Национализировать добывающую промышленность, вернуть золотовалютные резервы, финансировать науку! Секретарь ЦК Компартии Н.В. Арефьев об антикризисной программе КПРФ
Как известно, экономический кризис разразился, прежде всего, в финансовой сфере. Гонка цен на многочисленных биржах надула финансовый пузырь, который не мог не лопнуть, не имея материального подкрепления в экономике. Там, где было развито товарное производство, кризис проявился в меньшей степени. Там, где его не было – проявился во всю мощь. Россию спасли нефтедоллары - не будь их, банкротство было бы неминуемым.
КПРФ располагает своей научно выверенной программой выхода из кризиса. Основные ее пункты хорошо известны, в том числе и правительству. Думаю, будет уместным напомнить некоторые из них. Прежде всего, мы предлагаем национализировать природные богатства страны. Они должны работать на все общество, а не обогащать кучку олигархов.
То же самое необходимо сделать с алкогольной и табачной продукцией. В советское время только алкогольная продукция давала в бюджет до 20% доходов. Сегодня чуть больше 1%. Почему? Кто загребает лопатой огромные суммы? Вопрос, как говорится, риторический.
Пунктами 1 и 12 антикризисной программы мы предлагаем национализировать добывающую промышленность и базовые отрасли экономики. Создать органы управления экономикой. Возродить машиностроение, авиа и судостроение, легкую промышленность, для этого направить в первоочередном порядке государственные инвестиции на восстановление этих отраслей.
Что касается национализации, то фракцией КПРФ внесен законопроект «О порядке обращения в государственную собственность имущества юридических и физических лиц, приватизированного в процессе приватизации». Мы отказались от слова национализация, так как согласно Конституции национализация возможна лишь при предварительном и полном возмещении национализируемого имущества. Почему мы настаиваем на обращение в государственную собственность? Если коротко – потому что крупный частный бизнес грабит страну. Из России интенсивно вывозятся природные ресурсы. Вывозятся открыто и по криминальным схемам. Нефтегазовые доходы аккумулируются на счетах в США и Западной Европе и достигли 514 миллиардов долларов. Но это только видимая часть вывозимой валюты. Незаконный вывоз капитала составляет 30-50 млрд. долларов в год и за 20 лет составил около 2 триллионов долларов. Только за 4 месяца 2011 года вывезено 30 миллиардов долларов.
Главным инструментом ограбления страны стала оффшорная схема вывоза капитала. По данным Счетной палаты 90% бизнеса используют эту схему в своих интересах. Вот только один пример: Прибыль «Русала» (Дерипаска) за 2010 год составила 3 млрд. долларов. Сумма налогов, уплаченных в Российский бюджет составила 144 млн. долларов или менее 5% (должно быть в 4 раза больше). Остальные доходы пришлись на кипрские и швейцарские «дочки», а также на трейдинговые компании и головной офис, зарегистрированные на острове Джерси. В результате такой схемы сам Дерипаска получил около 70 млн. долларов, а 6 его управленцев получили 84 млн. долларов на всех.
Не хуже в нефтяном комплексе. В «Роснефти» себестоимость 1 тонны нефти вместе с транспортными расходами сегодня составляет 101,8 рублей. А доход после уплаты всех налогов и сборов составляет в среднем 3000 рублей с тонны. Рентабельность 290 %. Можно было бы согласиться с такой рентабельностью, если бы средства шли на бурение новых скважин. Но в том то и дело, что скважины не бурятся. Тогда необходимо весь избыток средств изъять в госбюджет и на эти деньги строить будущее нефтяного комплекса. А это немало, примерно 1,5 триллиона рублей в год. Если консолидировать в бюджет все избыточные доходы от добывающей промышленности, то это составит не менее 3,5 трлн. рублей.
Мы ставим задачу возрождения машиностроения, авиа- и судостроения.
Правительство тоже объявило о приоритетных национальных проектах, одним их которых является авиастроение. Как же осуществляется этот проект?
В 2006 году была создана ОАК, а в 2010 году долг ОАК составил 70 млрд. рублей.
