Контроль с кулаками
После недавнего позволения омских властей повысить плату за проезд в маршрутных такси города до 10 рублей независимый профсоюз водителей этих такси «Ямщик» (известный за свою недолгую историю акциями протеста против произвола власть имущих) сократился на две трети своего состава - до полусотни членов. Из профсоюза изгнали тех, кто прислушался к властям и поднял проездной тариф для населения. Оставшиеся хоть и сетуют, что «ездят себе в убыток», и , видимо, сидят как на иголках в своих «Газелях», но пока «из принципа» червонец с пассажира не требуют. Насколько хватит их выдержки, сказать трудно.
В профсоюзе же считают, что власти города убили двух зайцев. Во-первых, настроили население против «рвачей-газелистов», а во-вторых, будут активнее штрафовать водителей, неправомочно работающих на маршрутах, ибо они не выиграли соответствующий тендер (так, к примеру, рассказали в профсоюзе, автобусный маршрут №8 предназначен почему-то только для муниципального извоза). Штраф немалый - до двух с половиной тысяч целковых, взимаемых посредством инспекторов ГИБДД, контролеров МУ «Центртранс» (с мая нынешнего года областные законодатели предоставили муниципальным контролерам такое право) и окружных административных комиссий. Последние, по данным «Ямщика», еженедельно рассматривают в среднем до сотни «газельных» протоколов, отправляя затем их в суды, после чего судебные приставы эти штрафы и взыскивают. Не только за езду по неразрешенным маршрутам, но и за эксплуатацию якобы неисправной «Газели», что карается отправкой ее на штрафстоянку с последующим немалым «выкупом» и ущербом для водителя от платного простоя машины.
Таким образом, считают в профсоюзе, газелистам без профсоюза придется несладко, коли мэрия совместно с ГИБДД изыскали для своих бюджетов весьма неплохие источники доходов - водительские карманы. Это не обходится, конечно, без «перегибов на местах». Так, на одного из членов «Ямщика» протокол был составлен еще в марте. Летом состоялся суд. А получить штраф поручили почему-то участковому инспектору милиции. Тот через своего помощника вызвал к себе в пункт охраны порядка водителя, тут же составил на него протокол якобы за совершенное мелкое хулиганство, вызвал машину и отправил в «обезьянник» дежурной части отдела милиции - место надежное. А поутру водителя доставили в мировой суд- получите, мол, в целости и сохранности. Суд водителя оправдал. Однако в «Ямщике» ему пояснили: за такие фокусы участкового самого вполне можно в суд тащить. Водитель приободрился и пошел «воспитывать» своего участкового, прихватив с собой бутылочку, известную в народе под названием «чекушка». Какая затем состоялась беседа в кабинете участкового, можно только догадываться, но в итоге обе стороны за скромно накрытым столом переговоров согласились на мировую.
Между тем пока областные и городские СМИ время от времени попугивают омичей, как порой опасно ездить в «Газелях», муниципальным транспортом пассажирам тоже приходится порой пользоваться с нешуточным риском для здоровья. Особенно, если пассажиры подверглись проверке муниципальных контролеров. Отсутствие билетика с учетом муниципальной «культуры обслуживания» может обойтись весьма дорого.
Омичку В. Харитонову, например, контролер настиг, когда она уже покинула автобус на остановке «Поворотная» и успела удалиться от его на некоторое расстояние. Билет, по ее словам, у нее был, но, до того как контролер остановил ее, она успела его выбросить. Это, конечно, очень важно для государства и мэрии: заплатил пассажир за проезд или нет, но не настолько же, чтобы с тем или иным гражданином (в нашей стране все как-то забывают, что в ней живет не только «население», но и граждане), мало-мальские «права имеющим», обращались по-хамски.
