Конференция Московского горкома КПРФ. А.Е. Клычков отчитался о деятельности фракции Компартии в столичной Думе
Публикуем текст выступления руководителя фракции КПРФ в Мосгордуме А.Е. Клычкова на отчетно-выборной конференции Московского горкома Компартии.
Андрей
Евгеньевич
Уважаемые товарищи!
Уходящий год во многих отношениях стал симптоматичным. Он обнажил серьезные противоречия между политикой партии власти и ожиданиями народа. В Москве как столице России это несоответствие проявилось особенно остро. Сотни тысяч человек, вышедшие на «Марши Миллионов», помимо политических, выдвигали социальные требования: замораживание тарифов, прекращение слияния школ и детских садов, сохранение городских больниц.
Наравне с растущей гражданской активностью и снижением доверия к федеральным и городским властям, заметной тенденцией стало повышение роли органов местного самоуправления и, в частности, муниципальных собраний Москвы. Президентские выборы недолго занимали умы москвичей: их результаты оказались слишком предсказуемыми. Другое дело – выборы депутатов муниципальных собраний столицы: здесь не только выборная гонка была жестче, но и итоги оказались гораздо более оптимистичными. Жители столицы поняли, что создавать благоприятную среду вокруг себя нужно самим, через местное самоуправление и районных депутатов. Хотя полномочий у них пока не так много, а работают они на общественных началах, им под силу изменить вектор развития отдельного района.
Тем более что курс, которым ведет столицу «Единая Россия», остался неизменным: полный вперед к коммерциализации жизни.
Бюджет и основные проблемы столицы
Принятый бюджет Москвы на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов, по нашей оценке, является бюджетом стагнации. Никакой экономической и финансовой стабильности он не гарантирует. Наши прогнозы относительно бюджетной политики постоянно сбываются, но из года в год Правительство не желает прислушиваться к нашим предложениям. Год назад мы предупреждали о том, что нельзя строить бюджет на доходах от налога на прибыль крупных нефтяных и газовых компаний. Поступления этого налога сократились – и бюджет 2012 года пришлось сокращать дважды. Мы призывали развивать промышленность и тем самым создавать собственную доходную базу. Но на промышленность и науку по-прежнему выделяется менее 0,2 процента от расходной части. Бюджет по-прежнему непрозрачен. Доходная часть представляет собой две строчки, больше о ней ничего не сказано.
Проект бюджета направлен на консервацию сложившегося уровня социального обслуживания жителей столицы. В 2013-2015 годах соцстандарт для пенсионеров сохранится, а с учетом инфляции даже понизится на 6-7 процентов. Пособие на ребенка старше 3 лет при прожиточном минимуме в 9 тысяч по-прежнему составляет 800 рублей. Причем на последнем заседании Мосгордумы в целях так называемой «оптимизации» были введены новые основания для прекращения выплаты этого мизерного пособия.
Беспрецедентные средства выделяются разве что на решение транспортной проблемы, однако, к сожалению, москвичи не очень рады тому, как строятся дороги. Улицы Большая Академическая, шоссе Энтузиастов и другие, вошедшие в состав Северо-западной, Северо-восточной и южных хорд, расширяются за счет газонов, вырубки парков и скверов, приближения дорог на расстояние до трех метров к подъездам домов. Кроме того, зачастую проблемы пытаются решить за счет населения: повышением штрафов за неправильную парковку, введением платных парковок в центре города без учета интересов малоимущих и т.д.
Правительство Москвы пытается поправить наполняемость бюджета за счет продажи имущества. Но очень скоро продавать уже будет нечего и, видимо, тогда город будет переходить на коммерциализацию значительной части сфер, которые сегодня отнесены к бесплатным: образование, здравоохранение и другие.
База для этого уже создается. Город начинает пилотные проекты концессионных соглашений, по которым бизнесу будут переданы городские учреждения социальной сферы в аренду на 49 лет: больницы, детские сады, а потом и объекты транспортной инфраструктуры: дороги, парковки. Концессии с частным бизнесом – это начало приватизации общественных фондов.
Реформы образования и здравоохранения, которые проводятся в Москве, также продолжают курс на коммерциализацию.
