В борьбе за социальный прогресс
Недавно по инициативе Якутского рескома КПРФ, музея меценатства и Центра духовности «Туласа» при Якутской государственной сельскохозяйственной академии (ЯГСХА) проведен «круглый стол» на тему «Духовность как знамя борьбы за социальный прогресс». В работе «круглого стола» приняли участие: Виктор Губарев — первый секретарь Якутского рескома КПРФ, Ксенофонт Уткин — доктор философских наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ, заслуженный деятель науки РС(Я), заведующий кафедрой языка и культуры ЯГСХА, Кюнняй Гагарина — руководитель Центра духовности «Туласа», отличник образования РС(Я), отличник культуры РС(Я), Лазарь Филиппов — доктор философских наук, профессор, председатель республиканского Комитета защиты мира, Андрей Кривошапкин — депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн), кандидат социологических наук, Петр Докторов — кандидат экономических наук, заслуженный работник культуры РСФСР, Василий Жебсаин — специалист конно-спортивного комплекса ЯГСХА, Василий Павлов — заведующий лабораторией ЯГСХА, Николай Тихонов — доктор экономических наук, профессор и другие.
В своем кратком вступительном слове первый секретарь Якутского рескома КПРФ Виктор Губарев ознакомил участников «круглого стола» с вопросами, выносимыми на обсуждение: «Нынешнее духовное состояние общества», «Пути борьбы через духовность за социальный прогресс», «Субъекты саморазвития общества», «Модели новой духовности. Кодекс нравственности народов Севера», «Что предлагают коммунисты и патриоты».
Виктор Николаевич отметил, что рассматриваемые на «круглом столе» вопросы очень актуальные, поскольку отсутствие государственной политики по ним заводит общество в тупик. Сегодня состояние общества, если взять такие категории, как здоровье, психическое состояние, настроение, различные социальные болезни, приняло угрожающий характер. Спекулируя на этом фоне, очень часто говорят о каком-то согласии, единении, духовности, что это очень большая категория, нужная нашему российскому обществу, в том числе и нашей республике. Но для того, чтобы человеку было легче себя совершенствовать, ничего делается. Например, сегодня обострились социальные болезни: в стране насчитывается более трех млн беспризорников; более 70 тысяч девчат и ребят ежегодно умирают от наркотиков, а употребляют его несколько млн человек. Коррупция и преступность не знают границ. Уже просто не стесняясь говорят о том, что взятки берут сплошь и рядом.
По данным специалистов, сегодня в России более 300 млрд рублей идут на взятки. Это на 2,7 раза больше, чем бюджет страны. Слыша об этом, просто разум начинает теряться. Считаю, что человек должен соблюдать нравственные нормы.
Ксенофонт Уткин:
— Я хочу разделить свое выступление на несколько разделов.
1. Нынешнее духовное состояние общества
Нынешний этап духовного кризиса общества в целом обусловлен следующими причинами:
— во-первых, навязывающей тенденцией глобазационных процессов с их корпоративными интересами, т.е. усилением интеграции экономики, направляемой финансовым капиталом и мировыми банками;
— во-вторых, угрозой надвигающихся катастроф планетарного масштаба: экологической, экономической и этнической;
— в-третьих, политикой сверхцентрализации систем государственных структур, которой приоритетны процессы выкачивания природных и финансовых ресурсов;
— в-четвертых, отсутствием единой идеологии государственного устройства с разработанной теорией взаимодействия этнокультурных традиций, сохранения духовных ценностей народов и реликтовых остатков исчезающих культур.
Одновременно процесс всеобщей модернизации ведет к усилению разрушительных процессов в обществе: человек превращается в обслуживающий персонал техногенной цивилизации, властным хозяином становится детище человеческого творения — машинная индустрия. Усиливается ролевая функция, продолжается механизация среды и уклада жизни, тонкой организации — души человека. В государственном масштабе одержимо усиливается капитализация России в интересах крупной буржуазии, зарубежных фондодержателей. Россия, по существу, подрубает исторически сложившиеся исторические корни по указке глобалистов по американским образцам, игнорируя коренными интересами многочисленных народов. Сама глобалистика есть порождение и продолжение империализма в новых условиях.
Тем не менее однолинейный путь мирового развития по образцам западных идеологов обречен на тупиковый конец нынешней цивилизации, ибо он несет в себе однополярность управленческой манипуляции и психологию эгоцентризма. Разрушается закон равновесия и всеобщей гармонии. Безудержная капитализация и обслуживание компрадорской буржуазии в ущерб интересам трудового народа создают первопричину всем негативным процессам: социальным напряжениям, антикультурным явлениям, бездуховным моделям существований в сфере реального бытия и индивидуальной жизни.
Не только знанием законов диалектики и динамики социального развития, но и естественными устремлениями осознанная часть общества все больше и больше уясняет в себе непреложную истину: нужен разворот общества в противоположную сторону — в сторону социальной справедливости, в сторону духовного обновления общества, в сторону борьбы за осуществление немеркнущих идей социализма и коммунизма.
Учитывая нынешнюю расстановку социальных противостояний общества, XI (внеочередной) съезд КПРФ четко обозначил ориентир движения на современном этапе развития, в частности, перспективу социализма в эпоху глобализма.
Пути борьбы через духовность за социальный прогресс
Любое зло само по себе из жизни не уходит. Это закон естества, в том числе и социального. В обоих необходимо не только противостояние, но и противоборство. Как день побеждает ночь, свет пронзает мрак. Ибо рождающее, созидающее неумолимо идет к будущему, отжившее уходит к прошлому, оставляя недобрую память.
Страсть к наживе, нечестный образ жизни, одержимость властью всегда ассоциировались с понятием социального зла. Самой логикой общественного развития бытия нужен переход к более гармоничному, справедливому, светлому состоянию. Однако зло и добро никогда не уживаются вместе. Зачастую зло несет в себе устрашающую силу, оно наглее и мобильнее, связано с мощными началами темных сил и пробуждает дикие природные инстинкты. А свет действует силой разума, воли и неудержимой силой устремленности. В непримиримой борьбе зла и света по закону естественной истории должно победить зарождающее начало, обеспечивающее будущее развитие.
