Коммунистическая Партия
Российской Федерации
КПРФ
Официальный интернет-сайт
МУРАВЬЕВ: 18 часов 11 минут – точное столичное. Ваши приемники, как всегда в это время, настроены на волну 99,6 Мегагерц в столице. Проект «Своими словами» открывает информационно-аналитическую линейку. И в студии я, Вадим Муравьев, и…
МЕТЛИНА: И я, Наталья Метлина. Говорила же, давай я начну! Но он не дает, зараза. 730-73-70 – телефон нашего прямого эфира. Finam.fm – один из самых популярных сайтов на сегодняшнем небосклоне Всемирной паутины. Друзья мои, как всегда, присоединяйтесь к нам.
МУРАВЬЕВ: Вот, ты знаешь, нас обвиняют в том, что мы… Ну, периодически наши гости, они говорят: «Вот, поднимите свои вот эти каменные… и, мол, в регионы поглядите…» Ты знаешь…
МЕТЛИНА: Был?
МУРАВЬЕВ: Да. Я сегодня прилетел из региона, из Екатеринбурга. Потрясающий абсолютно город. Правда, я дальше привокзальной площади так и не рискнул двинуться…
МЕТЛИНА: Но город хороший, город понравился?
МУРАВЬЕВ: Да, город отличный. Трубы дымят. Пролетаешь – трубы дымят. Но я убедился, что на самом деле (кстати, то, о чем сегодня мы будем говорить) не знают в России меры. Вот там это просто бьет в глаза прямо сразу. Значит, история следующая. Аэропорт «Кольцово» Екатеринбурга, построенный давно,..
МЕТЛИНА: Сто лет назад, да.
МУРАВЬЕВ: …триста раз перестроенный. Во-первых, вот старое здание, такое типичное здание аэропорта, с колоннами, там все хорошо – там сделан VIP-терминал. Это жесть, ты понимаешь! Ты заходишь, и вот эта роскошь, она бьет просто в нос и сшибает. Это что-то…
МЕТЛИНА: Все в золоте сразу? Богатство? Красный бархат?
МУРАВЬЕВ: Я тебе говорю, это богатство… Это что-то нереальное! И к саммиту ШОС было дано распоряжение, мол, аэропорт достроить, чего-то, чего-то… И к существующему аэропорту… Там, по-моему, 10 стоек регистрации, ходят две колейки, 15…
МЕТЛИНА: 15 рейсов в день.
МУРАВЬЕВ: 15 рейсов в день. То есть все успевают нормально там разойтись и даже кофе в кафе хлопнуть. Но сказали – к саммиту нужно еще. И построили еще точно такой же терминал такого же размера – еще 10 стоек регистрации. И я говорю с начальником аэропорта: «Скажите, а вот вам это зачем?» Он такой: «А, хрен его знает… Ты знаешь, неизвестно, зачем это нам построили». Я говорю: «А что вы будете с этим делать после саммита?»
МЕТЛИНА: Опять закроем на ключ и повесим ключ.
МУРАВЬЕВ: «Закроем на ключ, и пока нам не надо». Ну, вот так, понимаешь.
МЕТЛИНА: Ну, это к вопросу о целевом использовании.
МУРАВЬЕВ: Понимаешь, не знают меру. Но стоило это все, в общем, не рубль, конечно.
МЕТЛИНА: Конечно, не рубль. Друзья мои, мы вот так плавно, очень издалека, буквально с уральских гор…
МУРАВЬЕВ: …подошли к вопросу меры.
МЕТЛИНА: Мы сегодня подошли к главной теме нашего сегодняшнего здесь посидельства. Друзья мои, мы сегодня обсуждаем антикризисные повадки… Ты не помнишь, как называется тема нашего сегодняшнего эфира? Нет? Друзья мои, а тема нашего сегодняшнего эфира называется…
МУРАВЬЕВ: А, вот: «Кому Элтон Джон, а кому из-под яиц бульон!»
