всё остальное просто внести в протокол и разобрать на комиссиях Думы (у меня оставалось ещё 4 момента). Собственно, я решила, что впереди – слушания по бюджету 2015, там и спрошу остальное…

В это время председатель городского совета ветеранов в ожидании своего заседания ворчала в том смысле, что сидят, болтают, по полчаса выступают, так нельзя. Я бы тоже сказала – советы ветеранов получают из городского бюджета по полмиллиона рублей в год на свою работу, их всегда зовут на все праздники и на многие мероприятия, с ними общаются все ветви власти. Им ли обижаться?

Также считаю, что Глава города, его зам и весь аппарат Думы, обходящиеся населению города в 32 миллиона рублей ежегодно, не может обижаться, что затянулось время обсуждения бюджета с общественностью. Раз в год выслушать замечания по итогам работы городских властей вполне можно. Тем более что с моими претензиями они были в принципе согласны.

Итак, какие же конкретные предложения обсуждали?

Оплата за ремонт дорог производится, в основном, из областного дорожного фонда. Но договор с подрядчиком заключает город. По прошлому году работы приняты, но оплачена лишь их часть, осталась задолженность 20 миллионов рублей, т.к. областной бюджет их не перечислил. Но город сам может оплатить работы, а потом ждать компенсации из области. Да, по законодательству может, только денег в кассе не находит. А в это время подрядчики терпят убытки, в конце концов, разбегаются, дороги делать некому. Правда, теперь дороги будет полностью делать муниципальное предприятие, пока его финансирование идёт без проблем. А вот прошлогодние – без 20-ти миллионов.

Оказывается, в городе существовало предприятие «Мостпромстрой». А у нас как раз мост через Волгу требовал ремонта. Но предприятие так и не смогло на нём поработать – обанкротилось. А вскоре после этого, в 2013 году, объявили, что в Кострому приедет олимпийский огонь, который надо будет пронести по отремонтированному мосту. «Мостпромстрой», профильная организация, уже не мог участвовать в конкурсе, не мог работать, не мог приносить налоги в городской бюджет. (Мост сделали всё-таки, силами одного из ДЭПов.)

Оказалось, что в прошлом году в Костроме сильно сократился гостиничный бизнес. Это проявилось в увольнении людей из этой сферы, понижении налогов. А нам говорят, что туристов стало больше. А во-вторых, городская администрация готова согласовать проект новой гостиницы на правом берегу Волги.

Там уже строят кафе прямо в береговой зоне, против чего костромичи категорически выступали (но выяснилось, что городские депутаты заранее законодательно провели для себя соответствующие разрешения, ведь строит кафе один из них), потом там хотят ещё расширять бизнес. Такой путь развития вызывает лишь противостояние, а судя по документам, – ещё и вопросы в целесообразности строительства гостиниц, в объективности оценки привлечения туристов.

Рекламные конструкции (сдача их в аренду) принесли немало денег в бюджет в прошлом году. В том числе из-за пересмотра порядка размещения рекламы. Однако у костромичей есть претензии к вывескам, баннерам из-за их аляпистости, несоответствия стилю города и прочего (была у нас в городе и весьма спорная по этике реклама). По закону муниципалитет может ограничить рекламу лишь местом размещения и размером. Власть говорит, что из центральной, старой, части города старается убрать такие конструкции. А отказов в размещении рекламы из-за нарушения архитектурного стиля города ещё не было в последней практике города, хотя явно надо это делать. Да, погоня за прибылью приносит другие убытки. Лишний миллион их не покроет.

Примерно такая же ситуация сложилась в банном хозяйстве города в 2013 году. Посчитав некие деньги, администрация закрыла одну из бань города, объявив её неэффективной. Но потом выяснилось, что в том районе проживают люди, которым нужно где-то мыться. А закрытая баня как имущество тоже требует затрат. В результате власти решили открыть душевые (они не организованы до сих пор), а по бане вопрос проработать с целью её открытия. Так убыток от этих движений стал гораздо больше, чем экономическая неэффективность.

То же касается и трёхлетней эпопеи деления администрации на три районные управления, а потом обратно – слияние трёх управлений в одну администрацию. Деньги потрачены, реформа состоялась, эффекта она не принесла никакого, ни в первом случае, ни во втором. Таких реформ нам не надо.

Доходы от аренды или продажи городского имущества – существенный вклад в бюджет города. Только много объектов уже продано, такого товара для продажи остаётся всё меньше и меньше. Многое из проданного мы уже давно «проели». В прошлом году «повезло» - были проданы два крупных объекта, которые никак не могли найти своего покупателя. Так, от продажи здания на улице Советской, 2 поступления в бюджет составили 83 539 тысячи рублей. Доход в бюджет есть, но это временно. Есть и более мелкие городские объекты. Один такой, мелкий, но громкий, - это огромная обставленная муниципальная квартира в хорошем новом доме, которую при прежнем губернаторе покупал «Водоканал» из своих средств, и в которой жил заместитель главы администрации того периода. Со сменой власти квартиру освободили и передали в казну. Как она используется сейчас? Никак. И дело снова не в деньгах и прибыли…

Вообще, есть некий тренд у городской власти развивать территории для обеспеченных сограждан. Это проявлялось в строительстве водоводов для нового коттеджного района берегу Волги, в строительстве подстанции для нового бизнеса в рекреационной местности. В 2013 году оплатили проект ливневой канализации в центре города, в тихом месте, где есть старые дома, в том числе памятники истории 19-го века, но в то же время там строятся и новые малоквартирные дома и коттеджи. Хотя многие дома Костромы имеет печное отопление и выгребные ямы, и лучше было бы направлять средства в первую очередь туда. (Глава города обещал провести анализ выделения средств бюджета на разные территории города).

