Олег Смолин: Слухи о нацпроекте "Образование России" сильно преувеличены
Это заявил депутат фракции КПРФ Олег Смолин, отвечая министру образования и науки Андрею Фурсенко на его бойкий отчёт Госдуме о модернизации системы образования в рамках реализации национального проекта. Практически каждый пункт, который министр представлял, как достижение, депутаты-коммунисты осаждали контраргументами. Рапортовал, например, Фурсенко о том, что бюджетные расходы на образование растут: в 2004 году было 121 млрд. руб, в 2005-ом – 155, в 2006-ом – 200 млрд.руб. Но ему тут же напомнили, что в стране имеет место инфляция, в среднем 10-12 процентов в год. К тому же бюджет страны вырос на 40 процентов, а увеличение расходов на образование составило всего 26 процентов. Обеспеченность образовательных учреждений бюджетным финансированием составляет всего 40-45 процентов от необходимой потребности. Так что номинальное увеличение цифр совсем не означает, что образование финансируется в приоритетном порядке. Скорее, по остаточному признаку. «Такая бюджетная политика означает намерение войти в развитое информационное сообщество задом наперёд», заметил О.Смолин.
Похвалился было министр, что «направления модернизации российского образования открыты к общественным запросам», «активному диалогу с обществом». Но и тут не складно получилось. Диалог, оказывается, происходит с сытой буржуазной верхушкой: объединениями работодателей, Союзом промышленников и предпринимателей и некими «институтами гражданского общества». Про диалог с педагогами, чей производственный цех «модернизируется» Фурсенко ненароком забыл. Или ему стыдно вступать в диалог с теми, кого опустили реформами за черту выживаемости? Министр сослался было на то, что проект был «широко» опубликован в СМИ, но тоже не учёл, что учителям давно уже не по карману выписывать газеты. Это в советское время они могли подписываться на десятки изданий, а при капитализме газеты стали для них непозволительной роскошью.
От щекотливой темы об учительской зарплате Фурсенко мечтал отделаться бодреньким рапортом о доплатах в 1 тыс. руб. классным руководителям согласно нацпроекту. Так это ж не всем, а только тем, у кого в классах не менее 25 учеников, опять вмешались депутаты. А с учениками начинается дефицит. За последние 5 лет их число по РФ уменьшилось на 5 млн. человек или на 25 процентов, и спад продолжается. Сейчас в среднем по стране на одного педагога приходится менее 10 учеников (в европейских странах - 15). При таком соотношении далеко не каждый педагог получит желанную прибавку к его скудному жалованью.
Но логика Фурсенко неумолима: стоимость педагогического труда должна зависеть от количества обучаемых. Финансирование будет подушевым, «деньги идут за учеником». В нацпроекте как раз и заложен принцип «нормативного финансирования». Почасовая оплата труда, применявшаяся при социализме, отменяется. Начальное и среднее профессиональное образование подвергнется реструктуризации, «чтобы соответствовать рынку труда». А образование в вузе изменится таким образом, чтобы «выпускник был востребован работодателем».
Фурсенко много говорил о том, как нужно поднимать уровень обучения, как нужно качественно работать учителям. Но не ответил на депутатский вопрос, можно ли требовать качество за зарплату в 2-3 тыс. руб. Даже, после тысячной прибавки за классное руководство педагогу не выйти из нищеты. Но эта проблема, как вытекало со слов министра, его не занимает. Если в прежние годы учителям хотя бы обещали повысить зарплату до уровня среднего заработка в производственном секторе, то теперь министр только констатирует, что «разрыв между средней зарплатой по экономике и в сфере образования уменьшается медленно». А точнее - не уменьшается. И уменьшаться в обозримом будущем не будет. Копеечные добавки «согласно принятому законодательству» вряд ли покроют даже инфляционные потери. А чтобы создать видимость «заботы» государства о педагогах минобрнауки придумал систему грантов в 100-50 тыс. рублей для лучших учителей. В год их смогут получить 100-150 счастливчиков. Это «достойное», по меркам Фурсенко, вознаграждение, «дань уважения лучшим учителям».
