Н.И. Васильев, первый секретарь МК КПРФ: Необходимо выпутать науку из сетей реформ!
Накануне парламентской кампании реформаторы в рамках заявленного курса на модернизацию и инновации развернули бурную деятельность на поприще поддержки науки. В этой связи достаточно упомянуть повышенное внимание властей к проекту «Сколково» и призывы опираться на прорывные направления прогресса, строить в России адронные коллайдеры.
Околонаучная активность реформаторов
За 20 лет реформ в РФ из полутора миллионов ученых осталось 760 тысяч, а число проектных и изыскательских организаций сократилось в 11 раз. Утрачивая в научном мире лидирующие позиции, Россия приближается к «точке невозврата». Лишая науку поддержки, партия власти призывала ученых «врастать» в рынок и получать прибыли. Для «поддержки науки» реформаторы экспериментировали с различными моделями научно-коммерческого хозяйствования - технопарками, бизнес-инкубаторами, малыми предприятиями при вузах, научно-экспериментальными фирмами и т.д.
Никаких инновационных прорывов так и не произошло. Более того, вроде бы успешные научные коллективы, не выдержав конкуренции, распадались, наукоемкие программы без поддержки государства оказались под вопросом, небольшие высокотехнологичные компании или разорялись, или перепрофилировались. На этом фоне многие хорошо подготовленные молодые специалисты, трезво оценивая свои перспективы работы в России, где государство рассматривало науку как бюджетную ношу, приняло решение трудиться за рубежом…
Сейчас заработная плата профессора, доктора наук составляет около 20 тысяч рублей. Доцент получает порядка 15 тысяч, а молодые преподаватели - 5-6 тысяч. Неужели такой уровень оплаты ученых способен обеспечить лидерство России в области прорывных технологий и решений? Очевидно, что нет.
При этом наука испытывает жесточайший кадровый голод, обусловленный целым рядом факторов, прежде всего падением качества образования. Наука РФ стареет, средний возраст исследователей нередко превышает 50 лет.
Ставка на наукограды, которые должны были, по замыслу реформаторов, дать импульс инновационной активности, не оправдалась. Вдобавок к этому центральная власть, полагаясь на рыночные регуляторы, стратегию в области науки не прорабатывала. Бюджеты наукоградам постепенно урезались и будут урезаться дальше. Так, в 2010 году на поддержку социально-инженерной инфраструктуры 14 наукоградов из бюджета было выделено 500 млн рублей, что в три раза меньше, чем в предыдущем году. Для сравнения: бюджет проекта Сколково - около 60 млрд рублей. Более того, партия власти планирует до 2020 года резко снизить число наукоградов в ближайшие годы. В СССР, между прочим, инновационная деятельность все время была в поле зрения государства, и это стимулировало творческую активность специалистов, позволяя стране удерживать лидирующие позиции в мире.
Сколковская имитация прорывных решений…
Многие россияне, слыша о проекте «Сколково», задаются вопросом: в нашей стране имеется множество наукоградов, таких как Дубна, Троицк, Пущино, Академгородок и т.п., так зачем же нужно строить за фантастические деньги «с чистого листа» инноград? Рационального ответа на этот вопрос нет.
Проект «Сколково», по мысли разработчиков, должен перенести часть мирового рынка высоких технологий в нашу страну, создать каналы выхода российской наукоемкой продукции в другие страны. Однако наиболее вероятно, что наш научный потенциал будет работать на повышение конкурентоспособности иностранных государств, а не России. Видимо, этим объясняется и спешность принятия закона об иннограде, в котором подтверждается, что многие нормы российской Конституции там просто не действуют.
Возможно, в 2013 году проект «Сколково», под который из бюджета выделяется 60 млрд рублей, позволит ученым со всего мира в комфортных условиях за недоступные большинству россиян вознаграждения развивать такие направления, как энергоэффективность, космос, медицина, информатика, ядерная энергетика. И даже при таких благоприятных условиях отдачи от деятельности иннограда можно ждать не ранее, чем через 5-7 лет. И весь этот «период становления» под видом так называемых прикладных разработок самих базовых кластеров «Сколково» будут использоваться проектные достижения российских академических институтов и наукоградов,
Вкладывать бюджетные деньги в виртуальные по сути проекты очень удобно и для правительства, и для эффективных управленцев: первые получают возможность заявить народу, что их крайне заботит судьба страны, а вторые получают возможность неплохо «заработать» на проекте - ведь эффективность проекта подсчитать практически невозможно. Вполне закономерно, что 75% россиян считают проект «Сколково» очередным распилом бюджетных средств. Кстати, проект «Сколково» прекрасно иллюстрирует политическую безответственность и некомпетентность властей. Создав в чистом поле ультрасовременную площадку, реформаторы надеются, что начнется возврат «утекших» за кордон мозгов.
Механизм «Сколково» преподносится общественности как спасительное для российской науки средство. Реформаторы убеждают электорат, что сколковская система позволяет за счет совместного использования частного и государственного капиталов резко нарастить финансирование и сследовательских программ в 30-40 раз, т.е. до 10-15 трлн рублей. Однако все это напоминает недавние кампании властей по продвижению инкубаторов, технопарков, особых экономических зон. Где все это сегодня? А если смотреть глубже, то задача «Сколково» - торпедировать остатки государственно-бюджетных отношений в науке и образовании. Не исключено, что обладая экстерриториальным статусом, такой наукоград станет своеобразным порталом для ведения бизнеса в обход государства.
Поддержка науки укрепит Россию
Победив на выборах, коммунисты намерены приступить к реализации комплексной программы по выводу страны из кризиса. В частности, бюджетную поддержку науки и образования КПРФ намерена удвоить. Делая ставку на государственную поддержку наукоградов и их развитие, РФ может вновь стать лидирующей научной державой. А еще активизированный научный потенциал при поддержке прогрессивно настроенной общественности позволит России осуществить реальный переход от сырьевой экономики к инновационной.