ОДНОЙ КАРТОШКОЙ СЫТ НЕ БУДЕШЬ
Когда утверждалась областная целевая программа поддержки личных подсобных хозяйств на 2005-2010 годы, один из руководителей региона не выдержал и обратился к оппонентам. Дескать, смотрите, какие мы жизненно важные законы и программы принимаем. А вы об этом ни слова хорошего еще не сказали, все критикуете. Но мы и рады бы отметить рвение омской власти помочь крестьянам, да уж больно разнятся ее планы с конкретными делами. В любую деревню сегодня загляни - и столкнешься с массой проблем. Каким был два-три года назад низким жизненный уровень населения, таким практически и остался. Как закупали в деревне излишки продуктов всякого рода перекупщики, так и закупают, а главное - никакой поддержки большинство селян со стороны правительства не ощущает. А если где-то что-то и делается, то больше ради показухи, чем во имя людей. Особенно усугубилась за последние годы ситуация с технической оснащенностью личных подсобных хозяйств, с покупкой молодняка для разведения. Это только кажется, что у нас всего полно. А на деле, какой бы район или деревню ни взял, везде спад.
Кажется, ну чем негож для разведения скота Омский район. За каждым селом такие просторы открываются, трава по пояс, ан нет. Недавно в сторону Петровки с Покровкой проехал и на редком крестьянском подворье стог сена увидел. А это значит, что животных в деревнях многие держать отказались. Встречаются, правда, на некоторых усадьбах скирды сена и скот в денниках, во дворе даже тракторы стоят, но очень и очень редко. Через два-три дома, а то и больше. Это до реформы многие руководители районов стремились к тому, чтобы в каждом крестьянском дворе своя корова была. Помню, в статистических отчетах даже графа была, сколько в том или ином селе на 100 дворов приходится коров. Если этот показатель приближался или доходил до ста, значит, деревня жила нормально. А если равнялся 65-70, то к директору совхоза или председателю колхоза с председателем сельского Совета возникали вопросы: не помогаешь, дескать, людям в разведении скота, не хочешь, чтобы селяне имели свои продукты питания, жили зажиточно и достойно.
Как ни крути, но в советские годы о развитии личного подворья заботились больше, чем сейчас. Нынешняя власть волнуется только за крупный бизнес, а на крестьянские хозяйства и их проблемы ей наплевать.
Нам могут возразить, мол, газета сгущает краски. Те, кто хочет держать скот - держит, и не по одной корове, а сразу две-три. Верно. Но общее-то деревенское стадо больше не стало. Как мне сказал недавно фермер из поселка Омский Александр Майер, у них в селе раньше крупного рогатого скота самое малое триста голов было, а нынче местный пастух едва насобирал 70 животных. При этом заявил, что, если на будущий год столько же скота будет, он пасти откажется. Потому что чем меньше стадо, тем ниже заработная плата. Это ведь только оклады чиновников от уровня жизни селян не зависят. Даже наоборот: чем люди в деревнях хуже живут, тем больше получают наши омские министры и председатель правительства. По крайней мере, если бы так не было, то в бюджете будущего года энная сумма денежных средств на поддержку личных подсобных хозяйств граждан нашлась бы. А власть крестьян решила прокатить. Я несколько раз перелистал закон об областном бюджете на 2007 год, но графы поддержки личных подсобных хозяйств не нашел. В нынешнем году она еще была - из бюджета планировалось выделить 4,3 миллиона рублей, а вот на будущий год на эти цели денег нет. Программа даже не вошла в перечень целевых программ Омской области. А так гордились, так хвалились ею в свое время чиновники.
