Санкт-Петербург. Депутаты-коммунисты выступили против сноса знаменитой "Блокадной подстанции"
Заместитель руководителя фракции КПРФ в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга А.В. Воронцов направил в адрес вице-губернатора города В.Н. Кичеджи обращение, в котором обратил внимание властей на опасность сноса знаменитой "Блокадной подстанции".
Инвестор — Группа «ЛСР», выкупившая в 2013 года права у предыдущего инвестора ООО «Роял Гарденс отель» — намерена возвести на месте подстанции шестиэтажное здание аппартамент-отеля. Историко-культурная экспертиза здания, которая признала существующее здание не имеющим ценности была выполнена компанией «Арт-Деко». Указывается аварийное состояние здания с 60% износом конструкций. В архитектуре нового жилого здания никак не предполагается ни сохранение образа подстанции, ни размещение памятных знаков о подвиге блокадных трамвайщиков. 15 ноября 2010 года сдан проект переноса мощностей Горэлектротранса. 16 декабря 2010 года Совет по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга одобрил большинством голосов снос здания[3]. Однако у градозащитников имеется альтернативный проект: организация в этом месте мемориала «Стена памяти»[4].
Тя́говая подста́нция № 11, известная как «Блокадная подстанция»[1], расположена по адресу: Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 3, лит. А.
Здание выстроено по экспериментальному проекту, разработанному в 1920-е гг. ленинградским архитектором Р. Н. Кохановой. Яркий пример супрематической архитектуры Ленинграда. Здание представляет собой редкий в центральных районах Петербурга образец производственного сооружения, решённого в приёмах конструктивизма. Подобные проекты создавались в то время под влиянием ленинских планов электрификации страны и поставленной задачи обеспечения рабочих новым видом транспорта, который предстояло развивать. Здание является историческим памятником советскому плану ГОЭЛРО и произведением архитектуры, выполненным в духе идей и стилистики конструктивизма.
Здание грамотно вписано в линию набережной с градостроительной точки зрения. Эта камерная служебная постройка немножко углублена за красную линию. Здание не доминирует, не выделяется цветом, не превышает высоту цирка — от цирка идёт лестничное ступенчатое понижение. Функциональное назначение постройки выдаёт асимметрия плана. Архитектурная композиция прямо соотносится с функцией и строго продумана, представляет собой сочетание простых геометрических элементов в определенной закономерности: игра повышений-понижений от вертикально ориентированных объёмов переходит в горизонтальное «затухание». Разбивка окон ритмична и также имеет определённую закономерность: доминирующие в композиции объёмы подчёркнуты вертикальной полосой остекления, а вытянутый по набережной объём имеет горизонтальную ленту с чередованием окон и окрашенных плоскостей фасада. Стиль Кохановой, при отсутствии каких бы то ни было традиционных деталей, художественно очень выразителен.
Здание принадлежит ГУП СПб «Горэлектротранс» и обеспечивает напряжением троллейбусную и трамвайную сеть Центрального района города, выдавая напряжение — 550В. Здесь находится районно-диспетчерский пункт, на который завязано управление десятками подстанциями «Горэлектротранса».
15 апреля 1942 года было дано напряжение, позволившее запустить регулярный пассажирский трамвай. На здании размещается мемориальная доска
«ПОДВИГУ ТРАМВАЙЩИКОВ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА. ПОСЛЕ СУРОВОЙ ЗИМЫ 1941—1942 ГОДА ЭТА ТЯГОВАЯ ПОДСТАНЦИЯ ДАЛА ЭНЕРГИЮ В СЕТЬ И ОБЕСПЕЧИЛА ДВИЖЕНИЕ ВОЗРОЖДЕННОГО ТРАМВАЯ».
Единственным видом городского транспорта, который работал в Ленинграде практически всю блокаду, был трамвай. Он ездил под бомбежками, доставлял людей и грузы в самые опасные районы, расположенные практически на линии фронта, обеспечивал нужды городского хозяйства. Ленинградцы относились к трамваю как к одушевленному существу.
8 декабря 1942 года регулярное трамвайное движение в городе замерло. В течение месяца отдельные вагоны еще двигались по улицам, но в январе 1942 года с прекращением подачи электроэнергии движение электротранспорта остановилось полностью. 52 поезда так и остались на улицах на всю зиму. Три с половиной месяца изможденным от голода и страданий людям приходилось передвигаться по городу только пешком, даже если они работали далеко от дома. По свидетельству Д. С. Лихачёва, … когда остановка трамвайного движения добавила к обычной, ежедневной трудовой нагрузке ещё два-три часа пешеходного марша от места жительства к месту работы и обратно, это обусловливало дополнительное расходование калорий. Очень часто люди умирали от внезапной остановки сердца, потери сознания и замерзания в пути.
Город бросил все силы на то, чтобы весной 1942 года возобновить трамвайное движение. Потребовалось восстановить около половины всей эксплуатируемой в то время контактной сети — примерно 150 км. 8 марта по городу пошли грузовые трамваи. С их помощью шла очистка города от мусора, снега и нечистот. А 15 апреля открылось пассажирское движение. Для ленинградцев это было настоящим праздником. Николай Тихонов в «Ленинградских рассказах» (1942 г.) вспоминал: По расчищенному Невскому проспекту пошел первый вагон трамвая. Люди бросили работы, смотрели, как дети на игрушку, на бежавший по рельсам вагон, и вдруг раздались аплодисменты десятков тысяч. Это ленинградцы овацией встречали первый воскресший вагон. А вожатая вела вагон и стряхивала слезы, которые набегали на глаза. Но это были слезы радости, и она вела вагон, и плакала, и не скрывала этих слез.
С началом войны специфика работы Трамвайно-троллейбусного управления изменилась. К обычным пассажирским трамваям добавились специальные санитарные трамвайные поезда; грузовые трамваи доставляли к станциям железных дорог оборудование, предназначенное к эвакуации, возили сырье и топливо для заводов и фабрик, продукты в магазины и песок для нужд МПВО и литейного производства. В мастерских и депо «Лентрамвая» стали выпускаться детали для мин, ведущие колеса для танков, выполнялись другие оборонные заказы[2].
Ежегодно в памятные даты (8 марта, 15 апреля, 18 и 27 января) у стен подстанции собираются блокадники и все, кому не безразлична судьба памятника[5]. В феврале 2013 года появились сообщения, что здание просит передать Санкт-Петербургскому государственному цирку новый художественный руководитель Вячеслав Полунин[6]. 15 апреля 2013 года парламентская комиссия по культуре обратилась к губернатору в защиту «Блокадной подстанции». По словам председателя комиссии Максима Резника, мнение всех депутатов, входящих в комиссию, было единодушным, независимо от фракции. Депутаты городского парламента также обратились к губернатору после того, как градозащитники 18 января 2014 года обнаружили пропажу мемориальной доски (доску вернули на место на следующий день)[7].
В начале 2014 г. ГАТИ был выдан ордер на установку строительного забора. В марте планировалось начать снос здания. 6 марта 2014 г. Всероссийское общество охраны памятников (ВООПИиК) подало в КГИОП Акт по итогам историко-культурной экспертизы, дающей Блокадной подстанции статус выявленного объекта культурного наследия. По закону с этого момента любые работы на здании запрещены[8].