Геннадий Зюганов встретился с генсеком СДПГ
5 мая в Государственной Думе состоялась встреча руководства КПРФ с руководством Социал-демократической партии Германии (СДПГ). СДПГ, несмотря на поражение на прошедших в Германии выборах, получила поддержку, позволяющую серьезно влиять на политику коалиционного Правительства, сформированного совместно СДПГ и ХДС/ХСС. Одновременно к руководству партией пришли политики, нацеленные на возвращение СДПГ традиционной политической линии, ориентированной на государственную ответственность за защиту социальной сферы.
СДПГ была представлена на высоком уровне. В Москву приехали Генеральный секретарь партии, член Бундестага Хубертус Хайль. Начальник отдела международной политики СДПГ Ахим Пост. Референт партии по вопросам Восточной Европы Франк Шауфф. Руководитель Секретариата СДПГ - Карстен Штендер. Также на встрече присутствовали руководитель Политического Департамента Посольства Германии в Москве Николай фон Шёпфф и руководитель Представительства фонда имени Фридриха Эберта в России Маттес Бубе, которые способствовали организации этой встречи.
Со стороны КПРФ гостей принимали Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов, первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников и первый зампред Комитета Государственной Думы по международным делам Юлий Квицинский.
Геннадий Зюганов начал с рассказа об истории встреч руководства КПРФ и СДПГ и приветствовал Хубертуса Хайля как новоизбранного молодого руководителя СДПГ. «Государственная Дума только что отметила столетие, но наша партия единственная в стране, которой больше ста лет и которая имеет право оценивать разные партии своими мерками. Что касается отношений с Германией, то независимо от партийности наша команда рассматривает их как важнейшие, приоритетные и стратегические. Мы будем максимально способствовать развитию этих отношений на межпартийном и государственном уровне. Нас дважды в прошлом веке столкнули на полях сражений, мы надеемся, что таких ошибок и просчетов наши страны в XXI веке не допустят. В принципе считаю, что сложение потенциала Объединенной Европы, – где Германия играет ключевую роль вместе с Францией, - и России, это очень перспективное направление», - заявил Геннадий Зюганов.
В свою очередь Хубертус Хайль отметил, что встречи межу коммунистами и социал-демократами имеют особое значение: «Мы пошли в своем развитии разными путями и иногда даже противостояли друг другу, но все мы вышли из рабочего движения. Сегодня в меняющемся мире наша партия пытается найти новые ответы на вызовы, с которыми мы сталкиваемся. Это и экономическая глобализация, и технический прогресс, и изменения во внешнеполитической обстановке, и вопросы безопасности. Нужно дать новые ответы на вызовы, сохранив верность своим ценностям. Поэтому мне очень приятно, что есть возможность для нашего диалога. В ходе своего краткого визита попытаюсь сформировать для себя видение российского политического спектра, не ограничиваясь беседами только с представителями ведущей партии. Очень важно, чтобы наряду с диалогом, который существует на уровне Правительств, такой же интенсивный диалог шел между представителями парламентов и партий».
Геннадий Зюганов подробно ответил на вопрос Генерального секретаря СДПГ о социально-экономической ситуации в России и видении предстоящих в России федеральных выборов: «К сожалению, мы из кризиса пока не вышли. Страна ползет по колее, которую проложил Ельцин со своей командой по американским либеральным лекалам, которые для России неприемлемы. Две трети страны находятся в зоне вечной мерзлоты, у нас одиннадцать часовых поясов, – отсюда затраты на любое изделие выше, чем в Европе. Свободный рынок может быть 50 километров от Транссиба влево вправо, - а все остальное надо регулировать. На 80% европейская Россия питается из Сибири и Дальнего Востока. Команда Путина проводит политику, при которой государство выполняет роль сторожа при частной собственности и полицейского надсмотрщика при политическом процессе. И то и другое – не эффективно. Если бы не было таких мировых цен на нефть, то наша экономика уже рухнула бы. За пятнадцать лет ликвидировали двенадцать тысяч заводов, уничтожили целые отрасли - от электроники до машиностроения. За 5 лет не построили ни одного значимого наукоемкого предприятия. А в резерве лежат 1,5 триллиона рублей и 225 миллиардов долларов золотовалютных резервов. Я знаю, что будет делать Европа в ближайшие 10 лет. Я знаю, чем будут заниматься китайцы в ближайшие 20 лет. Но я не знаю, что будет делать наше Правительство в следующем году.
Рассуждения о том, что можно быть «сырьевой империей», - это глупость. Сырьевых придатков сколько угодно, - а империй не было и не будет. Нам нужна промышленная политика, нужна четкая стратегия, учитывающая и опыт Европы, и опыт советской страны, и опыт Китая. Коммунисты предложили целую программу выхода из кризиса, пытались вынести ее на референдум. Но власти так боятся, что через избирательную комиссию и суд запретили волеизъявление народа. Однако все больше людей понимает, что нужна новая экономическая политика. И я уверен, в ближайшие два года она пробьет себе дорогу.
Самый сложный период – передача власти. В России это проходит болезненно, иногда кризисно. Так как Ельцин передал власть преемнику, - на этот раз не удастся. Поэтому в течение ближайших двух лет нужно грамотно выстраивать взаимодействие партий и фракций. Будет Послание президента Владимира Путина, послушаем, что он скажет. Он должен ответить на целый ряд вопросов, которые стоят на повестке дня. Мне кажется, это будет выступление в традиционных координатах, ничего особо нового не будет. Президент гордится стабильностью. Отчасти это так, но она зиждется на высоких ценах на нефть, на неплохом урожае, более или менее благоприятных климатических условиях, которые были в последнее время, и контроле над СМИ», - рассказал Председатель ЦК КПРФ.