МЕТЛИНА: «Кому поющий Элтон Джон, а кому из-под яиц бульон! Повадки российской олигархии». Друзья мои, прежде чем вы окончательно немножко поймете, о чем мы все-таки хотим сегодня с вами поговорить, приведу несколько цифр. Друзья мои, итак средства массовой информации… Ну, теперь уже к серьезному перейдем, хватит раскачиваться. К самому серьезному перейдем. Друзья мои, конечно же, поводом для создания такой вот эпохальной программы стал визит на эти выходные дни сэра Элтона Джона на закрытую вечеринку в город Москва. Итак, друзья мои, бизнесмен, олигарх Рашид Сардаров решил подарить своей жене на день рождения, Марианне Сардаровой, главе галереи RuArts, вот такой праздник жизни, «пир духа», как бы сказал Михаил Сергеевич Горбачев. Он, значит, снял в аренду Театр имени Станиславского и друга его Немировича-Данченко…
МУРАВЬЕВ: …которые перевернулись сразу.
МЕТЛИНА: Балетный, кстати, театр, между прочим, оперы и балета, кто не знает. И решил там устроить такую маленькую скромную вечеринку буквально для самых таких приближенных…
МУРАВЬЕВ: Самых близких, да.
МЕТЛИНА: Ну, кто самые близкие люди? Ну, чтобы в театр вместились все. И пригласил сэра Элтона Джона, за что, как говорят средства массовой информации, заплатил 1,5 миллиона долларов…
МУРАВЬЕВ: Ну, чтобы этот их Джон приехал и тут песняка сдавил.
МЕТЛИНА: Да. Он с супругом приехал, кстати, Элтон Джон.
МУРАВЬЕВ: А, ну, за 1,5 миллиона долларов можно, в общем…
МЕТЛИНА: Можно, да, и супруга свозить.
МУРАВЬЕВ: Певец с супругом, да.
МЕТЛИНА: С супругом, да. Знаешь, у них же разделения – муж, жена – там же непонятно. С супругом. Ну вот. И, кстати, еще там на раскачке у Элтона Джона… Как это называется, когда на раскачке?
МУРАВЬЕВ: На разогреве.
МЕТЛИНА: На разогреве был цирк дю Солей. Ну, так, на разогреве. Ну ничего страшного…
МУРАВЬЕВ: Давайте сразу скажем, кто не знает: цирк дю Солей – один из самых крутых цирков мира, и, в общем, билеты…
МЕТЛИНА: А кто не знает, кто такой Рашид Сардаров, напоминаю вам, друзья мои, что Рашид Сардаров является владельцем Южно-Уральской промышленной компании, которая сегодня переживает не самые лучшие времена.
МУРАВЬЕВ: Все это дело базируется в Оренбургской области, там десятки тысяч рабочих лишаются рабочих мест, зарплату не платят. В общем, все плохо.
МЕТЛИНА: Да, все плохо. И, конечно же, рабочие в Оренбургской области с воодушевлением восприняли известие о столь замечательном празднике: лишь бы, как говорится, хозяину было хорошо, мы-то подождем.
МУРАВЬЕВ: Хорошо, да. 730-73-70 – телефон нашего прямого эфира, многоканальный. Выливайте свой гнев.
МЕТЛИНА: Ну вот оренбургские корреспонденты, кстати, оренбургская желтая пресса посчитала и решила, что, в общем, 1,5 миллиона долларов, если эти деньги разделить на всех рабочих, можно как раз выплачивать полгода зарплату, и все волки будут целы и овцы сыты. Но Рашид Сардаров решил, что для жены любимой…
МУРАВЬЕВ: А как же вот это «Do you believe…», вот это все… Ты понимаешь, без этого никуда.
МЕТЛИНА: Да, да, да. «Свеча на ветру», все дела. Понятно. Кстати, хочу сказать, что вначале планировалась еще и Кристина Агилера, но потом…
МУРАВЬЕВ: Но у нее были елки – не смогла.
МЕТЛИНА: Нет, не в этом дело.
МУРАВЬЕВ: Не хватило?
МЕТЛИНА: Она куда хошь… к российским олигархам… куда хошь. Они подумали, и решили: кризис все ж таки, не надо так жировать. И ограничились Элтоном Джоном.
МУРАВЬЕВ: Более того… Давай еще пару цифр.
МЕТЛИНА: Друзья мои, мы сегодня будем говорить… На самом деле это финтифлюшки по сравнению с тем, как жгут остальные топ-менеджеры.
МУРАВЬЕВ: Да, как жгут остальные. Итак, топ-менеджеры утречком просят помощи у государства, а вечером спускают полученные денежки налогоплательщиков…
МЕТЛИНА: О да!