Социальная жизнь в основном моделирует вселенские и природные законы, что-то сотворяя свое собственное и неизменно устремляясь к справедливости и равновесию. Однако человеческий эгоцентризм никогда не соглашается к разумному диалогу, ибо в корне их взаимоотношений лежит непримиримая дилемма «я» и «мы» в отношении собственности.
На современном этапе общественного развития в который раз решается исход вековечных противостояний между трудом и капиталом. Чем больше накапливается общественное богатство во власти кучки монополистов-капиталистов, единичных, но всемощных олигархов, тем зреет народное сознание и самоорганизующее начало все больше превращается в мощное объединяющее начало.
Коммунистическая идеология на деле показала путь борьбы за социальную справедливость, модель Добра, Света и Счастья для всех честных людей. Только борьба, только наступление, только неумолимое движение могут обозначить и определять будущую перспективу по пути социальной справедливости и всеобщего прогресса.
Значит, необходимой парадигмой общественного устройства и социального бытия должна быть единая формула противодействия против капитализации страны — борьба по горизонтали и по верху. Нужна четкая и ясная позиция, зримый ориентир в теоретических и идеологических установках, оправданная и ощутимая практическая деятельность. В обыденном бытии и общественной жизни зачастую любая идея, здравый смысл теряется в словесных перебранках и в организационной неразберихе.
Поэтому во всеобщей борьбе за народное счастье нужны определяющие и мобилизующие идеи, стратегические поводыри и тактические указатели. На данном периоде разброса общества и всеобщей суматохи более приемлемой и эффективной могла быть идея подъема духовности: государственных структур, общественных объединений, семейных систем. Необходимы не одни риторические провозглашения, а практические действия в этом направлении, где основным определителем духовного самосовершенствования должен быть знаковый измеритель нравственности: «личный пример».
Народность всегда имела духовную почву. Истоки ее в религиозно-философских и фольклорно-поэтических традициях, в укладе и образе жизни предков. И в наше время, когда реформаторы и демократы по наущению прозападных глобалистов и наместников мирового капитала подрезают исторические и социальные корни современной России, народное сознание и народный дух поднимают исполинские силы и встают на защиту непереходящих духовных ценностей, напрягают силы против социального зла и его верховных манипуляторов.
Сегодня духовность приобретает не только национальную, но и общественно-политическую и классовую окраску как истинный носитель народного духа, как защитник интересов трудового большинства населения. Ибо есть политическая сила, идейно выдержанная и организованная организация — Коммунистическая партия Российской Федерации, единственный путеводитель народов России по выводу их из трясины противоречий, бесчестия на путь социальной справедливости, единения народов и гражданского согласия. Поэтому как никогда «духовность», как понятие и категориальная формула, формирует целостную систему: самосознания — самовыбора — саморазвития в аспекте устремленности к познанию, добронравственности, красоте и гармонии, постижении смысла жизни. Разбогатевших за счет ограбления национальных богатств, предавших интересы народа и своей страны в угоду амбициям корпоративных сил, нельзя считать духовными людьми в истинном смысле слова.
Их помыслы и дела связаны с антинародными явлениями коррупции, продажными комбинациями чиновничества в угоду криминальных структур и кучки олигархов. В докладе Г. Зюганова XI съезду КПРФ прямо говорится: «Общая сумма взяток, выплачиваемых чиновникам всех рангов, превысила по оценкам специалистов, в прошлом году 300 млрд долларов, что в 2, 7 раза больше доходов федерального бюджета» («Правда», 1-2 ноября 2005 года).
Такие факты, процессы и явления однозначно говорят об антинравственной сущности государственной социально-экономической политики корпоративных и монополизированных кругов нынешней власти, что адекватно антидуховной ориентации их личностных устремлений. Все это говорит о том, что борьба за выход из духовного кризиса есть борьба за социальную справедливость, за прогресс общества против власти капитала, криминализации государства.
В нашей республике более 10 лет назад была создана Академия Духовности. Министерство культуры переименовано в Министерство культуры и духовного развития. Хаптагайская средняя школа пятый год работает по единой программе Духовности. С этого года по такой же схеме будет работать Мархинская средняя школа Нюрбинского улуса. Четвертый год по авторской программе «Духовность» работает преподаватель Якутской государственной сельскохозяйственной академии Кюнняй Гагарина. В этом учебном заведении успешно работает Центр духовности «Туласа». Словом, есть ростки новой инициативы структур и отдельных энтузиастов.
Однако единая республиканская программа не разработана, следовательно, не разработаны и не обобщены опыты. Нужен единый призыв к общественности, управленческим институтам, исходящий из единого идейного центра. Якутский республиканский комитет Коммунистической партии Российской Федерации может и должен выступить с четким изложением путей и направлений подъема народной духовности: на научно-теоретическом, экспериментально-творческом и непосредственно практическом уровнях. Нужен республиканский научно-методический Центр духовности, как государственное образование, целенаправленно занимающееся не только разработками моделей, обобщением опытов, но и научно-методической рекомендацией по реализации идеологии и политики духовности. Сфера подъема духовности должна охватить каждый населенный пункт, каждую семью, трудовой коллектив, образовательные структуры и общественные организации. Эффективность потребительской, воспитательной и организаторской деятельности должна зависеть от духовно-нравственной установки «личный пример», что значит «вклад каждого».
У организованной социальной общности должны быть разработаны подпрограммы самосовершенствования, саморазвития по пути подъема духовности. Практическое воплощение идеологических и теоретических разработок, исходящих из инициативных начал рескома КПРФ, есть действие, напористость и целеустремленность, в пространстве которых идет борьба Света, Добра, Справедливости против всех проявлений антикультуры и против культуры. Это есть борьба за духовность, за социальный прогресс, где как идейное знамя выступает сама духовность.
