Тенденции развития общеполитической ситуации (2 - 8 октября 2006 г.)
Итоги региональных выборов
Главные события прошедшей недели были связаны с региональными и муниципальными выборами и прежде всего – с выборами региональных законодательных собраний, которые прошли в девяти субъектах федерации. Выборы состоялись в Карелии, Туве, Чувашии, Приморском крае, Астраханской, Липецкой, Новгородской и Свердловской областях, Еврейской АО. Выборы отличались невысокой явкой. Слабый интерес избирателей объясняется той небольшой ролью, которую играет в российской политике законодательная власть. Губернаторское всевластие, абсолютное доминирование исполнительной власти, попытки превратить законодательную власть в декорацию характерны и для России в целом, и для регионов.
Выборы оказались относительно успешными для КПРФ. Важно отметить, что на думских выборах в Сахалинском одномандатном округе победу одержала первый секретарь обкома КПРФ С.Иванова, опередившая кандидата «Единой России» А.Густо. Коммунисты прошли в законодательные собрания во всех регионах кроме Тувы, где электорат поделили две «партии власти» - «Единая Россия» и РПЖ. В условиях несопоставимости ресурсов КПРФ и «Единой России» коммунисты не смогли выиграть выборы ни в одном из регионов. Однако и шансов для таких побед не было. В четырех регионах из девяти КПРФ заняла второе место, в т.ч. в Чувашии с большим отрывом от преследователей. Однако в Карелии КПРФ уступила второе место РПЖ, в Астраханской области – «Родине». В Липецкой и Свердловской областях КПРФ смогла занять только четвертое место, отстав от РПЖ и Партии пенсионеров.
Наибольшего успеха коммунисты добились там, где популярность левой идеи в обществе сочетается с постоянной интенсивной работой региональных партийных организаций. Почти 20% голосов КПРФ получила в Чувашии, где партийный список возглавлял первый секретарь рескома КПРФ, член президиума ЦК КПРФ В.Шурчанов. Успешным можно назвать выступление КПРФ на выборах в Еврейской АО, где партия получила 18,5% голосов. Здесь ее список возглавлял депутат Госдумы С.Штогрин. Почти 15% голосов было получено в Новгородской области, что для этого региона является хорошим показателем. Важно добавить, что в самом Новгороде КПРФ вышла на первое место (27.6%).В то же время следует обратить внимание и на «отстающие» регионы. Так, в Туве, где против коммунистов работал мощный административный ресурс, КПРФ не прошла в законодательное собрание и не смогла набрать даже 5% голосов. В Свердловской области, где КПРФ обычно набирает мало голосов, изменений к лучшему так и не произошло: коммунисты с трудом преодолели семипроцентный барьер.
В целом выборы подтвердили устойчивость позиций КПРФ в регионах. Не подтверждаются распространенные мнения о якобы наблюдающемся уменьшении электората КПРФ. Наоборот, в большинстве регионов, а именно в пяти результат КПРФ был выше, чем на парламентских выборах
Превосходство «Единой России» на региональных выборах оказалось практически повсеместным. Это – явное следствие политики Кремля, которая на протяжении ряда лет была направлена на консолидацию региональной властной и деловой элиты вокруг «Единой России». Как известно, во всех регионах, кроме Еврейской АО, списки «Единой России» возглавляли губернаторы, отвечающие перед Кремлем за конечный результат и рискующие в случае неуспеха своей дальнейшей политической карьерой. Более половины голосов «Единой России» удалось набрать в Чувашии, а также в Еврейской АО, ровно 50% - в Липецкой области. Близкие к 50% показатели были получены в Туве и Приморском крае.
В то же время полученные «Единой Россией» результаты явно недостаточны для того, чтобы считать ее действительно доминирующей и очень популярной партией. Повсеместно результат «Единой России» превысил ее же показатели на федеральных выборах
Учитывая укрепление второй «партии власти» - Российской партии жизни и создаваемого с ее участием партийного объединения, можно прогнозировать, что «Единой России» не удастся сохранить конституционное большинство в следующей Госдуме. Более того, с такой популярностью «Единая Россия» рискует лишиться даже простого большинства. Это значит, что в новой Госдуме скорее будет формироваться правящая коалиция, и «Единой России» придется прибегать к поддержке других партий. В свою очередь это усилит интерес к продвижению партий, работающих на левом и патриотическом поле и готовых при этом подыгрывать по ключевым вопросам «Единой России».
Результаты «Единой России» сильно зависят от степени сплоченности региональной элиты и личной популярности губернатора. Нередко ее ослабляет внутренняя конкуренция между враждующими группировками, из конъюнктурных соображений и желания отличиться в глазах Кремля примкнувших к одной партии. Например, самый слабый результат «Единая Россия» получила в Астраханской области, где друг с другом «воюют» губернатор А.Жилкин и мэр Астрахани С.Боженов, занимавшие первое и второе место в списках «Единой России» соответственно. Неуверенно «Единая Россия» выступила в Карелии, где на ее рейтинге, вероятно, отразилась выросшая нестабильность ситуации в связи с событиями в Кондопоге. В этих двух регионах ее результат не превысил 40%.
