«Итоги Народного референдума и задачи КПРФ и агитационно-пропагандистской деятельности партии»
ДОКЛАД ПРЕЗИДИУМА ЦК КПРФ НА VI ПЛЕНУМЕ ЦК КПРФ
выступление первого заместителя председателя ЦК КПРФ И.И. Мельникова
25 марта 2006 г.
Уважаемые товарищи!
Мы продолжаем вести борьбу за власть. Все, что будет сказано дальше, связано с этим напрямую и делается для достижения этой цели. Я бы хотел заявить и подчеркнуть эту мысль в начале доклада, чтобы она не утонула в его середине и не выглядела лозунгом в его окончании.
Наш очередной Пленум проходит в крайне важный период. Позади – большой политический цикл, начало которому положили сфальсифицированные выборы 2003 года. Впереди – старт новой важнейшей для страны федеральной избирательной кампании.
Между этими двумя событиями есть некоторый промежуток времени, который партия должна провести с максимальной пользой, усилив те направления работы, которые позволяют нам перехватывать и удерживать политическую инициативу, являются на данный момент наиболее эффективными. Именно поэтому темой нашего сегодняшнего Пленума являются итоги Народного референдума, задачи протестного движения и агитационная работа.
В течение нескольких последних лет мы много раз отмечали, что власть тщательно и методично пытается вычистить с политического поля все независимое, мешающее или не угодное той политической системе, которую она строит.
Со своей стороны мы не менее упорно искали пути и возможности для того, чтобы конкурировать с той монополией, которую имеет партия власти. Противодействовать той безапелляционной машине принятия решений, созданием которой занимается Кремль.
Но если раньше мы в основном говорили о тенденциях и процессах, которые запускает власть, и пытались обозначить векторы собственной работы, - то сегодня уже можно подвести пусть не окончательный, но весьма заметный промежуточный итог. И тенденциям Кремля. И усилиям партии. Не потому что пришло время, а в связи с тем, что итог этот вырисовывается вполне четко. И итог этот следующий.
Итог первый. К сожалению, власти все же удалось подчинить своему контролю практически все политические институты. Некоторые непосредственно, какие-то – подменив искусственными структурами. Время показало, что, несмотря на наше принципиально негативное к этому отношение, – из реальной политики были устранены практически все партии. Это факт. И мы не рады этому факту.
Итог второй. Коммунистическая партия не просто устояла под ударами, мы сделали шаг вперед: добились возможности влиять на политические процессы. После того, как мы утратили возможность влиять на политику через законодательство, - мы долго нащупывали путь, который позволяет выбраться из оврага-2003. На этом пути было немало серьезных инициатив. Среди наших приоритетов были борьба за отмену результатов выборов, борьба за отставку Правительства, совместные акции с другими политическими силами.
Эта работа приносила, приносит и будет приносить огромную пользу. Но выстоять в нынешней политической системе можно было только при сплоченной работе вместе с обществом. Не просто «при поддержке», как было долгие годы, а именно – вместе с гражданами. Мы всегда защищали интересы народа. Говорить же, что мы партия народа, - при той апатии, которая наблюдалась в обществе, было все же натяжкой. Речь идет о том, что за последнее время – мы сделали существенный рывок в этом направлении, и, как следствие, заняли устойчивую позицию в политической реальности.
Фундаментом политической площадки, которую мы заняли, стала для партии Всероссийская акция протеста против закона об отмене льгот, которая прокатилась по стране зимой и весной прошлого года. Именно в этот момент КПРФ рука об руку с обществом выразила свое несогласие, организовав и возглавив протестное движение. Именно во время этих акций партия вдохнула воздух, почувствовала общественное настроение. И именно на этой питательной почве, на почве общего с народом дела, – вырос и окреп в мощную акцию Народный референдум, в который впоследствии были вовлечены миллионы. В который поверили миллионы. В котором миллионы нашли свое видение развития страны. В котором была сформулирована пусть короткая и не слишком детализированная, но позитивная, альтернативная, содержательная и принципиальная программа.
Нам не стоит преувеличивать результаты. Пока что место для самокритики куда шире места для поздравлений. Речь о том, что мы движемся в результативном направлении. Получив широкую поддержку граждан как механизм давления на власть и влияния на политику, - КПРФ отвоевала себе новый статус в нынешней политической системе. Мы уверенно противопоставили свой народный мандат – административному мандату «Единой России». И тем самым фактически остались единственными на сегодняшний день, кто способен деятельно и независимо от Кремля вмешиваться в происходящие процессы.
Кроме того, опираясь на усиление левых настроений в российском обществе и на тему защиты коммунизма в ПАСЕ, когда партия вышла на заметный международным сообществом уровень, - мы получили попутный политический ветер. Скажем честно, несмотря на всю злобу и злость резолюции ПАСЕ, коммунизм получил неплохую рекламу. Все имеет значение. Ведь в этом же ряду показательный феномен полувекового юбилея XXсъезда, который доказал: как ни пытаются исказить историю, - в общественном сознании продолжается живая дискуссия вокруг советской эпохи. Замечу: не от хорошей, видимо, жизни.
Одновременно нет единства в структурах власти. И тут никакая вертикаль им не поможет. Ноябрьские кадровые перестановки в Правительстве и администрации президента, которые произошли вскоре после нашего Съезда, - когда были выделены два новых для страны публичных политика – Дмитрий Медведев и Сергей Иванов, - осложнили внутренние взаимоотношения в Кремле. Ревность, подковерные интриги, борьба за усиление влияния той или иной группы в преддверие выборов, различие подходов в проблеме «преемника», вопрос контроля над партией власти, - все это уже выплыло наружу и неминуемо будет развиваться в текущем периоде.
Нельзя не обратить внимания на то, что «осталось» от других политических флангов. Если говорить о процессах, происходящих на правом фланге, то силы там раздроблены. Идеи предлагаются в неактуальном для общества ключе. Обсуждение вопросов лидерства все больше берет крен в сторону оранжевых капиталов и самонадеянных реваншистов. Для нас это неприемлемо.
На левом фланге, за исключением тех, кто работает в Штабе протестных действий, - некому пожать руку. Небольшие партийные проекты, участвующие в региональных выборах, - находятся под крылом Кремля и не в состоянии что-либо предложить обществу. Другие, более крупные, захлебываясь от амбиций, надорвались в своих попытках успеть везде, быть и с властью и с оппозицией. Не выдержали конкуренции с нами по части социальной тематики, и превратились в маргиналов, перепутавших патриотические лозунги с откровенным разрушительным национализмом.
Некоторые из этих кремлевских проектов в отдельных регионах получают неплохие результаты на выборах. Выполняют поставленную им сверху задачу – раскалывать протестный электорат, не допускать консолидации вокруг КПРФ. О чем говорят их временные успехи? О высокой концентрации протеста в обществе, ожидании альтернативы. Но не один из этих проектов не способен и не будет способен на альтернативную политику, так как является заложником своего управляемого положения. Поэтому всё это - их тактические достижения, всё это – предвыборные технологии, но не суть и не содержание реальной политической борьбы. На этом фоне мы и в 2005 году и в этом году, когда впервые прошел единый день голосования в регионах, - показываем общероссийскую стабильность поддержки, проводим эффективные кампании с точки зрения соотношения затрат и возможностей, с одной стороны, - и результата, с другой стороны.
В связи со всем сказанным выше вырисовывается такое сложившееся к сегодняшнему дню разделение на поле реальной политики, реального влияния в современной России. Это разделение показывает расположение сил на политической карте.
Одна сторона – не справа, не слева и не в центре, - а просто наверху,ближе к власти. Там «Единая Россия» - партия власти и взаимодействия с Правительством, которая реализует радикально-либеральную политику Кремля и рекламирует ее по телевидению. Вторая сторона - внизу, ближе к людям. Там КПРФ – партия взаимодействия с обществом, которая реализует свою политику, согласуя ее с гражданами и пропагандируя от человека к человеку.
Это еще не двухпартийная система, но уже двухпартийная борьба, своеобразная двухэтажная политическая система. Мы всегда выступали за многопартийность, но реалии таковы, - и от них не уйдешь. И теперь мы должны думать, как сделать нашу работу еще более эффективной, чтобы не просто влиять, но и стремиться к реализации своей политики в предлагаемых текущей ситуацией сложных условиях.
Народный референдум, протестное движение, агитационная работа – направления, которые переплетаются друг с другом и друг от друга не отделимы. Анализируя их вместе и по отдельности, применительно к каждому из них мы должны сегодня наметить, – что делать дальше.
НАРОДНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ:
ОТ «ПРОЦЕССА» К РЕЗУЛЬТАТУ
Уважаемые товарищи!
Сила нашей партии всегда была в нашем желании обращаться к народному слову и в нашей способности нести в себе волю народа. И за возможность проведения Всероссийского референдума по ключевым вопросам жизни нашей страны КПРФ боролась несколько лет.
