Пленум Саратовского обкома КПРФ
14 мая состоялся пленум обкома КПРФ, обсудивший задачи областного отделения КПРФ по совершенствованию агитационно-пропагандистской и информационной работы в свете решений III пленума ЦК КПРФ.
С докладом выступил секретарь обкома КПРФ В. В. Шмаков. В прениях приняли участие: первый секретарь Саратовского горкома КПРФ Г. А. Турунтаев, первый секретарь Новобурасского РК КПРФ Н. А. Задоров, первый секретарь Романовского РК КПРФ В. А. Сапунов, первый секретарь Федоровского РК КПРФ В. Д. Малютин, секретарь обкома КПРФ О. Н. Алимова, член бюро обкома КПРФ В. А. Макаров, секретарь обкома КПРФ А. А. Карасев, первый секретарь обкома КПРФ В. Ф. Рашкин.
По обсуждаемому вопросу пленум принял развернутое постановление.
Пленум постановил созвать 28 мая 37-ю внеочередную конференцию областного отделения КПРФ.
Предлагаем читателям доклад В. В. Шмакова.
АГИТАЦИИ И ПРОПАГАНДЕ — конкретность, адресность, привлекательность
Уважаемые товарищи!
12 марта 2005 года состоялся пленум ЦК партии, рассмотревший актуальные проблемы агитационно-пропагандистской и информационной работы КПРФ в сложившихся условиях.
Пленум сделал ряд наиважнейших выводов, связанных с оценкой сегодняшнего общественного сознания и новым подходом к выработке языка общения партии со своими сторонниками и населением России. Пленум ЦК определил главные черты общественно-политической ситуации, сложившейся сегодня в России.
За последние месяцы власть совершила два действия, которые в контексте всего происходящего следует считать этапными, показательными и для текущего момента определяющими.
Первое — политическое. Авторитарные тенденции власти получили законодательное оформление. В этом ряду лишение граждан права выбирать губернаторов, ужесточение законодательства о политических партиях, ставшее, по сути, запретительным по отношению к якобы маленькой партии. Отменяются выборы в Государственную Думу по одномандатным округам, т. е. закрыта дорога в парламент независимым кандидатам. В этом же ряду решение Верховного суда (16 декабря 2004 г.) об отклонении нашего иска по отмене результатов выборов в Государственную думу. Фактически Верховный суд своим не правовым, а политическим решением оформил авторитаризм юридически. Докончила эту картину Центральная избирательная комиссия отвергнувшая 15 из 17 вопросов референдума. Оставлено лишь 2 вопроса — о сохранении отсрочки от призыва на военную службу и выборов депутатов Госдумы по одномандатным округам.
Второе важнейшее действие — социально-экономическое. В первую очередь Федеральный закон № 122, который разгромил все социальное законодательство государства и юридически оформил российское государство как антисоциальное, как государство, отказывающее огромным по численности группам населения (всего 103 млн. чел.) в поддержке.
Перечисленные шаги кардинально изменили ситуацию. Наступил момент, когда власть “перегнула палку” и сломала все те механизмы, которые позволяют трезво оценивать общественное мнение и видеть ошибки. Власть рассчитывала, что народ проглотит её реальную политику, но просчиталась. И цена этому просчету — массовый протест граждан, охвативший сотни городов. Власть, как говорится, заигралась и “подставилась”, а левая оппозиция наоборот смогла как бы заново “войти в народ”. Наша партия в этих условиях придала социальному протесту точное политическое направление, сформулировала лозунги и требования, которые положительно восприняты людьми.
С этого момента перед нами открываются новые перспективы работы. В реформаторском запале власть сорвала маску предвыборных обещаний. Путин, “Единая Россия” с ЛДПР, правительство показали, что в то время, когда государство получает огромные средства за счет высочайших цен на нефть, они не только не помогают дополнительными средствами своим гражданам, но и открыто обкрадывают их. Мало того, по-прежнему цинично заявляют, что уверены в правильности проводимого курса.
Принципиальная позиция обкома партии о проведении всех протестных действий только своими силами, не допуская на наши акции никаких “союзников” позволила укрепить наш авторитет среди населения, увидеть в КПРФ реальных защитников народных интересов. Наша позиция вынудила и Аяцкова и Аксененко лично встретиться с протестующими, что в последнее время случилось впервые.
Таким образом, обстановка, сложившаяся в обществе, позволила нам эффективнее раскрывать бесчеловечное лицо и классовую сущность власти и одновременно закреплять авангардную роль КПРФ в протестном движении, в народном сопротивлении режиму и его губительному курсу. В частности, у нас в городах и районах области только в этом году в различных акциях протеста приняли участие около 35 тыс. человек.
Мы благодарим всех, кто, несмотря на свой возраст, занятость, здоровье активно организует и проводит протестные акции, и надеемся, что в конечном итоге победа будет за нами.
Достижение стратегических, программных целей и задач КПРФ связано с продолжением линии на восстановление и усиление политического влияния партии, а значит, её популярности. Мы должны уяснить, что при всей нашей активной политической позиции прослеживается инерционное восприятие КПРФ большинством населения. Компартия пока что многими воспринимается как “партия прошлого”, “партия пенсионеров”, “партия уходящего поколения”, а в позитивном плане — как “партия, при которой было хорошо жить”. Эти черты оставляют с нами наших последовательных сторонников, но не вызывают ярких положительных эмоций у большинства протестующих, не позволяют партии динамично развиваться, не прибавляют ей ощутимой популярности в современных условиях. Мы не можем не понимать: популярность, которую мы объективно имели в середине 90-х годов, была обусловлена иными факторами, была обретена в других политических условиях, когда нам не надо было доказывать, что мы являемся главными защитниками интересов трудовых людей. Но нам не вернуться ни в эти прежние условия работы, ни к прежним схемам агитации. К сожалению, эффективность многих наших действий с точки зрения конечного результата, то есть достижения необходимых сдвигов в массовом сознании, пока что остается низкой. Отчасти это связано с мощнейшим противодействием государственной пропаганды, отчасти с состоянием массового сознания, в котором устоялись примитивные стереотипы о КПРФ.
Государственная пропаганда достигает сегодня максимального эффекта в том, чтобы скрывать от общества слабость власти и заставлять верить в общественное согласие, чтобы, не меняя политического курса, воспроизводить нужную ей комфортную общественную атмосферу. Общественное согласие, повторяемое чиновниками как заклинание, превращается в согласие с их курсом.
Телевидение, одним из важнейших свойств которого является пассивность восприятия информации (сиди и смотри, впитывай), представляет собой все социальные противоречия не как столкновение классовых интересов и политических программ, а как личные проблемы отдельных политиков. Это превращает политику в телетеатр, где любая голодовка изображается как фарс, любая акция протеста — как шоу, любой политик как клоун.
Здесь и простая фабрикация фактов (Караулов, “Московский комсомолец” последнего времени), вынуждающая тратить время не на позитивную агитационную кампанию, а на “оправдательную”. Здесь и “информационные бумеранги” — так называемые искусственные альтернативные акции (старушки за денежную выплату по 122 закону, митинги в поддержку правительства, митинг лже-коммунистов в защиту Березовского, ну а у нас в этом же ряду несколько лет подряд шествие профсоюзов 1 мая на стадион “Локомотив”). Таким “заблудшим” людям надо объяснять, в чем они участвуют.