МУРАВЬЕВ: …в гламурных ночных клубах и на французских горнолыжных курортах. Вот, например, компания «Ростехнологии», абсолютно государственная такая, госкорпорация, владеет… в активах 426 предприятий.
МЕТЛИНА: У нее, да.
МУРАВЬЕВ: Но суммарный объем долга – 600 миллиардов рублей. И компания просит у государства еще 7 миллиардов долларов. Друзья мои, это наши с вами деньги налоговые! Ну вот компанию надо спасать, помирает.
МЕТЛИНА: А 26 миллиардов рублей – АвтоВАЗу.
МУРАВЬЕВ: Да. И еще нужно… Это тоже входит в этот же холдинг, во всю эту компанию – 26 миллиардов рублей нужны АвтоВАЗу. Между тем 12 членов совета директоров АвтоВАЗа получили бонус за 2008 год… Ну, хорошо работал – вот тебе печенька. Вот такая «печенька» стоимостью 50… ну, в общем 50 с лишним миллионов рублей…
МЕТЛИНА: 50 миллионов 350 тысяч рублей – это бонусы на 12 человек. Друзья мои, я подчеркиваю, это АвтоВАЗ, который стоит с протянутой рукой, и мы в своем эфире «Своими словами» обсуждаем, как же бы нам поддержать отечественного производителя? Ну как?! Мы уже языки сточили, чтобы найти какой-то путь решения вот этой проблемы. А тут вот как.
МУРАВЬЕВ: Вот еще история. Центробанк российский…
МЕТЛИНА: А, кстати, еще у АвтоВАЗа есть ревизионная комиссия, туда тоже 15 миллионов…
МУРАВЬЕВ: Ну так, чтобы они нормально там ревизировали. Более того, Центробанк разместил на счетах Газпромбанка 305 миллиардов рублей для поддержания ликвидности, чтобы банк не крякнул, не дай бог.
МЕТЛИНА: Да, конечно. Вдруг крякнет…
МУРАВЬЕВ: И еще 600 миллиардов получил ВТБ. Ну, тоже это все наши с вами деньги. Газпром выплатил бонусы за 2008 год своим топ-менеджерам из расчета – 72 миллиона на одного члена правления.
МЕТЛИНА: Много. Вадим, очень много!
МУРАВЬЕВ: Мне кажется, до чертиков.
МЕТЛИНА: Даже, мне кажется, стыдно.
МУРАВЬЕВ: А ВТБ гораздо скромнее – всего 48 миллионов рублей на брата.
МЕТЛИНА: По 48, да.
МУРАВЬЕВ: Ну, так вот. Хорошо работал – вот тебе 72 миллиона рублей. Мне кажется, прекрасно.
МЕТЛИНА: Прекрасно! Друзья мои, мы продолжаем вас пугать нашими какими-то жесткими цифрами и совершенно искрометными оценками деятельности российской олигархии, а также примкнувших к ним банковских топ-менеджеров.
МУРАВЬЕВ: Ну, и тот же Сбербанк, например, куда мы дрожащей рукой…
МЕТЛИНА: …свою копеечку несем.
МУРАВЬЕВ: …потный полтинничек, чтобы свет нам не отрубили.
МЕТЛИНА: Где нам все время предлагают: «Не хотите купить лотерейный билет?» Вот эти люди…
МУРАВЬЕВ: Да, жуткие очереди и хамоватые там сотрудники. Но это неважно. Он выдал своим 23 топ-менеджерам… То есть там 23, своими словами говоря, реально крутых чувака, просто реально крутых!
МЕТЛИНА: Хотя я думала, что топ-менеджер – это который один, он «топ». А у них 23.
МУРАВЬЕВ: Нет, а они все там «топ-топ». Они вот топали, топали и натопали в общей сложности…
МЕТЛИНА: Каждый кролик – агроном, так…
МУРАВЬЕВ: …почти на миллиард рублей.
МЕТЛИНА: Да, круто!
МУРАВЬЕВ: Кризис в стране, понимаешь! Так бы на два миллиарда натопали, а так на миллиард только.