В 2002 году партия приступила к подготовке референдума в соответствии с действующим законодательством. Напомню, тогда в Краснодаре было проведено собрание инициативной группы с участием членов Президиума ЦК и депутатов фракции КПРФ в Государственной Думе. Реакция власти оказалась молниеносной. Понимая, что предложения Компартии получат поддержку абсолютного большинства граждан, власть внесла существенные изменения в законодательство о референдуме. Сама процедура его подготовки и проведения была серьезно затруднена. На проведение референдума в течение года до даты очередных выборов федерального уровня был вообще наложен запрет.
Несмотря на изменения в законодательстве партия на своем Х съезде летом 2004 года выразила готовность приступить к подготовке и проведению Всероссийского референдума в соответствии с новыми нормами закона. Наша позиция была простой и честной: если власть не желает принять предложения от нас, пусть эти предложения население выскажет напрямую, тем более чтореферендумявляетсявысшим непосредственным выражением власти народа.
Фактически КПРФ предложила референдум, как способ согласовать политику государства с интересами граждан.
Не буду напоминать вопросы, вы все их хорошо знаете. А основную идею я бы выразил так: опираясь на волю граждан, в рамках законодательства создать правовую основу для мирного изменения политической и экономической модели развития страны.
Нужно сказать прямо, КПРФ отдавала себе отчет в том, что ответы граждан на вопросы предложенного Референдума никак не вписываются в концепцию действий правящего режима. Но мы не собирались и не собираемся куда-то вписываться, мы предложили выяснить: отвечает ли проводимый политический и социально-экономический курс интересам большинства граждан? КПРФ предложила простую, естественную, и совершенно конституционную вещь: народ должен высказаться по волнующим его проблемам.
Подготовка к Референдуму потребовала большой предварительной работы. Той работы, которая, как правило, «остается за кадром». Специальная группа провела кропотливую работу по подготовке вопросов референдума, юридически отточила их формулировки, отработала все процедурные детали. Была обеспечена координация подготовительной работы на местах. Выработаны меры массово-политической поддержки наших инициатив. Сформирована инициативная группа по проведению Всероссийского референдума, проведено ее собрание в Москве в апреле 2005 года.
Однако сначала Центральная избирательная комиссия, а затем Верховный Суд и его Президиум приняли решения, фактически запретившие свободное волеизъявление граждан на Всероссийском референдуме. Конституционные права миллионов оказались перечеркнуты. Наша партия оценила данные решения властей, как исключительно политические. Был подтвержден тезис: любая буржуазная власть означает либо откровенную, либо скрытую форму диктатуры. И когда буржуазия или ее отдельные группы имеют возможность обойти собственное законодательство в своих интересах, они делают это - не церемонясь.
Возникает вопрос: стоило ли питать какие-либо иллюзии? Никаких иллюзий не было. Ярким примером в памяти было решение Верховного суда, которым были оставлены в силе итоги последних выборов в Государственную Думу. Это при том, что партии удалось доказать факты многочисленных фальсификаций. Но дело не в иллюзиях. Не стоит забывать: еще на заре своего воссоздания КПРФ заявила, что ее борьба за власть – это борьба за передачу власти народу.
Именно поэтому вопрос о референдуме стал важнейшим в формировании тактики и стратегии КПРФ настоящего периода. Партия впитала, сформулировала юридически и включила в программу своих практических действий те реальные нужды, которыми живет наше общество.
В ответ на запрет Референдума Коммунистическая партия Российской Федерации выразила намерение пройти до конца процедуру обжалования этих неправовых действий.
Однако в условиях торпедирования демократических норм мы не могли ограничиться лишь правовыми процедурами. Партия – не отступила и объявила об инициативе Народного референдума.
Что очень важно отметить: идея его проведения во многом родилась снизу. Это была инициатива коммунистов и наших сторонников, людей, искренне возмущенных попыткой властей растоптать их конституционные права.
Главную проблему мы видели в том, что потенциал поддержки наших вопросов был высок, а уровень информированности населения о нашей акции – крайне низким.
В связи с этим партия поставила перед собой следующие задачи:
1.Привлечь к участию максимально широкий круг граждан, донести до них саму идею Референдума.
2. Привлечь население к поиску новых форм отстаивания своих прав, подготовить его к более активному включению в политическую борьбу.
3.Развить программу конкретных действий партии, использовать результаты Народного референдума для законодательных инициатив наших фракций на федеральном и региональном уровнях.
Давайте обратимся к хронологии и технологии наших действий, так как по своей сути характер нашей акции – уникальный для современной России, и каждый следующий шаг нужно делать с учетом всей проведенной работы.
С самого начала предлагалось учесть специфику общественного референдума, его отличие от выборов и референдумов, организуемых с участием органов государственной власти. Механизм Народного референдума определялся с учетом необходимости соблюдения максимально демократичной и гласной процедуры его проведения, включая подсчет голосов.
Нам было не по силам провести голосование в один день, поэтому для проведения Народного референдума было установлено многодневное голосование. Это позволило обеспечить участие в нем большого числа граждан и дольше держать тему Народного референдума в центре информационно-пропагандистской работы партии.
Инициированный партией Народный референдум был отмечен несколькими существенными особенностями. Проведенная нами акция, безусловно, отличается новизной. Не случайно ей удалось вызвать интерес средств массовой информации, довольно заметный на фоне постоянного замалчивания деятельности партии. При этом далеко не всегда комментарии в прессе носили негативный характер.
Для проведения голосования было создано более 12 тысяч стационарных и передвижных пунктов голосования. С целью технического и информационно-пропагандистского обеспечения Народного референдума использовались следующие формы работы: организация пунктов голосования в многолюдных местах. Например, у проходных предприятий; на рынках и городских площадях; у магазинов. Вблизи сберегательных касс, где выдаются пенсии и вносятся квартирные платежи. На железнодорожных, речных и автовокзалах. У кинотеатров и стадионов.Проведение тематических пикетов. Проведение митингов в поддержку Народного референдума. Организация работы выездных групп с передвижными пунктами голосования. Обход квартир. Голосование во дворах домов. Работа на остановках автобусов, курсирующих по городским и пригородным маршрутам.
Партия вышла непосредственно к людям. И не просто с просьбой о поддержке, не с просьбой «проголосовать», а со своими идеями и предложениями. С конкретной программой.
Большую роль в информационно-пропагандистском обеспечении акции сыграла центральная и региональная партийная печать. Партийные газеты «Правда» и «Правда России», народная газета «Советская Россия», Интернет-сайт ЦК и региональных отделений партии - постоянно размещали на своих страницах информацию о ходе референдума, пропагандировали интересный опыт. Фактически работали как агитационный пункт. В регионах отпечатали и распространили специальные выпуски газет о Народном референдуме. Использовалась плакатная и листовочная продукция. В Новосибирске изготовили даже широкоформатные рекламные банеры. Растяжки и банеры меньшего формата использовались для оформления палаток, стационарных пунктов голосования и в ряде других мест.
Практически повсеместно организация кампании легла исключительно на плечи наших структур и ближайших союзников партии – Комитеты ветеранов войны и труда, Союз Коммунистической Молодежи, Союз советских офицеров, Движение в поддержку армии, Всероссийский женский союз - «Надежда России» и другие организации, представленные в Центральном Штабе протестных действий. Представители иных структур, претендующих на оппозиционность, за редким исключением, не проявили солидарности с КПРФ в организации Референдума.
Решением Президиума ЦК в качестве основного этапа акции был определен период с 17 по 25 сентября 2005 года. И выделение такого этапа полностью себя оправдало. Оно позволило мобилизовать наши партийные ресурсы и придать кампании действительно всероссийский характер. Но мы сразу договаривались, что никакого запрета на расширение временных рамок народного голосования нет. Более того, их расширение было рекомендовано.
В целом, высокая поддержка вопросов, предложенных нами на народный плебисцит, не является неожиданностью. Ведь сами эти вопросы выступали лучшим агитатором. Наша же задача состояла в том, чтобы дойти до граждан.
Каковы итоги партийной работы. Активно работа была проведена в Московской области, где проголосовало свыше 480 тысяч человек, в Краснодарском крае – более 280 тысяч, в Красноярском крае – более 220 тысяч, в Башкирии – более 200 тысяч. Но при подведении результатов кампании мы не можем ограничиться лишь абсолютными цифрами. Крайне важна эффективность проведенной работы. И здесь существенным критерием оценки является процент избирателей региона, принявших участие в народном голосовании.
Немало региональных отделений имеют не только хороший абсолютный результат, но и заметно превысили показатель в 10% участников Народного референдума от общего числа избирателей региона. Это Алтайское краевое, Амурское, Волгоградское, Воронежское, Орловское, Еврейское, Ненецкое, Дагестанское, Хакасское, Северо-Осетинское отделения.
В то же времяНижегородское, Пермское, Ханты-Мансийское, Ямало-Ненецкое не дотянули и до 2% участия избирателей в Народном референдуме.
Столь широкий разброс показателей позволяет сделать некоторые выводы. Верно поступили те партийные отделения, которые начали с организации досрочного голосования. Ход событий подтвердил, насколько важно было заранее, до начала основного этапа кампании, апробировать различные методики организаторской и агитационной работы. По этому пути пошли в Московской, Саратовской и Новгородской областях, в Республике Якутия и ряде других мест.