Несколько слов о массовом сознании. Мы должны понимать, что сегодня имеем дело с совсем другим состоянием населения по сравнению с тем, каким оно было ещё в середине 90-х годов. Большинство граждан не могут позволить себе многого, но привыкли жить в мире привлекательных вещей и стимулов, в иллюзорном мире рекламы, что привело обыденное сознание к состоянию, которое можно характеризовать как потребительское. Речь идет о потребительстве как образе жизни, при котором человек полностью подчинен бесконечной гонке за комфортом, индустрией развлечений и потому становится индивидом, для которого не важны социальные и политические проблемы. В ситуации, когда граждане сталкиваются с перенасыщенным информационным потоком, для них как для потребителей информации наиболее предпочтительной оказывается развлекательная форма сообщений, которая полностью заполнила телеэкраны. (1 мая 1-й и 2-й каналы одновременно освещали жизнь страны при помощи “Кривого зеркала”). Я имею в виду бесконечные юмористические и музыкальные программы и сериалы. На кинорынок выбрасываются явно заказанные властью фильмы и сериалы, рисующие либо “жуткую картину советской действительности”, либо оправдывающие те последствия, к которым привела политика нынешней власти (“Московская сага”, “Штрафбат”, “Курсанты”, фильмы к 60-летию Победы, сериалы о криминальной действительности и шикарном образе жизни и т. д.). Эффект получается очень серьёзный, особенно с точки зрения воздействия на молодежь.
Или другой канал воздействия: не имея возможности радикально переломить ситуацию в научном сообществе и сформировать с его помощью нужную версию исторического процесса, она (власть) подключила к решению этой архиважной в стратегическом плане задачи тележурналистов и публицистов. На всех телеканалах идут документальные фильмы и авторские программы, с помощью которых формируется “правильная версия” мировой и отечественной истории, которая подается неподготовленной аудитории как истина в последней инстанции (“Тайны века”, фильмы Н. Сванидзе, выступления Э. Радзинского и др.).
Только хорошо представляя и анализируя действия противника, зная современные закономерности общественного восприятия, мы можем правильно отвечать на вопрос: как нам действовать в этих условиях.
Наша партия имеет богатейшие традиции и эталонные образцы ведения пропаганды и агитации. Они складывались и в дореволюционные годы, и в ходе строительства советского государства. И за прошедшие 13 с лишним лет мы с вами сами получили бесценную практику пропагандистской, агитационной и информационной работы. Но — ещё раз скажу — у нас сегодня нет ни той ситуации, ни того положения, в котором партия была в начале ХХ века, в советское время или даже в 90-е годы.
Исходя из анализа сегодняшнего состояния общества, пленум ЦК КПРФ предложил активнее искать новое в нашей пропаганде.
ВО-ПЕРВЫХ, наша критика правящего режима должна быть предельно жесткой, причем мы должны выступать не просто против курса, не просто против правительства, а именно против президента. Напомню, что наша партия ещё в 2002 году заявила о переходе в жесткую оппозицию по отношению к В. Путину. Но общество в полной мере не видит этого, а значит, мы сами плохо даем это заметить. Проблема власти — не в каком-то плохом законе. Под властью мы понимаем не что-то абстрактное, а именно президента: и как вдохновителя антинародного курса, и как ответственного за его осуществление. При этом жесткая кампания против президента абсолютно оправдана и не принесет партии потерь. Ни одного антинародного закона Путин ещё ни разу не отодвинул в сторону. Не следует также бросать и тему отставки правительства.
ВО-ВТОРЫХ, требуют корректировки агитационно-пропагандистские приемы поведения наших депутатов в представительных органах власти всех уровней, начиная с Государственной Думы, вплоть до переноса некоторых методов уличного протеста в зал заседаний. То есть надо выражать свою позицию так, чтобы ее нельзя было не услышать, нельзя было не показать.
В-ТРЕТЬИХ, организация кампании против государственных средств массовой информации. Мы видим, что власть организует контакты с населением исключительно через этот канал коммуникации. Вспомним, хотя бы пресловутый “Час губернатора” при Аяцкове или “Прямую линию” президента. Значит, ударяя по власти, мы должны наносить пропагандистский удар и по средству связи власти с населением.
В-ЧЕТВЕРТЫХ, мы должны вырабатывать своеобразную “культуру протеста”. Сегодня мы идем в общество с цифрой, с результатом голосования, с рассказом о прожиточном минимуме, о демографии, уровне производства. Но сегодня этого мало. Надо создавать мощный эмоциональный фон, как в первые годы советской власти; плакаты, театры, окна роста, карикатуры, фотографии и др. Надо искать, привлекать к этой работе профессионалов, которые сами предлагают нам сотрудничество. Я не говорю о П. Медведеве, О. Молоткове, В. Сергееве и других “наших”. Такие люди должны быть выявлены в каждом районе.
В-ПЯТЫХ, пленум выдвинул задачу не простого приема молодежи в партию, а её “рекрутирования”, т. е. вовлечения заинтересованной молодежи, испытывающей недостаток профессиональной деятельности или тягу к общественной работе. Например, студенты юридических факультетов могли бы получать практику в бесплатных юридических консультациях под эгидой КПРФ, студенты факультетов филологии и журналистики пробовать себя в наших СМИ, экономисты могли бы использовать свои знания для анализа развития города, района и т. д. Мы должны искать не только исключительно идейную молодежь, поскольку сегодня это не так просто, и массового омоложения мы скоро все равно не получим. Но предлагать взаимовыгодное сотрудничество следует всем. И объективный ход жизни оставит с нами тех, кто проникнется политической работой и нашей убежденностью, кто найдет у нас возможность удовлетворять естественные амбиции и тягу к самовыражению. Публичные акции — тоже место для таких молодых людей. В г. Саратове на митинге 1 мая наряду с ветеранами было много молодых людей разного толка, но оппонентов власти. Это хорошая иллюстрация сказанного.
Активной стратегией, атакующей или контратакующей, можно будет противостоять государственной машине и продвигать новый образ КПРФ — образ партии авангардной, представляющей интересы большинства граждан.
При этом мы должны уметь или научится выражать содержание, которое несём в массы в максимально привлекательной, доступной и лёгкой форме, т. е. уметь преподнести себя. Заметим, что и пропаганда против нашей партии впервые ведётся не столько идеологически, т. е. не против коммунизма как партийного течения, а именно против “КПРФ” как конкретного политического бренда, который нужно вытеснить с рынка политического потребления. Мало кто вчитывается в программы партий, началась фактически “борьба упаковок”, т. е. форм преподнесения себя.
О партийной печати мы с вами недавно говорили подробно, не буду повторяться. Актуальность этой линии очевидна. Листовка, газета-листовка, наклейка — именно этот инструмент работает на улице. Он наименее затратен, удобен для восприятия и максимально созвучен гражданскому протесту. И. И. Мельников предложил в своем докладе такой критерий оценки качества листовки — “листовка есть у нас только тогда, когда мы сами — и лучше всего совершенно случайно — нашли ее в своем почтовом ящике или получили на улице”.
Листовка — не программа партии по тому или иному вопросу. Листовка — это вспышка, это призыв, это несколько кричащих тезисов вокруг одной идеи. Населению не интересно читать о политиках и политических задачах. Ему интересно читать о себе и о своих проблемах.
Молодёжь можно привлечь к такой технологии как “граффити” (рисунки, надписи на заборах, стенах домов).
Сверхзадачей распространения всей нашей агитационной продукции является следующее: сделать так, чтобы граждане не просто брали в руки наш материал, не просто прочитали или посмотрели, но и захотели передать дальше.
ТЕПЕРЬ О ПРИОРИТЕТАХ. Пленум ЦК КПРФ однозначно высказался в пользу адресности распространения агитационно-пропагандистской продукции, адресности воздействия. Особенно сейчас, когда власть активно использует метод “тематического подбирания” голосов. Технология Кремля проста. Официально партия власти принимает непопулярное решение, теряет голоса, а специально созданная партия с популярным для этой темы названием — “Партия пенсионеров”, “Партия автомобилистов” или “Аграрная партия” — эти голоса подбирает и кладёт в ту же “медвежью” корзину.
