Хитрая игра президента: сперва припугнет, что отставит, а потом оставит
Наступивший 2010 год станет для многих российских губернаторов переломным - своих постов могут лишиться чуть ли не треть региональных лидеров, пишет «Росбалт». Первые знаковые назначения Дмитрий Медведев сделал за несколько дней до Нового года и во время праздников. При этом самые "спорные" кандидаты посты сохранили.
Напомним, что 29 января президент России предложил переназначить главу республики Марий Эл Леонида Маркелова . И местное законодательное собрание чуть ли не в авральном порядке уже 31 декабря согласилось с мнением Дмитрия Медведева. Отметим, что Маркелов был переназначен, несмотря на то, что его отставки требовала КПРФ, обвинявшая его в подтасовке итогов региональных выборов 11 октября 2009 года. В ходе той избирательной кампании во время разгона митинга оппозиции от рук местных милиционеров пострадал даже лидер коммунистов Геннадий Зюганов.
Назначая Маркелова, президент сделал несколько жестких заявлений в отношении региональных лидеров. В частности, он впервые четко назвал хотя бы один из критериев, которыми в Кремле вроде как руководствуются, когда принимают решение о том, надо ли переназначать действующего губернатора. По словам главы государства, занимать губернаторский пост в России теперь можно не более трех сроков. Возможны и исключения, отметил он, но они будут в особых случаях.
Видимо, в первую очередь из этого принципа Дмитрий Медведев и исходил, когда принимал после Нового года решения о внесении кандидатур на посты руководителей Приморского края, Республик Алтай и Коми. Например, Владимир Торлопов фактически уже три срока отработал во главе Коми, и, хотя, как утверждают источники в администрации президента, претензий к нему не было, его все же решили отправить в отставку "по выслуге лет". Ведь Торлопов с 1995 года по 2001-й был председателем Государственного совета республики Коми, а позднее - президентом. Так что на него закон "о трех сроках" вполне можно распространить. Поэтому ему пришлось искать преемника, которым стал его заместитель - финансист Вячеслав Гайзер из кадровой "сотни" Дмитрия Медведева. Кстати, назначению не помешало и то, что в начале 1990-х Гайзер руководил местным филиалом банка МЕНАТЕП.
А вот губернатор Приморского края Сергей Дарькин, которому только ленивый не пророчил отставку в связи с тем, что его фамилию местные СМИ уверенно связывают с криминальными структурами, свой пост сохранил. Даже несмотря на то, что в 2008 году правоохранительные органы не только возбудили уголовные дела против некоторых заместителей Дарькина, но и допрашивали его самого, в первые дни 2010 года Дмитрий Медведев предложил заксобранию Приморского края переутвердить его на губернаторском посту. Что и было сделано 11 января. Ведь, в конце концов, очередной срок будет только третьим, то есть уложится в "жесткие" рамки, обозначенные президентом накануне Нового года.
Вот и на Алтае губернатором останется Александр Бердников. И это несмотря на то, что его имя не раз называлось в связи с гибелью во вверенном ему регионе нескольких крупных федеральных и региональных чиновников, разбившихся на вертолете во время незаконной охоты на животных, занесенных в Красную книгу. Не говоря уже о такой банальной вещи как социально-экономические показатели, которые на Алтае отнюдь не лучшие. И все же Бердников остался. Ведь он и вовсе пойдет лишь на второй срок.
Таким образом, отметим, что заметно выросло количество "переназначенных" Медведевым губернаторов. В общей сложности в 2008-2009 годах лишь каждый третий региональный начальник сохранял свой пост. Если гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин уверен, что на этот год у администрации президента четкая установка "на замену неэффективных губернаторов", то некоторые другие аналитики отмечают, что ротация кадров на этом властном уровне, напротив, становится все осторожнее.
В свою очередь политологи Дмитрий Орлов, Дмитрий Бадовский и Михаил Виноградов, написавшие в соавторстве аналитический доклад "Консервативная модернизация", который должен быть опубликован в ближайшие дни, полагают, что "в целом федеральная власть сегодня имеет принципиальную возможность усилить влияние на происходящие в регионах процессы". "Это обусловлено не только большей готовностью Центра к кадровым перестановкам в губернаторском корпусе, но и появлением у него дополнительных рычагов воздействия - финансовых: в условиях дефицита местных бюджетов зависимость территорий от федеральной помощи заметно увеличивается", - говорится в докладе.
Очевидно, некоторую ясность на сей счет должны внести решения Медведева по главам Татарстана, Дагестана и Еврейского автономного округа. Причем назначение нового губернатора Еврейского автономного округа фактически можно признать уже состоявшимся. Дело в том, что в Биробиджане руководитель сменится точно - в предложенном Медведеву списке кандидатов на этот пост нет нынешнего главы области Николая Волкова. Но это, в конце концов, не самый "значимый" регион. А вот по Татарстану и Дагестану по-прежнему сохраняются сомнения. Ведь Минтимер Шаймиев явно не вписывается в закон "о трех сроках" и мог бы стать первым очевидным исключением из него. Ну а дагестанский лидер Муху Алиев, напротив, пойдет всего лишь на второй срок. Значит, у него есть все шансы остаться. Да только нестабильное положение в республике подталкивает главу государства как раз к тому, чтобы найти Алиеву замену. Стоит отметить, что Дмитрий Медведев провел с Алиевым 11 января рабочую встречу, о которой официально практически ничего не сообщается. Соответственно, вовсе не факт, что на этой встрече Алиев получил "добро" на княжение, на ней могли и оговариваться условия оставления им своего поста.
Так что по тому, сохранит ли свой пост бессменный татарстанский президент Минтимер Шаймиев и заменят ли не слишком популярного дагестанского лидера Муху Алиева, будет понятно, насколько серьезно в реальности влияет на выбор президент им самим озвученный принцип.