Субъекты саморазвития общества
В существующей ситуации переходного времени в недрах сознания человеческой сути произошли коренные изменения. У определенной части населения поменялись ценности жизни. Психология дикого рынка сбила с пути целый ряд деятельных и энергичных людей, соблазняя их приманками наживы и накопления капитала. Эпидемия массового потребительства и личного обогащения охватила молодежь, быстро схватывающую негативные тенденции, чем здоровые позитивы общества. Западный стиль жизни, образцы западных моделей умело и тонко навязываются извне, рассчитывая на духовную пустоту разлагающегося устройства. У другой части населения, обездоленной чиновничье-бюрократической и олигархической структурами, перекосы самосознания сузились почти до биологического состояния в тисках повседневной борьбы за свое существование, за индивидуальное выживание. Такая категория социально необеспеченных мыслит примерно так: «Духовность как понятие добропорядочности, душевной щедрости сама по себе весьма притягательна. Но в условиях обездоленности: первичны потребительские запросы. Жить-то тоже надо. Как только установится весь уклад жизни, нормально будет произрастать самообеспеченность, будем расширять свое духовное богатство, т.е. займемся духовностью». Такая логика кажется убедительной, но ограниченной во времени. А в динамике социокультурной реалии она является обезоруживающей концепцией, разрывающей единство, слитность и объемность человеческого сознания и его линии действий.
Духовность должна быть опережающей тенденцией движения. Только она обуславливает созидающее, производящее начало, только она является мотором преобразующей деятельности, только она выступает путевыводящим ориентиром. Любое действие, результат и продукт духовного и материального производства формируется первоначально в сознании человека, контурно вырисовываясь в здравом его разуме.
Духовное освоение пространства рождается в обычном сознании человека, а тем более познающее постижение. Поэтому в отношении к окружающему бытию, природной среде сознающее начало в комплексе понятий о духовности выступает в качестве ролевой функции созидающе-положительного начала.
Материалистически-прагматическому сознанию, психологии индивидуалистического эгоцентризма мы должны противопоставить одухотворенную окрыленность сознания, волевую целеустремленность и обязательно животворную деятельность во имя социальной справедливости и защиты человеческих достоинств.
С семейного родника, со школьной скамьи нам следует внедрить в сознание: честность, совестливость, гармонию разума и тела, духовное богатство существа человека.
Все эти социальные институты и индивидуальные общественные структуры по пути положительного движения будут развиваться, если идейным подспорьем самосовершенствования сделают духовность, т.е. просветленность духа и души человека, разумность, честность и справедливость каждого. Поскольку духовность рождается в борьбе с бездуховностью, нужны боевитость духа, организованность и наступательные действия.
Модель духовности: кодекс нравственности
северного человека
У северных народов веками, тысячелетиями сложился свой тип культуры. В полном и глубоком смысле люди Севера — дети природы. Это их родниковое гнездо, естественная среда, формирующая весь их облик и образ жизни. Самые суровые климатические условия, архитектурные обстоятельства жизни, заставляющие вести борьбу за свое существование формировали менталитет людей, их жизнеспособность. Коллективистский дух, общность в системе ведения хозяйства присущи северным народам. Даже находясь в одиночестве в тундре и тайге, люди не перестают думать о членах семьи, об родовой общине и вообще о людях: знакомых, незнакомых. Помогая друг другу, малочисленные народы Севера старались самосохраниться. Разрабатывали, вырабатывали самые оптимальные и устойчивые пути, способы хозяйственной деятельности.
В период цивилизационного этапа общественного развития Северу приходится адаптироваться теперь с изменившейся обстановкой социальной действительности. По существу северные народы давно живут в условиях единства многообразия. В каждом селе, поселке давно живут мирно и добропорядочно представители разных этнических образований. А теперь всем им вместе приходится проходить этап социальной адаптации в условиях единого цивилизованного пространства. Вместе с тем ценностные системы Севера традиционны и устойчивы. В нравах и в поведенческих мотивах северных людей — добродетелей особенно абсолютизируется категория «доброты», где органически сливаются понятия «я» и «ты», «мое» и «твое», «наше», «ваше», т.е. в сознании каждого эти понятия очерчены и выразительно не разделяются.
Системообразующей связкой во взаимоотношениях людей всегда выступают, как правильно отметили в недавно вышедшей монографии философы А.Г. Новиков и А.Г. Пудов: «1. Взаимопомощь, доброта, готовность к самопожертвованию, скромность, открытость. 2. Уважительное отношение к легкоранимой и хрупкой природе Севера и Арктики» (А.Г. Новиков, А.Г. Пудов «Менталитет северян в контексте циркумполярной цивилизации». Якутск, 2005. с. 137). В условиях Севера четкой разделенности между Человеком и Природой не происходит. Авторы термин «циркумполярная цивилизация» растолковывают как самосохранность культурного разнообразия в условиях техногенной цивилизации, где народно-духовные ценности самозащищаются и в изменившихся условиях социальной реалии утверждают свою живучесть. Отсюда они делают вывод, что «…северные» ценности могут являться вполне оригинальным творческим началом для нововекторного цивилизационного развития человечества» (стр. 138).
Если упомянутые авторы концептуально подчеркнули комплекс северных ценностей в целом, то автор этих строк со своей ученицей более детально разработали их по тематическим направлениям. У Ксенофонта Уткина 8 моделей самостоятельно составляют отдельные модули осознания саморазвития: «Быть человеком», «Жить достойно», «Сохранить дух», «Стать человеком», «Беречь семью», «Сохранить культуру», «Самосознание культуры», «Самовыбор народа» с расшифровками схематичных связок. Автор заключает: «У народов Севера философия единения присуща во всем: в отношении к природе, в отношении к людям, в отношении к самому себе» (Уткин К.Д. «Культура как система и самовыбор народа». Якутск, 1999. с.39). У него есть и другие наработки по проблемам духовности. Кюнняй Гагарина сделала основополагающей идеей диссертационного исследования разработку кодекса нравственной модели северных народов. Их смысловая связка определена в следующей последовательности: человечный человек, востребованный человек, коллективный человек как знаковые заветы народной мудрости.
