Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Коммунисты Псковской области скорбят со всем народом по ушедшим в бессмертие десантникам 6-й роты

Дни памяти и скорби пришли на псковскую землю. 14 лет назад массовый героизм совершили десантники 6-й роты 104-го гвардейского парашютно-десантного (десантно-штурмового) Краснознаменного полка 76-й гвардейской воздушно-десантной (десантно-штурмовой) Черниговской Краснознаменной дивизии. 90 гвардейцев выиграли сражение у 3200 наёмников, рвавшихся через Аргунское ущелье в Дагестан. 1 марта – в День памяти воинов-десантников делегация псковских коммунистов прибыли к памятнику 6-й роте «Купол», где приняли участие в торжественных мероприятиях. Они возложили венки и цветы, поклонились отважным Героям.

Пресс-служба Псковского обкома КПРФ
2014-02-28 20:24

… В 1995 году в Чеченскую республику, где развернулась война, прибыл из Иордании Амир Ибн аль-Хаттаб – «Чёрный араб», и с ним так называемые арабы. Их цель: создание исламского государства от Каспийского моря до Черноморского побережья. Под руководством Хаттаба возник Институт Кавказа – филиал международной организации «Братья мусульмане». В 1999 году наёмники вторглись на территорию Дагестана, осуществляя намеченную программу по отделению Кавказа от России.      

Осенью 1999 года порядка 10 тысяч боевиков были вытеснены из Дагестана десантниками из Пскова под командованием гвардии полковника Геворка Исаханяна, совершив марш-бросок в 350 километров на высоте 2400 метров над уровнем моря. За мужество и доблесть Геворк Исаханян получил звание Герой России.

Наёмники продолжали сопротивление на территории Чеченской республики. Для них была разработана новая программа по нападению на Дагестан. Стратегами «пятой колонны» преследовалась задача отомстить десантникам 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, о чём не были поставлены в известность высшие руководители боевиков Амир Ибн аль-Хаттаб и Шамиль Басаев.

- Наёмников скопилось в Аргунском ущелье (протяжённость около 30 км – О.Д.) свыше 4 тысяч. Амир (полевой командир) Руслан Гелаев не пожелал двигаться в Дагестан, и около 800 боевиков ушло в село Дади Юрт - Комсомольское. Остальные выполняли операцию, о чем стало известно позже, - рассказывал командующий ВДВ Герой России генерал-полковник В.А. Шаманов. – Мне в тот момент был предложен отпуск, полагаю, специальный, с выездом на «большую землю».

Порядка 3200 наемников выполняли намеченную операцию. В случае успеха решалась задача: принудить руководство страны пойти с ними на переговоры, где боевики диктовали бы свои условия. Одно из главных – отделение Кавказа от России, что привело бы к объявлению Чрезвычайного положения, и, при благоприятном решении, откладывались выборы Президента России.

Десантная группировка о скоплении наёмников не была поставлена в известность. Из московских кабинетов поступил приказ и.о. командующему Объединенной группировкой федеральных сил на Северном Кавказе генерал-полковнику Геннадию Трошеву перекрыть выход банд наёмников из Аргунского ущелья ротой десантников из Пскова. Трошев отдал приказ о выдвижении роты командиру десантной группировки гвардии полковнику Сергею Мелентьеву (Мелентьев висел «на крючке» у «пятой колонны», которой было известно о взятках полковника за командировки в состав миротворческих сил в пылающие Боснию и Герцеговину, который вывернулся во время чистки взяточников в 76-й ВДД, устроенной комдивом гвардии генерал-майором Станиславом Семенютой). Мелетьев приказал командиру 2-го батальона гвардии подполковнику Марку Евтюхину выставить блок-посты на высотах 776.0 и 787.0 и заблокировать выход из ущелья 29 февраля 2000 года. Одновременно из тех же кабинетов приказали Амиру Ибн аль-Хаттабу начать выполнение операции по нападению на Дагестан. Проход из ущелья был заблаговременно выкуплен за 500 тысяч долларов и с единственной дороги, ведущей на Дагестан, сняты все милицейские посты («Комсомольская правда» 03.04.-10.04.2001 г. В. Порт «На Чеченском фронте без перемен…»).         

