Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Доклад В.Ф. Рашкина на XV Съезде КПРФ об изменениях и дополнениях в Устав КПРФ

23 февраля на XV Съезде КПРФ выступил член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, первый секретарь Московского горкома КПРФ на тему: «Ход подготовки XV съезда партии. Изменения и дополнения в Устав КПРФ».

Пресс-служба ЦК КПРФ
2013-02-23 15:07 (обновление: 2013-02-27 08:09)
Рашкин Валерий Фёдорович
Рашкин
Валерий
Фёдорович
Персональная страница

- Дорогие товарищи!

Комиссия ЦК по организационно-партийной работе, Юридическая служба нашей партии в течение трёх лет рассматривали все предложения по изменению Устава КПРФ, поступившие от первичных, местных, региональных отделений. Рассмотрено более пятисот предложений по изменению Устава партии, а после публикации проекта Устава с внесёнными изменениями на Уставной комиссии и на Президиуме ЦК были рассмотрены ещё 203 поправки.

Должен сказать, что был проведён анализ не только всех Уставов Компартии Российской Федерации, Уставов коммунистических партий советского периода, начиная с первого, рождённого ещё в годы создания партии большевиков по инициативе Владимира Ильича Ленина, но и Уставов партий левой ориентации других стран. Это Португалия, Испания, Мексика, Греция, Германия, Венгрия, Австрия. Мы посмотрели последний переведённый на русский язык Устав с недавнего съезда Компартии Китая.

Изучая практику применения партийными организациями, коммунистами норм партийного Устава в повседневной жизни, а также с учётом изменившегося законодательства Российской Федерации за последний период – а это и закон «О политических партиях», и избирательное законодательство, и законодательство по ведению бухгалтерского учёта – были внесены соответствующие изменения в Устав Компартии Российской Федерации.

Остановлюсь концептуально на самых принципиальных изменениях, которые мы вносим в Устав.

Первое. Это избирательное законодательство. Мы уточнили формулировки в Уставе в соответствии с изменениями законов Российской Федерации, сохранив только обязательные нормы, которые, согласно этим законам, должны быть прописаны в Уставе партии, а также с учётом практики нашего участия в судебных разбирательствах, связанных с нарушениями на выборах различного уровня, в том числе при регистрации наших кандидатов, избирательных объединений. По инициативе целого ряда региональных отделений партии мы предусмотрели возможность выдвижения (отзыва) кандидатов (списков кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления руководящими органами структурных подразделений – комитетами и бюро комитетов региональных и местных отделений.

Второе. Это нормы, заложенные в Устав по финансовым и бухгалтерским вопросам. Они максимально сокращены, и предлагается подробно расписать эти положения в инструкциях, утверждаемых Президиумом Центрального Комитета партии, чтобы не перегружать текст Устава и не давать повода проверяющим нас организациям, к примеру, Министерству юстиции Российской Федерации предъявлять претензии по неисполнению Устава парторганизациями по этим вопросам. Такая возможность есть, поэтому мы максимально убрали всё, что связано с ведением бухгалтерского учёта и делопроизводства.

Третье. По всему тексту Устава убраны положения, связанные с объявлением взысканий, исключением из партии, и расписанные в связи с этим процедуры принятия данного решения. Считаем, что Уставом партии обязательно должны быть предусмотрены и прописаны принципиальные вопросы – это виды взысканий, основания их наложения и компетенция органов, которые вправе такие решения принимать. Все процедурные вопросы, в том числе основания наложения каждого конкретного взыскания в зависимости от проступка коммуниста, должны регулироваться отдельным Положением, утверждаемым ЦК КПРФ. Это необходимо ещё и для того, чтобы после первого прочтения Устава у вступающего в партию гражданина России не оставалось негативного впечатления, так как сейчас Устав буквально напичкан описанием процедур дисциплинарного наказания коммунистов.

Четвёртое. В Уставе прописана норма, согласно которой официальным печатным органом партии является газета «Правда». Поступали предложения более радикального свойства: вместе с утверждением печатного органа партии ещё и ввести обязательную подписку каждому члену партии на газету «Правда». Коллектив, который работал над этим Уставом, считает, что эту норму вписывать не надо, так как фактически это будет вторичная сдача членских взносов, за неисполнение которой в Уставе прописано наказание вплоть до исключения из партии. Поэтому оставляем лишь норму, утверждающую официальный печатный орган нашей партии – газету «Правда».

Пятое. В первоначальном варианте предлагалось ввести в Устав отдельный раздел – «Сторонники партии», прописывающий их права и обязанности. Однако, принимая во внимание результаты обсуждения после публикации проекта Устава, решено перевести этот раздел в инструкцию, утверждаемую Президиумом ЦК КПРФ.