Выборы показали, что Российская партия жизни укрепила свои позиции в регионах, но в то же время не в состоянии стать реальной альтернативой «Единой России». «Жизненцы» не смогли пройти в законодательные собрания во многих регионах, где они принимали участие в выборах, - в Приморском крае, Новгородской области и Еврейской АО. Конечно, амбиции партии, которую возглавляет С.Миронов, гораздо больше. Однако РПЖ начинала с «низкого старта», до сих пор в очень редких случаях ей удавалось добиваться успеха в регионах. Поэтому в сравнении с прошлыми выборами эти прошли для нее довольно успешно. На РПЖ работал прежде всего ее популяризованный с недавних пор статус второй «партии власти», который позволил отнять часть голосов у «Единой России» и существенно ослабить последнюю в ряде регионов. В Туве произошел раскол элиты, поскольку РПЖ возглавил спикер законодательного собрания В.Оюн. В результате «Единая Россия» набрала 48%, а РПЖ – 32%, что стало ее наилучшим результатом во всей истории. Эксперимент в Липецкой области, где РПЖ было позволено ссылаться на поддержку В.Путина, однако, показал, что без сильных позиций на местах при всей поддержке сверху РПЖ не может изменить статус-кво. В этом регионе РПЖ заняла второе место, но получив лишь 11,9% голосов. Несмотря на ассоциации с В.Путиным и массированную агитационную кампанию, в Липецкой области РПЖ совсем не блистала.
Выборы также показали, что у РПЖ нет ясной стратегии и тактики, отсутствует и внятная идеология. В каждом регионе эта партия опиралась на разношерстные группы поддержки. Например, в Свердловской области ее представляли ранее судимые деятели во главе с депутатом Госдумы Е.Ройзманом. Там ставка была сделана на скандалы, на отсутствие у части избирателей иммунитета к криминальному миру. Так или иначе, но это позволило РПЖ занять третье место и набрать 11,6% голосов. Напротив, в Карелии список РПЖ возглавлял бывший глава республики В.Степанов. И здесь, кстати, результат был выше – 16,2%. Во всех случаях это сработало, позволив получить депутатские мандаты. Однако этот ситуативный и очень относительный успех еще не позволяет прогнозировать РПЖ дальнейшее укрепление позиций. Главным стимулом для вступления в эту партию, как и в случае с «Единой Россией», становятся карьерные соображения, на этот раз – тех, кто не вписался в «Единую Россию».
В связи с важной интригой, связанной с объединением т.н. «актуальных левых», РПЖ не сумела подтвердить статус наиболее влиятельной партии в объединяющейся «тройке». «Родина» была относительно успешна только в Астраханской области, где РПЖ в выборах не участвовала. Поэтому ее судьба практически предрешена. Однако Российская партия пенсионеров, опекаемая В.Сурковым, еще будет вести торг с РПЖ, ранее она громко заявляла о своих намерениях стать лидером объединения. В Свердловской области «пенсионеры» заняли второе место, опередив РПЖ и набрав 18,75% голосов. В Приморском крае и Еврейской АО Партия пенсионеров прошла в законодательные собрания, тогда как РПЖ осталась за бортом. В Липецкой области, где на РПЖ «работал» сам В.Путин, Партия пенсионеров отстала от нее менее чем на 1%. Только в Карелии РПЖ уверенно опередила «пенсионеров», но последние все же прошли в законодательное собрание и с хорошим для них результатом. Поэтому интрига, связанная с отношениями РПЖ и Партии пенсионеров, а также их разных кремлевских кураторов, становится еще более сложной и может привести к срыву объединения.
По итогам выборов резко ослабли позиции ЛДПР. Эта партия смогла пройти не во все законодательные собрания, она потеряла много голосов. Но некоторый запас прочности, созданный В.Жириновским в прошлые годы, у ЛДПР есть. Как правило, против присутствия ЛДПР в законодательных собраниях не возражала и региональная власть. Это позволило ЛДПР пройти в законодательные собрания Карелии, Чувашии, Астраханской и Новгородской областей, обычно – «на грани». Зато в Приморье, ранее одном из самых успешных регионов ЛДПР, партия даже не смогла преодолеть барьер. Скорее всего, Кремль будет искать себе новых партнеров, сотрудничая с РПЖ или Партией пенсионеров.
В то же время прочие претенденты на роль лидеров на левом и патриотическом поле полностью провалились. Неудачно прошли эти выборы для «Патриотов России», которые оказались «за бортом» во всех регионах. Аналогичная судьба постигла и «Народную волю», которая организовала и провела эту кампанию еще хуже. Кроме того, следует обратить внимание на фактическое исчезновение с политического поля АПР, которая не участвовала в выборах ни в одном из субъектов федерации. Также выборы подтвердили ослабление позиций либеральных партий. СПС не выдвигал свои списки ни в одном из регионов. «Яблоко» присутствовало в двух регионах, но везде потерпело поражение.
В целом выборы показали, что партийный спектр в России сузился, из борьбы фактически выбыли аграрии, либералы, упало влияние национал-патриотов в лице «Родины» и ЛДПР. В то же время усилилась конкуренция на фланге «партии власти» в связи с ее «раздвоением» и внутриэлитными клановыми разборками, а также в связи с интригой в отношениях РПЖ и Партии пенсионеров. Эта конкуренция влияет и на левый фланг, поскольку именно там стремятся работать усиливающиеся прокремлевские партии в лице РПЖ и Партии пенсионеров. Нестабильность в российских верхах нарастает в связи с приближением выборов 2007-08 гг. и это сказывается на партийной системе. На этом фоне позиции КПРФ выглядят довольно прочными, хотя резкого роста популярности все же не происходит. Нужно быть готовыми к тому, что партии-«обманки», работающие на левом фланге, не прекратят свою активность и будут использоваться Кремлем против КПРФ в соответствии с его политтехнологическими схемами. Значительную опасность в этой связи представляют Партия пенсионеров и ее потенциальное объединение с РПЖ.