Комментарии к вопросам референдума. Вопрос № 5
Согласны ли Вы с тем, что Жилищный кодекс Российской Федерации, ухудшающий условия реализации конституционного права на жилище, должен утратить силу по истечении одного месяца со дня проведения референдума?
(№ 5 из вопросов, которые КПРФ предлагает вынести на Всероссийский референдум).
В Советском Союзе государственная политика имела ярко выраженную социальную направленность. Право на жилье было одним из основных конституционных прав, одним из главных выражений права на жизнь. В СССР человек имел право не просто на крышу над головой, а на достойное жилье. Постоянно растущий объем жилищного строительства давал возможность реализовать это право.
Сегодня во многих регионах страны жилищное строительство вообще не ведется. Около 300 миллионов квадратных метров жилья нуждается в неотложном капитальном ремонте. В среднем ежегодно ремонтируется лишь 1% жилья при нормативной потребности 4-5%. Почти 5 млн. человек проживают в ветхом и аварийном жилищном фонде, подлежащем сносу. Он составляет почти 90 млн. кв. м. С 2002 по 2004 год непригодный жилой фонд сокращен лишь на 630 тысяч квадратных метров. В неблагоустроенных домах проживает около 40 миллионов человек.
При этом около трети населения страны живет за чертой бедности и не может решить самостоятельно жилищную проблему. Особенно актуальна она для молодых семей, студентов. Предлагаемая в некоторых регионах России поддержка молодежи предполагает улучшение жилищных условий в случае рождения ребенка: выделение безвозмездных субсидий и использование механизмов льготного кредитования в зависимости от числа детей в семье и других факторов. Однако все существующие модели поддержки являются приемлемыми только для ограниченного числа молодых людей, имеющих высокие доходы.
"Единороссы" нарушили Конституцию
Правительство и "Единая Россия", нарушая седьмую статью Конституции, где написано, что Россия - социальное государство, в рамках либеральной концепции приняли пакет антинародных законов по жилищной проблеме. При рассмотрении в Государственной думе в первом чтении проекта нового Жилищного кодекса фракция Коммунистической партии в знак протеста покинула зал пленарных заседаний парламента, так как Конституция России (ст. 55, ч. 2) запрещает принимать законы, отменяющие или умаляющие права граждан. Однако президент, проправительственное большинство в Думе растоптали права граждан, жилищное законодательство России перестало быть социально ориентированным.
С федерального уровня социальные обязательства переложены на регионы и муниципалитеты. Государство фактически отказалось от финансирования жилищного строительства, ремонта и обслуживания государственного и муниципального жилого фонда и взяло на себя только функции по стимулированию строительства жилья и в какой-то степени поддержке малоимущих.
В 2005 году на жилищно-коммунальное хозяйство и другие вопросы в жилищной сфере запланировано выделить 0,52% от доходной части федерального бюджета.
Очередь на жилье сохранится, но квартир почти никто не получит
С каждым годом число семей, получающих жилье бесплатно, существенно сокращается (в 1990 году в РФ жилье получили 1296 тыс. семей, в 2003-м - 224 тыс. семей).
Согласно требованию нового Жилищного кодекса, предоставление жилого помещения по договору социального найма (бесплатно) возможно только малоимущим гражданам и признанным по основаниям, введенным властями субъекта Федерации, нуждающимися в жилых помещениях (ст.
49 ЖК). Органы местного самоуправления сами будут определять, кого относить к малоимущим с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества (земельные участки, дачи, автомашины, квартиры и т.д.).
Закрепление за органами субъектов РФ функции по признанию граждан малоимущими не соответствует требованиям Конституции РФ, которая гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его места жительства. Эти функции должны выполнять федеральные органы государственной власти.
Размер площади жилого помещения, при котором гражданин может быть принят на учет, будет также устанавливаться органом местного самоуправления. В разных регионах этот показатель будет существенно отличаться. Норма предоставления жилого помещения будет устанавливаться в зависимости от достигнутого уровня обеспеченности жильем в соответствующем муниципальном образовании. И в этом случае будет нарушена Конституция, в которой подчеркивается, что государство гарантирует равенство прав граждан независимо от места жительства (ст. 19).