Что предлагают коммунисты и патриоты
Якутский реском партии придает подъему духовности общества важное значение. Наравне с классовым подходом к явлениям социальной действительности считает духовное саморазвитие личности, общества и государства в целом реабилитацией непреходящих ценностей: моральной чистоты и добропорядочности людей, как двигателя нравственного очищения социальной общности и государственных систем управлений. Коммунисты предлагают сделать идею подъема духовности приоритетной доминантной во всей идеологической системе воспитания народов, особенно молодежи.
Наступающая экспансия Запада, идеологическая диверсия империализма в обличье современной цивилизации по образцу американской модели мирового устройства требуют адекватной реакции со стороны россиян, исчезающих культур Севера. Сегодня планетарный процесс духовного единения должен идти по пути единства многообразия культур, что предполагает не противопоставление Запада Востоку, Юга Севера, а социальное партнерство народов, диалога культур, что ведут не только к взаимодействию, но и взаимообогащению. В этих всеохватывающих, всепроникающих процессах ведущим началом движения общества к совершенству должны стать идеология и политика духовности, что означает позитивность саморазвития общества, общества без угнетения, вражды, криминальной анархии. А это есть призыв к борьбе за социальную справедливость, есть один из необходимых путей реализации социалистических и коммунистических идей возвеличивания человека труда и созидающе-производящих сил общества.
Рескому целесообразно было бы выступить с идеей нового подъема духовности. Разработать принципиальные научно-теоретические его положения, необходимые ориентиры будущей деятельности и более подробные программы по реализации обозначенных целей и задач духовного обновления общества. Нужны разработки системных связей государственной политики, учебных и образовательных программ духовного роста личности подрастающего поколения, семейных структур, трудовых коллективов, субкультур молодежи. Без нравственной чистоты устроителей нового общества невозможно осуществить социальную справедливость. Духовность должна стать фундаментальной основой для наступательной борьбы защитников интересов трудового народа за светлое будущее без всевластия денег, диктата и монополии сверхбогатых, без продажных манипуляций самозваных политиков, эгоцентристских чиновников.
Реском КПРФ для расширенной разработки задуманных проектов может вокруг себя создать мобильную группу из подготовленной части научно-творческой интеллигенции.
Андрей Кривошапкин:
— Сегодняшний «круглый стол» считаю знаковым в нашей работе. Ксенофонт Дмитриевич выступил с исключительно содержательным докладом. Он недавно восстановился в рядах КПРФ. Это говорит о многом. Данному факту мы придаем большое значение.
В целом по России мы наблюдаем резкое падение духовности, морали, нравственности. С позиции самой высокой требовательности, взыскательности, на мой взгляд, без духовности, морали и нравственности у России нет и не может быть никакого будущего. К сожалению, в последнее время в нашей стране все разрушается. На это направлена вся государственная машина.
Как отметил Ксенофонт Дмитриевич, среди множества проблем наиболее остро выпячивается проблема духовности. Кардинально изменена работа с молодежью, так как в настоящем и будущем все будет делаться их руками. Сегодня федеральной властью создаются многочисленные молодежные формирования. С какой целью? Какие у них платформа и программа? Это обнародованию не подлежит, на всенародное обсуждение не выносится.
Эти формирования — «нашисты» и т.д. — постепенно превращаются так называемые в отряды боевиков. Сколько наших товарищей избивали и бьют в центре, разрушают наши учреждения, конторы?! Фактов много. Это страшные вещи. Мы должны делать все, чтобы в нашей республике ничего подобного не было. Заранее необходимо принять предупреждающие меры. Для этого надо объединить усилия всех партий, общественных организаций и органов государственной власти.
В сознание народа активно внедряется идея: спасение и благополучие народа связаны только с именем Путина и «Единой России». Это, к сожалению, отнесено в ранг государственной политики. А между тем надо развенчивать, разоблачать мнимый культ власти. Если вдумчиво подойти к делу, то все это можно разъяснить народу и дать ему объективную и правдивую информацию.
СМИ, в том числе и электронные, принадлежат власти. И потому они пользуются этой огромной силой для оболвания народа, особенно молодежи. Как быть в такой ситуации? Как защитить нашу духовность? Вот глобальный вопрос, на который нам надо найти ответ. Ксенофонт Дмитриевич совершенно правильно отметил, что идет капитализация интересов буржуазии. Этот тезис очень точен. Власть сознательно ведет политику выхолащивания исторической памяти и сознания народа, в первую очередь молодежи.
Приведу три примера. Первое, в этом году мы отметили 60-летие Победы. Как отмечали эту дату вы знаете: общество, по сути дела, было разделено на две части. Привилегированная часть отмечала «свой» юбилей, а большая часть народа тоже по-своему. Крупные ученые, философы масштаба Ксенофонта Уткина, Николая Тихонова, Лазаря Филиппова и другие могли бы основательно проработать данную тему и раскрыть людям глаза. Действительно, мы на всех наших мероприятиях: митингах, пленумах, собраниях подчеркивали, что официальная власть ни разу не упомянула, не вспомнила о великой роли советского народа, Коммунистической партии и Сталина в достижении Победы над фашистской Германией и милитаристской Японией.
Второй пример. «Единая Россия» уничтожила идейное содержание Знамени Победы, убрав советскую символику. Мы должны требовать отмены этого закона.
И совсем свежий пример. На днях отметили 75-летие радио в республике. Я внимательно слушал все доклады и выступления. Говорили о чем угодно, но только не о том, какая эпоха, какое время создали радио. Какие были постановления, кто подписывал их и т.д. никто даже не заикнулся. Панически боятся слова «советское». Даже у нас в Якутии допускается пренебрежение историческими фактами. Я считаю, что должно быть уважительное отношение к истории, исторической памяти. Всегда надо говорить вещи своими именами.
И еще один настораживающий момент. У нас слишком много разного рода развлекательных мероприятий, шоу. Они проводятся на фоне обнищания народа, роста безработицы. Мы должны придать приоритет росту производства, борьбе с безработицей. В первую очередь нужно возвеличивать труд. На этом фоне надо было бы проводить вышеупомянутые увеселительные мероприятия.
