МЕЧТАТЬ – ВРЕДНО
МАНИЛОВЩИНА, РОЗОВЫЕ ПРОЖЕКТЫ, НЕ ПОДКРЕПЛЕННЫЕ ДОЛЖНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКОЙ, НИЧЕГО ХОРОШЕГО СЕЛУ НЕ СУЛЯТ.
Вот уже полтора десятилетия омская деревня живет в неведении: ради чего новая власть развалила колхозы и совхозы и что с селом будет дальше? Да что там крестьяне, даже депутаты Госдумы из вчерашних демократов до сих пор не могут разобраться и понять причину разрушения колхозов и совхозов и иногда об этом спрашивают представителей исполнительной власти. А сановные чиновники не знают, что ответить. Например, на недавнем «правительственном часе» министр сельского хозяйства России, слывущий своими демократическими взглядами на все происходящие события в деревне, признал, что развал колхозов и совхозов, с их уровнем организации производства, конечно, серьезная ошибка. Уже, мол, Запад понял, что крупнотоварные хозяйства более устойчивы и перспективны.
Так и хочется спросить: где же вы, господин Гордеев, были со своими взглядами и убеждениями в 1991 году? Но что больше всего возмущает: за годы гордеевского правления сельским хозяйством деревня-то жить лучше тоже не стала. У правительства не хватает ума даже стабилизировать обстановку, не говоря о чем-то большем. Сколько уже лет власть собирается остановить спад поголовья крупного рогатого скота, а воз и ныне там - в прошлом году в целом по стране по сравнению с 2004 годом оно уменьшилось на шесть процентов, в сельхозпредприятиях нашей области - на девять. А до какой «дикости» дошел так называемый диспаритет цен?! В 2005 году цены на реализованную сельхозпродукцию увеличились только на 9,6 процента, а на продукцию промышленности - на 31 процент. То есть в три раза. С января текущего года рост цен на дизтопливо и бензин возобновился снова, причем он втрое превышает показатель инфляции. По словам самого Гордеева, доля импортного продовольствия у нас в стране в общем объеме товарных ресурсов уже достигла одной трети, а по мясу Россия, оказывается, давно потеряла продовольственную безопасность.
Вот такой, никуда не годный, в преддверии новой посевной получается расклад. Не слишком он утешителен и у сельских товаропроизводителей нашей области. Во-первых, по итогам работы прошлого года они в два раза меньше получили прибыли, чем в 2004 году, во-вторых, уж сильно здорово «укатали» за последние годы сельхозпредприятия всех форм собственности свою технику. А ведь, как известно, погоду в поле делают новые тракторы и комбайны. А кто их сегодня имеет?!
Ну приобрела в прошлом году область сотню тракторов, две сотни комбайнов - толку-то что? Кто эти самые сельхозмашины купил, кому они принесли доход? Техника-то пошла в частные преуспевающие акционерные общества и кооперативы. Часть вообще осела в областном центре - у инвесторов. Но никак не в разваленных бывших колхозах и совхозах. Власть их по-прежнему продолжает банкротить, ведет открытый и тайный передел их собственности. И зря руководители и специалисты слабых сельхозпредприятий надеются на приоритетный национальный проект развития сельского хозяйства: деньги-то все равно достанутся богатым.
Вон каким мощным было в Таврическом районе акционерное общество «Гончаровское» и то оказалось сейчас в долгах как в шелках. Какие только фирмы и компании не посягают на землю акционеров. И начатое дело они обязательно доведут до конца, если уже не довели. По крайней мере, областная и региональная власти «инвесторам» в достижении своих целей не мешают.
Или возьмем хозяйства Павлоградского района. Казалось бы, где-где, а тут-то на земле должен быть сносный порядок. Районное начальство слывет хозяином. Но это только кажется. Район в буквальном смысле слова растащили по своим углам инвесторы. И вот на фоне всеобщей растащиловки власть объявила о приоритетных национальных проектах развития АПК. Только в усеченном варианте. В национальном проекте, как заявили чиновники местного управления сельского хозяйства, будут участвовать только шесть сельхозпредприятий из девяти. Три хозяйства, по их мнению, реанимации не подлежат. Но почему? Что, разве в бывших совхозах «Тихвинский», «Яснополянский», «Краснодарский» люди больше не живут? Недавно был в Тихвинке, село как село. Да и село Хорошки в «Яснополянском» свой облик не потеряло. Правда, немного приуныло, но дай ему технику, деньги - и взбодрится. Однако власть к жителям этих населенных пунктов относится как к электорату. На выборы ходят, и ладно. А как и за счет чего здесь люди живут, чиновников интересует мало.
