А.А. Пономарев: Принятие России в ВТО на условиях Запада – это контрольный выстрел по нашему сельскому хозяйству
Депутат Государственной Думы Алексей Алексеевич Пономарев посетил районы Костромской области. Костромчане часто задают ему вопросы, касающиеся государственной политики. Как она отражается на нашей жизни, и что предлагает изменить КПРФ – в интервью А.А. Пономарева газете «Что делать?».
— Алексей Алексеевич, как специалист в сельском хозяйстве, прокомментируйте, что в ближайшее время ожидает сельское хозяйство России и Костромской области в связи с вступлением в ВТО?
— Прежде чем ответить на поставленный вопрос, я хотел бы немного сказать о том, в каком состоянии находится сельское хозяйство в нашей Российской Федерации.
В Советской России было 30 тысяч колхозов и 18 тысяч совхозов. Все они являлись главными производителями сельскохозяйственной продукции. Агропромышленный комплекс давал 20% валового объема продукции страны.
Сейчас сельское хозяйство разрушается и находится в катастрофическом состоянии. В 1992 году главный архитектор перестройки и соратник Горбачева Александр Николаевич Яковлев говорил:
— В первую очередь мы должны ликвидировать большевистскую общину на селе в лице колхозов и совхозов. Деколлективизацию, — говорил он, — нужно провести жестко и бескомпромиссно.
В результате чего сейчас в аграрной экономике производится уже не 20%, а только 8,9% валового внутреннего продукта страны.
За последние 19 лет количество коллективных хозяйств (колхозов, совхозов, сельскохозяйственных кооперативов) в Российской Федерации сократилось более чем в 2 раза. Выбыло из оборота 44 млн. га сельскохозяйственных угодий, в том числе 24 млн. га пашни. Все эти площади зарастают бурьяном и кустарником.
Значительно сократилось производство зерна в нашей стране. Если в 12-й пятилетке с 1986 по 1990 годы среднегодовое производство зерна в России составило 105 млн. тонн, то в 2006 -2010 годах только 80 млн. тонн. И тем не менее президент страны Д.А. Медведев и председатель правительства В.В. Путин постоянно говорят о том, что как здорово, что мы экспортируем зерно за рубеж. На самом деле — это беда, это трагедия для нашего государства.
В советский период времени 60% валового сбора зерна шло на корм скоту. Сейчас поголовье крупного рогатого скота сократилось по сравнению с 1990 годом в 3 раза, свиней в два с лишним раза, овец в 3,5 раза, птицы в два раза. Животноводство уничтожили, кормить некого, поэтому вывозим зерно за рубеж. Но зато ежегодно завозим 53% продуктов питания, которые потребляются в стране, из-за рубежа на сумму свыше 35 млрд. долларов, или свыше 1 триллиона рублей. Если такие деньги инвестировать в сельское хозяйство страны, то положение на селе было бы совсем другое.
За последние 19 лет потребление основных продуктов питания на одного человека значительно сократилось. Если в 1990 году на одного человека мяса потребляли 75 кг, то в 2010 году только 49 кг; молока — 329 кг, сейчас 220 кг; яиц — 360 шт., сейчас 220 шт.; сахара — 46 кг, сейчас — 36 кг; рыбы — 20 кг, сейчас 10 кг.
Все это очень отрицательно сказалось и сказывается на состоянии здоровья людей. Поэтому не случайно в стране смертность значительно превышает рождаемость.
Но давайте откровенно говорить, кто управляет такой сложной и ответственной отраслью как сельское хозяйство. Три года тому назад в течение 8 лет руководил сельским хозяйством инженер железнодорожного транспорта — Гордеев Алексей Васильевич, а сейчас врач-кардиолог Скрынник Елена Борисовна.
Конечно, сразу возникает вопрос, зачем непрофессионалов ставят на эти должности. А это ведь такой подход и в других отраслях. Министр обороны страны Сердюков — мебельщик, министр здравоохранения и соцразвития Голикова — финансист.
