В Государственной думе прошли общественные слушания «Профессиональное образование: тенденции и риски»
ОСТАНОВИТЬ РАЗРУШЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
По инициативе фракции КПРФ в Государственной думе прошли общественные слушания «Профессиональное образование: тенденции и риски». Заявки на участие подали более 180 человек, то есть из участников слушаний вполне можно было бы составить приличный митинг.
Фракция КПРФ активно выступила против внесения изменений в образовательное законодательство еще в августе прошлого года.
«Мы считаем, что и предложенная новая реформа образования несет огромный разрушительный импульс. Уверен, что так же негативно относится к этой реформе и образовательное сообщество, - сказал в своем выступлении первый заместитель председателя ЦК КПРФ, профессор МГУ Иван Мельников. - Мне удалось в последнее время побывать во многих регионах и встречаться со студентами и преподавателями ВУЗов, учителями и работниками СПО и НПО. Я не встретил ни одной аудитории, где бы новые образовательные реформы поддерживались».
И это так. Везде дают одинаковый диагноз: новая реформа образования неизбежно приведет к жесточайшим ограничениям доступности образования и к падению его качества, к росту неравенства возможностей граждан в этой области. И об этом, не сговариваясь, говорили все участники слушаний.
Уже создано Общественное движение «Образование - для всех», председателем оргкомитета которого избран депутат-коммунист Олег Смолин, и в которое вошло 60 организаций, связанных с образованием.
«Организация эта не политическая, - говорит сопредседатель оргкомитета профессор Александр Бузгалин, - поэтому она объединяет самых разных людей, которые сходятся в оценке губительности для системы образования нынешних реформ».
Несложно докопаться и до самой сути новой реформы: по замыслу реформаторов желающие получить полноценное образование - будут вынуждены платить.
Какие проблемы больше всего волнуют образовательное сообщество? Прежде всего это изменение организационно-правовых форм государственных учреждений на ГАНО
В связи с этим есть две опасности.
Первая. Как только образовательное заведение теряет статус «учреждения» - из-под него автоматически выводится вся законодательная база даже тех скромных достижений, которые после лета еще чудом сохранились.
Вторая. Приватизация образовательных учреждений. Фактически об этом идет речь в документе о приоритетах. Возражения о том, что в законе "Об образовании" сохранена статья 39 пункт 13 о запрете приватизации не работает, так как этот закон касается только образовательных учреждений, - но он не касается ГАНО.
Можно перечислить и другие проблемы:
- принудительную, без согласования с региональными властями и коллективами, передачу на бюджеты регионов - вместо федерального финансирования - профессиональных учебных заведений;
- отмену налоговых льгот;
- принудительное введение ЕГЭ без подведения итогов эксперимента независимой комиссией;
- принудительное введение двухуровневой системы высшего образования (бакалавр-магистр) и ликвидация института дипломированных специалистов. Работники ВУЗов ставят вопрос о том, как избежать этого. (Внедрение под предлогом присоединения к Болонскому процессу).
- проблему конкурсного отбора студентов при переходе от бакалавриата к магистратуре;
- проблему повышения социального статуса и материального положения работников и обучающихся, как главного приоритетного направления развития образовательной системы.
Обещанное в Послании Президента повышение зарплаты в 1,5 раза за три года мало успокаивает людей. Таких обещаний было много, в том числе в Концепции, одобренной Госсоветом в 2001 году, да и повышение в 1,5 раза за три года - недостаточное.
«У нас были неплохие Законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании», - сказал Иван Мельников. - Проблема была не в законах, а в их исполнении. У нас есть разработанная декларация «Образование – для всех». Но из-за известных обстоятельств сегодня мы лишены политических механизмов, которые позволяют проводить в жизнь программу социально ориентированную и созидательную. Главная проблема образования формулируется сегодня так: как действовать, чтобы авторы намеченной Правительством реформы услышали наш голос, голос научно-образовательной общественности! И как действовать, если нас в который раз не услышат. Мы обязательно должны остановить эти реформы!»
Как действовать в отстаивании наших прав?
И.Мельников видит два спосба:
- Добиваться Всероссийского референдума;
- Когда власть запрещает проведение референдума, остается действовать только одним способом: массовым протестом на улицах. Власть понимает, что реформы не поддерживаются в обществе. Она больше всего боится реакции студентов.
Обращение к массовому уличном у протесту – наш единственный реальный шанс.
Только тогда власть обращает внимание на проблемы.
Только так можно остановить разрушение отечественной системы образования.