Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Мистический секрет библиотеки Шнеерсона. Почему хасиды так стремятся завладеть российской собственностью

Старый сюжет — двадцатилетняя тяжба хасидов (последователей религиозного течения в иудаизме) с правительством Российской Федерации за коллекцию старинных книг, рукописей и манускриптов, известную как библиотека Шнеерсона, — получил дальнейшее развитие.

По страницам газеты «Правда», Лариса Ягункова
2013-01-24 10:16

Суд в Вашингтоне обязал Россию выплачивать истцам-хасидам по 50 тысяч долларов ежедневно за каждый день пребывания упомянутой коллекции в хранилищах РФ — Государственной Российской библиотеке и Российском военном архиве. И это несмотря на то, что коллекция, включающая 12 тысяч книг и 50 тысяч редких манускриптов и документов, была вывезена из Любавичей Иосифом Шнеерсоном во время Первой мировой войны в Москву и позднее национализирована в соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР о научных фондах от 26 ноября 1918 года. В начале 90-х Менахем Шнеерсон в качестве наследника потребовал вернуть коллекцию для передачи хасидам.

В своё время «Правда» неоднократно прикасалась к теме коллекции раздора в связи с тем натиском, которому подверглась главная библиотека страны со стороны чиновников ельцинской администрации. В разрушительном раже они стремились как можно скорее покончить не только с достоянием советского времени, каким была Ленинская библиотека, но и с другими ценностями, которые мнились им наследием «советской империи». Это было время кулуарных дебатов о передаче Курильских островов Японии и публичных обсуждений закона о реституции. Вскоре после августовского переворота 1991 года Ельцин подписал указ, выводящий Ленинскую библиотеку из союзного подчинения. А затем Высший арбитражный суд РСФСР удовлетворил претензии хасидов, с самого начала «перестройки» добивавшихся передачи коллекции в их распоряжение. В ответ на это заведующий отделом рукописей В. Дерягин спрятал коллекцию в стенах библиотеки и пригрозил сжечь себя вместе с ней в случае насильственного изъятия. Потом пленум Высшего арбитражного суда отменил судебное решение, но чиновники сделали свой ход — попытались под предлогом ремонта закрыть библиотеку и под шумок выполнить указание Ельцина, уже обещавшего государственному секретарю США вернуть спорную коллекцию. Развал СССР, шоковая терапия, отсутствие финансирования играли им на руку.

В это самое время тогдашний заместитель председателя правительства А. Шохин и дал новому, только что назначенному директору И. Филиппову невнятное распоряжение «принять просьбу представителей движения любавических хасидов о передаче Государственной академии им. Маймонида из бывшей Государственной библиотеки имени В.И. Ленина имеющихся библиотечных фондов Шнеерсона». Хитрый политик надеялся на «понимание» своего выдвиженца. Однако Филиппов оказался несговорчивым: библиотеку не закрыл и коллекцию хасидам не передал. Взбешённые хасиды три недели буйствовали у входа в библиотеку, рвались в вестибюль, дрались с охраной, но библиотека выстояла. За это власти предержащие несколько лет потом травили Филиппова, готовя его незаконное увольнение.

Заметим, в те далёкие времена речь шла о передаче коллекции из одного государственного учреждения в другое: о вывозе её за пределы государства хасиды не заикались. Сегодня они уже не скрывают своих намерений распорядиться этим культурным достоянием по своему усмотрению: часть передать в собственность так называемым наследникам, а часть использовать в своих целях. Как известно, центр любавических хасидов находится в США, в Бруклине — туда, очевидно, и должна отправиться коллекция.

Говорят, хасиды придают некое мистическое значение обладанию коллекцией Шнеерсона, которого они боготворят. Их не вдохновляет возможность работать с этими документами в стенах РГБ, хотя администрация библиотеки предоставляет такую возможность всем желающим. Им надо непременно овладеть первоисточниками. Они не желают понимать и вряд ли поймут, что коллекция является законной собственностью нашего народа.

Итак, никаких юридических оснований для передачи библиотеки Шнеерсона организации любавических хасидов — в сущности, частным лицам — нет. Решение Вашингтонского суда в России признано юридически ничтожным. Американский суд не имел права вводить какие бы то ни было санкции в отношении России — это признал и Минюст США. В связи с этим у Америки не может быть никаких претензий к России.

Однако в стране «неограниченной демократии», как именуют себя США, и юридически ничтожное решение способно при наличии политической воли наделать много бед. Российское имущество может быть арестовано в США, и не только в округе Колумбия. Прецеденты уже были. Два года назад, после очередной атаки хасидов, московский Музей древнерусского искусства имени Рублёва рисковал лишиться большой коллекции икон, выставлявшихся в США, — с трудом удалось убедить музейщиков города Клинтон вернуть эту коллекцию. По той же причине грозил арест и российскому паруснику «Седов», вынужденному изменить запланированный маршрут и не заходить в Сан-Франциско. Культурному обмену между РФ и США в результате хасидских претензий нанесён большой ущерб. Ряд крупнейших музеев — Третьяковская галерея, Эрмитаж, музеи Московского Кремля — вынужден теперь отказываться от участия в выставках на территории США. Американские музеи отвечают теми же мерами — едва сложившиеся добрые традиции разрушаются.

Особенно тревожит то, что какое-то религиозное движение — по сути, разновидность секты — может оказать влияние на отношения великих держав, вопреки правилам международной дипломатии. Это выходит за рамки мирового права. Но таковы политические реалии смутного времени.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.