В этих условиях сценарий “работы со всеми” дает слабый эффект и приведет К РАСПЫЛЕНИЮ СИЛ. Правильным будет определить ряд перспективных групп и по каждой из них определить методы и организацию работы. Традиционно наиболее устойчивой группой сторонников КПРФ считались пенсионеры. Но среди нынешних пенсионеров уже достаточно тех, кто не испытывает ностальгии по советской власти. В то же время на новом этапе после отмены льгот пенсионеры на длительное время становятся ключевой адресной группой для всех политических сил, работающих с протестным электоратом.
Из других адресных групп важнейшими являются работники бюджетной сферы — образования, здравоохранения, культуры, а также студенты и военные пенсионеры. Реформы здравоохранения, образования, культуры в скором времени затронут ключевые отраслевые системы, мы должны быть готовы к эффективной работе по организации протеста работников этих отраслей, что требует отдельного узко-тематического агитационного сопровождения.
Ранее в своих постановлениях и материалах ЦК КПРФ уже давал анализ социально-классовой структуры общества. Речь идет об определении лиц наемного труда как основной перспективной адресной группы КПРФ и всего левого движения. Формирование этого своеобразного класса идет постепенно, определяются общие правила игры в отношениях между работодателями и работниками: размеры зарплат, практика увольнений, формы забастовок и пр. Прежние попытки апелляции к классовому сознанию индустриального пролетариата, воспроизводящие штампы прошлой эпохи, были неэффективными, так как на данном этапе власть сузила нашу социальную базу и ограничила своими дикими реформами условия для воспроизводства и развития подобного пролетариата. Как выразился С. Карамурза — “рабочий класс есть, а пролетариата — нет”. В новой ситуации при всей разнородности наемных работников, у них появляется общность интересов, которую мы пока крайне слабо учитываем в своей работе. В то же время электоральные сдвиги последних лет свидетельствуют о том, что именно городские наемные работники являются наиболее перспективной электоральной базой для КПРФ.
Несколько ранее (на первых порах оголтелого ельцинизма) в этой роли выступали сельские жители, интересы которых мы по прежнему должны учитывать и всячески поддерживать, тем более что “Аграрная партия” всегда готова отобрать часть этого электората, не говоря уже о “Единой России”. Власть теперь легко манипулирует теми избирателями, которые отрезаны от любой альтернативной информации и иной раз целиком зависят от нее. Но по своим социальным интересам — там наш электорат, просто эту проблему мы запустили, да и наших активистов в селе поубавилось. Сегодня нужно решительно возвращаться в село под партийным знаменем и активно менять настроение селян.
В ситуации, когда правящий режим взял курс на коммерциализацию всей социальной сферы, разговор переводится во все более и более предметную плоскость. В этой связи становится важной актуализация и корректировка политического языка партии.
Пленум подчеркнул, что образ партии авангардной и атакующей невозможно строить на исторических экскурсах и постоянных сравнениях “как было” и “как стало”. Теперь, когда власть сняла все барьеры, мешавшие ей уничтожать завоевания трудящихся, когда общество начинает жить в новой социально-экономической реальности, наш политический язык должен говорить не столько о необходимости возврата чего-либо, сохранения чего-либо, о том, как “было при советской власти”, но все больше и больше показывать сложившуюся ситуацию и заявлять о том, “как будет”. О том, какие шаги мы предлагаем и как мы видим общество социальной справедливости, социалистическое будущее. В этой связи лозунги, связанные с возвращением чего-либо — льгот, бесплатного образования и здравоохранения, — необходимы и должны быть дополнены конкретными предложениями, предназначенными для публичного озвучивания. По схеме: “пенсионер должен иметь …”, “у учителя должно быть …”. Чем конкретнее и реалистичнее будут формулировки, тем лучше и эффективнее будет работать политический язык. Мы должны производить лозунги, показывающие нашу борьбу за что-то.
Сознание наших граждан сориентировано на новые надежды, оно заглядывает в будущее. “Сегодня плохо, — думает обыватель, — а как будет?” — и ждет на этот вопрос ответа. Поэтому говорить с людьми надо на языке их конкретных проблем. Например, крайне слабо озвучивается болезненная тема чиновничьего произвола, тема защиты прав потребителей, качество товаров и продуктов, масса медицинской проблематики, очередей за субсидиями и пособиями и т. д. Только акцентируя внимание на этих маленьких проблемах, мы сможем нести в общество большие идеи, покажем, что каждая такая маленькая проблема имеет прямую связь с политическим курсом, проводимым в стране.
Часто мы используем язык, навязываемый нам властью: президент, правительство, телевидение, монетизация, отмена льгот, компенсации, субсидии. И мало так называемых “политических ярлыков”, которые жанр пропаганды навешивает на политиков и их политику. (Ну, скажем, в ходу сейчас такие ярлыки, как “дерьмократия”, “прихватизация”. Вот, пожалуй, и все…) Поэтому пора поставить задачу создания современного словаря “партийного пропагандиста” и в целом наладить творческую работу над языком обличения политики власти. Эта работа — не частное творчество того или иного активиста. Это общепартийная задача.
И, наконец, Пленум ЦК КПРФ поставил задачу создания единого информационно-пропагандистского комплекса партии.
В свете изложенного в докладе на Пленуме ЦК КПРФ все направления работы, формы, методы, новые подходы и требования к качеству продукции и стилю — должны быть предметом ежедневного внимания всей партии, а не только в короткие периоды избирательных компаний. Сегодня наши выборы проходят не на избирательных участках, а на улице и в каждом доме. И именно с целью организации массовых акций протеста мы должны активизировать агитационно-пропагандистскую работу.
Но есть и текущие, совершенно конкретные задачи и проекты, которые требуют особого обеспечения.
2005 год — 100-летие первой русской революции и год 60-летия Великой Победы.
В связи с годовщиной революции 1905 года вполне можно запустить в общество исторические аналогии — “прогнившее самодержавие”, “полицейский режим”, “кризис буржуазной демократии”, “самоорганизация народа”, “советы” и т. д.
Хотя день 9 мая и прошел, но год победы идет на фоне нового витка ухудшения жизни ветеранов, получивших вместо почестей жалкие подачки от власти и президента.
Ключевой кампанией этого года по прежнему остаются вопросы Всероссийского референдума. Дискуссия в обществе должна вестись не вокруг возможности проведения референдума, а вокруг его СОДЕРЖАНИЯ.
Вопросы референдума должны подаваться нами, прежде всего, как ключевые тезисы КПРФ, как наша позитивная программа, а сам референдум с этой точки зрения — как технология реализации. Каждый отдельный вопрос референдума вне зависимости от того, — что с ним будет происходить в Верховном суде, должен получать максимальное звучание в обществе, в каждом доме. Это первостепенная задача каждой партийной организации.
Осенью придет очередная волна муниципальных выборов. Она коснется нижнего, поселенческого уровня местного самоуправления. Предстоят также выборы депутатов городской думы Саратова. Чтобы они прошли успешно, необходимо осмыслить результаты прошлых выборов по городу, району. Надо точно знать, где действительно нас задавил административный и финансовый ресурс, а где виноваты и сами.
Товарищи!
В заключение хочу обратить ваше внимание: все предложения и инициативы, озвученные в докладе, –– это не просто “размышления на тему”, не просто повод для дискуссии. Это вполне выполнимые для партии задачи, вытекающие из современной оценки общественного сознания граждан России.
Новые подходы будут зависеть не столько от ЦК или обкома партии, сколько от районных и городских комитетов партии. Никто лучше наших местных отделений не знает, какие болевые точки имеются в том или ином городе, районе, как наиболее эффективно воздействовать на решение той или иной проблемы.