У депутатов «дань» вызвала иронию. Во-первых, сказал Борис Кибирев (КПРФ), «система грантов для нескольких десятков учителей не повысит материального уровня российского учительства, а может ещё и породить конфликты в школьных коллективах». Во-вторых, добавил О.Смолин (КПРФ), «не факт, что при действующей в России бюрократической системе удастся избежать политизации при выборе претендентов на гранты, кумовства, а то и «откатов» в крупных городах. Не секрет, что РФ по уровню коррупции в мире уже переместилась с 90-го на 126-ое место».
Ещё большую язвительность среди думцев породили слова министра относительно «достойности» разового вознаграждения лучшим педагогам. Сам-то Фурсенко, согласно достоверной информации, опубликованной в газете «Ведомости» за 26 января 2006 года, входит в пятёрку «лидеров» по доходам среди министров российского правительства. В 2004 году (за 2005 год данных ещё нет) его среднемесячный заработок составлял 12 тыс. 203 доллара в месяц. А всего за 2004 год он получил 4 218 924 руб. Министр обладает личной квартирой площадью 143,8 кв. метра, земельным участком в 1478 кв. метра, жилым домом в 124,1 кв. метра и прилегающими к нему постройками площадью 31,9 кв. метра. Более, чем в 12 раз составляет разрыв между месячным доходом министра и среднестатистического учителя. Но, выдавая грант в 100 тыс. руб. лучшему учителю за его тяжкий, почти бесплатный повседневный труд, министр надувает щёки и убеждает всех, как велико и «достойно» единовременное вознаграждение, которое в 4 раза меньше того, что сам министр получает ежемесячно. Нравственно ли это со стороны министра? И выше ли его трудовая отдача по сравнению с учительской?
Отнюдь, если судить по состоянию российского образования. Красноречие Фурсенко и его коллеги, руководителя Федерального агентства по образованию (Рособразование) Григория Балыхина о грядущей модернизации, росту качества образования и всеобщей информатизации с компьютеризацией, не затмили фактов суровой действительности.
Какая компьютеризация? – восклицали депутаты. Вы что, господа, не бываете в провинциальных школах? В сельских школах вообще всё остановилось после 1990 года. В сотнях школ нет ни отопления, ни водоснабжения, ни противопожарной сигнализации, хотя после серии школьных пожаров министр Шойгу издавал грозные распоряжения. Только упустил из виду, что для реализации распоряжений деньги требуются. Денег нет – сигнализаций нет. Опять всё в распоряжении «авось». Что касается учебного оборудования, так оно во многих сельских школах «времён Очакова и покоренья Крыма», говорят депутаты. Нет современных кабинетов химии, физики, лингафонных. Даже таблица Менделеева подклеена скотчем, тогда как давно пора учить детей по электронным таблицам.
Но Фурсенко скорее закроет сельские школы, чем потратиться на их оснащение. Сам-то он учился в хорошей советской школе г.Ленинграда, где было всё необходимое, чтобы Андрей Александрович получил качественные знания, поступил в университет на физико-математический факультет, закончил его и «вырос» до министра образования. Что же мешает господину министру такой же шанс дать всем российским ученикам? Что движет им, когда он с непробиваемым хладнокровием закрывает сельские школы? «Количество школ в стране уменьшается постоянно, за 2005 год школ стало на 1 тыс. меньше, ещё будет закрыто 5,5 тыс. школ, где меньше 10 учеников», сообщил Фурсенко. Чем не национальный проект? Это уже покруче грантов для сотни учителей.
Всё делается якобы в интересах сельских детей, пояснял министр. Они будут ездить в поселковые, районные школы, где их качественнее научат. Но на чём им ездить? За 50-70 километров 7-8-летние ребятишки вынуждены тратить ежедневно по несколько часов на поездки в рейсовых автобусах, да и то в тех местах, где эти автобусы ещё ездят. «У нас есть программа «Школьный автобус» и норма, что дети не должны тратить на дорогу до школы более получаса», бормочет Фурсенко. И где же эта норма соблюдается, интересовались депутаты, и сколько «школьных автобусов» ездит по России? Если судить по информации в СМИ, даже в Московской области поездки в школу в переполненных рейсовых автобусах для сельских учеников превращаются в тяжкое испытание. А в тех деревнях, где Фурсенко школы закрыл, а автобусное сообщение стало не рентабельным, - дети вообще потеряли возможность учиться. Так стоит ли удивляться, что всё чаще приходят в армию новобранцы, которые не способны прочитать текст присяги.