- износ ОПФ в отрасли составил в 2010 году 80%.
- 80% авиаперевозок производится иностранными самолетами.
- объемы авиаперевозок по сравнению с 1990 годом снизились в 4 раза.
- доля российских самолетов в мировом парке составляет 2%.
- на начало 2010 года в России было 1500 самолетов, их которых 70% старые отечественные и 4% новые отечественные.
Построено самолетов:
В 2000 году - 4 гражданских самолета
В 2003 году - 11
В 2004 году - 17
В 2005 году - 18
В 2008 году - 9
В 2009 году - 14 вместо запланированных 22
В 2010 году - 7 (и 63 военных на экспорт)
В советское время страна производила 200 гражданских самолетов в год.
Производительность наших авиастроительных заводов хорошо иллюстрируется производительностью «Боинга» равной 4 самолета в неделю. Весь российский авиапром в 2010 году работал меньше 2-х недель. Вот почему финансовое положение наших авиазаводов на грани банкротства.
Приоритет авиастроения у Российского правительства проявляется странным образом. Вместо того, чтобы обеспечить заказами российские заводы, отдается приоритет зарубежным. В 2009 году заключен контракт на поставку 50 самолетов «Боинг-737». В июне 2010 года у «Боинга» заказано еще 50 самолетов, при этом Россия упразднила ввозные пошлины на эту продукцию. Кроме как предательством это никак назвать нельзя.
- Остановлено производство самолета ТУ-334 из-за кризиса.
- Дальнемагистральные «Илы» решено не выпускать.
- Расторгнут договор с Ираном (из-за политических интриг) на поставку самолетов ТУ-204.
- «Атлант-Союз» - компания Московского правительства отказалась в 2010 году закупать Ту-204СМ.
- Хваленый Супер-Джет так и не вышел в серию и портфель заказов сократился до 20 самолетов.
- Новый самолет МС-21 будет подготовлен только к 2016 году.
Единственно, что можно выпускать - это самолет АН-148. Изготовлено 3 самолета и имеется заказ на 100 самолетов. На 11 – 13 годы ОАК планирует сделать 450 военных и гражданских самолетов, а вот в какой пропорции не говорится.
При такой политике Правительства РФ российский авиапром через 5 лет будет полностью уничтожен.
СУДОСТРОЕНИЕ
Морской флот России по дедвейту занимает 13 место в мире. В советское время был на третьем месте. Сегодня состав морского флота насчитывает около полутора тысяч судов дедвейтом около 15 млн. тонн. Средний возраст судов – 20 лет.
В России мощности судостроительных заводов позволяют строить более 30 крупных судов в год. Однако Россия не строит своих судов, а ежегодно заказывает за рубежом судов на сумму 1 млрд. долларов дедвейтом более 1 млн. тонн. На долю российских предприятий приходится всего 10% заказов.
Объявив судостроение приоритетной программой правительства, реально ничего не делается для того, чтобы судпром имел заказы и развивался. Так же, как и в авиастроении, Правительство, говоря о приоритете отечественного судостроения, в то же время заказывает 2 военных десантных корабля «Мистраль» во Франции и покупают лицензию на строительство 2-х этих кораблей в России. Затраты – 1,5 млрд. евро (60 млрд. руб.). Судя по отзывам военных - это соглашение пустая трата денег, или услуга для Франции. Корабль очень дорогой, и от него отказалась сама Франция. На международных торгах его также никто не купил. На корабле слабое вооружение, слабая самозащита. Процесс десантирования громоздкий и занимает несколько часов. К тому же, Россия покупает только коробку с ходовой частью. Вертолеты Российские, но не подходят по высоте. Приобретение совершенно не нужное. Отечественные судостроители могут делать более совершенные и мобильные корабли. Кроме того, соглашение на поставку «Мистралей» подписано 25 января 2011 года. Но вопрос строительства на отечественных верфях отражен странным образом. В программе ВМФ до 2020 года строительство «Мистралей» не заложено и средства не предусмотрены, нет и подрядчика. Это похоже на аферу, когда Россия втридорога купит ненужные суда у Франции, вместе с лицензией на строительство, но строить суда не будет.