Нередко наши агитационно-пропагандистские усилия направлены на агитацию тех, кто уже давно идейно с нами близок или является принципиальным сторонником партии. Это — пустые усилия. Не для убежденного актива и не для СМИ мы должны сегодня работать. Мы должны быть хорошо услышаны и правильно поняты каждым гражданином нашей страны. Сегодня, как и 100 лет назад, как никогда актуальны слова В. И. Ленина о том, что важнейшей задачей марксистской партии является внесение социалистического сознания в массы и обучение их практическим действиям по отстаиванию своих интересов.
В этом — успех нашей работы!
В этом — залог нашей будущей победы!
Говорят участники пленума
И один в поле воин
Из выступления О. Н. АЛИМОВОЙ
Всем известно, что в областной думе всего один депутат-коммунист, и вы, наш актив, должны знать и доводить до людей, что он там делает.
Так вот, я вышла с инициативой и получила поддержку ряда депутатов о том, чтобы ввести для тружеников тыла дополнительные льготы за счет бюджета области. Дело в том, что они по 122-му закону остались самыми обиженными, у них практически все отняли, кроме выплаты 150 рублей на транспорт. На следующем заседании думы посмотрим, как поддержат меня “единороссы”, которые якобы шибко болеют “за народ”.
Следующая моя инициатива — на период дачного сезона ввести проездные билеты на пригородных автобусах, электричках. Для этого выделить дополнительное финансирование.
Три депутата вышли с инициативой обеспечить выполнение федерального закона по опекунским выплатам. Закон устанавливает выплату 3-х с лишним тысяч рублей, выплатили же (столько денег нашли в бюджете) всего лишь 2248 рублей. Опекуны справедливо требуют, чтобы выплатили в полном объеме. По этой проблеме я встречалась с губернатором П. Л. Ипатовым, его заместитель Н. Старшова обещала помочь.
И, наконец, вот уже 2 месяца я бьюсь, хотя это и не мой округ, по поводу ремонта дороги Ртищево–Тамбов, состояние которой напоминание то, какое бывает после бомбежки. Удалось выбить 8 млн. рублей для ремонта 5-ти км дороги. Никакой там Камшилов это сделал, а именно Алимова, и люди должны это знать.
Мои опасения были напрасными
Из выступления В. А. МАКАРОВА
Мы, ветераны-коммунисты, провели в канун празднования юбилея Победы огромнейшую работу. Только за март, апрель и первую декаду мая я лично провел более 30 встреч в школах, техникумах, вузах, в том числе и в госуниверситете им. Н. Г. Чернышевского, куда, признаюсь, очень боялся идти: как-то встретят меня студенты, как буду говорить… Но мои опасения оказались напрасными. Выступление мое студенты восприняли очень хорошо. Говорил о И. В. Сталине, о Союзе Советских Социалистических Республик, об организующей и мобилизующей роли Коммунистической партии и встретил понимание у молодежи. Выступал и на университетском параде, где были ветераны, преподаватели, студенты и — единственный — удостоился аплодисментов.
Авиационный техникум приглашал меня 7 раз! Мы, ветераны (нас там было шестеро), выступали в разных аудиториях. Вот посчитайте, сколько раз мы встречались со студентами, если каждый провел по 6–7 встреч.
Много выступали мы в школах. Когда выступаешь, то видишь, как глазенки, особенно у ребятишек 5–6-х классов, зажигаются, чувствуешь, что они увлечены рассказами о блокаде Ленинграда, о Сталинградской битве, о генерале Д. М. Карбышеве, которого облили ледяной водой, и т. д.
Словом, народ, в том числе и молодежь, воспринимают нашу правду, и вот этот год — год 60-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, является хорошим подспорьем в нашей коммунистической работе.
Больше внимания к бытовым проблемам
Из выступления А. А. КАРАСЕВА
Наша газета “Коммунист — век XX–XXI”, и прежде всего, районки, должны значительно больше уделять внимания проблемам, с которыми мы сталкиваемся повседневно, чтобы люди видели, что мы эти проблемы знаем, озвучиваем и требуем от администрации их решения. А через месяц надо обязательно сообщать о том, как отреагировали на наше выступление. Давайте прекратим перепечатки из “Советской России”. Статьи там хорошие, мы их читаем, но нашей печати надо быть ближе к местным проблемам. Предлагаю завести специальную рубрику. Сначала будем давать материалы сами, а когда люди увидят, что газету беспокоят их проблемы, они начнут писать сами.
В. Ф. РАШКИН отвечает на вопросы
1 и 9 Мая в России и Москве
По всей стране Первомай прошел по-боевому. 9 Мая на общих мероприятиях, посвященных 60-летию Великой Победы, более чем в 70 процентах дали выступить коммунистам. Единственное, что опечалило, так это Москва. В столице запретили шествие и митинг. В конце концов митинг все-таки состоялся, он проходил на Белорусском вокзале, а чтобы оппозиция не вздумала учинить шествие, были предприняты чрезвычайные меры: выстроено 3 заградительных кордона. Там стояли заградительные машины, КамАЗы с песком, машины с ОМОНом. Только у Белорусского вокзала было 20 тысяч омоновцев — в масках, бронежилетах, со щитами и дубинами. Предварительно, за неделю до праздника, была проведена беседа со всем активом Московской партийной организации. Занималась этим прокуратура.
9 Мая сделали праздником для Буша и для Путина. Москвичи очень недовольны. Остановлено было все метро, выходы из метро были заблокированы, транспорт в центр не пускали. После победного салюта люди с детьми расходились по домам пешком. По этому поводу было огромное количество звонков и писем в Госдуму.
Напоминаю, что хотя 9 Мая мы провели, но 60-летие у нас целый год. Давайте этот год отработаем: он очень хорошо вписывается в нашу агитационно-пропагандистскую работу. Это наша, советская Победа, Победа советского солдата. Нас очень хорошо воспринимают.
У нас есть памятные медали, газета “Правда” за 10 мая 1945 года, “победные” календари, книга “Полководцы”. Сделайте заказы, и мы все это привезем из Москвы. Обязательно организуйте торжественное вручение наград тем, кому по какой-либо причине не вручили до 9 Мая. Используйте для этого 24 мая — день парада Победы.
О референдуме
На сегодняшний день Центризбирком официально отказал нам в его проведении, забраковав 15 из 17 вопросов. В связи с этим мы подали исковое заявление в суд на решение Вешнякова. 19 мая будет известно, примет ли Московский суд наш иск или откажет. Если откажет, пойдем дальше. Есть Верховный суд, Конституционный, Международный.
Помимо этого инициативная группа вновь рассматривает вопросы. Мы выразим их в иной форме — и вновь подадим в Центризбирком. Этот процесс будем вести бесконечно, и всякий случай отказа будем озвучивать.
Предлагаю провести общественный референдум в Саратове. Его проводили в Воронеже, других городах, и всюду люди охотно участвуют в “пробном” голосовании.
В настоящее время идет сбор подписей за отзыв Центризбиркома и, в частности, Вешнякова, поскольку, отказав в референдуме, ЦИК взяла на себя право определять, может ли человек высказаться по тому или иному вопросу. Нам также надо включиться в эту работу.
Об Аяцкове
Многие интересуются, где Аяцков, какие прогнозы на его счет… Отвечу на этот вопрос так: плохо, что он не в тюрьме. Аяцков прошел утверждение в Совете Федерации на должность посла в Белоруссии. Однако президент, учитывая судебное разбирательство по его жене, соответствующего указа не подписал.
О выборах в Госдуму
Наш иск по фактам многочисленных фальсификаций в ходе последних выборов в Государственную думу, который мы подавали совместно с СПС и “Яблоком”, Верховный суд отклонил. Сейчас готовятся документы, и к концу мая они будут представлены в Международный суд. Кстати, подавать исковое заявление в Международный суд правые партии отказались, но мы твердо намерены довести дело до конца.
