НЕ ЗАБУДЕМ! НЕ ПРОСТИМ!
Мне было лет десять, когда в Омске снимался художественный фильм «Золотой эшелон». Хорошо помню, как, прибежав домой, я радостно выпалил ей, что видел Колчака и белогвардейский военный парад у драмтеатра. Она даже в лице переменилась: «Не дай Бог тебе, внучек, видеть все это наяву. А в кино все понарошку и Колчак не настоящий. Был бы настоящий, я бы ему глазки-то повыцарапала…»
В нашей семье хорошо знали эту историю. В 1919 году колчаковцы арестовали и убили в селе Екатериновке Тарского района пятерых молодых парней. Они не были партизанами, они просто уклонились от мобилизации в белую армию. Когда-то я знал имена и фамилии всех, сейчас помню только двоих: Козуцкий (или Казуцкий, кажется, Иван) и брат моей бабушки Михаил Орлов. Им было чуть больше 20 лет.
Выдал их местный староста. Михаила вывели на улицу и стали избивать, когда он упал, били сапогами, прикладами. Все закричали, и тогда часть солдат оставила парня и взялась за старших. Шомполами в кровь исполосовали старика-отца, задрали подол у старой матери. Но тут вступились соседи, и солдаты ее не тронули, только ударили в лицо и выбили два зуба.
Михаила увели, подгоняя прикладами и штыками. Подожгли избу, но ее отстояли, сгорел только небольшой сарайчик со свиньей. А бабушкиного брата нашли в лесу, только через неделю, в глубокой яме, на манер тех, что роют охотники, чтобы ловить зверя. В животе - маленькая дырка от штыка. По-видимому, пулю на него пожалели, ударили штыком и бросили в яму помирать.
Так погиб брат моей бабушки. Еще более жуткую историю рассказала недавно в газете «Коммерческие вести» (№ 12, от 28 марта) пенсионерка Анна Федоровна Мокрушина: «Колчаковцы заперли в бане четырех бабушкиных детей, а к двери бани своими пиками прикололи живьем моего деда Дмитрия Петрова, обложили баню соломой и подожгли. Мою тетю Анну Петрову… привязали за ноги к двум лошадям и волоком таскали по всему селу. Пока не разорвали на две части…»
Подобные истории могут сегодня поведать тысячи и тысячи сибиряков. И такого зверя мы возводим на пьедестал?! Дескать, он лично не расстреливал, не вешал, не сжигал, не истязал, не насиловал. Но он был Верховным правителем, руководителем своего воинства, отдавал приказы. И потому лично повинен в массовом терроре против народа. Иначе мы так можем оправдать и Гитлера - ведь он тоже вряд ли кого лично убил.
Если памятник кровавому адмиралу все-таки будет установлен, предлагаю в день его открытия прийти к нему всем, чьи предки пострадали в колчаковщину, и громко, во всеуслышание предать вечному позору и Колчака, и его нынешних покровителей.
А. Поварницын.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.