В Астраханской области, рассказали депутаты, «2005 год был годом тотального погрома системы образования с закрытием нескольких профтехучилищ, ликвидацией ряда школ в сельской местности», «дети лишаются конституционного права на образование». «Это не погром, а реструктуризация», возразил Фурсенко. На все проблемы у министра специфический взгляд. Сиротам и беспризорникам, он рекомендует усыновляться, чтобы потом их обучали обеспечивали приёмные семьи… Минобрнауки не возьмёт на себя заботы об обездоленных, оно тщательно экономит бюджетные деньги. Экономия, по слухам, приносит министрам премии.
Возможно, по этой причине даже планы по «модернизации» российского образования у министерства достаточно скромные. Сейчас обеспеченность школ компьютерами составляет 1 компьютер на 56 учеников. К 2007 году, если удастся получить из бюджета 4,1 млрд.руб., то будет 1 компьютер на 35 школьников. Даст Бог, лет через 5, а может 10, РФ достигнет уровня Испании, Португалии, Греции, где соотношение 1/25. Чем не показатель «достижений» минобрнауки?
Отсутствие современной техники, учебников и учебных пособий, разнобой с учебными программами, поборы в школах, взятки в вузах, - всё разъедает остатки прежней отлаженной, высококлассной, доступной каждому россиянину системы образования. Сейчас питерец Фурсенко, следуя курсу либерально-монетаристских реформ, пытается решить идеологическую задачку: как модернизировать образования без особых затрат. Все учебные заведения разделены на федеральные, региональные, городские, муниципальные. Более менее финансируются учебные заведения федерального подчинения, им платят из федерального бюджета. Остальные – как придётся, муниципальные – хуже некуда, потому что местные бюджеты крайне бедны. Системный кризис переживает высшая школа, от среднего профессионального образования остались практически обломки. Преподаватели получают ничтожные зарплаты. Более половины мест в вузах – платные, и поступить в вуз, не заплатив, кому надо, почти невозможно. Поборы в школах, вузах стали повсеместной практикой.
Стипендии у студентов - смехотворные. В вузах – 600 руб., в профтехучилищах – 210 руб. Повышать их в этом году минобрнауки не планиует. Стипендии, считает Фурсенко, вообще не важны для студентов, их беспокоит, как найти хорошую работу после учёбы. Забыл министр, как минувшей весной, после многочисленных акций протеста студентов, срочно начал повышать стипендии и рассыпался в обещаниях. Ждёт очередных студенческий волнений?
Фурсенко делает вид, что увлечён грандиозностью нацпроекта «Образование в России». Его любимая терминология: образовательные услуги, реструктуризация отрасли, модернизация. Слова «реформа» министр избегает, чтобы «не раскачивать людей словами, которые вызывают отторжение». В чём-то Фурсенко, кажется, сумел-таки уловить настроения масс. Но ещё не осознал, что словесами заменить финансирования не удастся.
Депутаты так ему и сказали: нацпроект, на который выделено всего 15 млрд.руб., на высокий статус не тянет. Его надо наполнить средствами и расширить по содержанию, подчеркнул О.Смолин, озвучив позицию фракции КПРФ. Нацпроект ответит запросам нации, если в нём будет отражен весь спектр основных проблем: восстановление системы дошкольного образования, сейчас в стране сложился острейший дефицит мест в детских садах; восстановление системы обязательного бесплатного полного среднего образования; создание системы поддержки детей и студентов из малообеспеченных и проблемных семей; переход к общедоступному высшему образованию; восстановление образовательного канала на телевидении с сопутствующим психолого-педагогическим контролем за деятельностью телеканалов; разработка и осуществление программы электронного обучения; включение учителей в категорию госслужащих с соответствующими оплатой труда и социальными гарантиями. «Нищий учитель – это бедная страна», заключил Смолин. Фурсенко пристыженно промолчал. А депутаты, глядя на него, цитировали Салтыкова_Щедрина: есть легионы сорванцов, у которых на языке «государство», а в мыслях – пирог с казенной начинкой.