Хотя, если вникнуть глубже, особых причин для гордости тут никаких и не было. Ну какую весомость представляют для личных подсобных хозяйств те же 4,3 миллиона рублей, что получат в нынешнем году омские крестьяне? Если, конечно, получат... На эту сумму можно закупить у населения 900-1000 тонн молока. Но ведь подсобным хозяйствам, чтобы развиваться, еще что-то нужно. Да и можно ли решить проблему закупа того же молока при таком подходе? Конечно, нет. Его как закупали в деревнях перекупщики, так будут закупать. Как они диктовали цены, так и диктуют. В Тюкалинском районе, например, в прошлом году какая-то фирма пыталась собирать молоко у частников за три рубля 40 копеек за литр. Представляете, разрыв между ценами, что платят за молоко перекупщики и что предлагается омичам в магазине?! И какой огромный навар получают предприниматели!.. А власть на это смотрит сквозь пальцы. Обирают крестьян - и шут с ними. Вместо того чтобы выделить бюджетные средства конкретным перерабатывающим предприятиям и организовать по более выгодным для крестьян ценам закуп молока или мяса с крестьянских подворий, она махнула рукой, отдав все на откуп дикому рынку. А ведь, как утверждают сами же чиновники, частный сектор сегодня производит ни много ни мало - половину продукции. Но по тому, как складываются дела с организацией закупа излишек сельхозпродукции у населения и выделения для этой цели бюджетных средств, можно сделать вывод: власть от ответственности за развитие личных подсобных хозяйств ушла. Правда, чиновники министерства сельского хозяйства заявляют о том, что в этом году в области у населения будет закуплено 35 тысяч тонн молока, но опять же это далеко не те достижения, что были раньше. До реформ только одни колхозы и совхозы закупали у частного сектора более семидесяти тысяч тонн молока. А сколько его собирали у населения перерабатывающие предприятия?! Одним словом, с целевой программой поддержки личных подсобных хозяйств у правительства области вышли большие нестыковки... Видимо, власть рассчитывает на иные источники финансирования. Вон как в уходящем году кредиты расхваливала. Даже назывались суммы. Но ведь шила в мешке не утаишь. Уж где-где, а в деревнях-то знают, кто эти кредиты берет и ради чего.
А еще омичи, наверное, помнят, как провластные СМИ создание стационарных закупочных молочных пунктов с соответствующим техническим оснащением пиарили. Их даже не один раз по «12-му каналу» показывали. По осени по многим районам проехал - нигде таких не видел. Никто ничего конкретного не мог мне ответить и по поводу организации сельскохозяйственных потребительских кооперативов. У всех почему-то была ассоциация с бывшими рабкоопами, которые давно развалились.
А вообще-то, интересно сопоставлять, что говорят наши омские чиновники о жизни сельчан, и эту самую жизнь в натуре. В тех же Тюкалинском и Омском районах люди уже не знают, куда деваться от бедности, а им власть еще больше на уши лапшу вешает о счастливой жизни в отдельно взятом регионе. Скоро уже себестоимость одного центнера сена и зерна в области сравняются, а чиновникам как с гуся вода. Женщины из села Малиновка без всякого калькулятора насчитали мне, что тонна сена обходится «безлошадным» примерно в полторы тысячи рублей. И тут же напомнили, что при «плохих» колхозах и совхозах механизаторов и животноводов кормами для скота обеспечивали хозяйства. Мало того, так еще домой привезут. У некоторых женщин от этих воспоминаний чуть слезы на глазах не появились. Кто же знал, что их власть так жестоко накажет - оставит без работы, лишит земли, а потом, как бы в насмешку, предложит брать кредиты, поделив людей на успешных и неуспешных.
Но, извините, какого успеха может добиться житель Тихвинки Павлоградского района или любой деревни Тевризского района на своем огороде, если ему за килограмм картошки наглый до безумия перекупщик предлагает 1,5-2 рубля и не больше. Хоть лопни, но ни копейки выше. А на базаре-то цены ого-го! Но не следует, наверное, забывать, что частники производят 97 процентов картошки. И в данной цифре чиновники не сомневаются. Может, так оно и есть. Надо же что-то употреблять в пищу, если на мясо и молоко денег катастрофически не хватает.
Леонид МАЛАХОВ.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.