С докладом выступил секретарь обкома КПРФ В. В. Шмаков. В прениях приняли участие: первый секретарь Саратовского горкома КПРФ Г. А. Турунтаев, первый секретарь Новобурасского РК КПРФ Н. А. Задоров, первый секретарь Романовского РК КПРФ В. А. Сапунов, первый секретарь Федоровского РК КПРФ В. Д. Малютин, секретарь обкома КПРФ О. Н. Алимова, член бюро обкома КПРФ В. А. Макаров, секретарь обкома КПРФ А. А. Карасев, первый секретарь обкома КПРФ В. Ф. Рашкин.
По обсуждаемому вопросу пленум принял развернутое постановление.
Пленум постановил созвать 28 мая 37-ю внеочередную конференцию областного отделения КПРФ.
Предлагаем читателям доклад В. В. Шмакова.
АГИТАЦИИ И ПРОПАГАНДЕ — конкретность, адресность, привлекательность
Уважаемые товарищи!
12 марта 2005 года состоялся пленум ЦК партии, рассмотревший актуальные проблемы агитационно-пропагандистской и информационной работы КПРФ в сложившихся условиях.
Пленум сделал ряд наиважнейших выводов, связанных с оценкой сегодняшнего общественного сознания и новым подходом к выработке языка общения партии со своими сторонниками и населением России. Пленум ЦК определил главные черты общественно-политической ситуации, сложившейся сегодня в России.
За последние месяцы власть совершила два действия, которые в контексте всего происходящего следует считать этапными, показательными и для текущего момента определяющими.
Первое — политическое. Авторитарные тенденции власти получили законодательное оформление. В этом ряду лишение граждан права выбирать губернаторов, ужесточение законодательства о политических партиях, ставшее, по сути, запретительным по отношению к якобы маленькой партии. Отменяются выборы в Государственную Думу по одномандатным округам, т. е. закрыта дорога в парламент независимым кандидатам. В этом же ряду решение Верховного суда (16 декабря 2004 г.) об отклонении нашего иска по отмене результатов выборов в Государственную думу. Фактически Верховный суд своим не правовым, а политическим решением оформил авторитаризм юридически. Докончила эту картину Центральная избирательная комиссия отвергнувшая 15 из 17 вопросов референдума. Оставлено лишь 2 вопроса — о сохранении отсрочки от призыва на военную службу и выборов депутатов Госдумы по одномандатным округам.
Второе важнейшее действие — социально-экономическое. В первую очередь Федеральный закон № 122, который разгромил все социальное законодательство государства и юридически оформил российское государство как антисоциальное, как государство, отказывающее огромным по численности группам населения (всего 103 млн. чел.) в поддержке.
Перечисленные шаги кардинально изменили ситуацию. Наступил момент, когда власть “перегнула палку” и сломала все те механизмы, которые позволяют трезво оценивать общественное мнение и видеть ошибки. Власть рассчитывала, что народ проглотит её реальную политику, но просчиталась. И цена этому просчету — массовый протест граждан, охвативший сотни городов. Власть, как говорится, заигралась и “подставилась”, а левая оппозиция наоборот смогла как бы заново “войти в народ”. Наша партия в этих условиях придала социальному протесту точное политическое направление, сформулировала лозунги и требования, которые положительно восприняты людьми.
С этого момента перед нами открываются новые перспективы работы. В реформаторском запале власть сорвала маску предвыборных обещаний. Путин, “Единая Россия” с ЛДПР, правительство показали, что в то время, когда государство получает огромные средства за счет высочайших цен на нефть, они не только не помогают дополнительными средствами своим гражданам, но и открыто обкрадывают их. Мало того, по-прежнему цинично заявляют, что уверены в правильности проводимого курса.
Принципиальная позиция обкома партии о проведении всех протестных действий только своими силами, не допуская на наши акции никаких “союзников” позволила укрепить наш авторитет среди населения, увидеть в КПРФ реальных защитников народных интересов. Наша позиция вынудила и Аяцкова и Аксененко лично встретиться с протестующими, что в последнее время случилось впервые.
Таким образом, обстановка, сложившаяся в обществе, позволила нам эффективнее раскрывать бесчеловечное лицо и классовую сущность власти и одновременно закреплять авангардную роль КПРФ в протестном движении, в народном сопротивлении режиму и его губительному курсу. В частности, у нас в городах и районах области только в этом году в различных акциях протеста приняли участие около 35 тыс. человек.
Мы благодарим всех, кто, несмотря на свой возраст, занятость, здоровье активно организует и проводит протестные акции, и надеемся, что в конечном итоге победа будет за нами.
Достижение стратегических, программных целей и задач КПРФ связано с продолжением линии на восстановление и усиление политического влияния партии, а значит, её популярности. Мы должны уяснить, что при всей нашей активной политической позиции прослеживается инерционное восприятие КПРФ большинством населения. Компартия пока что многими воспринимается как “партия прошлого”, “партия пенсионеров”, “партия уходящего поколения”, а в позитивном плане — как “партия, при которой было хорошо жить”. Эти черты оставляют с нами наших последовательных сторонников, но не вызывают ярких положительных эмоций у большинства протестующих, не позволяют партии динамично развиваться, не прибавляют ей ощутимой популярности в современных условиях. Мы не можем не понимать: популярность, которую мы объективно имели в середине 90-х годов, была обусловлена иными факторами, была обретена в других политических условиях, когда нам не надо было доказывать, что мы являемся главными защитниками интересов трудовых людей. Но нам не вернуться ни в эти прежние условия работы, ни к прежним схемам агитации. К сожалению, эффективность многих наших действий с точки зрения конечного результата, то есть достижения необходимых сдвигов в массовом сознании, пока что остается низкой. Отчасти это связано с мощнейшим противодействием государственной пропаганды, отчасти с состоянием массового сознания, в котором устоялись примитивные стереотипы о КПРФ.
Государственная пропаганда достигает сегодня максимального эффекта в том, чтобы скрывать от общества слабость власти и заставлять верить в общественное согласие, чтобы, не меняя политического курса, воспроизводить нужную ей комфортную общественную атмосферу. Общественное согласие, повторяемое чиновниками как заклинание, превращается в согласие с их курсом.
Телевидение, одним из важнейших свойств которого является пассивность восприятия информации (сиди и смотри, впитывай), представляет собой все социальные противоречия не как столкновение классовых интересов и политических программ, а как личные проблемы отдельных политиков. Это превращает политику в телетеатр, где любая голодовка изображается как фарс, любая акция протеста — как шоу, любой политик как клоун.
Здесь и простая фабрикация фактов (Караулов, “Московский комсомолец” последнего времени), вынуждающая тратить время не на позитивную агитационную кампанию, а на “оправдательную”. Здесь и “информационные бумеранги” — так называемые искусственные альтернативные акции (старушки за денежную выплату по 122 закону, митинги в поддержку правительства, митинг лже-коммунистов в защиту Березовского, ну а у нас в этом же ряду несколько лет подряд шествие профсоюзов 1 мая на стадион “Локомотив”). Таким “заблудшим” людям надо объяснять, в чем они участвуют.
