Никакого частного образования! Открытое письмо президенту
Открытое письмо
президенту В. В. ПУТИНУ,
министру образования и науки А. А. ФУРСЕНКО,
председателю Государственной думы Б. В. ГРЫЗЛОВУ
Вирус реформаторства, постоянной необоснованной новизны во всех сферах жизни, не подкрепленной одобрением народа, захлестнул наше общество. Всякие нововведения обрушиваются на головы людей так, что дух невозможно перевести, осмыслить их, принять или отвергнуть из-за несостоятельности.
Почему не спрашиваете народ, почему боитесь референдума по насущным проблемам нашего бытия?!
Теперь добрались до системы образования, коверкая ее на разные лады. Но ведь живо еще то поколение, которое выросло, укрепилось нравственно, выучилось в наших учебных заведениях, дававших не только специальность, но и определявших место работы в соответствии с народнохозяйственным планом страны по завершению учебы. Заграница отдавала должное прочной, стабильной народной системе образования в СССР. Страна держала второе место в мире по этому показателю. Вся система получения знаний молодым поколением продумывалась поэтапно в деталях.
Уже в 1919 году декретом СНК все население страны от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте. В 1930 году было введено всеобщее начальное обучение. В 1952 году завершен переход к повсеместному всеобщему обязательному обучению в объеме семилетней школы. Беспрестанно правительство занималось вопросами улучшения обучения и воспитания учащихся. В 1956 году ХХ съезд КПСС указал на необходимость введения всеобщего политехнического обучения в школах. И тут же развернулась научная разработка содержания, путей и средств политехнического обучения, творческая работа учительства по осуществлению его на практике. В законе об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы образования, утвержденном в 1958 году, еще более остро была поставлена задача связать обучение с жизнью, обеспечить всеобщее умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание молодежи, вооружить молодое поколение систематическими знаниями, научным диалектико-материалистическим мировоззрением и дать возможность овладеть профессией. В школах были введены новые учебные планы и новые программы, в соответствии с которыми проводились уроки ручного труда, практические занятия в школьных мастерских и на школьных учебно-опытных участках, практикумы по машиноведению, электротехнике и сельскому хозяйству, организовывались экскурсии на фабрики и заводы, в РТС, колхозы и совхозы. Учащиеся подключались к производительному труду и общественно-полезной работе.
Система народного образования в СССР включала учреждения дошкольного воспитания, школы рабочей, сельской молодежи, вечерние, сменные и заочные учебные заведения. Охватывались дети с физическими недостатками и умственной отсталостью, существовали местные школы для детей с ослабленным здоровьем, школы для одаренных детей в области искусства, профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения и культурно-просветительские. Было введено обязательное 10-летнее образование. Этот всеобуч был жизненным, действовал и фонд всеобуча (не спонсорское подаяние!) Через широкую сеть профтехучилищ для сфер народного хозяйства готовились квалифицированные рабочие.
Не перечислить всю сеть заведений, в которых обучалась молодежь. Именно потому, что вопросы обучения и воспитания молодых были в руках государства, страна могла гордиться своими высококвалифицированными специалистами, составляющими цвет нации. До “перестроечного” периода в нашей стране обучалось студентов в 4 раза больше, чем в таких капиталистических странах Европы, как Англия, Франция, ФРГ, Италия, вместе взятых, население которых равно населению бывшего СССР. Разве все это не есть убедительные факты преимущества системы народного образования в стране советского периода?!
Современную российскую систему образования “лихорадит” который год подряд. Перевернуты и искажены исторические факты в школьных учебниках, раздутые, но выхолощенные учебные программы не укладываются в почасовую сетку недели. Материальный уровень российского учительства резко снижен, текучесть педагогических кадров налицо. Не в почете изучение трудов педагогической мысли прошлого в учительских коллективах, и часто их руководители, обремененные в основном хозяйственными вопросами, не являют собой пример для своих коллег в этом отношении.
При всех трудностях жизни школ и вузов в настоящее время прибавляется еще головная боль. Вольнодумцы от правителей предполагают 50 % учебных заведений передать в частные руки. Кому приходит в голову такая безумная мысль?! Почему правительство пытается освободить себя от всяких обязательств перед своим населением?
Наш соотечественник Н. Г. Чернышевский высмеивал мыслителей, которые спорили — доброе или злое существо человек и отвечал: “Все зависит от обстоятельств, от отношений, от учреждений. Не божественная природа, созданная таинственной, непостигаемой силой, а общество, условия общественного развития — вот что определяет, создает человека”. Это верная, глубоко материалистическая мысль.
Все выдающиеся педагоги прошлого считали важным воспитание человека коллективистом, а путь такого воспитания видели в организации коллектива. И этот принцип они вывели из самой жизни, из природы советского строя.
“Если частная собственность и капитал неизбежно разъединяют людей, то коллективная собственность и труд столь же неизменно сближают людей”. Следовательно, в экономической природе нашего общества должна лежать, в конечном счете, необходимость и возможность воспитания коллективизма.
Крупнейшими завоеваниями на всех исторических этапах развития нашей страны всегда было и есть политическое и моральное единство народа. Ведь многонациональное государство построено на братском сотрудничестве людей. Идея — воспитание в коллективе и через коллектив — обусловлена этой природой советского общества. И это было правильно, это давало колоссальные результаты.
Современные империалисты и их слуги будят зверя в человеке (телеэкран ежедневно убеждает в этом), проповедуют человеконенавистничество, крайний индивидуализм, отравляют сознание молодежи. Наше воспитание, напротив, должно преодолевать все низменное, грубое, животное и культивировать подлинно человеческое, вооружать знаниями. Для этого каждый из молодых должен иметь одинаковые стартовые условия в приобретении знаний.
Никакого частного образования!
Никакие “частные руки” с ощутимо выраженным хватательным инстинктом не создадут здорового коллектива, в котором могут успешно раскрываться способности обучающихся. Оставьте мысль об элитном образовании, нам это чуждо! Для всех обучение в учебных заведениях любого типа должно быть бесплатным. Спасать необходимо нацию, а не топить ее в хитросплетениях горе-реформаторов. Это — государственная задача! Только тогда мы сможем добиться крепости своего государства, если никому из молодых не будем чинить препятствия по дороге к знаниям.