Видимо, человек, который не занимался этим делом, не знает его, тем более не пропустил все это через себя, легко идет на развал отрасли, у руля которой он стоит.
Министра сельского хозяйства России Елену Борисовну Скрынник мы часто приглашаем на правительственный час, где она отчитывается. На самом деле это не отчет, а комедия. Она зачитывает, что ей напишут, а кто, какие будет задавать вопросы у нас, депутатов, заранее спрашивают. И потом опять же по написанному она на них отвечает.
В 2010 году производство сельскохозяйственной продукции сократилось на 11,9 процента по сравнению с 2009 годом. Конечно, сильная засуха в прошлом году здорово повлияла на это. Но прямо нужно сказать, что мелиорированные земли, которые находились в советское время под орошением, почти полностью уничтожены. Что касается приема нашей страны в ВТО на условиях, которые перед нами поставили представители этой организации — они для нас совершенно неприемлемы.
Абсолютное большинство стран мира являются членами этой Всемирной Торговой Организации. Украина, Грузия тоже там без всяких условий. Китай, вступая в ВТО, поставил свои условия, и с ними согласились.
А перед нашей страной для вступления в ВТО ставят условия, которые унижают и оскорбляют наше российское достоинство. Чтобы не быть голословным, приведу пример.
В странах ЕС на 1 га пашни ежегодно выделяют 298 долларов из расходной части бюджета, в США — 324 доллара, в Японии — 473, в Канаде — 188, а в России только 10 долларов. И при принятии в ВТО они ставят перед нами условия, чтобы мы не увеличивали выделение средств на поддержку сельского хозяйства, а по-прежнему были бы для них рынком сбыта своей сельскохозяйственной продукции. Поэтому принятие в ВТО России на их условиях — это контрольный выстрел, который должен добить нашу деревню. Аналогичное положение с промышленностью. И очень жаль, что ни президент Медведев, ни премьер Путин не говорят об этом народу открыто.
— Бюджет РФ получил сверхплановые средства от роста цен на нефть и на другие природные ресурсы. Куда они будут направлены?
— В этом вопросе чувствуется обеспокоенность народа. Деньги вроде бы у государства есть, а жизнь простых граждан страны не улучшается и реальный сектор экономики не развивается.
Да, 13 мая на пленарном заседании Государственной Думы обсуждался вопрос «О внесении изменений в Федеральный Закон «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (об уточнении параметров федерального бюджета на 2011 год).
Правительство планировало, а «Единая Россия» поддержала: 1 баррель нефти продавать по 75 долларов, фактически за 4 месяца текущего года продажная цена составила 102 доллара и в бюджет страны поступило дополнительно 1,5 триллиона рублей. Это на 16,5% больше заложенного в действующем бюджете. Почему это произошло? Нет планирования, нет целенаправленной стратегии, отсутствует умение прогнозировать ситуацию. К тому же 2011 год — выборный, и партия власти желает изобразить, что становится все более чуткой. Но предложенные изменения, по существу, не меняют ничего.
Как же правительство собирается этими деньгами распорядиться? Возможно, хочет помочь образованию? Поддержать здравоохранение? Нет. А на ЖКХ даже сокращаются расходы на 6,5 млрд. рублей.
Деньги вновь загоняются в Резервный фонд, который уже десятилетие тормозит эффективное развитие страны. Туда направляется правительством около 700 млрд. рублей, 400 млрд. рублей предлагается направить на покрытие дефицита бюджета и 380 млрд. рублей на все остальное.