Несколько слов о массовом сознании. Мы должны понимать, что сегодня имеем дело с совсем другим состоянием населения по сравнению с тем, каким оно было ещё в середине 90-х годов. Большинство граждан не могут позволить себе многого, но привыкли жить в мире привлекательных вещей и стимулов, в иллюзорном мире рекламы, что привело обыденное сознание к состоянию, которое можно характеризовать как потребительское. Речь идет о потребительстве как образе жизни, при котором человек полностью подчинен бесконечной гонке за комфортом, индустрией развлечений и потому становится индивидом, для которого не важны социальные и политические проблемы. В ситуации, когда граждане сталкиваются с перенасыщенным информационным потоком, для них как для потребителей информации наиболее предпочтительной оказывается развлекательная форма сообщений, которая полностью заполнила телеэкраны. (1 мая 1-й и 2-й каналы одновременно освещали жизнь страны при помощи “Кривого зеркала”). Я имею в виду бесконечные юмористические и музыкальные программы и сериалы. На кинорынок выбрасываются явно заказанные властью фильмы и сериалы, рисующие либо “жуткую картину советской действительности”, либо оправдывающие те последствия, к которым привела политика нынешней власти (“Московская сага”, “Штрафбат”, “Курсанты”, фильмы к 60-летию Победы, сериалы о криминальной действительности и шикарном образе жизни и т. д.). Эффект получается очень серьёзный, особенно с точки зрения воздействия на молодежь.
Или другой канал воздействия: не имея возможности радикально переломить ситуацию в научном сообществе и сформировать с его помощью нужную версию исторического процесса, она (власть) подключила к решению этой архиважной в стратегическом плане задачи тележурналистов и публицистов. На всех телеканалах идут документальные фильмы и авторские программы, с помощью которых формируется “правильная версия” мировой и отечественной истории, которая подается неподготовленной аудитории как истина в последней инстанции (“Тайны века”, фильмы Н. Сванидзе, выступления Э. Радзинского и др.).
Только хорошо представляя и анализируя действия противника, зная современные закономерности общественного восприятия, мы можем правильно отвечать на вопрос: как нам действовать в этих условиях.
Наша партия имеет богатейшие традиции и эталонные образцы ведения пропаганды и агитации. Они складывались и в дореволюционные годы, и в ходе строительства советского государства. И за прошедшие 13 с лишним лет мы с вами сами получили бесценную практику пропагандистской, агитационной и информационной работы. Но — ещё раз скажу — у нас сегодня нет ни той ситуации, ни того положения, в котором партия была в начале ХХ века, в советское время или даже в 90-е годы.
Исходя из анализа сегодняшнего состояния общества, пленум ЦК КПРФ предложил активнее искать новое в нашей пропаганде.
ВО-ПЕРВЫХ, наша критика правящего режима должна быть предельно жесткой, причем мы должны выступать не просто против курса, не просто против правительства, а именно против президента. Напомню, что наша партия ещё в 2002 году заявила о переходе в жесткую оппозицию по отношению к В. Путину. Но общество в полной мере не видит этого, а значит, мы сами плохо даем это заметить. Проблема власти — не в каком-то плохом законе. Под властью мы понимаем не что-то абстрактное, а именно президента: и как вдохновителя антинародного курса, и как ответственного за его осуществление. При этом жесткая кампания против президента абсолютно оправдана и не принесет партии потерь. Ни одного антинародного закона Путин ещё ни разу не отодвинул в сторону. Не следует также бросать и тему отставки правительства.
ВО-ВТОРЫХ, требуют корректировки агитационно-пропагандистские приемы поведения наших депутатов в представительных органах власти всех уровней, начиная с Государственной Думы, вплоть до переноса некоторых методов уличного протеста в зал заседаний. То есть надо выражать свою позицию так, чтобы ее нельзя было не услышать, нельзя было не показать.
В-ТРЕТЬИХ, организация кампании против государственных средств массовой информации. Мы видим, что власть организует контакты с населением исключительно через этот канал коммуникации. Вспомним, хотя бы пресловутый “Час губернатора” при Аяцкове или “Прямую линию” президента. Значит, ударяя по власти, мы должны наносить пропагандистский удар и по средству связи власти с населением.
В-ЧЕТВЕРТЫХ, мы должны вырабатывать своеобразную “культуру протеста”. Сегодня мы идем в общество с цифрой, с результатом голосования, с рассказом о прожиточном минимуме, о демографии, уровне производства. Но сегодня этого мало. Надо создавать мощный эмоциональный фон, как в первые годы советской власти; плакаты, театры, окна роста, карикатуры, фотографии и др. Надо искать, привлекать к этой работе профессионалов, которые сами предлагают нам сотрудничество. Я не говорю о П. Медведеве, О. Молоткове, В. Сергееве и других “наших”. Такие люди должны быть выявлены в каждом районе.
В-ПЯТЫХ, пленум выдвинул задачу не простого приема молодежи в партию, а её “рекрутирования”, т. е. вовлечения заинтересованной молодежи, испытывающей недостаток профессиональной деятельности или тягу к общественной работе. Например, студенты юридических факультетов могли бы получать практику в бесплатных юридических консультациях под эгидой КПРФ, студенты факультетов филологии и журналистики пробовать себя в наших СМИ, экономисты могли бы использовать свои знания для анализа развития города, района и т. д. Мы должны искать не только исключительно идейную молодежь, поскольку сегодня это не так просто, и массового омоложения мы скоро все равно не получим. Но предлагать взаимовыгодное сотрудничество следует всем. И объективный ход жизни оставит с нами тех, кто проникнется политической работой и нашей убежденностью, кто найдет у нас возможность удовлетворять естественные амбиции и тягу к самовыражению. Публичные акции — тоже место для таких молодых людей. В г. Саратове на митинге 1 мая наряду с ветеранами было много молодых людей разного толка, но оппонентов власти. Это хорошая иллюстрация сказанного.
Активной стратегией, атакующей или контратакующей, можно будет противостоять государственной машине и продвигать новый образ КПРФ — образ партии авангардной, представляющей интересы большинства граждан.
При этом мы должны уметь или научится выражать содержание, которое несём в массы в максимально привлекательной, доступной и лёгкой форме, т. е. уметь преподнести себя. Заметим, что и пропаганда против нашей партии впервые ведётся не столько идеологически, т. е. не против коммунизма как партийного течения, а именно против “КПРФ” как конкретного политического бренда, который нужно вытеснить с рынка политического потребления. Мало кто вчитывается в программы партий, началась фактически “борьба упаковок”, т. е. форм преподнесения себя.
О партийной печати мы с вами недавно говорили подробно, не буду повторяться. Актуальность этой линии очевидна. Листовка, газета-листовка, наклейка — именно этот инструмент работает на улице. Он наименее затратен, удобен для восприятия и максимально созвучен гражданскому протесту. И. И. Мельников предложил в своем докладе такой критерий оценки качества листовки — “листовка есть у нас только тогда, когда мы сами — и лучше всего совершенно случайно — нашли ее в своем почтовом ящике или получили на улице”.
Листовка — не программа партии по тому или иному вопросу. Листовка — это вспышка, это призыв, это несколько кричащих тезисов вокруг одной идеи. Населению не интересно читать о политиках и политических задачах. Ему интересно читать о себе и о своих проблемах.
Молодёжь можно привлечь к такой технологии как “граффити” (рисунки, надписи на заборах, стенах домов).
Сверхзадачей распространения всей нашей агитационной продукции является следующее: сделать так, чтобы граждане не просто брали в руки наш материал, не просто прочитали или посмотрели, но и захотели передать дальше.
ТЕПЕРЬ О ПРИОРИТЕТАХ. Пленум ЦК КПРФ однозначно высказался в пользу адресности распространения агитационно-пропагандистской продукции, адресности воздействия. Особенно сейчас, когда власть активно использует метод “тематического подбирания” голосов. Технология Кремля проста. Официально партия власти принимает непопулярное решение, теряет голоса, а специально созданная партия с популярным для этой темы названием — “Партия пенсионеров”, “Партия автомобилистов” или “Аграрная партия” — эти голоса подбирает и кладёт в ту же “медвежью” корзину.