Разведывательный дозор 6-й роты 29 февраля в 12.30 первым столкнулся с группой боевиков, которую уничтожил и взял в плен двух моджахедов. Но следом им на помощь двинулась еще одна группа численностью свыше 40 человек. Наёмники закричали, чтоб их пропустили, так как «командиры договорились!» (рассказ полковников особого отдела МО РФ – О.Д.). Командир разведгруппы гвардии старший лейтенант Алексей Воробьев срочно связался по рации с комбатом гвардии подполковником Марком Евтюхиным, который шел вместе с ротой, и доложил обстановку. Евтюхин вышел на связь с командованием группировки. Оттуда поступил приказ: «Предложить боевикам сдаться или всех уничтожить!». Этот разговор по радиоперехвату прослушали бандиты, и  Амир Хаттаб (позывной «Таж») отдал свой приказ: «Гоблинов (десантников) смести с лица земли!» Разведчики, разбросав датчики для наведения авиации, отошли с боем. Разгорелось сражение, продолжавшееся беспрерывно 19 часов.

Амира Ибн аль-Хаттаба терзали высшие руководители из центра «пятой колонны» за срыв планов операции. От него требовали выправить положение. «Чёрный араб» бросил в бой отборный отряд «Джимар» в 400 человек, но и это не изменило ситуацию в пользу бандитов. Гвардейцы не отступили ни на пядь. Они отвергли предлагаемые наемниками несколько миллионов долларов. Не было никакой помощи, которую запрещало оказывать руководство «пятой колонны» из Москвы, хотя рядом стояли полки десантников, группы спезназа ГРУ, батальон морской пехоты и другие формирования. Ночью прибежали 15 разведчиков 4-й роты во главе с заместителем командира 2-го батальона майором Александром Доставаловым, что придало сражающимся сил. Прорывалась на выручку группа разведчиков и десантников около 120 человек, но она была остановлена на подъеме приказом по рации, поступившем офицеру Сергею Бáрану, хотя до места боя оставалось чуть более 800 метров. Командир группы С. Бáран подумал, что на выручку сражавшихся прорываются ещё десантники с другой стороны. Грохот сражения, воинственные крики, стон раненых и умирающих людей создавали жуткую драму.

Десантники сражались насмерть. Несмотря на раны, многие ставили мины, бросались с гранатами в гущу врагов, бились врукопашную, крошили врагов саперными лопатками. Кровь ручьём стекала по дороге, ведущей вниз. На каждого из 90 десантников приходилось по 36 боевиков, но гвардейцы этого не знали, как не ведало и командование группировки. В критический момент 1 марта в 6:10 подполковник Марк Евтюхин вызвал огонь родной артиллерии: «На себя!!!» – крикнув: «Вы козлы, вы нас предали, суки!!!».  На этом связь прервалась. Евтюхин знал, о чем кричал, потому что ему были известно о взятках, которые брал полковник Мелентьев, и которого держали «на прицеле» истинные предатели 6-й роты.  

Над населенным пунктом Ведено барражировали 29 февраля и 1 марта «Черные акулы» - самые мощные в мире боевые вертолеты, но из-за закрытого воздушного коридора не могли лететь в сторону боя, хотя он шел рядом. Сражение десантников с наёмниками слышали морские пехотинцы, прибывшие с Северного флота, но не имели приказа выдвинуться на помощь. 6 марта 2000 года у их командира Героя России генерал-майора Александра Отраковского разорвалось сердце от страшных переживаний.