Ну а про многие любинские, называевские сельхозпредприятия, хозяйства Омского района и говорить не приходится. Они давно потеряли свое предназначение - кормить народ. Нет, пахать и сеять омские крестьяне будут. И власть вовсю призывает людей выйти весной в поле, а не с плакатами на улицу. Вот и на недавнем аграрном совещании разговор об этом шел. Но оптимизма-то у селян мало. Разве столько должна ныне приобретать техники деревня - минимум в десять раз больше. В советские годы так и было. В колхозы и совхозы ежегодно поступало по две и более тысячи тракторов, столько же комбайнов. Теперь машинно-тракторный парк сократился наполовину. В области насчитывается только около 14 тысячи тракторов, в том числе всего лишь две тысячи тракторов К-700. Поэтому не случайно в регионе стал растягиваться комплекс весенне-полевых работ, ну а осенний цикл тем более. Уборочная в наших краях сейчас длится почти три месяца. Такой вакханалии на своих полях омские крестьяне не знали никогда.
Да, случались годы, когда и в колхозах и совхозах хлеба под снег уходили. Но это были экстремальные погодные условия. Не дай бог такое произойдет при теперешней технической оснастке - половина урожая останется в поле. Ну а про засухи, что были в шестидесятых годах, я уже молчу. Хотя статистика неумолима - были ж годы, когда в среднем по области намолачивали по 2-4 центнера зерна с гектара.
Однако государство деревню в беде не бросало. Помогало, чем могло. А сейчас что творится?! Последние жилы у крестьян вытянули. Кто только не наживается на бедах села. Власть из бюджета поддержит АПК на грош, а «раззвонит» так, что будто на головы селян манну небесную свалила.
Мы уже сообщали своим читателям, что стоит за национальным проектом развития АПК. Те 364 рубля, которые приходятся по этому проекту на каждого жителя села, в принципе никакие проблемы не решат. Если в городе килограмм картошки уже «тянет» на 15 рублей, то крестьянин с этого навара, не имеет. С позволения власти перекупщики закупали эту картошку за один рубль. Так же неэквивалентна и цена на хлеб. На первый взгляд кажется, что цены на зерно должны расти. Но тогда подорожают молоко, мясо. А до золотой середины наше правительство докопаться не может. Или, скорее всего, не хочет.
А тем временем передел собственности земли в нашей области продолжается. Власть уже гордится приобретенными 80 импортными посевными комплексами. Конечно, обанкротившиеся хозяйства, коих в области большинство, такой техникой похвастаться не могут. Комплексы эти, повторяю, стоят на машинных дворах новых русских, но, как заявляют чиновники, этой весной ими будет занято не менее 200 тысяч гектаров пашни. То есть преуспевающие фермерские хозяйства и акционерные общества в области можно пересчитать по пальцам. Для основного же числа сельских товаропроизводителей новая техника недоступна. Получается своего рода заколдованный круг, из которого не в силах выбраться ни крестьяне, ни предприятия сельхозмашиностроения. Последние готовы хоть завтра наладить выпуск новых тракторов и комбайнов, но кто их будет покупать - вот вопрос. На 364 рубля, выделенных дополнительно из бюджета к национальному проекту, не сильно разбежишься. Так что весна нынче опять ожидается невеселой. Руки, пожалуй, потирают только те, кто располагает двадцатью и более тысячами гектаров пашни, думает о новом притоке дешевой рабочей силы. Но уверен, Россия, наш регион от этого богаче не станут. И как бы власть ни изворачивалась, какие бы проекты-прожекты ни выдвигала, на радикальное обновление рассчитывать не приходится.
Леонид МАЛАХОВ.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.