Наша фракция внесла поправки об увеличении помощи сельскому хозяйству (в виде увеличения ассигнований на компенсацию дорожающих нефтепродуктов) на 50 млрд. рублей. Мы предложили увеличить выделение средств на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны на 60 млрд. рублей, тогда как выделяются на эти цели только 24 млрд., а требуется 84 млрд. рублей. На фундаментальные исследования в науке 70 млрд. рублей. На жилищно-коммунальное хозяйство 62 млрд. рублей. На межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований — 150 млрд. рублей. На национальную экономику — 62,6 млрд. рублей. На образование (на высшее и послевузовское образование)— 30 млрд. рублей. На здравоохранение — 20,5 млрд. рублей. На социальную политику — 45,6 млрд. рублей. На федеральную целевую программу «Жилище», подпрограмма «Жилье для молодой семьи» — 10 млрд. рублей.
Все перечисленные поправки были отклонены фракцией «Единая Россия».
После принятия закона о коммерциализации бюджетной сферы власть узаконила свое право выделять мало денег, предложив учреждениям жить по рыночным правилам и зарабатывать средства самостоятельно: естественно, в основном на населении.
Ту пресловутую «оптимизацию расходов», о которой годами слагал Минфин, мы теперь видим на практике в самых коварных вариантах. Наша фракция в Госдуме всегда считала, что развитие науки и техники невозможно без мощных вложений со стороны государства, что капиталу не интересны стратегические задачи, им нужна быстрая прибыль.
Вместо того, чтобы вкладывать в те отрасли, которые могут стать локомотивами подъема, мы видим: расходы на прикладные научные исследования в области национальной обороны сокращаются на 5,3 млрд. рублей. Счетная палата отмечает, что в виде «остатков» на счетах Минфина в федеральном казначействе омертвляются огромные суммы: там ежемесячно лежат мертвым грузом около 2 триллионов рублей. Зато оборонный заказ на 1 мая не был заключен, соответственно, промышленные оборонные предприятия не финансировались в течение первых четырех месяцев этого года.
Все эти факты и цифры приводят к двум плачевным выводам: рост цен на нефть и газ не приводит ни к росту промышленного производства, поддержке научно-технической сферы, ни к улучшению материального положения населения и росту качества жизни. Все меры по индексации пенсий, стипендий и заработной платы, с одной стороны, поедаются инфляцией, с другой стороны, обгладываются ростом цен и тарифов.
Эти тяжелые выводы мы имеем на фоне стремительного оттока капитала из страны и сокращения инвестиций.
— Какие мероприятия по модернизации реально осуществились с момента выступления Президента?
— Вы правы, не называя, с момента какого выступления Президента было сказано о модернизации. Это мы, депутаты Государственной Думы, по долгу службы должны помнить, когда впервые о модернизации сказал президент.
Он сказал впервые о модернизации в своем Президентском послании перед парламентом страны в ноябре 2009 года, а в президентском послании в ноябре 2010 года он об этом даже не упомянул, не сказав, что сделано в течение года по этому важному вопросу.
Это наша фракция КПРФ поддержала вопрос о модернизации и приняла ее на мартовском пленуме ЦК КПРФ. К ее разработке были привлечены немалые научные силы страны.
Но со стороны Президента Медведева к сожалению, кроме разговора о модернизации, дальше дело не идет. На 2011 год конкретно на модернизацию выделено в бюджете страны 68,3 миллиарда рублей. Это очень малые средства. Что конкретно сделано? Создается Научный центр в Сколково, асфальтную дорогу построили протяженностью пять километров, затратив 6 миллиардов рублей, и она уже разрушается.
Но у нас в стране очень много наукоградов, где сосредоточены высококвалифицированные научные кадры. Можно уже было туда вкладывать немалые средства, чтобы получать отдачу от научных кадров.
Возникает вопрос, где эти научные разработки внедрять. Ведь наукоемкие производства у нас практически отсутствуют. Необходимо обратить особое внимание на развитие отечественного производства. В отсутствие всего этого научные разработки вынуждены будем продавать за рубеж, а это уже не государственный подход.
Теги: Развал сельского хозяйства, АПК, Сельское хозяйство, Вступление России в ВТО, Всемирная Торговая организация, Развал сельского хозяйства в России, Агро промышленный комплекс, ВТО