Шестое. В проекте изменений Устава уточняется вопрос о руководящем органе партийных организаций в период между заседаниями собраний, пленумов местных и региональных отделений, а также Центрального Комитета партии. Прописывается, что в этот период руководящим органом является соответствующие бюро местных и региональных отделений, а также Президиум Центрального Комитета партии. Для чего это делается? Для того, чтобы снять законодательные ограничения, которые зачастую не позволяют нашим отделениям оперативно реагировать на изменения общественно-политической обстановки. Наглядный пример – проведение местных и региональных референдумов по инициативе партии. По закону инициатором референдума может выступать только руководящий орган партии или её структурного подразделения, а согласно действующему Уставу это только комитеты и Президиум ЦК. В ряде региональных законов предусмотрено ещё и нотариальное заверение подписей всех членов инициативной группы. Всё это приводило к тому, что инициировать проведение референдума оперативно и без серьёзных финансовых потерь было невозможно. Со всеми этими проблемами МГК КПРФ и другие региональные отделения столкнулись в последние годы. Также, исходя из практики нашей работы в ходе избирательных кампаний, можно выявить другие проблемы. Например, справки, подтверждающие членство в КПРФ которые мы выдаем кандидатам в депутаты, участвующим в выборах,  в соответствии с нашим Уставом мы должны были утверждать на пленумах местных отделений либо Центрального Комитета. А это не всегда выполнялось и мы имели неприятности в избирательных комиссиях и судах. Поэтому избираемые бюро первичных, местных, региональных отделений, Президиум ЦК наделяются руководящими полномочиями в период между соответствующими пленумами.

Седьмое. В соответствии с действующими нормами Устава отчётно-выборные съезды у нас проходят один раз в четыре года. Поступило предложение, исходя из практики нашей работы, исторического опыта, проводить отчётно-выборные конференции региональных отделений также не реже одного раза в четыре года, а отчётно-выборные конференции местных и отчетно-выборные собрания первичных отделений оставить как и было в Уставе – не реже одного раза в два года.

Восьмое. Вводится уставная норма, при которой утверждение Положения о Центральной контрольно-ревизионной комиссии, внесение в него изменений и дополнений производится на совместном пленуме Центрального Комитета партии и Центральной контрольно-ревизионной комиссии. Ранее было утверждение съездом партии. Вопрос достаточно принципиальный. Изучив практику 20-летней работы нашей партии, а также исходя из реальных ситуаций, которые мы имели в региональных, местных отделениях (как пример – Курганское, Оренбургское, Иркутское, Татарстанское), Уставная комиссия учла поступившее предложение и прописала эти изменения в проекте Устава.

Кроме этого прописывается норма, определяющая порядок деятельности Центральной контрольно-ревизионной комиссии, контрольно-ревизионных комиссий региональных, местных и первичных отделений, утверждаемых на совместном пленуме Центрального Комитета и Центральной контрольно-ревизионной комиссии Компартии Российской Федерации. Ранее была норма об утверждении съездом и Центральной контрольно-ревизионной комиссией.

Девятое. Вводится норма, позволяющая в отношении члена партии, наделенного руководящими полномочиями и (или) входящего в состав выборного органа, применение взыскания в виде отстранения от руководящих полномочий и (или) исключения, подчёркиваю, исключения из состава выборного органа. Была такая норма в Уставе ещё при Владимире Ильиче Ленине, и она применялась неоднократно на практике. Мы и сейчас знаем ряд ситуаций, когда данное изменение в Уставе позволило бы снять целый ряд вопросов и спокойно работать, претворяя в жизнь программу партии и принятые решения руководящих органов КПРФ.

Десятое. Вводится новая норма, при которой член партии считается исключенным из партии со дня принятия решения об исключении. У нас было так: после принятия решения об исключении он ещё остается членом партии, пока не пройдет соответствующие этапы – апелляция, рассмотрение его дел в соответствующих инстанциях. Если всё суммировать, то это может длиться порой до года, и всё это время гражданин остаётся в рядах партии, ходит на собрания, продолжает свою деятельность, и мы с ним сделать ничего не можем согласно уставной норме. Поэтому предложено внести изменение, при котором коммунист считается исключенным из партии со дня принятия решения соответствующим органом. А в случае принятия решения вышестоящего органа о необоснованности исключения из членов партии, его партийный стаж восстанавливается и восстанавливается его право быть в партии.

Одиннадцатое. Сохраняется норма обязательного доведения информации до первичного отделения о наложенном на коммуниста взыскании и исключении из партии. Ранее это предлагалось прописать в инструкции.

Двенадцатое. Из Устава убирается норма оформления заседания собраний, пленумов, конференций всех уровней соответствующими протоколами. Эта поправка исходит из практики работы ведения наших выборных дел. Во время избирательных кампаний, когда мы представляем решение по выдвижению кандидатов в депутаты в избирательные комиссии соответствующего уровня, а полностью оформленный от «а» до «я» протокол конференции не представляем, ибо он и не нужен, то нам отказывают в регистрации наших кандидатов в депутаты, и начинаются эти тяжбы с избирательными комиссиями в судах. Мы не меняем данной поправкой в Устав порядок оформления протокола, который существует на протяжении 20 лет, а просто переносим это требование в инструкцию, которая не будет являться основанием для отказа в регистрации нашим кандидатам в депутаты для участия в выборах, и у нас в этой части будет меньше судебных разбирательств и придирок.