Там же, где ждали наступления 17 сентября, лишь к концу месяца смогли раскачаться и войти в работу. Но часть возможностей для проведения агитационно-пропагандистской работы была таким образом упущена.
Несомненно, на результатах работы сказалось общее состояние организационно-партийной работы и уровень дисциплины. Достичь успеха смогли там, где отладили систему работы на конкретный результат, где уделили максимум внимания организации кампании, приемам агитационно-пропагандистской работы. Провели специальные учёбы, семинары и межрайонные совещания для партийного актива, для членов комиссий по проведению Народного референдума.
Условием эффективной работы на местах стали: мобилизация сил, их разумное распределение, сочетание инициативы и контроля, активное информационно-пропагандистское сопровождение. Так, коммунистам Тихорецкого района Краснодарского края удалось охватить участием в Референдуме свыше 13% избирателей. Они «перекрыли» средний по краю показатель в 3 раза. Причина проста: здесь активно использовался стационарный пункт голосования и энергично действовал передвижной пункт, буквально «пропахавший» весь район.
Во многих районах Оренбургской области были организованы и укомплектованы мобильные пункты, которые на машинах передвигались по селам. Агитаторами были как коммунисты, так и беспартийные. Так, только за первую неделю работы Александр Федорович Иванов собрал 208 подписей, а Борис Вячеславович Каширин – 65 подписей.
В Дмитровском и Верховском районах Орловской области в голосовании приняло участие половина от общего числа избирателей. В Верхне-Хавском сельском районе Воронежской области проголосовало 8600 человек, что составляет 75% от всех избирателей района. Думаю, можно поздравить с этим результатом коммунистов Верхне-Хавской партийной организации (первый секретарь райкома - Попов Виктор Михайлович).
К сожалению, есть и другие примеры. Есть райкомы, удовлетворившиеся результатом в одну тысячу голосов, а то и меньше.
В то же время 83-летняя коммунист из Пензенской области Антонина Григорьевна Самушкина организовала голосование одной тысячи своих земляков. Вера Рудольфовна Скалозуб из города Саяногорска в Хакассии вместе с двумя дочерьми-студентками принесла в фонд Народного Референдума 3500 голосов жителей микрорайона «Комсомольский». 800 голосов добавил к участию в Народном референдуме водитель скорой помощи Сергей Яковлевич Пастеров из Плисецкого района Архангельской области. Дмитрий Иванович Васильченко в Благовещенске Амурской области создал на базе своего первичного отделения КПРФ комиссию по проведению Народного референдума. С 17 по 25 сентября этой комиссией был развернут пункт голосования у центрального универмага города. Сам Васильченко взял на этот период отпуск за свой счет. Было обеспечено голосование свыше 3 тысяч граждан стационарно. Такое же число горожан коммунисты «первички» опросили еще и по месту жительства.
К чему такие подробные примеры? Не просто к тому, чтобы отметить по-настоящему дорогой для нас вклад этих людей и поблагодарить их от имени ЦК. Еще раз хочу подчеркнуть, практика Народного референдума показала: подобная работа, нацеленная на пропаганду созидательной программы, – активизирует и нас самих, и тех, кто нас поддерживает. Это боевая школа для актива партии, это не просто работа, это работа с азартом, с ощущением «нужности» результата и важности вовлечения как можно большего количества людей.
Сегодня уже очевидно, что Народный референдум дал и хорошую возможность наладить взаимодействие с потенциальными союзниками и расширить рамки протестного движения.
В Ярославле пункты голосования работали у проходных предприятий, став настоящими агитпунктами КПРФ. В Волгоградской области к проведению Народного референдума смогли подключить большинство патриотических общественных объединений, которых насчитывается более десяти. В Кургане тема референдума позволила объединить усилия местной партийной организации и рабочего профсоюза «Защита». Их сотрудничество успешно развивается, - и ряд активистов профсоюза стали членами КПРФ.
В целом там, где к организации голосования отнеслись как к первостепенной задаче, не только получили достойный результат. Там по-настоящему ощутили возможности новой формы работы. Там чувствуют удовлетворение от сделанного. В ряде мест смогли успешно соединить кампанию по проведению Народного референдума с выборами в органы местного самоуправления. Наши товарищи отмечают тот факт, что референдум у многих пробудил интерес к партии. В Тверской, Оренбургской и ряде других областей проявился заметный интерес молодежи к участию в нашей акции. Это особенно почувствовалось там, где проведением голосования занимались молодые коммунисты и комсомольцы.
Благодаря Народному референдуму партия пополнила арсенал своих агитационно-пропагандистских приемов. В Северной Осетии – привлекли советы старейшин к организации народного голосования. В Бурятии – подключили население к выработке дополнительных вопросов для включения в бюллетень Народного референдума. В Республике Саха-Якутия использовали адресную рассылку конвертов с бюллетенями референдума, предлагая таким способом выразить мнение. В Краснодаре и Ростове практиковали интернет-голосование по вопросам на сайтах региональных отделений.
Конечно, даже там, где к организации Народного референдума отнеслись максимально ответственно, не все удалось сделать. В условиях, когда каждый шаг требует средств, главной проблемой региональных отделений остается наше безденежье. Здесь особенно непросто пришлось организациям, пережившим в минувшем году те внутренние проблемы, которые мы в целом преодолели. В Хабаровском, Амурском региональных отделениях с таким трудом созданная партийная собственность перекочевала в руки нечистоплотных лиц. Но как раз опыт названных отделений показывает, что даже в самом тяжелом положении можно получать достойный результат. Выручает моральное оздоровление организаций, восстановление принципов коллегиальности и партийного товарищества.
Чем же стал Народный референдум для КПРФ? Во-первых, он дал возможность представить гражданам страны позицию партии, предъявить нашу программу первоочередных действий. Во-вторых, донести саму идею Всероссийского референдума до широкого круга граждан, заручиться их поддержкой. Массовое голосование по важнейшим проблемам жизни страны наглядно продемонстрировало волю граждан России. Подавляющее большинство высказалось за государственную собственность на землю и природные ресурсы, за доступное образование и здравоохранение, против жилищно-коммунального террора, за ответственность власти всех уровней перед народом. В-третьих, удалось привлечь население к новым формам политической борьбы и защиты своих прав, когда мы не только выступаем «против» чего-то, но и отстаиваем то, - «за» что мы боремся. Это серьезный эмоциональный резерв для агитационной работы.
Конечно, кто-то может сказать: да никакой это не референдум, это просто «опрос». Наш ответ такой: называйте, как хотите. Масштаб работы, охваченные срезы общества, позволяют смело говорить о главном - о достоверности результата. Мы можем с уверенностью сказать: результаты народного голосования свидетельствуют о поддержке населением программы конкретных действий КПРФ. Везде уровень поддержки вынесенных на голосование вопросов заметно превышает 90%. Получили одобрение и те вопросы, которые дополнительно включались в бюллетени для голосования региональными комитетами партии.
Но итоги Народного референдумазаключены не только в цифрах поддержки вынесенных на голосование вопросов. Они – еще и в определении эффективности наших структур. Как и всякое живое дело, референдум ярко высветил сильные и слабые места каждого регионального, местного, первичного отделения партии. Положительный опыт необходимо учесть, недостатки – исправить. Базироваться эта работа должна на внимательнейшем анализе итогов Народного референдума в каждом региональном отделении КПРФ. Подведение итогов должно включать и такой элемент, как поощрение коммунистов и сторонников партии – активных организаторов Народного референдума.
Но вот о чем еще нужно сказать отдельно. Последние полгода власть очень активно раскручивает «Общественную палату». Мы знаем, как она формировалась. И мало сказать, что Общественная палата – подконтрольный орган, который по назначенным ей функциям пытается дублировать Государственную Думу, которая по содержанию своей работы на самом деле и должна быть такой палатой. Нужно видеть, что тем самым власть пытается подменить общественное мнение, выдать мнение «Общественной палаты» за мнение всего общества. Наш референдум – это хороший ответ на такое желание власти. Наш Народный референдум – это в принципе и есть содержание настоящей, подлинной общественной палаты. И возможно, нам следует обсудить вопрос о том, чтобы помочь такой «Народной палате» формализоваться. Пригласить в ее состав отличившихся во время Народного референдума беспартийных товарищей. Да и в целом – собрать вокруг идеи продвижения Народного референдума представителей разных профессий, людей разного уровня образования, - и пусть туда тянутся те, кто пока не готов вступить в партию.
