Д.Г. Новиков: СССР остаётся фактором реальной политики
Газета «Правда» публикует статью заместителя Председателя ЦК КПРФ Дмитрия Новикова, посвящённую 25-летию референдума о сохранении Союза ССР.
СССР нет уже четверть века. Но мучительная боль от его разрушения не оставляет бывших советских граждан. Больше того, она передаётся их потомкам, тем, кто и застать-то Советский Союз не успел. Почему так происходит? Да потому, что сегодня тема Союза – это уже больше, чем просто ностальгия. Она имеет прямой выход на споры и потребности текущего политического момента.
Конечно, антисоветчики исправно вопят о том, что они против возрождения СССР в любом виде! Но в том-то и дело, что интересы страны этим людям чужды. Разве можно кохов, касьяновых, ходорковских и прочих божен рынских всерьёз рассматривать как соотечественников? Их связь с Россией — не более чем условность. Они и сами обычно не скрывают этого, радостно «сваливая» на Запад.
А вот среди тех, кто не собирается никуда «валить» и связывает свою судьбу с Родиной, число сторонников Союза не убывает. Более того, в ряде республик бывшего СССР их едва ли не больше, чем в России. И это — на фоне мощного пропагандистского потока, который льётся на всех нас с телеэкранов, со страниц газет, с мониторов компьютеров и планшетов.
Пропаганда рьяно внушает, что люди не хотят возвращения в «мрачное тоталитарное прошлое». Но кто именно не хочет-то? Те, кто смотрит в рот Западу и кормится с его руки? Те, кто сказочно обогатился на приватизации общенародного добра? Те, кто продолжает давить из страны последние соки? Да, они не хотят. И их даже можно понять. Но при чём тут желание народов России?
17 марта 1991 года народное большинство высказалось за Союз Советских Социалистических Республик. Это был выбор более чем трёх четвертей голосовавших граждан. Настроение в советском обществе было вполне понятным. Люди в массе своей ощущали достоинства социалистического строя и выступали за его сохранение. Им и в страшном сне не мог привидеться наступивший вскоре безумный криминально-олигархический капитализм. Да, одновременно граждане хотели и перемен. Но не отказа от социализма, а его совершенствования.
В шести республиках СССР – Литве, Латвии, Эстонии, Молдавии, Грузии и Армении – власти отказали гражданам в праве на участие в референдуме. Те, кто надрывал глотки, требуя демократии, очень «демократично» лишили людей возможности высказаться. Только вот отсутствие голосования вовсе не тождественно тому, что республики были в полном составе за отделение от Союза. Вообще-то у их новоявленных правителей была возможность провести голосование, получить нужный результат и использовать его в своих политических играх. Но провести референдум не дали. А посему, есть все основания утверждать, что причиной тому — страх за его возможный исход. И действительно: а вдруг его результаты показали бы, что не народ республики, а лишь шайка негодяев жаждет отделения?
Отказавшись проводить референдум, буржуазно-националистическое руководство шести республик прямо нарушило Конституцию и другие законы Советского Союза. По сути, творился произвол и совершался акт государственной измены. Президент СССР был обязан арестовать всех госчиновников, не выполнивших предписания центральных властей. Только вот и сам Горбачёв, как он позже признавался, уже вынашивал планы подмены Союза неким новым образованием. Потому и бездействовал, преступно уклонялся от исполнения своих обязанностей. За что сам заслуживал наказания в полном соответствии с законом.
И всё же референдум о сохранении Союза состоялся. Его результаты были более чем убедительными. Это, однако, не помешало лжедемократам растоптать результаты народного волеизъявления и пойти на беловежский сговор. И тот же Ельцин, участвуя в 1991 году ново-огарёвском процессе, думал не о том, как выполнить волю участников референдума, а о том, как её пересмотреть.
Не стали опираться на массы и члены ГКЧП. Обманутые Горбачёвым и потому обескураженные, они не решились на применение силы. Тем самым, увы, они не просто упустили свой политический шанс. Они не защитили историческую перспективу для трёх сотен миллионов советских граждан жить в единой, могучей и процветающей стране.
Порой приходится слышать вопрос: почему же народ сам не воспротивился развалу СССР? А вот здесь стоит остановиться. Штамп стал расхожим, но ведь не все утратили память. Да, череда горбачёвских предательств – от Карабаха до Вильнюса – деморализовала людей. И Ленин не случайно напоминал, что «без организации рабочий класс – ничто». КПСС же на тот момент организующую роль утратила. Внутри партии шли процессы, которые позволяли рассчитывать на её оздоровление. Но именно поэтому деятельность КПСС 29 августа 1991 года была приостановлена, а затем и запрещена 6 ноября противозаконным указом Ельцина. Страну лишили крупной политической силы, потенциально способной возглавить протест.
И всё-таки вопреки всему сопротивление разрушителям росло с каждым месяцем. Первая демонстрация красного протеста состоялась всё в том же 1991 году — 7 ноября. А в первую годовщину референдума — 17 марта 1992 года — в центре Москвы собралось огромное Всенародное вече. Людское море заполнило Манежную площадь целиком! И это был митинг протеста граждан СССР против незаконного разрушения их страны, против реставрации капитализма.