Муниципалитет должен и другим своим обычным жителям. При проведении капремонтов в многоквартирных домах в последние лет пять город не перечислял в управляющие компании свою долю платежей за муниципальные квартиры. В результате на лицевых счетах домов - недобор средств. Управляющие компании предпочитают не связываться с властями, а люди тоже не горят желанием судиться. При этом в домах капремонты проводились и по федеральному закону, и по муниципальной программе, и полностью за счёт жителей. Суммы накопились немалые. Их хватало бы на новые текущие ремонты. Но эти суммы администрацией замалчиваются. Вот и в прошлом году перечислений не было. Глава города сказал, что, конечно, надо выполнять свои обязательства.

Надо не только по обязательствам рассчитываться, но и прикладывать творческую нотку в работе. Например, попытки провести в прошлом году праздник картошки провалился. Да, денег нет, но тогда надо формат мероприятия пересматривать. Тут и внебюджетные расходы не помогут, если идея остаётся лишь идеей.

А День города вообще многим костромичам не понравился. Пьющих и пьяных в центре стало существенно меньше, чем в предыдущие годы, зато восприятие праздника было изрядно подпорчено многочисленными аттракционами по «лопанью воздушных шариков». Да ещё на фоне бесконечных серебристых детских надувных шаров. В этой мишуре теряется даже «аллея мастеров». Неужели в древнем городе нет больше забав для людей, чем кидать дротики в шарики? Наверняка нашлись бы студенты-волонтёры для проведения каких-нибудь более осмысленных и полезных конкурсов для праздного люда. Здесь скудность бюджета - вовсе не оправдание.

Нет у города возможности установить даже один информационный стенд с анонсом мероприятий и праздников в центре города. Там у остановок сейчас стоит непонятный металлический каркас. «Что бы это значило?»

А на набережной для туристов были размещены информационные стенды на исторические темы, связанные с Костромой. Как мне сказали накануне, теперь их там нет. Откуда здесь должны найтись деньги?

Вообще по роду своей общественно-политической деятельности я общаюсь со многими людьми на самые разные темы. Один костромич попросил меня озвучить на слушаниях нехватку общественного транспорта из-за Волги утром, в час пик. Действительно, город постоянно заказывает, оплачивает и проводит обследование пассажиропотока, но только почему-то не меняется расписание автобусов, их смена вместимости под нужды горожан. Речь не идёт о покупке дополнительных единиц, хотя город приобрёл недавно несколько новеньких автобусов и троллейбусов. Надо просто поставить в расписание автобус большой вместимости утром из-за Волги. Кажется, что это всё-таки не такая «невыполнимая миссия».

Другой человек сообщил мне от работников Центрального рынка, что люди работают без оформления трудовых отношений и бесправны, что дирекция рынка время от времени устраивает поборы продуктами или деньгами, в частности, в последний раз собирали посылку в Епархию. Конечно, верить на слово всем нельзя. Но нельзя и отмахиваться от такой информации. Я сама накануне участвовала в разговоре с женщиной, которая уволилась с рынка, работая там неофициально не один год. Реакция сотрудника аппарата Думы – за такие слухи надо в суд подавать. Очень демократично, ничего не скажешь. Между тем, муниципальное предприятие «Центральный рынок» в 2013 году попросило оставить себе часть прибыли для строительства нового павильона, попросило об этом же и в этом году. Планы хорошие, они и исполняются. Но там, где крутятся большие наличные деньги, вполне могут быть разные ситуации, отметать их существование нельзя.

Что касается общественности, то оказалось, что её помощь администрации не нужна. В частности, для того, чтобы попасть в федеральную программу «Доступная среда» для покупки автобусов с площадками для детских и инвалидных колясок. Своими средствами город решить такую проблему не может. Только через федерацию. Может, помочь подписями или обращениями по данной теме? Нет, это только будет раздражать. Ну ладно, не будем.

А тогда между общественниками перераспределите деньги, заложенные в бюджете. Из года в год поощряются ТОСы города. По нескольку раз в год, с разными суммами поддержки – от 3 до 30 тысяч рублей. А вот общественные организации не могут получать такие деньги на подобную работу. В чём разница? Грант на летнюю занятость детей для общественного объединения в 1,5 тысячи рублей – это нормально? А именно такого порядка суммы получаю я ежегодно по конкурсу проектов общественных организаций (и только по одному этому профилю проводятся конкурсы). Кстати, может, общественники на суммы грантов помогали бы проводить праздники картошки или День города? Деньги те же. Но фантазии маловато. (Дума подтвердила, что согласна с этим и готова пересмотреть эти финансовые нормы).

Единственно, что всех (кроме финансистов) радует в бюджете города – образование. Это самая большая затратная часть бюджета, но в ней много и сделано. Правда, пока власти затрудняются сказать, в какой части пути на полном оснащении этих учреждений мы находимся. Действительно, реформаторство и требования не заканчиваются. Жаль, что толку от всего этого немного. Ведь конечный результат - развитие и воспитание детей…

И вообще, конечный результат - повышение качества жизни горожан – это пока не наш конёк, не нашего города, не нашей страны. Да, стало больше машин, телефонов, натяжных потолков и т.д. Но при этом ещё много чего не хватает. И в ближайшее время, очевидно, что не появится. Нет денег. Мы в долговом рабстве. Как долго будет процесс выживания городов? Чем закончится?

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.