Ну, что тут можно сказать. Возрождение судостроения - задача актуальная, пока еще есть что возрождать. Промедление может привести к тому, что строить уже будет нечем.
Что касается других отраслей, то они наглядно иллюстрируются статистикой производства товаров.
В 2010 году произведено товаров в сравнении с 1990 годом:
Не буду говорить о природных ресурсах. Они добываются примерно в тех же объемах, что и в советское время.
Наименование товара 2010 год 1990 год
Уголь каменный млн. т. 317 395
Сырая нефть - \\ - 505 516
Газ млрд. куб. м. 649 641
Железная руда млн. т. 95,5 107
Чугун млн. т. 48,2 59,4
Сталь млн. т. 66,3 89,6
Целлюлоза тыс. т. 5870 7525
Бумага тыс. т. 4612 5240
Удобрения минеральные тыс. т. 17936 15979
Тракторы тыс. шт. 6,2 213
Сеялки тыс. шт. 1,754 51,1
Комбайны зер. Тыс. шт. 4,302 65,7
Станки метал-реж. Тыс. шт. 2,0 74,2
Машины КПО тыс. шт. 1,928 27,3
Легковые автомобили тыс. шт. 1209 1103
Ткани млн. кв. м. 3199 8449
В том числе ХБ 1484 5624
Обувь млн. пар. 97,1 385
Мясо тыс. т. 1140 6484
Молоко тыс. т. 4868 20800
Мука тыс. т. 8963 20700
Водка млн. дкл. 95,4 138
Коньяк = \\ = 9 5,9
Вина = \\ = 45,1 75,7
Сигареты млрд. шт. 402 151
Как видите, сомневаться в том, что надо поднимать машиностроение и другую промышленность не приходится.
Именно поэтому вторым и третьим пунктом Антикризисной программы мы ставим вопрос о возвращении в страну золотовалютных резервов и использовании их на инвестиции в отечественную экономику. Для этой цели в условиях кризиса необходимо создать систему отраслевых государственных банков с регулируемой государством кредитной ставкой.
Нынешняя система кредитования через коммерческие банки просто кабальная. При ставке рефинансирования ЦБ в 8,2%, кредиты предприятиям выдаются под 24-26 %.
Это обусловлено тем, что кредитные ресурсы размыты по 1000 банкам, и чтобы «прокормиться», банки завышают кредитную ставку на неимоверный уровень. Поэтому КПРФ предлагает сократить число коммерческих банков, либо вовсе оставить только государственные, как в Китае. И это резонно!
Недостаток кредитных ресурсов можно восполнить не только за счет золотовалютных резервов. Необходимо остановить утечку капитала из страны и эти излишние средства пустить в оборот. Это дополнительно около 50 млрд. долларов средств. А для этого необходимо просто административно запретить создание филиалов и дочерних предприятий в оффшорных зонах.
Надо упразднить позорную плоскую шкалу налогообложения на доходы граждан. Богатые должны платить не 13% со своих доходов, сравниваясь с рабочим, крестьянином или инженером, а 30-50%, как это принято во всем цивилизованном мире. Необходимо, чтобы владельцы акций с дивидендов платили не 9%, а хотя бы 15-20%. Это будет вполне справедливо.
Необходима реформа налоговой системы. Упразднение налога на добавленную стоимость, сокращение единого социального налога и отмена налога на имущество предприятий. Эти налоги только повышают цену готовой продукции, делают ее неконкурентоспособной, замедляют процесс развития экономики. Налог на добычу полезных ископаемых привязали к мировым ценам. Растут мировые цены, растет налог НДПИ, который прибавляется к внутренней цене российских энергоресурсов и вызывает удивление у Путина почему растут цены на бензин. Это не сговор олигархов это налог, установленный Путиным повышает цены и тарифы, и если цена на нефть поднимется до 140 дол. за баррель, бензин в России будет стоить более 40 рублей за литр.