Слияние детсадов, школ, профессиональных училищ – не что иное, как стремление получить большую свободу для коммерческого использования зданий и оказания платных услуг.
Принятая городом программа модернизации здравоохранения также не содержит гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, а создает благоприятные условия для коммерческих поликлиник, так как в шаговой доступности им не будет конкуренции со стороны «реформированных» районных поликлиник.
Но, несмотря на существование таких серьезных проблем, самым громким событием года стало расширение столицы. Этой темой власти, по всей видимости, пытались отвлечь внимание москвичей от действительно важных событий. Что касается расширения Москвы, несмотря на многочисленные разговоры, проект, скорей всего, не будет реализован в том виде, как было заявлено. Очевидно, что интерес со стороны властей угас, чиновники не горят желанием переезжать из центра, а в бюджете расходы на создание Большой Москвы не учитываются.
В этих условиях фракция КПРФ в Мосгордуме не поддержала проект бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов. Также мы проголосовали против положительной оценки работы мэра и Правительства в 2012 году.
Позиция фракции КПРФ по значимым законопроектам
Главные усилия фракции КПРФ за прошедший период по-прежнему были направлены на поддержку социально незащищенных категорий населения. Их интересы фракция отстаивала при работе над законопроектами, при организации различных мероприятий в Мосгордуме, при работе с письмами.
Так, мы не согласились с повышением санкций до 2,5 тысяч рублей за использование чужой социальной карты для проезда в общественном транспорте. Прежде чем увеличивать штрафы, на наш взгляд, необходимо рассмотреть вопросы социальной поддержки тех, кто ухаживает за льготниками. Как правило, льготник передает свою карту членам семьи, которые обеспечивают ему жизнедеятельность. Это вынужденная мера.
Мы выступили против передачи похоронного дела в частные руки. Пакеты акций, принадлежащие городу, будут проданы, ГУП «Ритуал», который сегодня является монополистом, - приватизирован, вновь созданное государственное учреждение будет выполнять всего две функции: предоставление участка на кладбище и ведение архива, а все остальные услуги будут выполняться коммерческими организациями. Мы заявили, что уход государства из похоронного дела и передача его в частные руки не решит существующих проблем, а создаст новые.
Мы не поддержали поправки в КоАП Москвы, вводящие штрафы за неоплаченную парковку, так как считаем, что в обязательном порядке необходимо предусмотреть бесплатные парковочные места для льготных категорий граждан, в том числе и в центре города.
Мы выступили против повышения транспортного налога для москвичей и налога на имущество физических лиц. Одновременное повышение транспортного налога и акцизов на горюче-смазочные материалы – это перебор, и иначе как издевательством не назовешь. Что касается налога на имущество, его нужно повышать не для всех, а для владельцев элитного и дорогостоящего жилья.
Фракция КПРФ в Мосгордуме не согласилась с установлением доплат для московских пенсионеров на уровне потребительской корзины восьмилетней давности. Сумма прожиточного минимума, основанного на потребительской корзине образца 1 января 2005 года, не отражает реального уровня жизни столичных пенсионеров.
Я перечислил лишь несколько законопроектов, принятых с сентября. Но они как нельзя лучше подтверждают тенденцию тотальной коммерциализации, о которой мы заявили при обсуждении отчета о работе мэра Москвы.
Фракция КПРФ в свою очередь вносила законопроекты, направленные на обеспечение прав граждан. За три года мы подготовили и внесли 65 инициатив.
К примеру, проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 2 и 20 Федерального закона «О ветеранах», которым предлагается восстановить историческую несправедливость и закрепить в законодательстве статус «детей войны» с предоставлением им социальной поддержки. 22 февраля Мосгордума приняла его в первом чтении, после чего фракция КПРФ провела несколько встреч с ветеранами, заручилась их поддержкой, подготовила поправки. Большинство участников встреч пришли к мнению о том, что «детей войны» нельзя делить на группы (детей граждан, погибших в годы войны; детей, проживавших на оккупированной территории, и т.д.), а считать таковыми тех, кто родился с 1 января 1928 года по 2 сентября 1945 года. Для подтверждения принадлежности к поколению «детей войны» не нужно предоставлять какие-либо документы или свидетельские показания. Кроме того, «дети войны» выделены в самостоятельную категорию лиц по аналогии с жителями блокадного Ленинграда.