В принципе база Народного референдума дает прекрасную возможность для начала работы по созданию института сторонников КПРФ. В ситуации, когда мы каждый раз сталкиваемся с проблемой распространения нашей точки зрения, нашей продукции, - это весомый канал альтернативной коммуникации. Нужно поставить цель - иметь в каждом доме, подъезде «своего человека». И не просто знать этого человека, но и наладить с ним постоянный рабочий контакт. Считаю это актуальной задачей партии. И не обязательно члена партии, но человека - готового помогать. Ведь, наверное, каждый сходу назовет нескольких таких людей. Так мы получим не просто дополнительные «рабочие руки». Это люди, - вовлеченные в работу, а, следовательно, болеющие за результат и несущие политическую энергию КПРФ. Уже есть организации, имеющие опыт такой работы. Например, в Архангельском отделении партии введена система, при которой граждане, поддержавшие КПРФ на референдуме, остаются в постоянном поле внимания организации для последующей работы с ними в качестве сторонников.
Однако, товарищи, вся работа по проведению Народного референдума пойдет насмарку, если мы сегодня остановимся. Люди должны чувствовать не только процесс наших совместных действий, но и их логику, их устремленность к достижению результата. И мы не просто не должны останавливаться, мы должны резко активизировать свою работу, использовать результаты Народного референдума как топливо для нашей протестной и агитационной работы. Ход народного голосованиястал предметом внимания участников ХIсъезда КПРФ. Делегаты высказали немало интересных предложений по пропаганде и закреплению результатов референдума. Сегодня мы должны четко ответить на вопрос: что делать дальше? Отвечая на этот вопрос, следует помнить: успех Народного референдума позволил нам быть участником реальной политики, влиять на происходящие процессы, оставаться серьезным политическим игроком в условиях фактического авторитаризма. Теперь мы должны продумать наши действия так, чтобы добиваться в этих условиях результата.
Первое направление: перед партией стоит задача довести до логического завершения процесс правовой защиты права граждан России на участие в референдуме. В ходе Народного референдума мы выразили намерение обжаловать в Европейском суде по правам человека действия Центризбиркома РФ, нарушившего конституционные права граждан страны. Перспектива обращения в Страсбургский суд была весомым аргументом в пользу участия в голосовании отнюдь не только для наших твердых сторонников. Однако детальное изучение проблемы показывает, что существует опасность отказа в рассмотрении такого иска Европейским судом по формальным основаниям. С учетом данного обстоятельства подготовлено и в ближайшее время будет направлено в Конституционный суд обращение с целью пересмотра действующего закона о референдуме в Российской Федерации, как нарушающего права граждан. Работа будет принципиальной, но, по всей видимости, длительной. От идеи Всероссийского референдума – мы не отказываемся.
Второе направление. Это то, с чем каждый из нас должен проснуться завтра. Люди должны видеть, что их воля не выпущена в воздух и в слова. Опираясь на результаты народного голосования, значительную работу предстоит провести фракциям КПРФ в Государственной Думе и региональных законодательных собраниях. Необходимо разработать и внести на рассмотрение органов представительной власти пакеты своих законодательных инициатив. В частности, необходимо инициировать принятие законов об отзыве избирателями депутатов, глав исполнительной власти и местного самоуправления за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, за игнорирование интересов граждан и нарушение своих предвыборных обязательств. Там, где подобные законы приняты, необходимо оценить насколько выполнима заложенная в них процедура. Если она прописана в практически нереализуемом виде, необходимо предложить поправки, направленные на ее упрощение. Процедура отзыва должна превратиться в реальный механизм общественного контроля за деятельностью власти. Сегодня мы должны резко усилить законодательную работу, укрепить юридические службы в регионах и в целях активизации законотворческой работы, и в стратегических целях грядущих кампаний. Это серьезная задача партии.
Важнейшая роль в разработке базового пакета законодательных инициатив КПРФ должна быть отведена нашей фракции в Государственной Думе. При этом работа над законопроектами, иными законодательными инициативами должны вестись максимально гласно, с привлечением внимания общественности, средств массовой информации. Необходимо полнее использовать парламентские возможности для организации встреч, слушаний, конференций, «круглых столов». Их проведение по проблемам экономического и социального развития, жилищно-коммунальной сферы, детства и образования, науки и культуры послужит поиску решения проблем, поставленных Народным референдумом.
У региональных отделений партии уже появился опыт постановки коммунистами – депутатами законодательных собраний вопроса о поддержке Народного референдума прямо на сессиях законодательных собраний. Этот опыт заслуживает нашего внимания и распространения.
В тех регионах, где еще не состоялось знакомство с итогами Народного референдумагубернаторов, председателей органов законодательной власти, депутатских фракций и групп, глав местного самоуправления, независимых депутатов разных уровней – необходимо провести такую работу. Следует направить им официальные письма с информацией о результатах народного голосования на общероссийском и региональном уровнях. Инициировать проведение по этой теме личных встреч, использовать для их организации действующих депутатов – членов КПРФ. При проведении встреч, в зависимости от местных условий, можно предложить варианты взаимодействия с целью решения волнующих граждан проблем. Итоги переговоров могут использоваться либо для развития диалога, либо для контрпропаганды. Отказ представителей власти от сотрудничества необходимо показывать, как нежелание прислушиваться к мнению избирателей.
Наша цель – любыми способами интегрировать результат уличной политики в реальную политику, прицельно и публично добиваться реализации итогов Народного референдума.
Можно уже сегодня в общих чертах предложить примерный план такой работы. По каждому из вынесенных вопросов подготовить законопроекты, назвав их совокупность - «Пакет народной инициативы». Внести в Государственную Думу на рассмотрение. В обращениях к обществу акцентировать внимание на том, что коммунисты, опираясь на инициативные подписи граждан, законопроекты разработали и внесли. Официально обратиться к каждой фракции с предложением поддержать эти законопроекты. Добиться от каждой отзыва, и ознакомить с этим отзывом общество. Еще один шаг: обратиться к каждому депутату с предложением - стать соавтором этих законопроектов. Опубликовать список депутатов, не поддержавших «Пакет народной инициативы». Всю эту процедуру повторить в каждом региональном законодательном и муниципальных собраниях.
Эта работа займет какое-то время. Одновременно можно подготовить некую декларацию, условно назвать ее - «Решение народа» или «Народная политика» с включением в этот документ требований референдума. И пригласить все партии и профсоюзы к подписанию, приурочив это к какой-либо дате и избрав местом подписания одно из исторически памятных мест. Подобная инициатива может объединить вокруг партии многие здоровые общественные силы. Затем выпустить листовку с возможным названием «Народ России – против Государственной Думы» и организовать ее постоянную раздачу в многолюдных местах. Разносить по квартирам и одновременно выявлять сторонников.
Особым направлением целесообразно сделать тему фиксации внимания президента на собранных подписях. Здесь нам стоит особенно продумать процедуру. Наша цель – не просто «передать подписи» президенту, наша цель – достичь нового витка в кампании популяризации Народного референдума. Поэтому нужно продумать акцию так, чтобы заставить власть среагировать на самом высоком уровне.
Мы должны максимально полно раскрыть потенциал второй волны агитационной кампании. Власть не слышит голос народа. Общество должно не только узнать об этом от нас, но и почувствовать самостоятельно.
ПРОТЕСТНОЕ ДВИЖЕНИЕ:
ОТ «АКЦИЙ» К ОРУЖИЮ РЕАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Товарищи!
Как мы видим, законодательная работа – теснейшим образом переплетается с агитационной и протестной. О протестной работе сегодня нужно сказать отдельные слова. В 2003 году было проведено 7 общероссийских акций, включая традиционные дни праздников, и на улицы в течение года вышло 2 миллиона 500 тысяч человек. В 2004 году на фоне завершения выборных кампаний наблюдался некоторый спад, было проведено 5 общероссийских акций, а на улицы в течение года вышло 2 миллиона 100 тысяч человек.
XСъезд партии поставил перед нами задачу – активизировать протестное движение, организовать проведение Всероссийских акций.XIсъезд партии подтвердил актуальность лозунга: «Самоорганизация, самоуправление, самозащита народа». Этот партийный лозунг прошел проверку временем в ходе социальных боев 2005 – начала 2006 годов. В 2005 году на улицы вышло 3 миллиона 600 тысяч человек, а на март этого года цифра уже – около 2 миллионов. Мы сделали продвижение в этой работе. Конечно, мы понимаем, что костяк этих миллионов – примерно одни и те же люди. Но столь же хорошо мы понимаем и видим: каждая следующая акция вливает в ряды протеста новые десятки, сотни тысяч наших граждан.
Что бы ни происходило сегодня и завтра, мы должны помнить Всероссийский протест 2005 года. То народное недовольство показало, что ресурс протестного движения не всегда проявляется, но на самом деле велик и вопрос только в том, чтобы правильно находить болевые точки. Для этого нужно работать в двух направлениях. С одной стороны – стимулировать протестную активность. С другой стороны – ловить те волны, которые возникают в обществе стихийно. Пусть пример не слишком яркий, но недавняя протестная акция автомобилистов, – подтверждение появлению таких волн в практике протеста.
Если говорить в целом об особенностях протестных действий в 2005 году, то необходимо отметить процесс распространения протеста вширь по территориям регионов. Если до 2005 года Всероссийские акции проводились, как правило, в центральных городах, теперь они стали проходить в районных центрах, небольших городах и поселках.
