The Moscow Times: Междоусобная борьба в Кремле: возможные последствия
Путин не может уйти в отставку по двум причинам, пишет Андерс Аслунд в московской газете «The Moscow Times». Во-первых, в его адрес звучат серьезные обвинения в коррупции и хищениях в крупных размерах. Следовательно, в стране, где не обеспечено главенство закона и где не существует реальных правовых гарантий амнистии, уход для него невозможен. Во-вторых, правление Путина это его личная авторитарная система, в которой вся власть принадлежит только правителю. Если Путин уйдет, система может рухнуть.
Планы Путина стать премьер-министром дают ему столь необходимый иммунитет. Но в качестве премьер-министра он не сможет сохранить свою персональную диктатуру и выступать в роли арбитра в спорах между его сообщниками из санкт-петербургского КГБ. А у этих людей есть все основания для того, чтобы взбунтоваться.
Самый сильный клан чекистов возглавляет заместитель главы президентской администрации Игорь Сечин. Хотя Сечин не является публичной фигурой, он, как говорят многие, второй по силе и влиянию человек в путинской России. Он также возглавляет 'Роснефть'. Близким союзником Сечина является Виктор Иванов, курирующий кадровую политику Кремля и руководящий оборонной компанией 'Алмаз-Антей' и 'Аэрофлотом'. К другим известным фигурам в этом лагере относятся директор ФСБ Николай Патрушев, спикер Совета Федерации Сергей Миронов, министр юстиции Владимир Устинов и заместитель премьер-министра Сергей Нарышкин. Именно клан Сечина выступал за третий президентский срок для Путина.
Главными противниками этой группы являются глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Черкесов и руководитель президентской службы безопасности Виктор Золотов. Похоже, что к ним присоединился и генеральный прокурор Юрий Чайка.
Кроме двух этих соперничающих группировок путинские друзья из КГБ и Санкт-Петербурга сформировали также несколько с виду независимых фракций. Один клан возглавляет глава 'Российских железных дорог' Владимир Якунин; вторым руководит Сергей Чемезов из 'Рособоронэкспорта' и 'Российских технологий'. Похоже, что министр внутренних дел Рашид Нургалиев порвал с кланом Сечина, создав свою собственную группировку. А министр информационных технологий и связи Леонид Рейман и первый заместитель премьер-министра Сергей Иванов представляют отдельные группы КГБ. Все эти люди выдвинулись наверх исключительно благодаря своей дружбе с Путиным.
Назначив своим преемником Медведева, Путин осуществил заговор против своих друзей по КГБ, предав их всех разом. По иронии судьбы больше всех от этого выиграли уцелевшие олигархи 'семьи' во главе с Романом Абрамовичем, которые утратили свое политическое влияние после конфискации активов 'ЮКОСа' в 2003 году. Несомненно то, что сегодня все путинские чекисты возненавидели перехитрившего их Медведева. Но даже больше Медведева они ненавидят своего бывшего друга Владимира Владимировича. Все эти люди надеялись остаться у власти, но что случится с ними в будущем, когда к руководству придет 'команда мечты' Медведева-Путина?
Эти люди богаты, но их состояния полностью зависят от их государственных постов, с которых Медведев может их уволить. А любой студент, изучавший историю или государственное управление, знает, что не отправить их в отставку незамедлительно будет безрассудством со стороны Медведева.
Ситуация довольно проста. Либо чекисты объединятся против Медведева и Путина, пока у них еще есть власть, либо они окажутся на свалке истории. Олигархи могут выступить на защиту Медведева, мобилизовав свои капиталы, но у чекистов есть армия и оружие. Короче говоря, мы становимся свидетелями классической ситуации накануне переворота: сдастся ли старый и хорошо вооруженный режим без борьбы, или он попытается сохранить свою власть?