Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Госдума в форсированном темпе приняла в новой редакции закон "О противодействии терроризму"

Не победить, а чуть-чуть побороться

Галина Платова
2006-03-02 11:49

По сигналу Кремля Госдума в форсированном темпе приняла в новой редакции закон «О противодействии терроризму»: 21 февраля – во втором чтении, 26 февраля – в третьем, ради чего было проведено не планировавшееся ранее воскресное пленарное заседание. 

Обычно за всеми поспешно принимавшимися законами кроется подвох. Так было с монетизацией, с реформированием ЖКХ, Жилищным кодексом и рядом иных законов. Ускорение закону о противодействии терроризму придал Указ президента от 15 февраля 2006 года №116 о создании Национального антитеррористического комитета (НАК). Для его работы срочно потребовалась законодательная база, и она была обеспечена думским большинством. Что за этим может стоять? Не исключено, что власть готовится представить обществу выводы о теракте в Беслане. Масштабными и глубокими они точно не будут. Кроме единственного обвиняемого, случайно угодившего в сети российского правосудия, следствие никого больше виновным не называет. Парламентская комиссия во главе с членом Совета Федерации А.Торшевым, похоже, занята в основном фильтрацией материалов, чем их анализом. Но сказать народу что-то нужно. И вместо правды о расследовании будут говорить о «решительных» мерах для борьбы с террористами: создание НАК плюс закон о противодействии терроризму.

Будет ли эффективным НАК? Сомнительно. Пока ни одного эффективного органа в стране ещё не появилось. Все властные вертикали увязли в коррупции и лжи. А закон - подстать тому, что происходит вокруг нас. 

Первый вариант противотеррористического закона появился в 1998 году. После Беслана власть решила его ужесточить. Но принятый в первом чтении его обновлённый вариант всполошил демСМИ и «продвинутую» демобщественность положениями о введении режима террористической опасности в районах, где, по полученной информации, возможен теракт. «Режим» предусматривал многие ограничения, в том числе на доступ журналистам и правозащитникам в указанный район, что было встречено в штыки «передовыми» представителями «вызревающего» гражданского общества. Они подняли традиционный гвалт о нарушениях их прав и свобод, что на российскую власть обычно наводит ужас. Законопроект завис в президентской администрации. Появившийся 15 февраля 2006-го Указ президента о НАК подхлестнул подготовку проекта. Спорные вопросы Указом переданы в полномочия НАК. Думский комитет по безопасности срочно привёл текст нового закона «в соответствие с предложенной президентом системой государственного управления противодействию терроризму». Составляющие этой системы – президент, правительство, НАК, в субъектах РФ – антитеррористические комиссии, оперативные штабы на федеральном и региональном уровне, они же в час «икс» становятся оперативными штабами по управлению контртеррористической операцией. Из 200-от поправок, поданных к проекту, «единороссовское» большинство учло половину – президентские и свои. Поправки от оппозиции остались в аналах комитета, как факт «широкого» обсуждения текста закона.

 Снова, как и с законом о некоммерческих организациях, власть пошла на попятную перед демгласностью и правозащитой. Отменены «режимные» ограничения и изъят раздел о противодействии финансированию терроризма, «вполне добротный», по словам заместителя председателя комитета по безопасности «единоросса» А.Куликова. «Общество к таким мерам не готово», сказал он, не уточнив, однако, какое «общество» имеется в виду.

Между тем, закон открыл зелёный свет участию Вооружённых Сил РФ в проведении контртеррористических операций и в пресечении международной террористической деятельности за пределами РФ. Где и как пресекать, - решит президент или руководитель штаба по контртеррористической операции, гласит закон. Эти положения вызывают тревогу во фракции КПРФ. «Это слишком вольное обращение с армией», считает заместитель комитета по безопасности коммунист Виктор Илюхин. Особенно беспокоит вопрос, хватит ли стойкости у главнокомандующего, чтобы уберечь нашу армию от авантюрных походов под давлением внешних инициатив. Вопрос остаётся открытым. 