Главный результат этих выступлений – не только рост численности, но и качественное изменение. Население осознало, что есть рычаги непосредственного давления на власть. По данным различных социологических опросов, у семидесяти процентов граждан появилось понимание, что выход на улицы позволяет решить острые проблемы. Около 47% при социологических опросах заявляли о готовности в той или иной форме принять участие в акциях протеста.
В течение прошлого и текущего года организация и ход протестного движения неоднократно рассматривались на Секретариате и Президиуме ЦК КПРФ. Отдел Центрального комитета по рабочему и профсоюзному движению координировал акции протеста, проводил работу по распространению опыта массовых протестных действий, организовывал выступления в некоторых регионах. Важную роль играет постоянно работающий штаб протестных действий, в котором участвуют около 30 политических и общественных организаций. В последнее время состав участников расширился за счет ряда отраслевых профсоюзов. Значительное количество сторонников из числа региональных общественных движений имеют Марийское и Удмурдское республиканские, Алтайское, Краснодарское, Красноярское краевые, Волгоградское, Воронежское, Московское областные и другие отделения КПРФ.
Акции протеста продолжались в течение всего 2005 года. Главные темы: требование отмены 122-го закона. Протест против реформы ЖКХ и повышения тарифов в этой сфере. Акции против реформы здравоохранения. Против приватизации лесов и водоёмов. Требование пересмотра налогов на землю и высоких цен на земельные участки. Акции в поддержку политзаключённых. Защита Красного Знамени Победы.
По инициативе молодежных движений в ряде городов страны была проведена акция «Антикапитализм-2005». Традиционными стали акции, проводимые по инициативе Профсоюза работников агропромышленного комплекса, Движения в поддержку армии, Движения за возрождение СССР, работников науки и образования.
Значительным шагом вперед в развитии протестного движения явилось укрепление солидарности его участников. Это особенно наглядно проявилось в ходе усиливающихся в последнее время политических репрессий. Проходили специальные пикеты и митинги в поддержку политзаключенных. Петиции и требования прекратить разгул политических репрессий в стране содействовали освобождению наших товарищей в Краснодаре и Омске, в Ярославле и Санкт-Петербурге, в Москве и Ульяновске.
В ходе протестных мероприятий появились новые формы самоорганизации и самозащиты. В Воронежской и Ярославской областях стали активно развиваться институты местного самоуправления в виде Советов общежитий, территориального местного самоуправления. Комитетов обороны. Воронежский Совет общежитий объединил 35 тысяч жителей города из 87 общежитий в борьбе за свои права. Авторитет Совета таков, что городские власти не принимают ни одного решения без его согласия.
Особую выразительность растущего народного протеста продемонстрировало празднование 88-ой годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции. Наперекор решению властей во многих городах и поселках страны в этот день прошли массовые демонстрации, митинги и шествия, организованные КПРФ и ее сторонниками. В Москве 6 ноября более четырех часов продолжалось шествие москвичей и гостей столицы к Мавзолею В.И. Ленина. В нем приняло участие более 8 тысяч человек. А в рабочий день 7 ноября в шествии и митинге, посвященном этой знаменательной дате, приняли участие около 50 тысяч человек. Тот факт, что число участников празднования 7 ноября возросло именно в год отмены этого дня как выходного, - показало мощный эмоциональный заряд населения и дало сильный импульс проведению практически всех дальнейших протестных акций.
Власти пытаются сбить волну протеста частичными уступками и обещаниями, а также применением репрессивных мер против участников акций протеста. Показательным примером попыток приглушить протест населения явилось заявление о повышении заработной платы работникам образования и врачам. Сегодня очевиден лживый характер этих обещаний. Они были вызваны тем, что в октябре готовилась Всероссийская акция протеста работников образования.
Среди самых активных протестных регионов: Московская область, Москва, Волгоградская область, Алтайский край, Нижегородская область, Башкирия, Краснодарский край, Удмуртия, Самарская область, Саратовская область, Воронежская область, Санкт-Петербург, Красноярский край, Ставропольский край, Татарстан, Белгородская область, Приморский край, Кировская область, Оренбургская область, Пензенская область.
Решение проблемы – в организации работы, в том, как к ней подойти. Совершенно правильная практика, когда массовая работа, протестные мероприятия оформлены в единый комплексный план. Планы конкретной работы утверждаются региональным и всеми местными комитетами, многими первичными отделениями. В работу вовлечен каждый коммунист. Отсюда и результат. Например, в Московской области – за год проведено свыше 500 акций на социальную тематику, а Правительство области было вынуждено предпринять ряд мер, чтобы реализовать требования протестующих. Вот это – реальная политика. Ну а даже если результата не удалось достигнуть - выход людей на улицу, особенно в дни проведения Всероссийских акций протеста, обращает на себя внимание и населения и СМИ, позволяет, пусть пассивно, пусть на уровне обсуждения, подтянуть к нашим действиям людей, недовольных поведением власти. Обозначить в массовом сознании проблему – как проигнорированную властью.
Вместе с тем не может удовлетворять недостаточная активность в действиях протеста Алтайского республиканского, Владимирского, СмоленскогоКамчатского, Кемеровского, Калмыцкого, Северо-Осетинского, Читинскогорегиональных отделений.
Некоторые партийные комитеты недооценивают важность действий протеста на улице и подменяют их проведением собраний, семинаров, обсуждений в помещениях. Действуют без выдумки, отрывая акции протеста от агитационно-пропагандистской и организаторской работы.
Нужно учиться более творчески подходить к протестным акциям, к формам их организации. Во всем мире протестные мероприятия – яркие, неординарные, с особой атмосферой. И нам стоит отходить от шаблона, что-то активно перенимать и брать на вооружение. Мы уже используем такие приемы как перекрытие улиц и автомагистралей, блокирование административных зданий, выстраивание пикетов у домов, где проживают чиновники от власти. Но это только самые первые шаги.
Серьезным недостатком многих организаций остается слабая мобилизационная готовность.Для организации выступления протеста в регионе сегодня нужно не менее двух-трех суток, а организация одновременных выступлений в группе регионов занимает в среднем две недели. Поэтому актуальность создания мобильных групп при каждом партийном комитете возрастает. В целом для дальнейшего развития протестного движения перед нами стоит несколько задач.
Первая задача – создание групп быстрого реагирования. Это специальные структуры при комитетах, первичных отделениях, состоящие из активных членов партии, желательно молодых, которые в сжатые сроки способны организовать протестное мероприятие. В настоящее время такие постоянно действующие группы работают в полном объеме только в десяти отделениях партии.
Вторая задача – укрепление материально-технической базы организации проведения протестных мероприятий. Проблема в том, что основные ресурсы, как правило, сосредоточены в региональных комитетах и фактически отсутствуют в местных и первичных отделениях, количество которых – более 17 тысяч. Это связывает руки рядовым коммунистам, лишает их возможности оперативной инициативы. Как минимум, необходимо обеспечить эти подразделения партии звукоусиливающими установками.
Третья задача – вытеснение из массового движения протеста – псевдолидеров, которые своим участием, а вернее, своей попыткой пристроиться к акциям, - не только дискредитируют идею, но и размывают цели наших акций.
Четвертая задача - необходимо разработать систему мер для защиты нашего актива при попытках властей применить репрессии. Порой для этого достаточно создать общественное мнение, пригласить средства массовой информации, в некоторых случаях – необходимы более серьезные усилия. У всех нас на памяти пример Краснодара, где преследовались наши товарищи. Отстояли, отвоевали. Значит, - можем.
Пятая задача - неоднородность обстановки в различных регионах России требует от партийных организаций четкого анализа социально-политической ситуации, выявления наиболее острых проблем, возникающих у населения. Правильная оценка настроений населения в целом и его отдельных категорий позволит придать действиям протеста широкий массовый характер. Нужны конкретные программы под конкретные регионы. Классическая протестная программа работает только на наших проверенных сторонников. Чтобы расширять этот круг, нужно верно формулировать текущий запрос населения. Нужно как можно раньше выявлять социологию волнующих проблем. С этой целью, с целью максимально точного попадания в настроения людей, партии пора поставить вопрос о создании при каждом региональном отделении хотя бы небольших независимых от власти социологических служб.
Развивая и поддерживая протестные настроения, партийные организации должны вести постоянную агитацию и пропаганду. Распространять листовки, проводить индивидуальные и коллективные беседы и обсуждения. Проводить систематические агитационные пикеты. Организовывать как локальные, так и крупномасштабные митинги и собрания. Видимо, есть необходимость партийным организациям проводить ежемесячно «единый политдень» с выступлениями активистов партии, депутатов всех уровней перед трудовыми коллективами и гражданами по месту жительства. Там, где есть соответствующие условия, интервал между политднями может быть и меньшим. Отсюда возникает необходимость в регулярной подготовке и направлении в региональные, местные и первичные партийные организации методических и агитационных материалов. При этом обязательна работа на каждом уровне по использованию в агитации и пропаганде местных материалов.