Узурпировавший власть ельцинизм ответил террором. В отличие от ГКЧП он не смущался применять силу. Массовые акции лево-патриотической оппозиции жестоко разгоняли. Так было 23 февраля и 22 июня 1992 года. Так было 1 мая 1993-го. Пик удушения народного возмущения пришёлся на антисоветский переворот сентября-октября 1993-го. Протест патриотов Советской Родины подавили при помощи танков. Так что слова «протеста не было» звучат вполне оскорбительно для погибших и пострадавших в тех трагических событиях.
За четверть века отношение народа к Советскому Союзу не изменилось. Многочисленные опросы социологов подтверждают: большинство граждан сожалеют о разрушении СССР, считают это большой трагедией. Совсем свежий опрос ВЦИОМ показывает: 81% респондентов не смогли сказать ничего хорошего о деятельности Горбачёва. 24% при этом считают его преступником. И главная претензия людей состоит именно в том, что он «развалил СССР». На это указали 36%. Все остальные претензии оказались менее значимыми. Даже на тот факт, что Горбачёв «привёл страну к упадку» указали лишь 10% опрошенных. Оказывается, что потеря большой Родины для наших соотечественников куда важнее, чем крайне болезненное снижение уровня жизни в их стране.
Сегодня умудрённые опытом граждане многое понимают глубже. Понимают, что России не оставят места в этом мире без сильного государства и высокоразвитой экономики. Понимают, что «западные партнёры» оказались акулами, готовыми разорвать нас в клочья. Понимают, что при капитализме в обществе нет ни справедливости, ни равноправия. Они испытали на себе, что так называемые права человека реализуются в прямой зависимости от толщины кошелька.
Чего стоят либеральные заклинания о правовом государстве, когда олигарх не только легко наймёт банду громил, но и без проблем купит хоть государственного чиновника, хоть судью? Что противопоставит этому человек, живущий своим трудом? 25 лет капитализма всем нам преподали ярчайшие примеры несправедливости в условиях классового расслоения.
Что же помешало сохранению Советского Союза, его обновлению на началах социализма? Внутренних и внешних причин много. Здесь особо выделим только одну, но принципиально важную. В руководящих органах партии оказалось большое количество людей, враждебных коммунистическим идеям. Чего стоял один только целенаправленный развал идеологической работы яковлевской командой. Именно верхушечное, начиная с Горбачёва, предательство не позволило строго централизованной партии организоваться и дать отпор буржуазному реваншу.
Отход от принципов социализма стал главной причиной разрушения СССР. Антисоветизм оживился уже в первые годы пресловутой перестройки. До поры он маскировался под осуждение сталинских репрессий. В идеологическом плане именно он стал главным орудием расчленения великой страны.
И вот, спустя четверть века, глядя на потуги проведения патриотической политики в капиталистическом обществе, хорошо видно: после краха царизма у России не было и нет другого пути национальной независимости, кроме социалистического. У зарубежных «партнёров» слишком много причин жаждать уничтожения крупнейшей по территории страны с её недрами. Страны, народ которой многонационален. И объединить эти десятки миллионов людей на основах буржуазного национализма невозможно. Его логика всегда будет создавать угрозу обрушения Российской Федерации так же, как она способствовала разрушению СССР.
Именно буржуазный национализм был оружием группировок, захватывавших власть во многих республиках Союза. Именно с кровавых межнациональных свар начался слом нашего общего дома. Сегодня народы СССР разделены на национальные улусы. Нас грабят, унижают и стравливают между собой. Не «ватники» и «укропы» воюют на Донбассе. Это делают бывшие советские люди и их дети. Одни из них остались на советских позициях, других отравили ядом бандеровщины. Теперь под аплодисменты из-за океана они убивают друг друга при помощи техники, созданной советскими оружейниками. Мы платим страшную цену за то, что не сумели защитить волю народа, выраженную в марте 1991-го.
И всё же тот референдум 17 марта не превратился лишь в факт истории. Его политическое значение не исчерпано и сегодня. Никто ведь законно не смог опровергнуть результаты Всесоюзного референдума. Судьба Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии, Крыма и Севастополя прямо связана с реализацией той позиции, что люди выразили четверть века назад. Так что волеизъявление народов в пользу СССР остается серьёзным фактором реальной политики. И в определённый момент его действие может оказаться ещё мощнее.
Миллионы людей мечтают о воссоздании Союза. И, разумеется, он может быть только социалистическим. Ведь история нашей страны уже доказала: противостоять враждебному натиску империализма способно только общество, построенное на принципах социальной справедливости, свободного труда, советского патриотизма, пролетарской солидарности и интернационализма.
Так что священная память о временах СССР всё больше становятся нашими «воспоминаниями о будущем», тем ориентиром, к которому мы – народ России – стремимся. Кто-то делает это подспудно, кто-то – вполне осознанно. А тем идеям, что овладели умами миллионов, свойственно обретать плоть.