«Вечером 29 февраля находился с группой раненых, было очень холодно, они замерзали, - рассказывал оставшийся в живых Евгений Владыкин. - Я решил вылезти наверх за спальными мешками, чтобы накрыть ими раненых. Поднялся на высотку и увидел группу людей в белых маскхалатах, подумал – свои. Поднялся со снега, оказались арабы. Они меня сразу схватили, начали избивать, допрашивать, ничего от меня не услышав, получил два удара прикладом автомата в голову, от чего потерял сознание. Примерно ближе к утру очнулся от сильного холода без сапог. Ноги ничего не чувствовали, не мог встать. Вокруг никого не было, хотя где-то рядом раздавались крики и выстрелы. Дополз до группы раненых, но все уже были окоченевшие. Из-под убитого Сергея Бакулина достал пулемет, снял с него сапоги. Свои ноги растер снегом. Ноги начали отходить. Встал и начал спускаться к своим. Вышел к реке, встретил десантников из другого батальона. Командир у них был майор Бáран, имя не помню».

Чудом удалось спастись Вадиму Тимошенко, которого завалила срубленная снарядом верхушка дерева. Невдалеке от него лежал раненый десантник. Боевики шли зачищать место боя. Один из них натолкнулся на этого раненого и, передернув затвор, хотел выстрелить, но потом передумал и, вытянув штык-нож, воткнул его в горло десантнику, который захрипел и забился в смертельной судороге. Он медленно, как барану, отрезал голову гоблина. Тимошенко едва сдержался от крика, закусив губу. Души шестерых воинов, оставшихся в живых, до сих пор бередят воспоминания о жутком сражении.

1 марта 2000 года открыли воздушный коридор, и над полем боя пролетел вертолет. Летчики передавали, что боевики собирают трупы гвардейцев и намереваются их куда-то вывезти. На деле оказалось, что часть трупов чеченцев была вывезена. Бросили даже убитых и раненых наемников-арабов. Кругом были посеченные пулями, осколками гранат, мин и снарядов изуродованные трупы и деревья. Всех десантников боевики достреливали в упор. Марку Евтюхину контрольный выстрел сделали в висок.

Боевики в сражении с 6-й ротой потеряли свыше 1500 человек. 2 марта на оставшихся наемников был произведен авиационный и артиллерийский налет. Их разметали, но около 500 человек ушли в горы и скрылись. Прибывшие на поле боя десантники, были поражены увиденным. Вся атмосфера была напитана запахом свежей крови, которая пьянила головы.

- Мы сели среди трупов и открыли фляжки. У кого-то была водка, у кого-то спирт. Пили и плакали, поминая своих товарищей, - рассказывал сержант Сергей Иванов. – Лично меня била нервная дрожь, как в лихорадке. Говорили, что несколько десантников, собиравших трупы товарищей, сошли с ума.

Позже были убиты полевые командиры, в их числе и Амир Ибн аль-Хаттаб. По неофициальным данным – это совершил псковский десантный спецназ.

Отважные десантники из 47 республик, краев и областей России и ближнего зарубежья. Вечная память и земля пухом всем погибшим! Слава - живым! Патриотизм  заложен в их генах!

Подвиг десантников отмечен российской премией «Воины духа». В Пскове и Москве установлены памятники десантникам. Их имена носят улицы, скверы, школы. Книга «Шаг в бессмертие», написанная по просьбе командира 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии гвардии генерал-майора Станислава Семенюты, внесена в государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Она выдержала семь изданий общим тиражом 47 тысяч экземпляров, разошлась от Калининграда до Сахалина и Камчатки.

Четыре последних издания автор Олег Дементьев выпустил за собственные средства, взяв кредиты в коммерческих банках, которые заканчивает гасить. Значительную финансовую помощь оказал десантник, старший сержант Сергей Миронов, в то время председатель Совета Федерации, с которым расчет произведен книгами.

Книгу можно приобрести у автора, в воинском храме Александра Невского в Пскове. Стоимость – 300-00 рублей за один экземпляр, с почтовыми расходами – 480 рублей. Имеется возможность безналичного расчета.

Контакты – моб. тел. +7-911-355-09-05; Е-mail: ermak.48@mail.ru; www.bibliopskov.ru;
Администрация МАУК «ЦБС» director@bibliopskov.ru
Почтовый адрес: Дементьев Олег Владимирович, ул. Народная, д. 49, кв. 15,
 г. Псков, Россия, 180016.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.