В каждом регионе необходимо проводить «разогревающие» акции «по цепочке», выходя на большую одновременную акцию.Такое построение акций помогает усилить и умножить протестные настроения. Важно ориентировать партийные организации и коммунистов на проведение протестных действий не только в день, назначенный для проведения Всероссийской акции, но и в порядке подготовки к этой акции, и в развитие протеста в регионе после проведения Всероссийского мероприятия.
Красной нитью действий протеста в 2005 году стали митинги в поддержку референдума и постоянно действующие пикеты, обеспечивавшие работу комиссий, проводивших голосование по Народному референдуму.
В связи с необходимостью массовой поддержки будущих законодательных инициатив, - возможно, нам стоит принять решение о проведении Единого дня протеста против игнорирования властями итогов Народного референдума. В любом случае такая работа должна планироваться как ряд последовательных, логично связанных друг с другом действий. В протестной работе мероприятия надо построить по принципу цепочки, так, чтобы уже при первом контакте с гражданином он был проинформирован о следующем контакте, потом о третьем и так далее.
На референдуме проголосовало более 7 миллионов человек. Именно с них целесообразно начать формирование базы поддержки борьбы за реализацию результатов референдума. Важно, чтобы и деятельность КПРФ и свой выход на акции протеста люди воспринимали не как внутрипартийное мероприятие, а как естественное развитие событий. То, как выстроить такую работу, технология этого процесса, - описывается в материалах, подготовленных Комиссией ЦК по рабочему, профсоюзному движению и протестным действиям.
Хорошую почву для активизации этой работы дала нам прошедшая 3-4 марта Всероссийская акция протеста против нового Жилищного кодекса, в которой приняли участие около 2 миллионов человек. Пока эта акция не вызвала должной реакции властей, действий не последовало. Но мы увидели живой отклик населения. Чего стоит только один факт: в поселке Пыталово Псковской области в середине февраля прошел круглый стол по теме тарифов, в котором приняли участие более 800 человек. В поселке – более 800 человек!
Главное, - что резко отличает эту акцию от прошлогодней, связанной с отменой льгот, - в этот раз люди не просто протестовали против реформы. Народ поднял на свое знамя лозунг КПРФ о том, что оплата ЖКХ не должна превышать 10% совокупного дохода семьи. Это было отмечено практически всеми СМИ. Вот это - реальная работа Народного референдума. И фактически начало работы по реализации одного из наших вопросов. По результатам акции уже утвержден план дальнейших мероприятий. Так, 8 апреля состоится еще одна Всероссийская акция протеста против жилищной политики властей. И важно эту акцию провести более жестко и более массово. Все аргументы у нас для этого есть. В одной руке – наши четкие, абсолютно реализуемые законодательные инициативы по жилищной тематике. В другой руке: Гражданский кодекс, где в статье 12-ой говорится, что, - когда создаются экстремальные условия для жизни, - народ имеет право проводить акции гражданского неповиновения. Наконец, в наших сердцах – ненависть к чудовищной несправедливости, когда размер квартплаты составляет более 60% от средней заработной платы.
Товарищи! Всё последнее время Народный референдум и резкое усиление протестного движения – дополняли друг друга, подпитывали друг друга, вобрали в себя мощный заряд народного недовольства и стремления к лучшей жизни. Заставили власть реагировать. Пусть медленно, пусть не в полной мере, но реагировать. И когда мы говорим, что Народный референдум и усиление протестного движения дали нам рычаги влияния на политику, мы говорим о совершенно конкретных вещах. Приведу несколько примеров. Борьба против закона №122 привела к тому, что власть вынуждена была вернуть населению более 350 миллиардов рублей. Власти пришлось перенести срок введения в действие закона №131 о местном самоуправлении на 3 года, мы приостановили эту безденежную передачу полномочий вниз. Даже по Новому жилищному кодексу удалось продлить сроки приватизации жилья для населения и сроки создания товариществ собственников жилья (ТСЖ). Удалось остановить идею взимания земельного налога с владельцев садовых участков. Наконец, может быть, самое главное: при всей своей слабости «национальные проекты» власти – не что иное, как реакция на наши альтернативные предложения в области образования, здравоохранения, сельского хозяйства, жилищной политики. Сегодня даже распространяется практика, когда «Единая Россия», приняв очередной варварский закон, затем вносит к нему поправки, о которых говорим мы, но уже от своего имени. Такую практику, безусловно, нужно разоблачать. Но свидетельствует она о главном: у нас в руках – новое, мощное политическое оружие. Оружие, которое надо доводить до совершенства.
И для того, чтобы и Народный референдум и протест продвигались по направлению к достижению весомых политических результатов – мы должны укрепить нашу агитационную работу.
АГИТАЦИОННАЯ РАБОТА:
ОТ ТЕЗИСОВ - К ОБРАЗУ БУДУЩЕГО
Уважаемые товарищи!
Прошлой весной мы подробно, может быть, даже слишком подробно, останавливались на формах и методах партийной агитации. Было предложено немало новых форм. Скажем сегодня прямо: мы достигли немало.
В том числе это заметно по той печатной, аудио- и видео продукции, которую готовят наши организации в ходе региональных выборов. С точки зрения качества пропагандистской работы и оперативности за год прибавили партийные газеты. И сегодня можно сказать: мы в целом научились делать агитацию на хорошем уровне.
Где-то лучше, где-то хуже, но и тот опыт, которым делится ЦК КПРФ, и та инициатива, которая проявляется на местах, - дают результат. Многое, конечно, не было сделано, не до всего доходили руки, не на все хватало сил. Это, например, касается организации агитационной кампании недоверия государственным СМИ. Сильный резерв, думаю, мы еще им воспользуемся. Но куда более важно сейчас вернуться к упущенной теме расширения арсенала агитационных приемов, которые можно использовать в Государственной Думе и региональных законодательных собраниях.
Ведь это особенно важно будет в ближайшей перспективе, когда мы станем продвигать «Пакет народной инициативы». Это должно быть слышно, видно. Это должно быть ярко. Это должно выглядеть не только как предложение КПРФ, а как поход народа к власти, потому что по сути – так оно и есть. В связи с этим ЦК КПРФ на уровне фракции КПРФ в Государственной Думе, а региональные отделения партии на уровне законодательных собраний регионов должны уже сейчас продумывать план мероприятий, нацеленный на решение этой задачи с точки зрения форм ее воплощения.
Так что в работе над качеством продукции и способами агитации мы не сбавляем, а добавляем. Но сегодня более подробно я бы хотел сказать не о формах, а о содержании агитационной работы. Без свежего слова, опирающегося на нашу идейную базу, без опоры на запрос населения – нам будет непросто. И вряд ли верно сказать сегодня: у партии есть вопросы Народного референдума и этого достаточно. Нет, недостаточно. Вопросы Народного референдума – это только первое приближение к нашей программе, опорные точки.
Нам просто необходимо активизировать теоретическую работу. X Съезд поставил перед нами эту актуальную задачу. Сама жизнь ставит ее перед нами. В связи с этим Президиум и Программная комиссия обратились к партии и сторонникам - дать оценку новым тенденциям в общественном развитии и конкретизировать ближайшие задачи КПРФ. Нам предстоит дать точную характеристику сложившегося строя. Провести анализ изменений в положении социальных групп. Раскрыть взаимосвязь социально-классовой и национально-освободительной борьбы. Обсудить место России в современном мире. Почему мы не хотим и не можем вести такую работу в узком кругу философов и идеологов? Потому что наше слово будет только тогда точным, когда впитает в себя жесткий анализ ситуации, живую боль и желание действовать – каждого региона, каждого активиста, каждого несогласного с нынешним курсом.
Товарищи, думаю, в процессе этой работы, теоретической дискуссии, мы должны ставить перед собой цель подготовить не «собрание по-новому сформулированных идей», которое яркой брошюрой будет лежать на полке. Мы должны подготовить идеологический продукт максимально прикладного характера. Это должен быть такой текст, в котором будут не только задачи, но и понятные, ясные способы их решения в сегодняшней, а не абстрактной обстановке. Это должен быть боевой, энергичный документ, который не только вселяет в человека надежду, - надеждами всю страну и так кормит власть, - этот документ должен вселять желание работать вместе с нами на достижение поставленных и реализуемых целей. Это если говорить о программе-минимум и в целом о первоочередных задачах.
Но что не менее важно - сегодня нужно обозначить черты того общества, того будущего, которое мы стратегически хотим построить. Искренняя ностальгия людей по Советскому Союзу – наш помощник и душа такой программы. Но ностальгия не может быть знаменем. А нам нужно – знамя, за которым нашим людям, воспитанным на ценностях подлинной справедливости, - хочется идти вперед без страха и сомнений.
Вопросы идеологии, классовый анализ, - это то, что всегда было в основе наших подходов к оценке ситуации и выработке программы действий на протяжении всей современной истории партии. Однако в последние несколько лет, примерно с 2000 года, обстоятельства вынуждали нас учиться вести борьбу в ситуации, когда вопросы идеологии умышленно уводились нашими конкурентами на второй план. Во многом борьба приобретала ситуативный характер. Мы объясняли и показывали гражданам, что власть не выполняет своих обещаний, делает часто прямо противоположное. Доказывали, что политический и социально-экономический курс должен быть другим.