Однако ко второму чтению единороссы передумали поддерживать законопроект, причиной стало якобы «неоднозначное отношение» к нему ветеранской общественности. Хотя для нас совершенно очевидно, что законопроект был поддержан только лишь по причине приближающихся выборов.
По этой же причине в начале года, накануне выборов были поддержаны два проекта федеральных законов, вносящих изменения в статьи 29 и 64, а также в статью 61 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумах граждан Российской Федерации»
Одним законопроектом предлагается запретить отстранять от участия в работе избирательной комиссии представителей с правом решающего голоса, а также установить норму, только в соответствии с которой члены участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса могут быть отстранены от участия в работе, а удаление наблюдателей станет возможным только после составления протокола и решения суда.
Второй документ предлагает законодательно закрепить необходимость установки на избирательных участках прозрачных урн для голосования. В преддверии президентских выборов, на волне массовых протестных выступлений единороссы согласились сделать выборы более честными и прозрачными, но ко второму чтению их мнение изменилось на прямо противоположное.
Был отклонен наш проект обращения на имя Президента РФ о недопустимости предоставления территории России для транзита войск и техники НАТО, в котором предлагается расторгнуть заключенные соглашения и впредь не принимать решений о размещении или транзите через нашу страну военных грузов, техники и войск НАТО. В нашу поддержку единодушно высказались ветеранские организации. Единороссы же предпочли самоустраниться и обращение не поддержали.
Поддержана в первом чтении наша инициатива о вывешивании копии Знамени Победы на зданиях 5 декабря, в День начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой. Этот праздничный день является единственным из официальных праздников Москвы, посвященным подвигам москвичей в период Великой Отечественной войны. Мы считаем, что вывешивание копии Знамени Победы подчеркнет значимость даты, особый вклад битвы под Москвой в приближение Великой Победы и будет способствовать патриотическому воспитанию москвичей
Безусловно, мы не могли остаться в стороне от важнейших законопроектов, обсуждаемых в Госдуме, и регулярно вносили на рассмотрение Мосгордумы отзывы на проекты федеральных законов. К примеру, одним из последних стал представленный нашей фракцией положительный отзыв проект ФЗ «О народном образовании». Законопроект, разработанный Общероссийским общественным движением «Образование – для всех» при поддержке фракции КПРФ в Государственной Думе, синтезирует все лучшее, что было создано в процессе законопроектной деятельности в области образования за последние два десятилетия.
Еще одна инициатива фракции КПРФ в Госдуме, которую мы вынесли на обсуждение Мосгордумы, - введение дополнительных норм по защите прав участников долевого строительства. Во-первых, мы предложили, чтобы государство взяло на себя риски. Каждый договор об участии в долевом строительстве должен быть подтвержден поручительством со стороны саморегулируемого сообщества региона или, при его отсутствии, со стороны регионального органа власти. Во-вторых, деньги должны вноситься не напрямую застройщику, а на депозит банка. Деньги застройщику при этом должны перечисляться поэтапно, по мере выполнения работ. В-третьих, дольщики должны получить возможность регистрировать право собственности на земельный участок и строящийся на нем дом до завершения строительства, что позволит сохранить объект за дольщиками в случае банкротства или недобросовестности застройщика. Также законопроектом устанавливаются права коллективного инвестора на поэтапный контроль за ходом строительства. «Единая Россия» нашу инициативу не поддержала.
Таким образом, несмотря на малочисленность фракции КПРФ, нельзя сказать, что наша работа неэффективна. Конечно, добиться принятия законопроекта нам бывает крайне сложно, но, тем не менее, ничего невозможного нет. Как говорил товарищ Сталин, «Мы не из тех, кого пугают трудности. На то и большевики мы, на то и получили мы ленинскую закалку, чтобы не избегать, а идти навстречу трудностям и преодолевать их».