И последнее. Ксенофонт Дмитриевич совершенно правильно говорит о народах Севера. Я благодарен ему за это. В этом направлении нам надо усилить совместную работу. Благодаря президенту В. Штырову простроен прекрасный Дом Севера. В следующем году нам надо активно пропагандировать духовность народов Севера.
Человеку свойственно постоянно учиться, несмотря на преклонный возраст. Я сегодня очень многое почерпнул. Смотрю на эти стенды, посвященные меценатству, и пришел к выводу, что мы оказывается упускаем такое важное направление работы, как меценатство народов Севера. Есть пожелание Ксенофонту Дмитриевичу и всем другим присутствующим: у народов Севера есть свои духовные лидеры. У них имеются свои труды. Вы со своих позиций, со своего видения могли бы рассказать о них и через них — о народах Севера. Эта работа была бы значительно ценнее, чем работа в этом направлении самих народов Севера.
Лазарь Филиппов:
— Проблемами нравственности и разумных потребностей человека я занимаюсь давно и пришел к выводу: человечество еще не осознало того факта, что тормозом для его дальнейшего развития стали малограмотность и низкая культура самого человека. Представьте, в современном мире почти одна треть человечества не умеет ни читать, ни писать. Большая половина человечества пользуется и потребляет достижения и продукцию научно-технической революции, не имея малейшего представления об этом, не зная что это такое.
Социальными проявлениями несовершенства человека являются:
1. Человек имеет массу недостатков (эгоизм, леность, жадность, зависть, жестокость, коварство). Он может воровать, насиловать, убивать. Такой человек не может осуществить социальный прогресс.
2. Человек в течение жизни приобретает много вредных привычек (курение, пьянство, наркомания и т.д.). Человек с вредными привычками не пригоден для осуществления социального прогресса.
3. Человек с седой древности живет иллюзорной мечтой: подчинить природу своей воле с целью удовлетворения своих абсолютных потребностей, капризов и прихотей. Человек является лишь частицей природы и никогда не подчинить ее себе.
Эти три явления на основе частной собственности на орудие средства производства привели к следующим глобальным проблемам:
1. К глобальной экологической — результат иждивенческо-потребительского подхода к природе и хищнической эксплуатации ее ресурсов.
2. К опасности термоядерной войны — результат стремления к мировому господству в целях получения максимальной прибыли.
До 1990 года стабилизирующим фактором в мире выступала социалистическая система во главе СССР. Свидетельством тому служит то, что с 1945 года до развала Советского Союза не было серьезных военных конфликтов. После развала СССР в мире устанавливается военно-жандармский режим во главе США, жертвами которого уже стали три суверенных государства Афганистан, Ирак и Союзная Республика Югославия. На очереди Сирия, Иран, Северная Корея, Россия, Китай. Так называемым золотым миллиардом, т.е. семеркой развитых капиталистических стран во главе США, совершенно открыто ведется политика мирового господства.
Как обеспечит дальнейший социальный прогресс? Что для этого надо сделать?
Во-первых, необходимо выработать научно аргументированную теоретическую модель современного человека. Наиболее реальный идеал человека на данном этапе развития человеческой цивилизации выглядит следующим образом:
Это всесторонне и гармонично развитой человек с разумными потребностями. Для достижения этой цели необходимо решить два вопроса:
1. Что такое всесторонне гармонично развитой человек.
На этот вопрос ответили еще в середине XX века Карл Маркс и Фридрих Энгельс: призвание, назначение, задача всякого человека — всесторонне развивать все свои способности. Это высокообразованный и высоко культурный человек, искоренивший все свои недостатки и вредные привычки.
2. Что такое разумные потребности человека?
Это потребности, формируемые самим человеком по своей мерке, с учетом общественной мерки, удовлетворение которых необходимо и достаточно для постоянного воспроизводства и развития его способностей к физическому и умственному труду.
3. Всесторонне и гармонично развитой человек с разумными потребностями способен гармонизировать свои взаимоотношения с природой. Это означает, что человек при использовании минерально-сырьевых ресурсов природы будет учитывать их общий запас и интересы грядущих поколений. Кроме того, он примет меры по разрешению современных локальных и глобальных экологических проблем, ибо разумные потребности человека выступят мотивацией разумных поступков и действий во всем.
До сих пор человеческая цивилизация развивалась по обществоцентристской парадигме, в которой человек превращался в ничего не решающего, пассивного послушного «винтика» социально-экономического, социально-политического механизма общества. Предлагается перейти к человекоцентристской парадигме развития человеческого общества, чтобы вся философия жизни, все ценности общества начинались бы с человека, чтобы на повестке дня реально поставить проблему: призвание, назначение, задачи всякого человека — всесторонне развивать все свои способности. Поскольку человек является главной производительной силой общества, следовательно, развитие способностей каждого человека к физическому и умственному труду это есть развитие производительных сил общества. Вот почему всесторонне гармоничное развитие человека с разумными потребностями должно стать самоцелью общества.
Сегодня на рассмотрение «круглого стола» вынесен один из глобальных проблем общества. Мы видим как с помощью масскульта Запада, который пустили в наш дом через средства массовой информации, всего за 10 лет зомбировали и деградировали нравственного советского человека. Поэтому путь к прогрессу лежит через духовность и нравственность. Подрастающее поколение вновь необходимо воспитывать на фундаменте национальных традиций, национальной культуры. Используя все методы и средства, в нашей стране необходимо добиваться прекращения пропаганды насилия, жестокости и нравственной распущенности.
Николай Тихонов:
— Я хотел бы высказать свое мнение по поводу утверждения Лазаря Филиппова. Он защитил кандидатскую и докторскую диссертации по теме, которая касается разумных потребностей. На мой взгляд, эти понятия могут быть только при социалистическом строе. У якутов есть мудрая пословица: «КиЇи хараіа иинин эрэ буорунан туолар». Дословно перевожу: «Человеческие желания можно затмить лишь могильной землей». В экономике есть понятие «потребности беспредельны, а ресурсы ограничены». Следовательно, человек может все хотеть, но ресурсы могут быть весьма ограничены. Я это к слову говорю.
