Даешь золотые яйца!
Забавная все-таки у нас власть. Нет-нет да и развеселит народ своими идеями.
Недавно, например, министр сельского хозяйства России предложил вновь сделать городские рынки колхозными. Дескать, так селянам жить станет легче. Они сами будут реализовывать свою продукцию, формировать цены. А кто спорит? Вот только забыл, наверное, министр, что колхозы и совхозы в стране, в том числе в нашей области, давно угроблены.
Мастаки на выдумку и омские чиновники. Не знаю, в чьей голове созрела мысль о создании в Омске предприятия, перерабатывающего зерно в биоэтанол (добавка в бензин). У нас, что, зерна переизбыток?
Возьмем хотя бы такую отрасль сельскохозяйственного производства, как птицеводство. Сколько раньше за счет него сел и деревень жило?! В области около пятнадцати птицеводческих предприятий насчитывалось. При этом среди них было немало крупных птицефабрик с миллионным поголовьем. И птицефабрики эти не только сами крепко на ногах стояли, но и другим помогали. Достаточно сказать, что населению области до реформ птицеводческие хозяйства продавали ежегодно более четырнадцати миллионов цыплят.
Чего стоила только одна Сибирская птицефабрика. Здесь буквально на глазах вырос прекрасный рабочий поселок Ростовка со своей инфраструктурой и традициями. Действует эта птицефабрика и сейчас, жива и сама Ростовка, но размах в поселке уже не тот. Люди забыли, когда последний раз справляли новоселье, молодежь все больше норовит податься в город. Благо, он под боком. Не бьет жизнь ключом в населенных пунктах бывшей Изюмовской птицефабрики, птицесовхозов «Луч», «Березовский». У людей в связи с банкротством этих бывших (опять же) предприятий нет работы, нет перспективы. Вот-вот «крякнет» Морозовская птицефабрика, принадлежащая Сибирскому научно-производственному институту птицеводства РАСХН.
И дело тут не в птичьем гриппе. Это какой-нибудь крупный чиновник страны может заявить с экрана ТВ, что поголовье птицы снизилось из-за этой болезни, но мы-то с вами, дорогие читатели, знаем, что это далеко не так. Просто наша страна - самый удобный клиент для «ножек Буша» и западного рынка. Почти две трети мяса, которое потребляют россияне сегодня, зарубежное. И какую бы заботу об отечественном сельхозтоваропроизводителе ни декларировал министр сельского хозяйства России, а одних разговоров мало. Они чем-то напоминают планы по развитию сельского хозяйства омского правительства: и то-то у нас в регионе будет, и другое... А на поверку - шиш с постным маслом.
Ну разве развалилась бы Изюмовская птицефабрика, если бы ей в пору ломки всей отечественной экономики правительство области помогло с обеспечением кормами? Нет, конечно. То же самое можно сказать о птицесовхозах «Луч», «Березовский» и других хозяйствах. Помню, в конце девяностых у руководства птицепрома только одна проблема была - где взять зернофураж. Но достучаться до омской власти птицеводы не смогли. У чиновников тогда другая забота была - как бы удержаться у власти и победить на выборах. Доголосовались, что остались ни с чем. На 1 августа текущего года в сельхозпредприятиях имелось только 3,7 миллиона голов птицы, что почти в три раза меньше, чем до реформ.
Но и в оставшихся хозяйствах ситуация довольно-таки шаткая. Во-первых, предприятия эти частные. Хочет предприниматель держать птицу - держит. Не захочет - пустит под нож. Во-вторых, птицеводов мучает все тот же вопрос - где взять корма. Некоторые, конечно, выход находят. Берут землю в аренду в других хозяйствах, зарабатывают зерно техникой, а то напрямую его покупают. Но в любом случае едва сводят концы с концами. Дорого! Предложение не удовлетворяет спрос. Плюс к этому каждое повышение цен на электроэнергию, топливо воспринимается как очередной дефолт. Все-таки производство-то уникальное. Это корову можно без света на ночь оставить, а кур, у которых, говорят, яйценоскость впрямую зависит от долготы «светового» дня, не бросишь.
Более или менее сходно дела идут на Иртышской птицефабрике. Тут и продуктивность вроде бы приличная, и экономические показатели стойкие. Все еще карабкаются акционерное общество «Осокинское», Любинская птицефабрика. Но, чувствуется, силы у этих коллективов на исходе. В «Осокинском» осталось только 187 тысяч голов птицы. У любинцев поголовье птицы по сравнению с прошлым годом уменьшилось почти на 50 тысяч.
Нечем кормить птицу и на личных подворьях населения: те 7-10 центнеров зерноотходов, что дают инвесторы и арендаторы земельных долей их «хозяевам», то бишь крестьянам, проблемы не решают. На них разве с горем пополам можно откормить одного поросенка. Правда, находятся арендаторы, которые выделяют на одну земельную долю по 15-20 центнеров зерна. Но это в редких случаях.
Ну а там, где земля вообще брошена, ситуация еще хуже. В северных районах не используются и зарастают бурьяном десятки тысяч гектаров пашни. А всего в области посевные площади сократились на 700-800 тысяч гектаров. Так что многие сельские жители и рады бы обзавестись птицей, да нет для этого условий. Чтобы оправдать затраты, надо вывести породы кур, способных нести золотые яйца. Уж шибко дорого нынче стоит комбикорм.
Велики отсюда цены и на молодняк. Нынче один гусенок, из которого еще неизвестно, выйдет гусь или нет, стоил около 80 рублей. Утята продавались по 30 рублей, цыплята-бройлеры - по 20-25 рублей.
Притом - неизбежно большой падеж молодняка. Сам я не раз видел в деревнях облезший молодняк или только-только учащихся ходить вполне взрослых цыплят. А все потому, что инкубацией и продажей цыплят у нас в области занимаются все кому не лень. Работа-то сезонная, изучил спрос, посидел в сарае несколько недель - и все дела.
Сколько конкретно куплено селянами цыплят в этом году, ответить трудно. Но если верить данным омской статистики, то сейчас в личных подсобных хозяйствах граждан содержится около шести миллионов голов птицы. Поголовье, конечно, с дореформенным не сравнить. Почти в 2,5 раза меньше. Но и его чем-то кормить надо. Но, может, зря омские чиновники и новые русские над Морозовской птицефабрикой дамоклов меч подняли? Глядишь, местные ученые и впрямь бы вывели породу кур, которая бы несла золотые яйца. И не нужно было бы строить завод по переработке зерна в биоэтанол.
Не забудем: в доступном для закупки зерне остро нуждается и прочая животина. Корова, поросенок...
Леонид МАЛАХОВ.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.