Положения о защите лиц пострадавших от терактов и тех, кто боролся с террористами, почти не претерпели изменений. Видно, эта тема мало интересовала разработчиков новой версии закона. И цена жизни бойца с террористами определена вполне по-кудрински: за погибшего семья получит единовременное пособие в размере 600 тыс.руб. Чуть более 20 тыс. долларов. Ничтожная цена и жалкое утешение родителям, сиротам, жёнам. Хотелось бы знать, в какую сумму оценивают свою жизнь авторы данной «нормы»? Если, к примеру, забор на даче олигарха стоит в несколько раз дороже. И это закрепляется законом! Можно ли такой правовой акт считать справедливым? Ответ очевиден.

Но власть уходит от ответа, одновременно пытаясь найти определение понятию «терроризм». Ему в законе даётся крайне расплывчатое толкование: «терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий». Слов много, а смысл ускользает. Случайно ли? Думается, что нет. Подобное определение удобно в пользовании. Под него можно притянуть любое протестное выступление граждан и чинить над ними расправу «по закону». Особая опасность нависает над оппозиционными движениями, партиями и их лидерами. Для них закон не делает никаких оговорок, а толкование терроризма позволяет властям любого уровня принимать решения по своему усмотрению. Для этого достаточно будет в действиях оппозиции усмотреть «идеологию насилия».

Вместе с тем, закон легко уходит от поиска истины и корней терроризма, как явления, не называет причин его возникновения, по крайней мере, в нашей стране. Почему именно в последние 15 лет терроризм взял наше общество в кровавые тиски? Каждую минуту граждане рискуют подвергнуться террору. А откуда исходит зло, кто породил террористов, - закон умалчивает. В нём устанавливаются правила ведения боя с террористами, но ничего не сказано о противодействии терроризму, чему и должен быть посвящён закон. Не потому ли, что противодействие предусматривает устранение причин, которые плодят терроризм, и ответственность тех, чьи действия создали условия для терроризма?

Как можно противодействовать терроризму, если развязавшие Чеченскую войну до сих пор не ответили за своё злодеяние? Сегодня никто не отрицает, что именно эта война разожгла северо-кавказскую бойню, породила экстремистские движения, открыла пути проникновения в РФ чужестранным эмиссарам, деньгам,  идеологиям, поставила Россию на грань распада. Появились бандформирования, в которые стали вливаться обозлённые люди, потерявшие родных, работу, смысл жизни. И вливаются до сих пор, а государственные силовые ведомства борются с ними уже более десяти лет. И конца этой борьбе не видно.

Опять же встаёт вопрос: почему? Не потому ли, что весь социально-экономический курс, проводимый в стране, создаёт питательную среду для терроризма? В условиях, когда кучка приближённых к власти особ жиреет, а миллионы беднеют, когда стоят заводы, а на оставшихся работодатели безнаказанно не платят людям зарплату, когда учителю нечем заплатить за жильё, а школьнику не на что купить тетради, - противодействовать терроризму не реально. А законодателю впору заявить, что народ в России подвергается всестороннему террору. Социальному, - когда у самых бедных отнимают социальные льготы, бесплатную медицину и возможность выжить. Энергетическому, - когда среди морозов отключают жилища, школы, больницы от тепла и электричества. Коммунальному, - когда плата за жильё и коммунальные услуги взвинчивается до уровня, превышающего доходы граждан. Финансовому, - когда у людей изымаются честно нажитые сбережения, безнаказанно возводятся финансовые пирамиды и устраиваются дефолты. Культурному, - когда под видом произведений искусства насаждаются ложь, пошлость, низменность, агрессия. Экономическому, - когда ничего не производится, а всё только продаётся, перепродаётся и «прокручивается». Не менее жестоки и наглы такие виды террора, как информационный, коммерческий, этнический, единопартийный, наконец. Все они – результат не контролируемых государством так называемых рыночных отношений, тотальной безответственности должностных лиц, коррумпированности власти. В ответ на  террор общество отвечает протестом. И протест этот будет нарастать, потому что политика российского руководства противоречит интересам общества. И пока не будут вскрыты политические и социально-экономические язвы, разъедающие нашу страну, терроризм не удастся победить.

Во всяком случае закон, одним махом принятый «единороссами» по заказу Кремля, слабый помощник в противодействии терроризму. Таких законов, по мнению депутатов фракции КПРФ, в РФ накопилось горы. Они имеют право на существование, но толку от них немного. Данный закон, считает В.Илюхин, можно сделать эффективнее, но для этого над ним придётся много работать.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.