Вот почему ПРФ ставит вопрос - остановить искусственный рост цен на энергоносители внутри страны, который кроме инфляции ничего не приносит.
От неразумных налогов страдают все, и, в первую очередь, сельское хозяйство. Два пункта антикризисной программы посвящены российскому селу.
Причина деградации села в одном – из села очень умело вывели работу. В советское время в России было 48 тысяч крупных хозяйств, сегодня 39 тысяч из них уничтожено. Люди выброшены на улицу. Ну, а если нет работы, то все очевидно: народ из села будет уходить, будут закрываться школы и больницы, деревни пустеть.
Что делать? Во-первых, отечественная сельхозпродукция должна быть востребована, а значит, необходимо сокращать импорт. Одновременно надо строить крупные специализированные сельхозпредприятия, а, следовательно, чтобы привлечь работников, надо создавать и социальные условия и в первую очередь жилье, школы, детские сады. Все просто! Но это просто правительство делать не собирается. Оно все уповает на какие-то мифические рыночные условия, которые сами создадут все это. Но история показывает, что чудес не бывает.
Сегодня по производительности труда Россия в 10 раз отстает от европейских стран. Все сельское хозяйство перекочевало из коллективных хозяйств в личные подворья граждан. 90% производства овощей и 60% животноводства находится именно там. И только зерновое хозяйство еще держится на уровне коллективных хозяйств в Ставропольском, Краснодарском краях и Оренбургской области. Программы механизации и автоматизации уместны только в крупных хозяйствах, для личных подворий средства механизации есть, но народ не способен их приобрести.
Только один этот факт говорит о том, что сельское хозяйство уничтожено и его надо создавать заново.
На следующей неделе в Думе будет заслушиваться национальный доклад о ходе выполнения программы развития села. Следует отметить, что данная программа не может именоваться программой развития, поскольку она привела к полному падению сельского хозяйства, как впрочем, и любая другая программа российского Правительства.
Беда не только в российской экономике - она давно стучится и в социальную сферу. Особую тревогу вызывает коммерциализация учреждений и, особенно, образования и здравоохранения. За годы реформ закрыто 42,3 тысячи детских садов. 1,7 миллиона детей на очереди в детский сад. Введено платное образование в государственных учебных учреждениях. Закрыто 14,5 тыс. школ. (четверть) Закрыто 600 вечерних школ. (более четверти). Закрыто 1468 учреждений начального профессионального образования. (третья часть).
Число больничных учреждений сократилось вдвое (на 6000 ед.). Число поликлиник сократилось на 3200 ед. (на 15%). Число женских консультаций уменьшилось на 3000 ед. Число ФАПов сокращено на 7000 ед. Все это - при увеличении больных на 7 миллионов человек и при средней смертности в 640 тыс. чел. в год. Медицинское страхование стало национальной трагедией России, и его необходимо упразднить.
Перевод этих важнейших социальных учреждений на коммерческий хозрасчет, при низких доходах населения приведет к полному разрушению этих отраслей, особенно в сельской местности.
Под постоянной угрозой высшая школа. Нелепые эксперименты в этой сфере бросают высшую школу из одной крайности в другую.
Увеличение числа ВУЗов и числа студентов не повысило образовательный уровень в стране. Качество образования оставляет желать лучшего. Бездарная политика в образовании привела к избытку инженеров и недостатку рабочих профессий. Перевод на двухуровневую систему обучения приведет к плождению недоучек и к закрытию многих филиалов ВУЗов. Доступность высшего образования неизбежно сократится вдвое.
Реформа образования породила невиданный размах коррупции. Деньги оттеснили образовательный процесс и установили царство Золотого Тельца в науке.
По данным ЮНЕСКО, за 2007 год сумма взяток в сфере высшего образования в России достигла 520 млн. долларов.
Продолжает деградировать и российская наука.
С начала либеральных реформ число организаций, выполняющих исследования и разработки сократилось на четверть - или на 1000. На сотню убавилось конструкторских бюро, в 11 раз сократилось число проектных и изыскательских организаций: было 495, стало – 42.