А именно так и произошло с Харитоновой. Контролер, не узрев билет, не предъявив ни удостоверения, ни жетона, потребовал, «пройти» в рядом стоявший милицейский автобус - «пообщаться с милицией». От сего предложения девушка отказалась, и контролер, принялся насильно запихивать ее в «Передвижной пункт милиции». Сцена получилась не вполне достойная кисти живописца, но в конце концов усилия, подкрепляемые матерной лексикой могучего контролера, увенчались успехом - Вера оказалась в салоне. Там весьма неравная физическая борьба получила продолжение, несмотря на присутствие двух представителей нашей доблестной милиции, которые невозмутимо созерцали происходящее. И ничто не отразилось на лицах их даже тогда, когда контролер ударил девушку кулаком в челюсть. Вера упала прямиком на одного из сидевших стражей порядка. Только тогда тот слегка очнулся и предложил контролеру покопаться в сумочке задержанной. Теперь борьба пошла за обладание этой сумочкой. «У нас опять возникла возня, конечно, я себя защищала по мере своих возможностей», - вспоминает Вера. В конце концов объединенными усилиями контролера и милиционера (второй сидел за рулем) Веру загнали в «клетку» для задержанных преступников (есть такое местечко в автобусе ППМ), угрожали 15-ю сутками ареста и прочими карами. Впрочем, тут же предлагалось выкупить свободу, не столь уж и дорого - выдать по «сотке» каждому. Ибо сумочку свою Вера так и не отдала «на проверку», и это обстоятельство вызывало досаду от несбывшихся меркантильных надежд. Но и тут девушка ничем порадовать служивых людей не смогла: отказалась покупать свое освобождение. В отличие от представителей сильного пола, которые также оказывались в «клетке», но за 50-100 целковых с необыкновенной легкостью ее покидали. А девушка упорно сидела. Достав из сумочки «мобильник», она позвала на помощь знакомого. Тот приехал с видеокамерой и зафиксировал ситуацию.
Видимо, опасаясь, как бы еще кто не подъехал, Веру повезли в близ дислоцированный отдел милиции по ул. Дмитриева. Знакомый с камерой поехал следом на своей машине, фиксируя дальнейший ход событий. В том числе и мгновенное исчезновение стражей порядка из ППМ, когда автобус прибыл по назначению. Контролерам бежать было некуда - на тех из них, кто применял к ней насилие, Вера и указала в дежурной части отдела милиции: арестуйте, мол. Девушку пригласили куда-то в кабинет - писать заявление о случившемся (которое уже наглядно, синяками и ссадинами, стало проявляться на ее лице), после чего добрые дяди из отдела милиции даровали-таки Вере свободу.
Съездив в больницу и документально зафиксировав побои, Вера на следующий день написала о случившемся заявление в облпрокуратуру, приложив к нему видеодоказательства. Впоследствии заявление это оперативно перекочевало в городскую, а затем и в Кировскую прокуратуру. Последняя, наверное, тоже была бы рада куда-нибудь сплавить сию бумагу, но ниже инстанции уже нет. Пока никаких ответов на заявление Харитоновой не пришло.
А в больницу Вере пришлось обратиться еще раз - через день после субботнего знакомства с работой муниципальных контролеров. Ввиду сотрясения мозга ее госпитализировали. На больничной койке она пролежала с 24 июля по 8 августа. По итогам расследования прокуратуры Вера намерена обратиться к услугам омской Фемиды.
Не стал молчать и омич С. Зорин, когда этим летом там же, на Левобережье, контролеры, скрутив его, потащили в ППМ, не вняв предложению составить соответствующий протокол на остановке. Применение насилия продолжилось и в милицейском автобусе, где заодно, как водится, Сергей Николаевич подвергся обыску карманов (ибо сумочкой или портфелем не располагал). Таким образом был изъят паспорт и сто рублей в нем. «Сотка» тут же исчезла, после чего Зорин потерял для задержавших его всякий интерес. Засвидетельствовав у врача синяки на теле, Сергей Николаевич обратился с заявлением в милицию и прокуратуру Кировского округа. Ответа из нее пока тоже не пришло. Но Зорин намерен разобраться до конца. Бывший военнослужащий, он является членом омского неформального правозащитного «Комитета протестных действий» и знает толк в защите прав личности, которые ущемляются у нас представителями власти с какой-то поразительной легкостью - «все дозволено!». Власть - все, а содержащий ее гражданин - ничто. И все вышеописанное - тому подтверждение.
Валерий МЯСНИКОВ.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.