Ксенофонт Дмитриевич сегодня назвал стержневой термин — самовыбор. Я хотел бы высказать свою позицию по этому поводу. В 1917 году бедная часть населения осознанно сделала самовыбор. Если бы у большевиков не было решающего довода для того, чтобы крестьяне и рабочие защитили и поддержали их призыв, то не смогли бы прийти к власти. Сейчас у «Единой России» имеется лишь один стимул: занять какое-либо кресло, получить какую-нибудь дополнительную
льготу, привилегии и т.д. С такими доводами они далеко не пойдут.
14 мощнейших государств тогда попытались уничтожить результаты социалистической революции. Помещики, капиталисты, обладая мощной силой, смогли бы одолеть рабочих и крестьян. Но благодаря тому, что осознанно сделали самовыбор, совершилась Великая Октябрьская Социалистическая революция.
Я считаю, что кроме самовыбора еще должна быть воля народа. Воля к победе. В 1941 году Гитлер, завоевав всю Европу, мог бы победить и Россию. Европейские страны, объединившись в один блок, превратились в очень мощную силу. Люди осознавали, что фашизм несет стране катастрофу, потому боролись до последней капли крови. Поднимались на атаку с криком: «За Родину! За Сталина!» .
В 1942 году Гитлер говорил, что мы уничтожим Россию, отделим все области и таким образом добьемся того, чтобы она никогда не превосходила Германию. Через три года, вы хорошо знаете, Аллен Даллес поставил задачу иным способом: мы победим независимую страну очень простым путем — путем оболвания, одурманивания народа.
Прошло 60 лет. На мой взгляд, идеи Гитлера и Аллена Даллеса сбылись. Наши правители безжалостно уничтожают свой народ сексом, алкоголем, наркотиками. Как добиться критерия геополитического могущества страны? Во-первых, она должна иметь большую территорию. Швейцария с очень высоким уровнем жизни никогда не может быть великой державой, ее никогда не сравнить с нашим государством. Россия, обладая очень большой территорией, может считаться великой державой. Однако благодаря предательству Горбачева мы потеряли за эти годы 5 млн кв. км собственной территории.
Во-вторых, должно быть этническое единство. Россия — многонациональное государство, включающее сотни народов и народностей. Они должны быть спаяны и объединены в единое целое. У них должен быть национальный, государственный дух, чтобы в тяжелое для страны время каждый как рядовой советский солдат перед последним часом, минутой, убежденно смог сказать: «Вперед! За Родину! За Сталина». Так в годы Великой Отечественной войны кричали люди, объединенные единым духом: узбек, казах, якут, русский. Это шло у них от чистого сердца. Если человек сейчас может погибнуть и у него нет убежденности в правоте своего дела, то зачем ему кричать?!
В-третьих, для геополитического могущества страны немаловажную роль играет наличие полезных ископаемых. Если государство не имеет необходимых ресурсов, то оно не может процветать. У страны должна быть мощь: экономическая, финансовая и технологическая. Этого у нас при социализме было достаточно. Но мы за последние 15 лет практически все потеряли. Достаточно сказать, что в США валовой внутренний продукт равняется 10 триллионам 400 млрд долларов, а в России — 180 млн долларов. Вот до чего мы довели вторую сверхдержаву мира! Поэтому я могу только сказать, что без социалистической ориентации, без социалистического самовыбора России всегда быть придатком развитых стран, в частности придатком США.
Сейчас наши господа все пытаются попасть во Всемирную Торговую организацию. Что это означает?
У нас нет конкурентоспособной промышленной продукции, у нас нет конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции. С чем мы можем войти во Всемирно-торговую организацию? Единственное, что у нас осталось — это сырьевые ресурсы. Они у большинства развивающихся стран уже исчезают. Вот почему Россию пытаются затащить в эту организацию. Государства, у которых умные правители, эти ресурсы пока консервируют. Они используют их, когда все окончательно исчезнет. И что это означает? Мы стали истинным сырьевым придатком развитых стран.
У Ксенофонта Дмитриевича я как-то читал очень умную, правильную вещь о том, что при глобализации сильные государства не будут стараться, чтобы слабые выживали. Три года назад к нам приезжал президент Академии естественных наук Кузнецов. И он, рассказывая о своем участии в саммите земли в одной из Южноафриканских стран, приводил открытые заявления представителей Запада о том, что на планете очень много народу, и потому должно остаться 1 млрд человек. А 1 млрд человек — это Золотой миллиард развитых стран, т.е. всего семь государств. Эти страны должны остаться, все остальное население должно исчезнуть. Я тогда спросил у Кузнецова: «Кто скажет: «Я добровольно исчезаю, ради того, чтобы оставить развитые страны»? Он ответил, что тогда на саммите сказали, что в России из 140 млн (в то время) должно остаться 25 млн человек.
Понятна их позиция: они не станут спасать человечество, наоборот, станут губить страны, которые способны иметь какие-то сырьевые ресурсы и потребность в продовольственных и сырьевых ресурсах. И поэтому только социализм может иметь человеческое лицо.
У нас, например, было министерство юстиции в Якутии, сейчас его преобразовали в федеральное управление юстиции. Это в автономной республике. А сейчас все пытаются ликвидировать национальное самосознание, значит, пытаются ликвидировать автономию.
Ксенофонт Дмитриевич еще до конца не написал отработанную концепцию самовыбора, но постепенно при наших замечаниях, добавлениях сформирует его.
Петр Докторов:
— Рассматриваемая сегодня концепция духовности, очень емкая и многогранная. К этой теме можно подойти с марксистско-материалистической, идеалистической точки зрения. Ее можно рассматривать и как религиозное учение. Концепция самовыбора содержит ряд интересных мыслей. Прежде всего вызывает интерес само понятие «самовыбор». В переводе на якутский язык «толкуйу», «тобулу». Это значит, человек, живущий в экстремальных условиях, своим умом, трудом и волей к жизни сам выбирает путь не только к выживанию, но и к труду. Развивается и создает материальные и духовные ценности.