Численность персонала, занятого исследованиям и разработками, уменьшилась вдвое. Из полутора миллионов исследователей осталось 760 тысяч.
Мизерная зарплата и отсутствие финансирования выгнало из российской науки лучшие кадры, которые в поисках заработка разбрелись по всей планете.
Финансирование науки находится на самом низком уровне. Бюджеты самых престижных НИИ составляют не более 3-5% расходов сопоставимых НИИ США. Средний возраст членов РАН – 50 лет. Отраслевая наука вообще потеряна.
На ближайшие годы финансирование инноваций запланировано на спад. На фундаментальные исследования в 2011 году предусмотрено 86 млрд. рублей, в последующие годы – 83,3 и 83,5 млрд. рублей. На прикладные исследования предусмотрено с2011 по 2013 годы соответственно 13,7; 12,3; 6,9 млрд. рублей, что значительно больше, чем на проект «Сколково» (15, 22, 17 млрд. рублей)
Инновационная деятельность в России продолжает обрастать коррупцией. В 2010 году 50 ученых проанализировали инновационные проекты, включенные в правительственный перечень для реализации. По мнению ученых ни один проект даже не пахнет инновацией. Многим идеям по 100 лет, а некоторые просто представляют модернизационный вариант обновления.
За последние 5 лет российскими учеными опубликовано 127 тысяч работ, или 2,6% от общемирового количества. Это меньше Индии (2,9%), меньше Китая (8,4%). Все страны мира наращивают объемы научных исследований, а Россия едва удерживает занятую позицию.
Нанотехнологии в России – это способ присваивания денег на основе лженаучных доводов. Возглавил эту отрасль Анатолий Чубайс. Именно для него была создана госкорпорация «Роснанотех». Для начала корпорация запросила 180 миллиардов рублей. Эти средства пойдут на инвентаризацию хозяйства до 2011 года, после этого планируют наращивание производства. Однако в 2011 году на нанотехнологии предусмотрено 5 млрд. рублей.
За время существования госкорпорации был утвержден 61 проект. Из них 51 производственный, три инфраструктурных, один образовательный, а также шесть инвестиционных фондов. Общий бюджет проектов 192,8 млрд. рублей. И все мимо нанотехнологий.
Между тем, разработка нанотехнологий идет. Идет без государственной поддержки, на голом энтузиазме ученых. И, наверное, будут созданы первенцы неизведанной продукции, но только не скоро и не одними из первых. Именно поэтому коммунисты предлагают увеличить в 2-3 раза расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и восстановить всю научно-производственную базу.
Когда мы говорим о социалистической модернизации, мы имеем в виду, прежде всего, модернизацию управления без воров и коррупционеров, без прохиндеев и авантюристов. Нанотехнологии в советском обществе давно были бы разработаны, как разработаны космические корабли и атомные реакторы. Все по силам советскому человеку, когда он работает на страну, на свой народ, платой за которую становится гордость за себя, за своих детей, за свое государство.
Сегодня гордиться нечем.
Наш советский человек брошен в нищету, и из этой ямы ему не позволяет выбраться правительство. Главным непосильным ярмом российского гражданина являются жилищно-коммунальные платежи, растущие из года в год.
В своей антикризисной программе КПРФ предлагает ограничить жилищно-коммунальные расходы граждан 10-ю процентами суммарного дохода семьи, а модернизацию жилищно-коммунальной сферы произвести за счет государственных средств.
Насколько справедливо требование КПРФ можно убедиться на примере несложного расчета среднестатистической семьи.
Возьмем семью из 3 человек. Работоспособные родители и несовершеннолетний ребенок проживают в 2-х комнатной квартире55 кв. метров.
Сколько надо заплатить в месяц за услуги ЖКХ:
Электроэнергия кВт/ч. Тариф 2-97р. Объем: 200 квт/ч Стоимость 594 руб.
Газ. С человека Тариф 42-00 ……………………… Стоимость 126 руб.
Вода хол. С человека Тариф 284,9 ………………………… Стоимость 854,7 руб.