Напомню, как принимался закон о копии Знамени Победы. Изначально с инициативой вывешивания копии Знамени Победы на зданиях Москвы 9 мая и в Дни воинской славы выступила фракция КПРФ. Мы заручились поддержкой 108 ветеранских организаций, собрали около 20 тысяч подписей. В результате законопроект получил настолько широкий резонанс среди ветеранов и общественности, что единороссы больше не могли закрывать на него глаза. Однако в преддверии выборов они, видимо, так хотели заработать политические очки, что «позаимствовали» нашу идею и внесли альтернативный законопроект. Именно он и был принят, однако, по сути, именно коммунисты добились того, что копия Знамени Победы получила официальный статус, и теперь в обязательном порядке будет вывешиваться на улицах Москвы в День Победы. 9 мая 2012 года это наконец-то произошло, и москвичи впервые за долгие годы увидели Знамя Победы на улицах столицы.
Помимо внесения собственных инициатив, депутаты фракции активно высказывали свою позицию и по другим значимым для города вопросам. При этом, в отличие от единороссов, которые часто голосуют лишь по партийному принципу, иногда даже не вникая в суть предложений, коммунисты в Мосгордуме занимают конструктивную позицию. Если закон нужный и направлен на благо москвичей, мы его поддерживаем. К примеру, мы поддержали инициативу создания Общественной палаты Москвы, так как считаем, что Москве необходим орган, деятельность которого будет направлена на развитие гражданского общества и учет интересов москвичей. Мы поддержали предложение об увеличении штрафов для нерадивых управляющих компаний. Многие управляющие компании не спешат соблюдать требования по содержанию зданий, а существующие штрафы настолько малы, что многие готовы их платить вместо того, чтобы своевременно чистить крыши от снега и льда.
Взаимодействие с экспертным сообществом
Фракция КПРФ ведет последовательную работу по выработке своих предложений городским властям по основным направлениям развития города. Для этого мы активно взаимодействуем с общественными организациями, экспертами, инициативными группами граждан, регулярно проводим круглые столы и совещания рабочих групп. За три года фракция КПРФ провела 33 круглых стола по проблемам ЖКХ, экологии, развития промышленности, здравоохранения, образования, ювенальной юстиции, миграции, обманутых дольщиков жилья, развития транспорта и другим.
Так, одним из значимых направлений стала выработка предложений по решению экологических проблем. Мы провели ряд круглых столов, затем 21 февраля 2012 г. научно-практическую конференцию: «Нерешенные экологические проблемы Москвы и Подмосковья», по материалам которой издан сборник тиражом 2000 экземпляров. Над сборником работали более 300 человек, в издание вошли 17 резолюций и заявлений, принятых на конференции, 45 докладов и выступлений на пленарных заседаниях и на секциях, а также 18 материалов, представленных участниками конференции и посвященных экологическому состоянию российской столицы.
О значимости книги говорит хотя бы тот факт, что последний раз экологический сборник по ситуации в Москве, подготовленный силами экологической общественности, был опубликован в 1992 году, 20 лет назад!
Результатом деятельности рабочих групп является не только анализ проблем и разработка законодательных инициатив, которые в ближайшем будущем будут реализованы, но и объединение инициативных групп. Уже сегодня с фракцией КПРФ работает порядка 120 инициативных групп, а также множество общественных организаций, таких как «Архнадзор», «Организация народного контроля», «Много деток - хорошо», Московская экологическая федерация и др.
Депутатская вертикаль
Возвращаясь к теме местного самоуправления, отмечу, что выстраивание депутатской вертикали - не менее важное направление нашей работы. Тесное взаимодействие с депутатами муниципальных собраний, с одной стороны, и с депутатами Госдумы – с другой, позволяет оперативно и эффективно решать проблемы москвичей.
От КПРФ в муниципальные собрания Москвы избрались 204 депутата, это почти в три раза больше, чем в прошлом созыве. Некоторые сторонники Компартии шли на выборы как самовыдвиженцы, так что в итоге мы можем опираться примерно на 250 человек.
Сразу же после выборов был создан Совет муниципальных депутатов, в который вошли руководители фракций КПРФ, а также наиболее активные депутаты – всего около 50 человек. В задачи совета входит проведение регулярных совещаний по обучению депутатов, обеспечению их методической литературой, проведению консультаций.
В рамках Совета созданы шесть комиссий по различным направлениям деятельности муниципалов: по вопросам информирования населения и СМИ, по регламенту, по социальным вопросам, по вопросам ЖКХ и благоустройства, по вопросам реформирования местного самоуправления, по бюджетно-финансовым вопросам. Заседания комиссий проходят в среднем раз в месяц.