В ответ Хубертус Хайль дал оценку развитию ситуации внутри Германии. «Коалиция, в которую вошли социал-демократы, - это вынужденный шаг, единственная возможность для проведения политики. Но мы рады констатировать, что реальные действия коалиции имеют четкий почерк социал-демократии. Хотя канцлер не является представителем нашей партии, у нас большое число министров и, как нам кажется, они возглавляют наиболее важные направления. В рамках коалиционного соглашения нам удалось отстоять и реализовать многие позиции, которые мы считали важными. Исходя из задач, интереса дела, мы хотели бы работать в этих рамках до 2009 года. Но это некий расчет, это соображения разума. И по итогам выборов 2009 года мы хотели бы вновь стать самой сильной партией. В любом случае существование сегодняшней коалиции дает возможность преодолевать ту блокаду, которая ранее была в отношениях между Бундестагом и Бундесратом. А к себе мы предъявляем особые претензии, ставим серьезную планку, – хотели бы, чтобы СДПГ стала левой народной массовой партией», - заявил Хайль.
По его словам, сегодня СДПГ обращается к опыту скандинавских стран, где высокий уровень развития социального государства. «Общий подход нашей политики заключается в том, что мы не имеем права лишать людей возможности трудиться, хотим дать больше возможностей в сфере образования, ведь у нас многое в этом отношении еще сильно зависит от социального происхождения», - подчеркнул Генеральный секретарь.
Хубертус Хайль также затронул две самые острые проблемы Германии - безработицу и экономический рост. Здесь СДПГ хочет делать ставку на экономические преимущества Германии, считает необходимым повышать уровень профессиональной подготовки кадров и обеспечивать поддержку научных исследований. «Сегодня мы видим проблему в том, что великолепные результаты наших фундаментальных исследований пока слабо находят практическое применение в самой Германии», - отметил Хайль.
Кроме того, по мнению Генерального секретаря СДПГ, одной из важнейших задач по построению эффективного государства является сохранение и развитие немецкой инфраструктуры.
Наряду с актуальными политическими вопросами СДПГ думает и о долгосрочной перспективе. «Если мы хотим сохранить верность своим традиционным ценностям - свободе, справедливости и солидарности, - то мы должны показать людям, как должны обеспечиваться эти ценности сегодня в новых условиях. Новый Председатель партии Курт Бек внес три программных проекта, которые скоро будут широко обсуждать в немецком обществе. Первое: мы должны иметь четкое представление о будущем Европы. В настоящий момент предприятия работают уже вне национальных рамок, а политика по-прежнему сохраняет национальный характер. Второе: обновление социальной рыночной экономики в целом. Нужно делать ставку на политику инноваций, на разработку новых продуктов и услуг, а не на постоянное сокращение уровня заработной платы. Третье: требуется представление о новой финансовой основе нашего социального государства. Здесь мы имеем дело с политической конкуренцией. Либералы в принципе пытаются принизить роль социального государства, а другие пытаются проигнорировать критический анализ нынешней ситуации», - рассказал Хубертус Хайль.
«С такой программой Вас надо принимать в КПРФ», - пошутил Геннадий Андреевич, вызвав улыбки гостей, - и по просьбе немецкого политика высказал свое мнение на счет развития ситуации в ближайшем будущем: «На глазах настроения на планете левеют. Американцы решили сесть на голову всем и считают, что все должны любить Кондолизу Райс и Пепси-Колу. Этого никогда не будет. Выходит, если ты их слушаешь, - то ты демократ. Если нет, - то ты тоталитарист, а в худшем случае – террорист. Их замысел мне понятен, но такая политика меня очень беспокоит. Если не найти разумных пропорций между справедливостью, дружбой народов и экономической эффективностью, - то планета обречена. А левая идея базируется на справедливости, социальном государстве и дружбе народов. Форма реализации может быть в разном стиле – у Германии своя, в Китае своя, в Индии своя, у нас тоже своя. Россия в этом смысле - сложное государство. Но левые настроения укрепляются. Наша задача - предложить программу и команду, которая бы обеспечила взаимодействие общественной, коллективной и частной форм собственности и эффективное управление, исходя из достижений научно-технического прогресса. Задача сложная, - но мы ищем ее решение. Мы понимаем, что надо хорошо знать опыт и Европы и Азии. Россия могла бы играть роль и моста и стабилизатора в системе международных отношений.
На мой взгляд, - поделился Геннадий Зюганов, - самая большая беда современного мира в том, что уровень тех, кто принимает ответственные решения - не соответствует усложнившимся международным экономическим и социальным процессам. Я служил в разведке по борьбе с атомным, химическим и биологическим оружием. Испытывал на практике все виды современного оружия. Хоронил чернобыльцев, которым могилу копали не 2 метра, а 5 метров глубиной. У нас академик Валерий Легасов, который больше всех «просидел» в Чернобыле, - сделал важное заключение. Вслушайтесь в главный вывод его анализа: главная причина трагедии в том, что нравственно-культурный уровень тех, кто эксплуатировал станцию, не соответствовал сложности управляемого объекта.
Мне кажется, в мировой политике наступил такой же момент».