Тринадцатое. Сохраняется норма о гласной работе выборных органов: « Пункт 3.10. Выборные органы партии работают гласно, систематически информируя членов КПРФ и вышестоящие органы о своей деятельности. Члены выборного партийного органа имеют свободный доступ на заседания нижестоящих органов, а также право знакомиться с документами, находящимися в распоряжении соответствующего или нижестоящего органа, а также его аппарата. Выборный орган партии может поручить члену КПРФ, не являющемуся членом этого выборного партийного органа, ознакомиться с документами, находящимися в распоряжении нижестоящего партийного органа».  Ранее это предлагалось прописать в инструкции.

Четырнадцатое. Вносится поправка в раздел «работа с молодёжью». Название «Союз коммунистической молодёжи» заменено на «Ленинский коммунистический союз молодёжи Российской Федерации».

Пятнадцатое. Оставлены нормы по информированию членов партии о смете центральных органов КПРФ и её исполнении.

Учитывая многочисленные предложения коммунистов практически из всех региональных отделений КПРФ, комиссия, готовившая поправки в Устав, предлагает норму, позволяющую освободить коммуниста от участия в партийных мероприятиях, в собраниях первичных партийных отделений по уважительной причине, более подробно прописать в соответствующей инструкции, утверждаемой Президиумом ЦК КПРФ.

По всему тексту вводится поправка в части возможного избрания Центральным Комитетом Коммунистической партии Российской Федерации из своего состава первых заместителей и заместителей. Было – только одного первого заместителя и заместителей.

 

Товарищи! Хотелось бы обсудить более подробно вопрос, касающийся приёма в партию. Из трёх региональных отделений поступили предложения от коммунистов – отказаться от представления кандидатами рекомендаций при приёме в партию, которые сейчас прописаны в Уставе, и ввести кандидатский стаж на шесть месяцев либо на один год без предоставления рекомендаций. Давайте проанализируем спокойно и взвешенно эти предложения.

Мы посмотрели практику по приёму в члены партии в первичных организациях. За последние 10 лет ошибка по приёму составляет не более 0,1%. То есть случаев, когда не утверждают на бюро местных отделений решения первичных организаций по приёму либо исключают вновь принятых в партию коммунистов, составляют всего 0,1%. Даже если судить по этой цифре, то, на мой взгляд, изменять Устав нет необходимости.

Следующее. Организация учёта по приёму кандидатов, соблюдение сроков кандидатского стажа ляжет на плечи первичных и местных партийных организаций. А это отдельная книга учета, это ведение контроля за проведением партийных собраний в соответствии с установленными сроками. Собрание провели – не провели. Если не провели, то по какой причине. Если не приняли – опять же, по какой причине. Вся эта отчётность ляжет на ваши плечи в связи с введением нормы, касающейся кандидатского стажа.

Нам также придётся заняться изготовлением удостоверений кандидатов и их учетом. Необходимо будет оформлять и вручать эти удостоверения кандидатам. Потом через полгода или год вновь оформлять и вручать уже партийные билеты. Это мы должны учитывать, когда идём на изменения Устава.

Кроме этого мы должны чётко понимать, что введение кандидатского стажа приведет к приостановке на 6 либо 12 месяцев приёма в партию. То есть мы с вами искусственно и сознательно сдержим на год или на полгода приём в партию, так как на этот период все вступающие в партию будут кандидатами, и только через год мы получим первого вступившего члена партии. Готовы ли мы с вами на то, чтобы ввести в Устав данную норму? На мой взгляд, необходимости в этом нет.

Также надо иметь в виду, что действующие нормы по приёму в партию нашего Устава не требуют мгновенного приёма в партию кандидата сразу после подачи заявления в первичную парторганизацию гражданином Российской Федерации. И сегодня Устав позволяет нам и полгода, и год проверять на идейность товарищей, подавших заявления в партию, тем более что мы вводим институт сторонников. Пожалуйста, пусть вновь вступающие в партию побудут в сторонниках столько, сколько нужно. Пусть участвуют в работе первичных парторганизаций, пусть проявят себя на улице, на пикетах, митингах, в качестве агитаторов и так далее, и потом сомнений в их надёжности не будет. В действующем Уставе такой порядок и прописан.

 

Товарищи делегаты!

Уставная комиссия очень внимательно и всесторонне рассмотрела все предложения в Устав партии – в документ, который регулирует деятельность каждого коммуниста, партийных организаций от низовых звеньев до руководящих органов. Ряд из них бесспорны, часть может вызывать дискуссии, но поверьте, нами руководило чувство ответственности и желание сделать документ безупречным в юридическом плане, позволяющим партии быть неуязвимой для проверяющих органов.

Предлагаем делегатам поддержать внесённые изменения в Устав.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.