Муниципальные депутаты активно включились в работу, принимают участие в мероприятиях, проводимых фракцией КПРФ в МГД. Уверен, что уже в ближайшее время это взаимодействие даст результаты.
Из задач в этом направлении, первоочередным является проработка предложений по административной реформе в городе Москве, в большей степени для увеличение объема полномочий муниципальных депутатов, увеличение контрольных функций, в том числе над действиями управ районов, а также сокращение административных расходов.
Работа с избирателями
Еще одним не менее важным направлением работы фракции КПРФ в Мосгордуме является работа с москвичами: рассмотрение обращений, прием избирателей, встреча с жителями районов. Помимо решения проблем жителей, большое внимание уделялось информированию их о работе коммунистов в Москве, о нашей позиции по основным вопросам государственной политики и программе партии.
Пожалуй, об уровне доверия к фракции КПРФ в Мосгордуме можно судить по тому факту, что на каждого коммуниста приходится в два раза больше обращений от москвичей, чем на представителя фракции правящей партии. И это несмотря на то, что в Мосгордуме всего три депутата фракции КПРФ и 32 единоросса. В адрес депутатов фракции КПРФ за период с 21 октября 2009 года по 1 ноября 2012 года поступило в общей сложности 17580 различных видов почтовой корреспонденции. За этот же период на личном приеме нами принято 1 845 избирателей. Традиционно основная часть обращений касалась вопросов жилищного законодательства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, обеспечения защиты прав граждан, градостроительной политики, здравоохранения, социального и пенсионного обеспечения граждан.
По просьбе москвичей и при участии райкомов регулярно организовывались встречи населения с депутатами фракции КПРФ. За три года прошли 32 такие встречи в различных районах Москвы, начиная с Арбата, и заканчивая Ново-Переделкино и Внуково. Как правило, на всех без исключения встречах москвичи поднимали вопросы жилищно-коммунального хозяйства, незаконного создания ТСЖ, необходимости капремонта домов, транспортные проблемы.
Организация и проведение акций протеста является традиционным направлением работы всех коммунистов. За отчетный период при участии фракции КПРФ организовано более 50 акций протеста. Именно коммунисты поддержали жителей района Выхино-Жулебино в их протесте против нового оптового рынка взамен закрытого «Черкизона». Депутаты КПРФ активно участвовали в акциях протеста обманутых дольщиков жилья, совместно с общественным движением «Архнадзор» выходили на акции протеста против сноса исторических зданий в центре Москвы и строительства новоделов. В 2012 году фракция приняла участие в нескольких акциях протеста против реформы образования в Москве, вредного меню в детских садах, а также в серии митингов «За честные выборы!».
Фракция КПРФ уделяет серьезное внимание работе со СМИ. Именно со страниц газет, с экранов телевизоров, из сообщений информагентств и информационных сайтов москвичи узнают о деятельности коммунистов, об их позиции по важнейшим вопросам жизни столицы. Безусловно, приходится сталкиваться и с враждебностью некоторых провластных СМИ, и с искусственно создаваемым информационным вакуумом. Но, несмотря на это, со многими журналистами удается найти общий язык и наладить конструктивную работу. Позиция фракции КПРФ – единственной оппозиционной силы в столичном парламенте – вызывает большой интерес у тех, кто не желает довольствоваться официальной информацией и предпочитает верить не тому, что ему говорят, а тому, что видит собственными глазами. За три года фракция КПРФ провела 27 пресс-конференций по проблемам образования, долевого строительства жилья, проведения референдума в Москве, нарушений на выборах и другим.
Закончить свое выступление хотел бы словами В.И.Ленина, которые по-прежнему не теряют актуальности: «Граждане, выбирайте! Там — вся старая Россия, все темные силы эксплуатации, гнета, надругательства над человеком. Здесь — союз свободных граждан, равноправных во всех государственных делах. Там — союз эксплуататоров, богачей, полицейских. Здесь — союз всех трудящихся, всех живых сил народа, всей честной интеллигенции. Там — черные сотни, здесь — организованные рабочие, борющиеся за свободу, за просвещение, за социализм!»