В то же время именно сейчас идейная полемика снова возвращается в политическую практику. Сегодня мы должны ответить не только на вопрос: как надо. Но и почему надо так, а не иначе. Ведь именно на этот вопрос хочет ответить власть, пытаясь сформулировать и подготовить идеологическую базу под тот курс, который проводится.
Почему власть наконец занялась поиском идеологии? Причина очевидна.«Единая Россия» будет участвовать в предстоящих выборах в более сложных условиях. И одного административного ресурса будет мало, придется разговаривать с людьми. В связи с этим для партии власти «Единой России» ищут не только политическую, но и «идейную» нишу, с помощью которой обществу будет прививаться некий консерватизм, страх сойти с проводимого курса. Это будет не просто «мы за все хорошее и против всего плохого», как это было раньше. Власть организационно готовится к тому, чтобы излагать свою позицию системно.
Подобные выводы прямо следуют из некоторых последних, самых свежих программных выступлений тех, кто пытается придать идейное звучание политике, которую проводит Кремль. В ближайшее время региональные организации получат рекомендации, основанные на анализе этих документов. Но уже сейчас мне бы хотелось остановиться на нескольких посылах, которые идут из этих материалов. Там есть два вида позиций. Позиции «против» и позиции «за».
Сначала о позициях «за».
Первая – это построение некой«суверенной демократии». Таким путем осуществляется попытка и дальше эксплуатировать патриотическую идею. Подчеркивать, что российские власти следуют концепции «особого пути» России, якобы не отказываясь от демократии, но ограничивая иностранное экономическое и политическое влияние и присутствие на территории страны. В связи с этим темы эффективной внешней политики, ее опоры на патриотизм и самостоятельность России будут также активно развиваться. Одновременно с этим будет раскручиваться идея о России как мировом энергетическом лидере, что станет некой вариацией на тему великой державы.
Мы уже давно привыкли к тому, что власть занимается перехватом патриотических лозунгов, особенно в части дипломатических дискуссий с Западом. Да, в ряде внешнеполитических оценок точка зрения партии и точка зрения Кремля – сходятся. В то же время, мы не видим, что российская внешняя политика нацелена на инициативное стратегическое влияние на мировые процессы в рамках тех традиций, которые долгими десятилетиями создавала советская власть.
Что касается демократии. Не стоит тратить время на то, чтобы в очередной раз подводить доказательную базу под авторитарность нынешней системы. Доказать это не трудно. Да и не в этом суть. Объяснять в нашей агитационной работе отличия демократии от авторитаризма – значит, стучаться в закрытую дверь. На повестке другой вопрос. Вопрос утерянного доверия ко всяким выборам, к обещаниям, к понятию «представитель народа». Это показывает протестное голосование на региональных выборах, наконец, это сегодня скажут 9 из 10 случайно опрошенных человек. Не заметить этого невозможно. И здесь наш главный пропагандистский тезис сегодня – введение ответственности чиновников всех уровней и механизмы их отзыва гражданами.
Вторая позиция - власть берет на вооружение терминологию социальной справедливости. Назову несколько не столько основополагающих, сколько показательных тезисов власти.
Во-первых, власть будет пытаться заставить людей поверить, что социальная справедливость требует не очередного передела собственности, а честной уплаты налогов. Принципиальный момент для нового витка идейной полемики. Выигрышный для нас хотя бы потому, что даже внутри «Единой России» боятся произнести этот тезис вслух, а в печати уже слышаться голоса единороссов, что, мол, может быть, собственники что-то доплатят государству, чтобы хоть как-то замолить грехи. Не грехи это, - а преступления. И люди это знают и пятнадцать лет помнят об этом, будто случилось это вчера. И потому мы уверенно противопоставим такому подходу свой тезис о возвращении в государственную собственность природных ресурсов и стратегически важных отраслей. И никакой рынок не рухнет, если вести эту работу не по принципу «отнять и поделить», которым запугивают общество, а на основании грамотно подготовленной законодательной базы, которая обеспечит единый и ясный для всех подход, предусмотрит элементы подстраховки экономической системы на время переходного периода. То, что работает в интересах страны, в интересах ее конкурентоспособности, то, что делает какой-либо продукт лучше, чем сможет сделать государство, - так и будет дальше работать. Но те, кто работает в ущерб интересам страны, те, кто обдирает население ради личного обогащения, - не налогами откупаться должны, - должны вернуть общественное достояние – государству и народу. Справедливость можно строить только на справедливом фундаменте. Такой подход, подход справедливости подлинной, – наше серьезное агитационное оружие.
Во-вторых, власть будет пытаться заставить людей поверить, что устойчивое развитие свободного общества, свободной экономики предполагает более справедливое распределение национального продукта. Все верно, товарищи. Но только если убрать из этого тезиса слово «более». Вот здесь наша полемика с властью приобретает самый наглядный характер. Более справедливое относительно чего? Относительно сегодняшнего дня? И насколько «более» справедливое? Или это движение от очень несправедливого к просто несправедливому? Одним словом, не может быть такого. Распределение может быть либо справедливым, либо не справедливым. Это вопрос системного характера. Действительно, жировая прослойка в виде профицита бюджета, золотовалютных резервов и стабилизационного фонда позволяет властям «делиться» с населением в рамках каких-то программ. Но это не политика социальной справедливости, это политика «социального умиротворения». Социальное умиротворение будет проводиться как посредством национальных проектов, их число, вероятно, будет увеличено, так и через незначительные повышения пенсий и заработной платы. Будет создаваться иллюзия улучшения качества жизни при одновременной постановке амбициозных долгосрочных задач.
Подобной политике «социального умиротворения», которая будет подаваться под соусом «постепенных», а на самом деле медленных и мелких, экономических преобразований, - мы должны противопоставить политику «экономического рывка». Уверен, что никто из наших граждан не думает на сто лет вперед. Также уверен, что каждый из наших граждан понимает, сколь дорого в современном мире время. Его утрата – в сфере образования, в науке, в технологии, в обороне, - будет необратимой.
Именно поэтому мы должны говорить о народно-ориентированной экономике. Мы уже очень верно нащупали тему Стабилизационного фонда. Ведь если посмотреть, как она принималась два года назад и сейчас – это небо и земля. Люди знают и видят, что у государства есть средства. Люди знают и видят, что власть не вкладывает эти деньги в собственную страну. Люди знают и видят, что вчера Михаил Фрадков по-отцовски хвалит смущенного Германа Грефа за блестящий доклад, а на следующий день вдруг вспоминает об инфляции и картинно возмущается профессиональной непригодностью министров. И теперь, развивая тему Стабилизационного фонда, мы должны предложить обществу цельную, умную, продуманную, конкретную программу – как, по нашему мнению, можно и нужно распорядиться накопленными средствами. Не просто заявить: надо вкладывать в реальный сектор и в заработную плату. Нужно указать те отрасли промышленности и производства, которые послужат локомотивом естественного экономического роста, и качественного, а не «поэтапного», улучшения благосостояния граждан. Вокруг подобной работы обязательно нужно развернуть специальную кампанию, привлечь отраслевых специалистов, организовать серию мероприятий, чтобы дискуссия была заметной. Общество ждет ответы. Власть, сосредоточившая все свои умственные силы на сырьевом секторе экономики, этот ответ дать не может и не хочет. Этот ответ дадим мы. Ответ на эти живые вопросы будет куда более заметен людям, чем оторванные от действительности программы.
Третья позиция - Кремль и партия власти решили предметно заняться политической социализацией молодежи. Цель – сформировать заведомо лояльное поколение. Переплавить задатки социальной активности и максимализма молодых людей в удобные для властей формы. Мы привыкли рассматривать молодежную политику – как нечто нужное, но добавочное ко всему остальному. Сегодня следует перемещать значительный протестный и агитационный акцент именно сюда. Вырабатывать аргументацию, нацеленную на настроения молодежи. Судя по студенческим акциям, на которых приходится выступать, потенциал молодежного протеста вызревает. А события, происходящие в Европе, во Франции, дают нашим студентам хороший пример отстаивания своих прав.
Теперь о позициях «против», которые содержатся в идеологических установках власти. С целью консолидации вокруг себя элиты и общества, власть использует пропагандистский прием создания «образа врага». Как своих внутренних врагов на этом этапе Кремль обозначает два течения.
Первое – олигархический режим 90-х годов. Для нас этот вопрос не стоял и не стоит, мы всегда боролись против олигархов и эта борьба продолжается. Но не об этом речь. Агитационная работа власти всегда ведется по схеме склеивания своих политических конкурентов с образами, которые отрицательно воспринимаются в обществе. Думаю, на счет попыток связать КПРФ с олигархами мы уже сделали для себя выводы из прошлых выборов и выработали стойкий контрпропагандистский иммунитет, - и в этот раз эта тема нас не затронет. Тем более что ответ на этот вопрос мы четко даем, разъясняя свое видение социально-экономической политики.