В этих условиях сценарий “работы со всеми” дает слабый эффект и приведет К РАСПЫЛЕНИЮ СИЛ. Правильным будет определить ряд перспективных групп и по каждой из них определить методы и организацию работы. Традиционно наиболее устойчивой группой сторонников КПРФ считались пенсионеры. Но среди нынешних пенсионеров уже достаточно тех, кто не испытывает ностальгии по советской власти. В то же время на новом этапе после отмены льгот пенсионеры на длительное время становятся ключевой адресной группой для всех политических сил, работающих с протестным электоратом.
Из других адресных групп важнейшими являются работники бюджетной сферы — образования, здравоохранения, культуры, а также студенты и военные пенсионеры. Реформы здравоохранения, образования, культуры в скором времени затронут ключевые отраслевые системы, мы должны быть готовы к эффективной работе по организации протеста работников этих отраслей, что требует отдельного узко-тематического агитационного сопровождения.
Ранее в своих постановлениях и материалах ЦК КПРФ уже давал анализ социально-классовой структуры общества. Речь идет об определении лиц наемного труда как основной перспективной адресной группы КПРФ и всего левого движения. Формирование этого своеобразного класса идет постепенно, определяются общие правила игры в отношениях между работодателями и работниками: размеры зарплат, практика увольнений, формы забастовок и пр. Прежние попытки апелляции к классовому сознанию индустриального пролетариата, воспроизводящие штампы прошлой эпохи, были неэффективными, так как на данном этапе власть сузила нашу социальную базу и ограничила своими дикими реформами условия для воспроизводства и развития подобного пролетариата. Как выразился С. Карамурза — “рабочий класс есть, а пролетариата — нет”. В новой ситуации при всей разнородности наемных работников, у них появляется общность интересов, которую мы пока крайне слабо учитываем в своей работе. В то же время электоральные сдвиги последних лет свидетельствуют о том, что именно городские наемные работники являются наиболее перспективной электоральной базой для КПРФ.
Несколько ранее (на первых порах оголтелого ельцинизма) в этой роли выступали сельские жители, интересы которых мы по прежнему должны учитывать и всячески поддерживать, тем более что “Аграрная партия” всегда готова отобрать часть этого электората, не говоря уже о “Единой России”. Власть теперь легко манипулирует теми избирателями, которые отрезаны от любой альтернативной информации и иной раз целиком зависят от нее. Но по своим социальным интересам — там наш электорат, просто эту проблему мы запустили, да и наших активистов в селе поубавилось. Сегодня нужно решительно возвращаться в село под партийным знаменем и активно менять настроение селян.
В ситуации, когда правящий режим взял курс на коммерциализацию всей социальной сферы, разговор переводится во все более и более предметную плоскость. В этой связи становится важной актуализация и корректировка политического языка партии.
Пленум подчеркнул, что образ партии авангардной и атакующей невозможно строить на исторических экскурсах и постоянных сравнениях “как было” и “как стало”. Теперь, когда власть сняла все барьеры, мешавшие ей уничтожать завоевания трудящихся, когда общество начинает жить в новой социально-экономической реальности, наш политический язык должен говорить не столько о необходимости возврата чего-либо, сохранения чего-либо, о том, как “было при советской власти”, но все больше и больше показывать сложившуюся ситуацию и заявлять о том, “как будет”. О том, какие шаги мы предлагаем и как мы видим общество социальной справедливости, социалистическое будущее. В этой связи лозунги, связанные с возвращением чего-либо — льгот, бесплатного образования и здравоохранения, — необходимы и должны быть дополнены конкретными предложениями, предназначенными для публичного озвучивания. По схеме: “пенсионер должен иметь …”, “у учителя должно быть …”. Чем конкретнее и реалистичнее будут формулировки, тем лучше и эффективнее будет работать политический язык. Мы должны производить лозунги, показывающие нашу борьбу за что-то.
Сознание наших граждан сориентировано на новые надежды, оно заглядывает в будущее. “Сегодня плохо, — думает обыватель, — а как будет?” — и ждет на этот вопрос ответа. Поэтому говорить с людьми надо на языке их конкретных проблем. Например, крайне слабо озвучивается болезненная тема чиновничьего произвола, тема защиты прав потребителей, качество товаров и продуктов, масса медицинской проблематики, очередей за субсидиями и пособиями и т. д. Только акцентируя внимание на этих маленьких проблемах, мы сможем нести в общество большие идеи, покажем, что каждая такая маленькая проблема имеет прямую связь с политическим курсом, проводимым в стране.
Часто мы используем язык, навязываемый нам властью: президент, правительство, телевидение, монетизация, отмена льгот, компенсации, субсидии. И мало так называемых “политических ярлыков”, которые жанр пропаганды навешивает на политиков и их политику. (Ну, скажем, в ходу сейчас такие ярлыки, как “дерьмократия”, “прихватизация”. Вот, пожалуй, и все…) Поэтому пора поставить задачу создания современного словаря “партийного пропагандиста” и в целом наладить творческую работу над языком обличения политики власти. Эта работа — не частное творчество того или иного активиста. Это общепартийная задача.
И, наконец, Пленум ЦК КПРФ поставил задачу создания единого информационно-пропагандистского комплекса партии.
В свете изложенного в докладе на Пленуме ЦК КПРФ все направления работы, формы, методы, новые подходы и требования к качеству продукции и стилю — должны быть предметом ежедневного внимания всей партии, а не только в короткие периоды избирательных компаний. Сегодня наши выборы проходят не на избирательных участках, а на улице и в каждом доме. И именно с целью организации массовых акций протеста мы должны активизировать агитационно-пропагандистскую работу.
Но есть и текущие, совершенно конкретные задачи и проекты, которые требуют особого обеспечения.
2005 год — 100-летие первой русской революции и год 60-летия Великой Победы.
В связи с годовщиной революции 1905 года вполне можно запустить в общество исторические аналогии — “прогнившее самодержавие”, “полицейский режим”, “кризис буржуазной демократии”, “самоорганизация народа”, “советы” и т. д.
Хотя день 9 мая и прошел, но год победы идет на фоне нового витка ухудшения жизни ветеранов, получивших вместо почестей жалкие подачки от власти и президента.
Ключевой кампанией этого года по прежнему остаются вопросы Всероссийского референдума. Дискуссия в обществе должна вестись не вокруг возможности проведения референдума, а вокруг его СОДЕРЖАНИЯ.
Вопросы референдума должны подаваться нами, прежде всего, как ключевые тезисы КПРФ, как наша позитивная программа, а сам референдум с этой точки зрения — как технология реализации. Каждый отдельный вопрос референдума вне зависимости от того, — что с ним будет происходить в Верховном суде, должен получать максимальное звучание в обществе, в каждом доме. Это первостепенная задача каждой партийной организации.
Осенью придет очередная волна муниципальных выборов. Она коснется нижнего, поселенческого уровня местного самоуправления. Предстоят также выборы депутатов городской думы Саратова. Чтобы они прошли успешно, необходимо осмыслить результаты прошлых выборов по городу, району. Надо точно знать, где действительно нас задавил административный и финансовый ресурс, а где виноваты и сами.
Товарищи!
В заключение хочу обратить ваше внимание: все предложения и инициативы, озвученные в докладе, –– это не просто “размышления на тему”, не просто повод для дискуссии. Это вполне выполнимые для партии задачи, вытекающие из современной оценки общественного сознания граждан России.
Новые подходы будут зависеть не столько от ЦК или обкома партии, сколько от районных и городских комитетов партии. Никто лучше наших местных отделений не знает, какие болевые точки имеются в том или ином городе, районе, как наиболее эффективно воздействовать на решение той или иной проблемы.
