Иван Мельников о новой политической инициативе Кремля
«СОЮЗ ДОВЕРИЯ» - ГРУБО СКРОЕННЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ГИБРИД
29 августа Российская партия жизни (РПЖ), партия «Родина» и Российская партия пенсионеров объявили об объединении на паритетных началах. Рабочее название новой партии – «Родина, Пенсионеры, Жизнь – Союз доверия». По просьбе журналистов новость прокомментировал первый зампред ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы Иван Мельников:
«Замысел данного объединения понятен. Сегодня в стране нарастают левые настроения, «Единая Россия» не сможет получить поддержку со стороны социально-ориентированного электората, а потому власти нужна сила, которая будет играть на протестном поле. Схематично это тот же ход, который был сделан в преддверие прошлых федеральных выборов, когда зеленый свет был включен новой партии - «Родина». Тогда власти удалось подобрать кадры, вывести на политическое поле эффектный бренд, во многом удалось расколоть левый электорат и увести часть избирателей от КПРФ.
А вот качество нынешнего хода власти - сомнительное. Сегодня мы видим грубо скроенный политический гибрид. Трудно представить себе, что пенсионеры будут поддерживать Сергея Миронова, который в Совете Федерации палец о палец не ударил, чтобы противостоять закону об отмене льгот.
Не понятно, что за мотивы у тех, кто в свое время голосовал за Рогозина, Глазьева, Варенникова, - поддерживать бюрократическую Партию Жизни. Им сначала хотя бы переваривать кадровые изменения в руководстве своей собственной партии, - а тут им предлагают сразу несколько фигур, абсолютно отличных от прежних лидеров. Эту цепочку можно продолжать и дальше под разным углом зрения. Логики в этом объединении нет. У них не просто нет скрепляющей общей идеологической базы, наоборот, позиции, на которых они стояли прежде – во многом прямо противоположны.
Таким образом, считаю, что заявления Сергея Миронова о том, что при объединении будет сохранен политический, организационный и человеческий потенциал – это пустая бравада.
С точки зрения партийного строительстваот каждой из этих трех партий отколятся те политики и активисты, которые приходили либо по убеждениям, либо по конкретным прагматическим соображениям, - так как во многом и то и другое для них потеряет смысл. Более того, уверен, мнение действующих партийных структур и членов этих партий даже не выяснялось. Что останется? Останется номенклатура, готовая идти куда угодно, лишь бы власть указала – куда.
С точки зрения электоральной базы, процесс, который выглядит на бумаге как сложение, - обернется не просто вычитанием, но принципиальным изменением электората. Фактически этот ход влечет создание новой электоральной базы, которая возникнет в первую очередь из тех, кто разочаровался в «Единой России». Скорее, «Союз доверия» претендует на то, чтобы стать тем самым «левым крылом» «Единой России», о котором мечтали технологи власти год назад. Здесь же будут и осколки собственных электоратов трех партий. Именно осколки, потому что поддержка этих проектов и так стремилась к нулю, а оставшееся количество сторонников – в рамках социологической погрешности.
Корни непродуманности и авантюрности данной инициативы в том, что это не только желание власти вновь ударить по электоральному потенциалу КПРФ. Это в первую очередь отражение борьбы разных сил внутри Кремля.Живой пример: куда естественнее и сильнее для власти было бы объединить только Партию пенсионеров и «Родину». Но надо же куда то «деть» и Сергея Миронова с Партией Жизни, хотя это и «портит» всю концепцию. Фактически Миронова просто «пристроили», так как поезд Партии Жизни все стремительнее уходил. Но это палка о двух концах: теперь Миронов выглядит просто комично. Остается только мечтать, чтобы как можно больше граждан отследили следующую логику, а, вернее, ее отсутствие. Миронов вроде бы поддерживает президента, а теперь заявляет, что «новая политическая структура будет находиться в оппозиции к «Единой России». Это при том, - что «Единая Россия» держится на имени президента, и сам президент косвенно, а сотрудники его администрации прямо заявляли, что поддерживают «Единую Россию».
В определенной степени процесс объединения этих партий - это и отражение неуверенности в силах «Единой России». В этом случае подконтрольный «Союз доверия» дает дополнительный резерв власти для дальнейших манипуляций с партийным полем с целью сохранения большинства в Государственной Думе за счет «двух колонн». Этот план наглядно разоблачает руководитель экспертного совета «Единой России» Виктор Пехтин, который по сообщениям информационных агентств, пообещал, что единороссы будут помогать формировать новую партию, и заявил, что хочет, чтобы «у них все получилось». Сюда же можно добавить и главный аргумент, которым Сергей Миронов объясняет создание союза трех партий: «Мы выступаем за реальную многопартийную систему в нашей стране, и поэтому будем оппозиционны «Единой России». Таким образом, фактически лидеры данного объединения сами же подтверждают, что смысл их существования – быть спарринг-партнером «Единой России».
Что касается «реальности» многопартийности, то и тут одни слова. Перед нами абсолютно конъюнктурный подход власти. Посмотрим на политическое поле объективно. Например, СПС и Яблоко. На выборы они бы хотели идти вместе. Но теперь идти блоком – власть запретила. А объединиться у них не получается, они сталкиваются с массой противоречий, так как они разные по своей сути. Власть же просто берет и когда хочет - соединяет то, что считает нужным, потому как участники слияния просто «берут под козырек». Или наш случай. По новому законодательству теперь запрещено, чтобы по списку одной партии шли члены других дружественных партий, у которых в самостоятельной борьбе – меньше шансов. То есть у одних нет возможности объединяться ни блоком, ни союзом, ни в общем списке, - а власть, когда захочет, механически манипулирует на политическом поле. Вот такие двойные стандарты в нашей политике – и есть реальность.