В концепции говорится, что человек на Севере преодолевает ряд трудностей и препятствий, порожденных северной природой и климатическими условиями. К названным в концепции трудностям хочу добавить сильные ветра, пургу, которые длятся сутками. Человек зимой переносит в тундре ветра, пургу, а летом — кучу комаров, мошек. Он переправляется через многоводные бурные горные реки, какими являются Лена, Индигирка, Колыма, Яна, иногда во время шторма. Комаров и мошек прежде всего боятся приезжие люди. Несладко бывает и местным людям. Раз ведем речь о природе, то концепцию можно обогатить работами Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Диалектика природы».
Я в молодые годы жил и работал на территории Заполярного круга, поэтому знаю, что такое Север, условия работы рыболовов, охотников и оленеводов. Хорошо знаю обычаи, культуру эвенков. Могу сказать, что существует северная цивилизация, которую надо изучать, сохранять и беречь и расширять. Для этого надо обстоятельно вести разговор и использовать размышления таких выдающихся людей Севера, как писатель Андрей Кривошапкин, ученая Анна Мыреева, писатель, художник Николай Курилов, охотник, бывший председатель колхоза «Арктика» Булунского района Иван Волков, пенсионер Иннокентий Винокуров и другие. По всем этим вопросам можно говорить много. Поддерживаю инициативу ученого, писателя, коммуниста Ксенофонта Уткина по вопросам духовности и желаю ему дальнейших успехов в творческой, научно-исследовательской работе, доброго здоровья.
Афанасий Чугунов:
— Продолжая мысль Андрея Кривошапкина о трудовом воспитании молодежи, я хочу высказать свое мнение как специалист сельского хозяйства. Труд создал самого человека. Так ведь нас учили? Эту теорию Дарвина никто не опровергал. Трудовое воспитание молодежи — проблема из проблем. Что творится сейчас? В агрошколах, которые организованы благодаря нашей инициативе в сельских школах, даже в сельских семьях идет некоторое отчуждение школьников от труда, от земли. Я 40 лет работаю в этом вузе и сравниваю абитуриентов, первокурсников советского и постсоветского времени.
Когда я читаю первую лекцию по профориентации, всегда спрашиваю первокурсников: «Вы поступили в наш агровуз. Сколько из вас имеет навыки по доению коров? Сколько первокурсников имеете права трактористов, шоферов? Кто работал в оленеводческих стадах?» К сожалению, очень мало.
Я считаю, с одной стороны, это влияние единого государственного экзамена, который сейчас внедрили во всех вузах, кроме московских. Это очень отрицательное явление. По сравнению с ЯГУ, центральными вузами к нам по баллам попадают очень слабые студенты. Это факт. Второе. В школах совершенно перестали изучать основы сельскохозяйственного производства. Если молодежь не познала традиции своего народа, не знает глубоко уклад его жизни, свой родной язык и литературу, значит, то из нее трудно воспитать духовно-нравственных людей.
Нельзя сказать, что это вузовская задача, но мы вынуждены обучать юношей и девушек с азов. Таким образом, трудовое воспитание в школах, труд учащихся, студентов надо считать одним из этапов духовного воспитания молодежи. А духовное основа молодежи — это основа основ. Вот только что упомянули различные теории по борьбе с коммунистической теорией. Даллес, Кессенджер и другие давали указ наносить первые удары именно по молодежи. Вот и добились своего, причем полностью добились.
Мне один очень уважаемый коллега рассказал про такой случай. Шестилетняя внучка спрашивает его: «Деда, вы с бабушкой в молодом возрасте сексом занимались?» Вот так говорит шестилетний ребенок. С большим огорчением он мне об этом поведал. В тот день дед ходил как одураченный. Одурачивание, оболвание у нас начинается с детсадовского возраста. Поэтому я еще раз об этом подчеркиваю, что труд молодежи, в частности, сельскохозяйственный труд, мы должны рассматривать как ее нравственное воспитание, духовное воспитание.
Второе. Мы все знаем, что общество стремится не к производству материальных благ, а к спекуляции. Рынка нет. Есть дикий рынок. Его законы совершенно другие. Летом я выпустил один роман. Там очень много вопросов о духовном воспитании, много примеров. Я сегодня — не коммунист, не член КПРФ. Раньше работал членом парткома ЯГУ. Коммунистам и нам, беспартийным сторонникам КПРФ, надо выйти в массы.
Я выписываю газету «Коммунист». Мне кажется, нам не хватает наглядности — современного экономического, социального состояния общества в цифрах и фактах. Статистических данных маловато. Мы об этом много говорим. Доклады Зюганова читаем. Надо работать так, чтобы прохожий человек в киосках или еще где-нибудь увидел конкретные цифры о благосостоянии и социальном состоянии нашего общества. Сравнить цифры советского времени и постсоветского времени.
Нужно массово выпускать небольшие плакаты и везде их развешивать. Молодой человек, например, проходя мимо, посмотрит на листовку и задумается или возьмет с собой. Говоришь о прошлом и настоящем в цифрах намного лучше, чем что-либо теоретизировать. Это первое. Второе, надо изучать опыт коммунистических партий: как на современном этапе нашего общества приблизить, ускорить процесс социалистических преобразований. Каждый пропагандист, методист коммунист при себе в кармане должен иметь конкретные материалы, цифры. Доклад докладом, не все его будут читать и не всем он доходит. Что делать? Не бояться и конкретно сказать, что надо делать. Я думаю, что умы наши это могут сделать.
Третье. Необходимо пропагандировать личности, лидеров Коммунистической партии. Человек №1 для народов Севера — Андрей Кривошапкин. Умнее, знаменитее его разве есть человек? Почему нельзя пропагандировать его? Вы все — крупнейшие ученые философы, экономисты. Я вам даю по два часа, пожалуйста, приходите, расскажите о себе, о своей деятельности. Молодежь все понимает, что-то у нее останется. Я считаю, что на современном этапе борьбы этот метод пригодился бы.
Мы должны проводить индивидуальную работу с каждым передовым интеллигентом, имеющим левую ориентацию, молодежью, рабочими, крестьянами. Это обязанность каждого члена КПРФ. Может быть, я ошибаюсь. А сегодня в республике 1700 коммунистов. На 560 тысяч избирателей приходится 0,5 % — полчеловека.