Куда большую опасность несет второе, новое направление, так называемое, «антифашистское». Заложенное в сознание нашего народа неприятие фашизма и фашистов позволяет, как считают идеологи Кремля, компрометировать оппозиционные и нелояльные силы за счет ассоциации с заведомо негативными персонажами. Одновременно это позволяет дискредитировать нелояльные политические силы, ассоциируя их с фашистами. При этом фашистские тенденции для создания реальности угрозы будут в каком-то виде подогреваться заинтересованными силами.
Вот это – реальная опасность, так как власть уже сделала несколько попыток опорочить КПРФ. Главная попытка – «Антифашистский пакт», который в провокационном русле был раскручен, как неподписанный нами. На самом деле партия власти уходит от реальной работы по устранению причин для розни. А причины – в бедности, которая порождает злость, а злость в свою очередь порождает насилие. Вместо этого в документе на одну доску с экстремизмом поставили так называемое разжигание «социальной розни». Если называть вещи своими именами, то это просто провокация. Ведь «разжигание» - это не когда «говорят» о проблеме, а когда «создают проблему».
Что касается нашей позиции, то мы и без Пакта проживем. Все необходимые подписи мы давно поставили под Нюрнбергским приговором, - и миллионы коммунистов расписались своей кровью на полях сражений. Политический костюм национализма и разжигания розни на нас при всем желании невозможно напялить. Историей доказано, что коммунисты всегда боролись с фашизмом. Поэтому любые попытки склеить КПРФ с этой темой, - будут только на руку тем силам на Западе, которые хотят переписать историю и нанести таким образом удар по национальным интересам России.
В этой связи стоит вспомнить январскую сессию Парламентской ассамблеи Совета Европы, когда коммунизм пытались поставить на одну доску с фашизмом. Почему это происходило? Почему именно сейчас? Это не просто сведение счетов. Это в первую очередь носит политико-инструментальный характер. Это страх перед теми процессами, которые происходят во всем мире. Мы прекрасно видели за этим документом желание отвлечь внимание европейского и мирового сообщества от реальных проблем, от преступлений совершаемых ежедневно. В Югославии, в Ираке, в Афганистане, в Пакистане и других независимых государствах. Ну а главное, авторы документа проговорились в своей декларации, что ностальгия по коммунистическим временам ведет к возникновению угрозы прихода к власти коммунистов в той ли иной стране. Вот, чего боятся авторы документа. Авторы правы. Но они боятся не только ностальгии.
Идеология социальной справедливости, получившая чувствительный удар после разрушения Советского Союза, снова набирает силу. Западный капитал взволнован ростом левых настроений во всем мире. Сегодня - взрыв популярности левых идей в странах Латинской Америки. Консолидируются европейские левые. Здесь же - особый разговор о России, где либеральные партии и либеральные реформы - больше не воспринимаются обществом. Возможно, именно из-за страха перед ростом левых настроений антикоммунистическая кампания против нашей партии вновь активно проявилась уже внутри страны.
Очевидно, что власть не определилась окончательно с тактикой. В том числе – есть и позитивные моменты. Например, неплохой была линия, которой придерживалась делегация Государственной Думы в ПАСЕ. Но мы должны быть готовы ко всему.
И особенно внимательно подойти к работе на предстоящей в апреле Всероссийской научно-практической конференции «Коммунисты и русский вопрос»,где мы постараемся раскрыть суть русского вопроса через особенности социально-экономического и духовного положения народа в данный исторический период. Насаждение либеральной модели в России под нажимом США и контролируемых ими международных институтов привело к человеческим потерям на территории Российской Федерации в 10 миллионов человек, из которых - 9 миллионов - русские.На конференции в своем анализе мы обязательно будем учитывать, что капиталистические ценности противоречат глубинным традициям русского народа, что русский вопрос может найти свое решение только на основе единства национальных интересов страны с интересами и исконными ценностями народа. Хотелось бы, чтобы Конференция смогла акцентировать внимание общества на многовековой традиции считать себя русским не «по крови», а по культуре, по государственной принадлежности, любви к Отечеству. Благодаря этой традиции на Руси и в России достигались поразительные результаты и благодаря ей русский народ сумел стать стержнем уникальной многонациональной общности, основанной на дружбе народов. Мы должны выработать свою позицию по русскому вопросу и, что не менее важно, - не позволить эту позицию кому-либо извратить, а желающие найдутся обязательно. Это серьезная пропагандистская задача.
Что касается консолидации общества, то со своей стороны мы могли бы выйти с идеей организации более здравой, более полезной, более актуальной общественной дискуссии и политической кампании. Условно говоря, это можно назвать «Антикриминальным пактом», цель которого определить, как бороться с криминалом и коррупцией в современной России. Принять участие в этом смогут организации, которые докажут свою готовность бороться с криминалом и кто не замешан в коррупции. Мы должны говорить открыто, что власть не борется с криминалом и коррупцией и что КПРФ со своей стороны выдвигает лозунги борьбы за чистую и честную власть.
Товарищи! В любом случае мы должны помнить, что главное наше оружие – перехват инициативы и созидательная работа.
На внешнем направлении в ответ на антикоммунистическую кампанию наша реакция оказалась чрезвычайно быстрой. Протестные выступления в центре Европы, в которых мы приняли активное участие, наша идейная убежденная полемика в Страсбурге, - фактически заблокировали принятие вредных рекомендаций по проведению в жизнь резолюции ПАСЕ. Затем был подготовлен и «Меморандум о задачах борьбы против империализма и необходимости международного осуждения его преступлений». Приговором империализму звучат данные Доклада ООН за 2005 год.Совокупные доходы 500 самых богатых людей мира превышают доход беднейшей части населения планеты, которая насчитывает 416 миллионов человек.Политическая и моральная оценка прошлых и нынешних дел империализма необходима именно сейчас, когда страны, придерживающиеся установок этой идеологии, пытаются навязать свою деятельность как некий эталон для подражания. К нашему Меморандуму сегодня можно добавить и политическую расправу Гаагского трибунала – юридического отдела НАТО и западных спецслужб - над Слободаном Милошевичем, не покорившимся защитником народа Югославии, борцом против насаждения в своей стране американских порядков. Сегодня текст Меморандума уже обсуждается коммунистическими партиями всего мира. Планируется проведение международной встречи в Москве.
Такая же наступательная тактика должна вестись и внутри страны. И наша программа-минимум, и наша программа-максимум, - должны звучать, должны быть глубокими по содержанию, легко и доступно изложенными по форме.
Отдельное направление – обновление отраслевых программ. Многие из них уже готовы и требуют незначительной доработки. Но на этом этапе особое внимание нужно уделить следующим программам. Программе здравоохранения, она у нас пока слабовато прописана. Программе, посвященной Вооруженным силам, так как эта проблема сейчас постепенно выходит на первый план. Программе защиты пенсионеров – нам нужно четко донести до них нашу программу. Кроме того, мы должны иметь содержательный ответ на случай, если Кремль будет и дальше продвигать Партию пенсионеров. И здесь мы должны сработать на опережение, не дожидаясь, пока этот проект раздуется до общефедерального уровня.
Работая над подготовкой всех этих документов, мы должны подходить так же, как необходимо сегодня подходить к общению во время встреч. Опыт показывает: наша позиция как таковая, «за» мы или «против» чего-то – не вызывает интереса даже у людей старшего поколения. Люди говорят: «ну и что? У нас тоже есть позиция, только какой от нее толк». И здесь нужно стараться убежденно, доступно и уверенно давать ответы на вопросы: что мы предлагаем; почему нужно верить именно нам; как реализовать наши предложения; есть ли для этого силы и возможности.
* * * * *
Уважаемые товарищи!
В партии идет отчетно-выборная кампания. И какую бы тему мы с Вами ни обсуждали, сколько бы объективных и субъективных факторов ни анализировали, - есть один вывод, с которым сложно поспорить: где развитая партийная структура, там развивается инфраструктура, там и результат работы. Там хорошо прошла работа по Народному референдуму, там активно идут протестные акции, там и выборы проходят успешно. Совершенствование партийных структур, прием новых членов, энергичная работа на местах, - вот гарантия нашего успеха в политической борьбе. Не все, но очень многое зависит от нас самих.
Сегодня наши силы и возможности – в постоянном контакте с населением. Все наши резервы – в дисциплинированном, неравнодушном и творческом подходе к выполнению задач, нацеленных на усиление протестного движения и агитационной работы. Нацеленных на превращение энергии и слова народа – в дело реальной политики.
Люди эту работу замечают. По опросу Центра международных социологических исследований, который был проведен в 40 регионах, на вопрос, деятельность каких партий или движений в большей степени привлекала ваше внимание в 2005 году, результат был следующим. «Единая Россия» - 31%. КПРФ – 27%. Остальные не выбрались даже за 12%. Поэтому на нас с вами лежит большая ответственность в этой двухпартийной борьбе. И хотя сегодня мы говорим об «итогах» Народного референдума, - все только начинается.