Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

И.И. Никитчук: Уроки марксизма. Бытие определяет сознание?

Думаю, что каждому коммунисту хорошо известно выражение из марксисткой теории: «Бытие определяет сознание». Эту истину многие коммунисты-марксисты и сегодня считают основополагающей и непреложной. Но подлинный марксизм может рассматриваться только как вечно живое и постоянно совершенствуемое течение человеческой мысли. В этом смысле нет более точного выражения марксисткой методологии, чем тезис: «Марксизм  - не догма, а руководство к действию».

И.И. Никитчук
2014-09-04 12:59
Никитчук Иван Игнатьевич
Никитчук
Иван
Игнатьевич
Персональная страница

В данном случае речь не идет о какой-либо ревизии марксизма. Предпринимается лишь попытка разобраться в полноте высказанной истины.

В 2008 году в Москве была издана мизерным тиражом брошюра одного из наиболее глубоких современных марксистов Ричарда Косолапова под названием «Неспокойные этюды», одна из главок которой так и названа: «Главная недоработка марксистов». Ряд идей, в ней высказанных, создаёт базу для своего рода системного завершения марксизма, как всеобъемлющей философской и социальной теории, верно объясняющей ход мировой истории в прошлом и верно указывающей на только два возможных варианта её будущего развития – деградационный, в рамках реального мирового капитализма, и творческий - в рамках возможного мирового социализма.

В частности, в этой брошюре автор пишет: «До сих пор не выполнена кардинальная задача, поставленная перед философией Энгельсом ещё в 70-х годах XIX века и подтверждённая Лениным в начале XX-го. Эта задача – придание материализму новой формы – формы не пассивно-созерцательной, а активно-творческой, в точном соответствии с подвижками в естественно-исторической и социально-экономической областях. Ленин положил начало её решению, ... он дал понять, что первичность общественного бытия по отношению к общественному сознанию незыблема лишь в плане происхождения, однако диалектически подвижна в плане их взаимодействия...»

Необходимо заметить, к этой проблеме вплотную подошел и Сталин в своей последней работе «Экономические проблемы социализма в СССР». Здесь он уже фактически исходил из того, что с определённого момента общественного развития формула «Бытие определяет сознание» не в полной мере ему соответствует. Эта формула верна только в том смысле, что материя является незыблемо первичным элементом мироздания, а сознание – свойство живой материи – является лишь продуктом развития материи из неживой в живую. С определённого этапа общественного развития и после появления в обществе неких новых факторов (например, появление марксизма) общественное сознание способно стать по отношению к бытию приоритетным и определять ход общественного бытия!

Иными словами, Сталин в каком-то смысле интуитивно осознавал, что в современном мире перспективное общественное бытие определяется прежде всего уровнем и характером того общественного сознания, которое реально главенствует в обществе. Если главенствует, развивается и укрепляется социалистическое общественное сознание, развивается и укрепляется также материальная база социализма, развиваются производительные силы общества. Если главенствует потребительское сознание, то в обществе сохраняются капиталистические отношения, и по-прежнему существует живой мертвец капитализма.

Действительно, бытие самой Вселенной, бытие во Вселенной неживой материальной планеты Земля - первично. Уже после возникновения Земли на ней появилась – тем или иным образом, но тоже как объект материального мира – живая материя с рефлекторным сознанием. На определённом этапе развития возникает человек. Его развитие даёт высший тип сознания – активное человеческое сознание, способное инициировать всё более масштабные и усложняющиеся действия по сознательному, целенаправленному преобразованию материального мира.

Общество продолжает развиваться, накапливаются новые знания, возникают новые представления об окружающем мире, и в середине XIX века появляется действительно научная – материалистическая теория развития общества. С этого момента начинается борьба двух основных типов общественного сознания – традиционного, идеалистического, частнособственнического, капиталистического, и нового – марксистского, материалистического, коммунистического. В мир брошен лозунг не объяснения мира, а его преобразования с заменой права частной собственности для немногих на всеобщее право всех членов общества на общественные производительные силы общества и на производимый совокупный общественный продукт. Именно с этого момента общественное сознание – вторичное по отношению к материи в плане возникновения сознания, становится уже первичным по отношению к будущему общественному бытию, если рассматривать взаимоотношения этого будущего общественного бытия и общественного сознания в конкретных параметрах места и времени, то есть в условиях воздействия на массы трудящихся, как нового коммунистического сознания, так и старого капиталистического сознания при всё более обостряющейся борьбе этих двух сознаний.

К сожалению, люди, и, в первую очередь, в Советском Союзе, не сумели подняться до глобального социалистического сознания. В результате была ликвидирована система социализма. Ведь Советский Союз и мировой социализм рухнули не в результате материальной внешней агрессии, не в результате серии природных катаклизмов, а в результате умелого манипулирования общественным сознанием. Именно лучшая подготовленность мировой капиталистической частнособственнической элиты к формированию в массах нужного этой элите общественного сознания, а не системная и экономическая несостоятельность социализма стала причиной кризиса социализма. 

Однако сознание, внедрённое в общество частнособственнической элитой, не может стать господствующим навсегда или даже продолжительное время. Дело в том, что это сознание фактически является антиобщественным, поскольку оно обеспечивает интересы не всего общества, а кучки собственников. Господство в обществе этого антиобщественного сознания программирует деградацию и гибель общества. А это означает, что ухудшающееся общественное бытие (а мы это уже наблюдаем!) приведёт к подвижкам в мировом общественном сознании в сторону подлинно общественного – социалистического сознания.

И в этом смысле можно говорить о том, что, в конечном счёте, общественное сознание всё же определяется общественным бытием. Здесь нет ни парадокса, ни противоречия. Мы имеем здесь всего лишь одно из проявлений диалектического характера общественного развития. В обществе, где возникли и борются два типа общественного сознания, подчинённость сознания бытию и бытия сознанию может диалектически меняться. В одних конкретных параметрах места и времени общественное сознание идёт за общественным бытием и «весит» менее его, в других конкретных параметрах места и времени общественное сознание предвосхищает общественное бытие и становится более весомым, чем материальная реальность. Но нет никакого сомнения, что в соответствии с положительным вектором развития материального мира и общественного сознания, уже в обозримом будущем главенствующим в мире станет социалистическое общественное сознание, и это обусловит окончательный переход человечества к мировому социалистическому общественному бытию. Ведь у мира нет иного конструктивного выхода.

 

И.И. Никитчук,

Председатель ЦС РУСО,

д.т.н.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.