Нередко наши агитационно-пропагандистские усилия направлены на агитацию тех, кто уже давно идейно с нами близок или является принципиальным сторонником партии. Это — пустые усилия. Не для убежденного актива и не для СМИ мы должны сегодня работать. Мы должны быть хорошо услышаны и правильно поняты каждым гражданином нашей страны. Сегодня, как и 100 лет назад, как никогда актуальны слова В. И. Ленина о том, что важнейшей задачей марксистской партии является внесение социалистического сознания в массы и обучение их практическим действиям по отстаиванию своих интересов.
В этом — успех нашей работы!
В этом — залог нашей будущей победы!
Говорят участники пленума
И один в поле воин
Из выступления О. Н. АЛИМОВОЙ
Всем известно, что в областной думе всего один депутат-коммунист, и вы, наш актив, должны знать и доводить до людей, что он там делает.
Так вот, я вышла с инициативой и получила поддержку ряда депутатов о том, чтобы ввести для тружеников тыла дополнительные льготы за счет бюджета области. Дело в том, что они по 122-му закону остались самыми обиженными, у них практически все отняли, кроме выплаты 150 рублей на транспорт. На следующем заседании думы посмотрим, как поддержат меня “единороссы”, которые якобы шибко болеют “за народ”.
Следующая моя инициатива — на период дачного сезона ввести проездные билеты на пригородных автобусах, электричках. Для этого выделить дополнительное финансирование.
Три депутата вышли с инициативой обеспечить выполнение федерального закона по опекунским выплатам. Закон устанавливает выплату 3-х с лишним тысяч рублей, выплатили же (столько денег нашли в бюджете) всего лишь 2248 рублей. Опекуны справедливо требуют, чтобы выплатили в полном объеме. По этой проблеме я встречалась с губернатором П. Л. Ипатовым, его заместитель Н. Старшова обещала помочь.
И, наконец, вот уже 2 месяца я бьюсь, хотя это и не мой округ, по поводу ремонта дороги Ртищево–Тамбов, состояние которой напоминание то, какое бывает после бомбежки. Удалось выбить 8 млн. рублей для ремонта 5-ти км дороги. Никакой там Камшилов это сделал, а именно Алимова, и люди должны это знать.
Мои опасения были напрасными
Из выступления В. А. МАКАРОВА
Мы, ветераны-коммунисты, провели в канун празднования юбилея Победы огромнейшую работу. Только за март, апрель и первую декаду мая я лично провел более 30 встреч в школах, техникумах, вузах, в том числе и в госуниверситете им. Н. Г. Чернышевского, куда, признаюсь, очень боялся идти: как-то встретят меня студенты, как буду говорить… Но мои опасения оказались напрасными. Выступление мое студенты восприняли очень хорошо. Говорил о И. В. Сталине, о Союзе Советских Социалистических Республик, об организующей и мобилизующей роли Коммунистической партии и встретил понимание у молодежи. Выступал и на университетском параде, где были ветераны, преподаватели, студенты и — единственный — удостоился аплодисментов.
Авиационный техникум приглашал меня 7 раз! Мы, ветераны (нас там было шестеро), выступали в разных аудиториях. Вот посчитайте, сколько раз мы встречались со студентами, если каждый провел по 6–7 встреч.
Много выступали мы в школах. Когда выступаешь, то видишь, как глазенки, особенно у ребятишек 5–6-х классов, зажигаются, чувствуешь, что они увлечены рассказами о блокаде Ленинграда, о Сталинградской битве, о генерале Д. М. Карбышеве, которого облили ледяной водой, и т. д.
Словом, народ, в том числе и молодежь, воспринимают нашу правду, и вот этот год — год 60-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, является хорошим подспорьем в нашей коммунистической работе.
Больше внимания к бытовым проблемам
Из выступления А. А. КАРАСЕВА
Наша газета “Коммунист — век XX–XXI”, и прежде всего, районки, должны значительно больше уделять внимания проблемам, с которыми мы сталкиваемся повседневно, чтобы люди видели, что мы эти проблемы знаем, озвучиваем и требуем от администрации их решения. А через месяц надо обязательно сообщать о том, как отреагировали на наше выступление. Давайте прекратим перепечатки из “Советской России”. Статьи там хорошие, мы их читаем, но нашей печати надо быть ближе к местным проблемам. Предлагаю завести специальную рубрику. Сначала будем давать материалы сами, а когда люди увидят, что газету беспокоят их проблемы, они начнут писать сами.
В. Ф. РАШКИН отвечает на вопросы
1 и 9 Мая в России и Москве
По всей стране Первомай прошел по-боевому. 9 Мая на общих мероприятиях, посвященных 60-летию Великой Победы, более чем в 70 процентах дали выступить коммунистам. Единственное, что опечалило, так это Москва. В столице запретили шествие и митинг. В конце концов митинг все-таки состоялся, он проходил на Белорусском вокзале, а чтобы оппозиция не вздумала учинить шествие, были предприняты чрезвычайные меры: выстроено 3 заградительных кордона. Там стояли заградительные машины, КамАЗы с песком, машины с ОМОНом. Только у Белорусского вокзала было 20 тысяч омоновцев — в масках, бронежилетах, со щитами и дубинами. Предварительно, за неделю до праздника, была проведена беседа со всем активом Московской партийной организации. Занималась этим прокуратура.
9 Мая сделали праздником для Буша и для Путина. Москвичи очень недовольны. Остановлено было все метро, выходы из метро были заблокированы, транспорт в центр не пускали. После победного салюта люди с детьми расходились по домам пешком. По этому поводу было огромное количество звонков и писем в Госдуму.
Напоминаю, что хотя 9 Мая мы провели, но 60-летие у нас целый год. Давайте этот год отработаем: он очень хорошо вписывается в нашу агитационно-пропагандистскую работу. Это наша, советская Победа, Победа советского солдата. Нас очень хорошо воспринимают.
У нас есть памятные медали, газета “Правда” за 10 мая 1945 года, “победные” календари, книга “Полководцы”. Сделайте заказы, и мы все это привезем из Москвы. Обязательно организуйте торжественное вручение наград тем, кому по какой-либо причине не вручили до 9 Мая. Используйте для этого 24 мая — день парада Победы.
О референдуме
На сегодняшний день Центризбирком официально отказал нам в его проведении, забраковав 15 из 17 вопросов. В связи с этим мы подали исковое заявление в суд на решение Вешнякова. 19 мая будет известно, примет ли Московский суд наш иск или откажет. Если откажет, пойдем дальше. Есть Верховный суд, Конституционный, Международный.
Помимо этого инициативная группа вновь рассматривает вопросы. Мы выразим их в иной форме — и вновь подадим в Центризбирком. Этот процесс будем вести бесконечно, и всякий случай отказа будем озвучивать.
Предлагаю провести общественный референдум в Саратове. Его проводили в Воронеже, других городах, и всюду люди охотно участвуют в “пробном” голосовании.
В настоящее время идет сбор подписей за отзыв Центризбиркома и, в частности, Вешнякова, поскольку, отказав в референдуме, ЦИК взяла на себя право определять, может ли человек высказаться по тому или иному вопросу. Нам также надо включиться в эту работу.
Об Аяцкове
Многие интересуются, где Аяцков, какие прогнозы на его счет… Отвечу на этот вопрос так: плохо, что он не в тюрьме. Аяцков прошел утверждение в Совете Федерации на должность посла в Белоруссии. Однако президент, учитывая судебное разбирательство по его жене, соответствующего указа не подписал.
О выборах в Госдуму
Наш иск по фактам многочисленных фальсификаций в ходе последних выборов в Государственную думу, который мы подавали совместно с СПС и “Яблоком”, Верховный суд отклонил. Сейчас готовятся документы, и к концу мая они будут представлены в Международный суд. Кстати, подавать исковое заявление в Международный суд правые партии отказались, но мы твердо намерены довести дело до конца.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.