Вода гор. С человека Тариф 224,96 …………………………Стоимость 674,9 руб.
Отопление с кВ. м. Тариф 26,86 …………………………. Стоимость 1477,3 руб.
Квартплата с кВ. м. Тариф 9,05 ………………………….. Стоимость 497,7 руб.
Вывоз быт.отходов Тариф 59,39 с чел. ………………… Стоимость 178,11 руб.
Городской телефон Тариф 359 ………………………… Стоимость 359,0 руб.
ИТОГО: ……………………………………………………………4760 рублей в месяц.
Если взять 4760 рублей в месяц за 10%, которыми КПРФ предлагает ограничить жилищно-коммунальные расходы, то получим, что ежемесячный доход семьи должен составлять 47 600 рублей. Родители взятой нами за основу семьи из 3 человек должны получать по 23800 рублей каждый. Но средняя зарплата в Астраханской области всего 14000 рублей. Следовательно, доход семьи может быть 28 000 рублей. Но это по средней зарплате. В сельском хозяйстве работники получают 8545,8 рублей, в рыболовстве – 8559,7 рублей, в образовании – 9595,5 рублей в торговле – 10339,9 рублей, в здравоохранении – 10445,9 рублей. Все эти группы работников не могут оплачивать нынешний тариф. По существу их зарплата равна стоимости фиксированного набора потребительских товаров, которая сегодня равна 8591,3 рубля. Применительно к нашему примеру, семья из трех человек должна иметь доход 25773,9, но указанные 5 групп работников в лучшем случае будут иметь только 20 тысяч дохода. При нынешней мизерной зарплате плата за жилищно-коммунальные услуги не должна быть больше 900 рублей для работников сельского хозяйства, рыболовства и учителей и более 1000 рублей в месяц для работников прилавка и врачей.
В России нынешние тарифы в объеме 10% совокупного дохода семьи могут оплачивать только 30 миллионов российских граждан из 142-х.
Для всех остальных нынешние тарифы просто кабальны.
Но это не все!
В России почти миллион граждан имеют доходы менее 2000 рублей в месяц и вообще не может оплачивать никакие тарифы.
Еще 7,657 млн. граждан имеют доход от 2 до 4 тысяч в месяц. Часть этих людей вдвоем могут оплатить тариф. А на что жить? Стоимость фиксированного набора потребительских товаров сегодня составляет 8591,3 рубля в месяц. Умножим эту цифру на 3 человека получим 25774 рубля. А родители этой группы граждан получают максимум 8000 рублей.
25 774 рублей - такой минимальный доход должна иметь семья из 3-х человек. И такого минимального дохода в России не имеют 80,683 млн. граждан или 57 %. При этом фиксированный набор не учитывает перспективных затрат семьи например: оплата няни или детского сада, накоплений на учебу ребенка, накоплений на покупку квартиры ребенку, накоплений на платное лечение.. Все это учитывается в доходах граждан на капиталистическом западе где средняя зарплата от 80 до 120 тысяч рублей у рядовых граждан, а пенсия в два раза меньше, однако пенсия 40-60 тысяч рублей это не 7840 рублей наших.
Руководству России весьма сложно понять, что заставлять граждан платить за все по европейским ценам и тарифам, а получать по-российски в 10 раз меньше не только нельзя, но преступно! С одной стороны это опосредованный через финансы геноцид народа. С другой, неоплаченные народом услуги организаций приведут к их полному разорению и невозможности функционировать. В пошлом году впервые прозвучало выражение «Жилищно-коммунальный коллапс», а три области в полной мере испытали его в новогодние каникулы. Но и перед этим были размороженные города и холодные села. Но это не стало уроком для руководства страны.
Безмозглая, дикая политика недоумков у власти, способных только на личное обогащение путем откровенного воровства, ведет страну к тотальному коллапсу. В этой связи программа вывода страны из кризиса, разработанная КПРФ становится единственно возможным путем к возрождению России.
Теги: Арефьев, Антикризисная программа КПРФ, Национализация