МЕТЛИНА: Ну, ты видишь, дело в том, что когда все-таки Сбербанк возглавлял Андрей Казьмин, я думаю, что такой жести они себе не позволяли. Но у Германа Оскаровича молодая жена, поэтому…
МУРАВЬЕВ: Ну, давайте сразу оговоримся, что мы не пытаемся считать деньги в чужих карманах, просто…
МЕТЛИНА: Мы просто пытаемся все-таки понять… Вот какой-то обсуждаемый в средствах массовой информации бесконечный призыв к совести или хотя бы к тому, чтобы на время, на период кризиса и тяжелой ситуации, может быть, все-таки умерить какие-то свои прежние замашки, все-таки сократить аппетиты.
МУРАВЬЕВ: Ну и потом еще давай оговоримся, что если это деньги, которые заработаны и все – ради бога. Да, можно приглашать Элтона Джона… Хоть Сару Брайтман на лыжах, все что угодно…
МЕТЛИНА: Она приедет.
МУРАВЬЕВ: Да, в водолазном костюме и споет бессмертный хит «Don’t cry for me Argentina». Но когда эти деньги действительно утром просятся у государства, у которого на самом деле сейчас огромное количество социальных обязательств, которые непонятно как отдавать… Мы перекраиваем бюджет, мы расходуем вот эти накопленные копеечки, которые всей страной буквально копили, но, тем не менее, эти компании, топ-менеджеры приходят, просят денег, а потом получают бонусы. По-моему, это как-то несправедливо.
МЕТЛИНА: Друзья мои, ну, конечно же, у всех на слуху история, которая произошла на этих днях в Соединенных Штатах. Если вы помните, то там одна из самых крупных страховых компаний AIG тоже стояла с протянутой рукой у Барака Обамы. Барак Обама, значит, им, как говорится, выдал, после чего…
МУРАВЬЕВ: На самом деле компания AIG, убытки которой в 2008 году составили 170 миллиардов долларов, – так вышло, что получили 116 миллионов бонусов.
МЕТЛИНА: 165 миллионов.
МУРАВЬЕВ: А, 165 миллионов долларов бонусов.
МЕТЛИНА: Получили топ-менеджеры. Но, между прочим, что отличает российские средства массовой информации от американской действительности… Мы вот тут клокочем, называем какие-то цифры, а там все-таки скандал с AIG, который подняла пресса, он очень активно обсуждался на уровне президента и правительства, и, конечно, надрали им пятые точки очень здорово. И, что самое главное, они начали эти бонусы возвращать… ну, конечно, кому чего было, потому что многие уже спустили.
МУРАВЬЕВ: В правительство, да, вызвали на ковер Эдварда Лидди, это глава компании AIG, и сказали: «Возвращайте бонусы обратно». А вот Барак Обама, пытаясь ужесточить вообще все эти дела, предложил обложить 90-процентным налогом бонусы топ-менеджеров свыше 250 тысяч долларов. То есть получил 250 тысяч…
МЕТЛИНА: Хватит.
МУРАВЬЕВ: Платишь налоги, оставляешь себе 25 тысяч – и достаточно вполне.
МЕТЛИНА: Нет, вопрос заключается в том, что 250 тысяч – это та цифра, которая облагается только налогом, каким положено. А вот все, что выше 250 тысяч долларов – будет срезаться 90%. Поэтому никому нет смысла больше 250 тысяч выкладывать в качестве бонуса. Другое дело, что они обязательно найдут какие-то уловки и какие-то моменты…
МУРАВЬЕВ: Выдадут себе два раза по 250 тысяч, например.
МЕТЛИНА: Да. Друзья мои, мы продолжаем обсуждать этот, в общем, такой странный для России момент в то время как, действительно, многие предприятия на коленях.
МУРАВЬЕВ: Давай коротенько дадим слово слушателям. Михаил, добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер.
МУРАВЬЕВ: Высказывайте свое мнение относительно таких…
СЛУШАТЕЛЬ: Да, здравствуйте. Ну, во-первых…
МЕТЛИНА: Вам Элтон Джон или бульон из-под яиц?
СЛУШАТЕЛЬ: Ну, пока обхожусь бульоном. Во-первых, очень понравился тон, которым вы начали этот разговор.
МЕТЛИНА: Да, такой саркастический. Да?
СЛУШАТЕЛЬ: Другим тоном на эту тему разговаривать просто нельзя. Еду и смеюсь вместе с вами.
МЕТЛИНА: А что делать? А что нам еще остается? Нам такие бонусы не дают…