УЖЕ И БЕЗ СОЛОМЫ ОСТАЕТСЯ БУРЕНКА
Более или менее живо крестьянское подворье в акционерных обществах и кооперативах, где сохранено производство. В частности, животноводство. Но опять же таких сельхозпредприятий во многих районах, особенно в северной части области, почти нет. В Любинском районе производством молока и мяса по-настоящему занимается только колхоз «Россия», по 2-3 хозяйства с развитым животноводством имеется в Марьяновском, Москаленском, Павлоградском районах. Вот и осиротело сельское подворье. Частники потеряли поддержку.
В партком или к директору совхоза не пойдешь. Не пожалуешься на управляющего, что он не дает тебе молодняк, зажимает транспорт, строительные материалы. Да в некоторых районах в радиусе ста километров не встретишь ни одной животноводческой фермы! О каких кормах и молодняке для разведения может идти речь. Кто-то уже давно перешел с молока на чай и даже не помышляет обзаводиться буренкой. Ну а тот, кто, как упоминалось выше, подсуетился и старается свое хозяйство сохранить, удовольствия от этого получает мало. Потому что особого дохода от подворья нет.
Правда, находятся энтузиасты, которые держат по две-три и более коров. Но как им молоко и мясо достается? Вот уважаемый в Нижнеомском районе человек Николай Станчас. В прошлом году он за высокопроизводительный труд на тракторе К-700 правительством области автомобилем был награжден. Так его семья аж четырех коров имеет.
Конечно, Николай Васильевич в нашем с ним разговоре хвалил за помощь руководство СПК, но и дал понять, сколь нелегок ныне труд на земле. Богатым вряд ли станешь. Разве что горбатым.
А как быть тем, кому никто не поможет? Что ждет человека, занимающегося только личным подсобным хозяйством под старость или в старости? Как-никак Станчас пенсию будет получать. А вот на что рассчитывают энтузиасты, не имеющие сегодня «казенной» работы? Неужели они думают, что жизнь в 55-60 лет заканчивается, что за счет подворья можно обеспечить себе счастливую старость? Что-то сомневаюсь. Правда, по сытым, довольным омским чиновникам, даже если им перевалило за 65, можно подумать, что они только-только вступают в жизнь. А вот как быть бедному крестьянину?
«12-й канал» показал, как живут крестьяне села Желанное Одесского района. Ну все-то у них есть! В том числе и преуспевающие личные подсобные хозяйства. Особенно нахваливали подворье А. Сидоренко. За год, мол, на продаже молока почти 100 тысяч рублей заработал. И организован сбор молока у населения сказочно хорошо. А вот сколько платит хозяин кооператива за литр молока? Лишь чуточку больше, чем в других районах области. Не настолько, чтобы в ладоши хлопать и восхищаться: «Как хорошо деревня жить стала». Эффект перевернутой пирамиды: крестьянин, держащий ее на своих плечах, получает лишь мизерную долю пирога.
Про недавно принятую целевую областную программу поддержки личных подсобных хозяйств на 2005-2010 годы правительство области, похоже, уже забыло. Коли в бюджете-2007 на эти цели не выделено ни рубля. А разговоры о кредитах, которые в банках должны брать крестьяне, чтобы развиваться, так и остаются разговорами. Ну какой мужик сегодня рискнет брать в долг в банке 250-300 тысяч рублей. Да и под что... Разве самого себя заложить. В финансовые органы дорога открыта только богатым. Они в любой банк двери левой ногой открывают. И с властью ладят. А мужики - вот парадокс - дружно только голосуют. Вот и на минувших выборах на избирательные участки чуть ли не строем шли. А не лучше бы таким строем - в Россельхозбанк, за кредитами, а? Да за дешевым кредитом, как, мужики?
Иной из вас, может, и рад бы коровенку приобрести, да где ее пасти? В Побочино, например, пашня подходит к самой деревне. То же самое в Белостоке. Правда, дают новые хозяева деревенской земли селянам солому. Но ведь так без конца продолжаться не будет. Рано или поздно эти хозяева скажут «хватит». Солому они начнут использовать как удобрение. В селе Тихвинка Павлоградского района прошлой осенью почти все поля убрали комбайнами с измельчителями соломы, и населению практически ничего не досталось. Мало того, что практически все травы распахали, за счет которых заготавливалось раньше сено, а теперь так последнего лишили - соломы.
Мне могут возразить. Дескать, тот, кто хочет заниматься подворьем, занимается. Оформляет свои земельные доли как ЛПХ (личные подсобные хозяйства) и заготавливает на своей земле корма. Так-то оно так. Вот только, как мы уже упоминали, таких в деревнях единицы. Большинство селян из-за дороговизны на все и вся свои подсобные хозяйства давно свернули. Многие даже отказываются держать поросят. Хотя это, кажется, проще простого. Купил комбикорм и корми. Но комбикорм-то нынче уже пять-шесть рублей за килограмм стоит. А сколько таких килограммов надо, чтобы довести поросенка до нужных кондиций? То же самое и с птицей. К тому же крестьян птичьим гриппом запугали.
Но не поедет министр сельского хозяйства области в разваленные кооперативы и акционерные общества Омского, Любинского, Называевского и других районов. О каком изобилии можно вести разговор на фоне руин и нищеты. А вот «картину гнать» при помощи телевизионщиков в торговом зале Левобережного рынка можно. На что и пошел недавно министр. Не постеснялся. Выбрав удачный ракурс, на котором видны были все торговые ряды, заваленные продуктами питания, чиновник так и сыпал тезисами о самой счастливой жизни в отдельно взятом регионе. По его словам, в прошлом году у населения области перерабатывающие предприятия, предприниматели закупили 36 тысяч тонн молока. И это, как подчеркнул Гуща, не предел.
Знаем, что не предел. До реформ, когда в пригородном Омском районе люди материально жили лучше, чем горожане, у населения только колхозы и совхозы закупали 70 тысяч тонн молока. А сколько еще приходилось на долю перерабатывающих предприятий - в то время в каждом районе был свой молокозавод или сырзавод. Кое-где даже по два.
Не надо сильно восторгаться и заваленными прилавками. Базар есть базар. На нем и в тяжелейшие годы войны бывает изобилие.
Удивляют своим цинизмом заявления о том, что в Омской области более половины животноводческой продукции производится в личных подсобных хозяйствах. Но это же явный откат в начало прошлого века. Весь мир стремится к прогрессу, повышению эффективности производства и производительности труда, а у нас спроси у руководителя кооператива или акционерного общества, сколько произведено продукции в расчете на одного работника или на 100 гектаров сельхозугодий, не скажет.
Пусть, конечно, растут и развиваются личные подсобные хозяйства, приносят людям радость. Но для этого надо создать условия. Странно получается: теперешняя власть, состоящая в основном из приверженцев частной собственности, заботится о сельских подворьях куда меньше, нежели клятая официальной пропагандой Советская власть. Хотя... Тут любое сравнение не в пользу «нынешних».
Леонид МАЛАХОВ.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.