Окрик:
— Лучше меньше да лучше.
— Нет, есть ведь сочувствующие...
Лазарь Филиппов:
— Сталин еще говорил: «Коммунисты — это капля в море».
— Сочувствующих должно быть больше. И мое пожелание: о проблеме нравственного и духовного воспитания мы должны много говорить. Ксенофонт Уткин — человек с энциклопедическими знаниями. Наш коллектив сочувствует вам и будет с вами работать.
Василий Павлов: — В своей концепции Ксенофонт Дмитриевич правильно отмечает, что нашему обществу угрожает катастрофа — экологическая, экономическая и этническая. Я хотел бы коротко остановиться по экономической части. К экономической катастрофе привели чиновники, а именно Министерство экономического развития и финансов России во главе с Грефом и Кудриным. Все их «реформы» внедряются с согласия господина Путина. Их захватническая позиция к таким богатым природным ресурсам, как алмазы, золото, уголь, природный газ, нас настораживает. Властьпредержащие хотят у нас отобрать все и отдать в распоряжение правительства России. Я, как и многие якутяне, не согласен с такой политикой.
Более того, здесь нарушаются закон гармонии и равновесия, вековые традиции народов, а именно порядочность. Своими действиями они порождают обнищание народов, населяющих нашу республику, прежде всего людей труда, создателей материальных и духовных ценностей. Понятно, что они обслуживают правящую политическую верхушку, а не простых граждан России. И несколько слов о земле. Уже открыто выступают и заявляют о купле-продаже земли. Тем самым нарушается Основной Закон страны — Конституция. Они смотрят на нашу матушку-землю как источник наживы. В конечном итоге все «реформы» приведут к разрушению экосистемы Севера.
Василий Жабсаин:
— Идет дележка России. Мы совсем разрушили свою страну. Придет время и они, наши вожди, убегут на Запад. По всей видимости, на земле останутся только Китай и Америка. Известно, что на все население мира ресурсов не хватает, потому землю уже давно делят. Состояние России очень плачевное.
Правители умом не вышли, потому ничего капитального в России нет: ни промышленных предприятий, ни научных учреждений и т.д. Сырье есть, но скоро ничего не останется. У нас отбирают последнее — алмазы.
Я хорошо знаю Север: часто езжу по районам, читаю газеты. И могу утверждать, что пьянство у нас приняло угрожающий характер. Народ спивается, сильно тянется к алкоголю. Бывая в деревнях видишь, как люди пьянствуют, собираясь по 5-6 человек. Самое плачевное, наши женщины превратились в алкоголичек. На почве пьянства совершаются очень дерзкие преступления. Сын отца убивает, а сосед об этом не знает. Нормального человеческого отношения, связи не стало даже в деревнях. Люди перестали читать газеты, друг другу не заходят. Каждый выживает в одиночку.
Глава наслега один что сделает? Ничего не сделает. У него нет механизма по руководству населением. Есть отдельные наслеги, где сохранились старые люди, патриоты, которые делятся мыслями, сознание людей еще держат. В таких деревнях порядок есть.
Сейчас как раз пишу книгу об одном таком наслеге. Там коммунисты совсем ослабили работу. Много говорят, а работы мало. Когда люди поймут преимущество социализма, непонятно. Когда придет нормальная жизнь, не видно. Но терять веру нельзя. Долго, видимо, придется ждать — рынок вовсю развивается. Друг друга обманывают, оболванивают. Одним словом, тяжело. Как тут быть? Какие меры принять? Законы оторваны от жизни, потому что в «Единой России» состоят люди, убежавшие от других партий. У них только один интерес — прийти к власти: остаться на выборной работе, депутатом стать и т.д. Никакого влияния на народные массы нет.
Есть ли в районах их первичные организации или нет, не знаю. Как только объявляют о выборах, начинают талдычить о демократии. Какой господин станет депутатом, такой и будет демократия. Законы меняются не в пользу народа. Милиция совсем озверела. Даже правительственные номера, оказывается, продают водителям. После этого, что идейного останется-то. Все воруют. Молодежь интересуется только деньгами. Остальное их не интересует. Студенты за каждое действие просят деньги. Я, пожилой человек, все это очень тяжело воспринимаю.
Со стороны руководства страны программной идеи нет. Многие не понимают, что мы строим: капитализм или социализм. Все говорят: «Демократическое общество строим». А демократия наша каждый день меняется. Сегодня — белая демократия, завтра — черная. Одним словом, неустойчивая демократия.
В целом, я духовность поддерживаю. Это единственная наша сила. Ее как идеологию надо ввести среди молодежи. Если люди будут богаты духовно, то, видимо, будем развиваться. Наша беда в том, что мы малочисленный народ.
Кюнняй Гагарина:
— Я, к сожалению, не успела вступить в пионеры и в ряды комсомола. Ни в какой партии не состою. Мне очень радостно, что сейчас осознанно могу высказать свое мнение или выбрать свой дальнейший путь как гражданин, как личность. Ксенофонт Дмитриевич коротко рассказал о том, как мы работаем в нашей академии, в нашем центре «Туласа». Главная идея заключается в том, чтобы привлечь к себе молодежь. Надо найти к ним какие-то подходы, чтобы пробудить в них идеологические ориентиры, привить чувство патриотизма, любви к Родине.
Через духовность привлечь внимание к тому, чтобы молодые люди осознанно вступали не только в «Единую Россию» и в партии, которые были образованы два-три года назад, но и в партию наших дедов и отцов. Коммунистическая партия — авторитетная партия с многолетним опытом.
У меня есть своя группа, где веду курс по самовыбору. Его ввели как региональный компонент. Наша кафедра языка и культуры дает не только теоретические знания, но и практические. Мы не создаем какую-то новую идею — на положительной мудрости наших отцов и дедов внедряем кодекс нравственности Северного человека. Наша основная работа ведется по модели самовыбора человека.
Мне очень жаль, что раньше не приходилась работать с коммунистами. Хотелось бы, чтобы вы приходили к нам и общались с нашей молодежью. Студенты многое почерпнули бы от этих встреч.