Целесообразно было бы закрепить право установления порядка определения этих норм за федеральными органами власти. Действующая редакция кодекса приведет к недопустимому нарушению гражданских прав, предусмотренных п. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, а именно права на такое жилище, которое необходимо для поддержания здоровья и благосостояния как самого гражданина, так и членов его семьи.
Согласно ст. 6 закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года для предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете (предоставление жилья этим гражданам будет производиться по старым нормам). Но, как показывает практика , выделение квартир для предоставления очередникам с каждым годом сокращается. Кроме того, согласно действующему законодательству, с 1 января 2006 года ответственность за предоставление жилых помещений тем, кто встал на учет до 1 марта 2005 года , никто не несет. Закон ? 131 закрепил за муниципалитетами полномочия по предоставлению жилых помещений только малоимущим. Поскольку раньше при постановке на учет этот показатель не учитывался, все другие очередники оказываются в подвешенном состоянии.
По новому кодексу вне очереди жилые помещения будут предоставляться только гражданам из аварийного жилья, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний. Перечень таких заболеваний правительство РФ еще не определило. Все, кто прежде пользовался льготами, будут получать жилье на общих основаниях.
В конце прошлого года были внесены поправки в законы "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которыми выделение квартир очередникам - ветеранам, инвалидам - заменено предоставлением денежных субсидий на приобретение квартир.
Однако в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 1 марта 2005 года ? 20 утверждена такая средняя рыночная стоимость
Льготникам квартиры будут предоставлять не в собственность, а по договору социального найма. Кроме социального жилья, в кодексе предусмотрены еще три вида: коммерческое, специализированное и находящееся в частной собственности.
Коммерческое может принадлежать частному собственнику или государству и сдается в коммерческий наем. Нанимателями станут граждане, не имеющие права жить в социальном жилье и не приватизировавшие квартиры до 1 января 2007 года. Специализированное жилье (служебные квартиры, общежития и т.д.) нельзя продавать, обменивать или сдавать в поднаем.
Приватизация жилья будет прекращена
Новое жилищное законодательство внесло значительные ограничения в вопросы приватизации жилья. Отменяются действие закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и право на приватизацию жилья с 1 января 2007 года. А с 1 марта 2005 года запрещено приватизировать вновь получаемые жилые помещения, предоставляемые гражданам по договорам социального найма.
Это ударит по гражданам, которые в настоящее время проживают в аварийном жилом фонде, военных городках и общежитиях. Получив квартиру, они не смогут ее приватизировать. Во многих регионах страны начались массовые выступления жителей против этих положений. Люди не понимают, почему их лишили права стать собственниками, как все остальные.
Однако предполагаемый рост налога на недвижимость может привести к желанию наиболее обездоленных граждан расприватизировать свое жилье. Новый налог будет исчисляться, исходя из рыночной стоимости квартиры. По проекту закона органы местного самоуправления будут сами устанавливать ставку налога в очень широком интервале - от 0,1% до 1%.
Законодательство ограничивает право населения на расприватизацию жилья в очень широком интервале - до 1 января 2007 года. Это право предоставлено только малоимущим гражданам. После этого срока, если гражданин не сможет платить за жилье, у него остается право обменять или продать квартиру и купить жилье меньшей площади. Это ударит в первую очередь по беднейшим слоям. Перед многими людьми с малыми доходами встает вопрос: приватизировать жилье или нет, смогут ли они его содержать? Расходы по капитальному ремонту жилья - теперь исключительная обязанность только собственников жилья.
Особенно сложно решить проблему ремонта будет тем, кто проживает в старых домах. Для ремонта этих домов уже сейчас нужны существенные вложения.
Наниматели жилья не будут платить расходы на капитальный ремонт и налог на недвижимость. Наниматели, которые будут признаны малоимущими, не будут платить и за наем. Право на жилищные субсидии остается у нанимателей и собственников жилья, если их расходы на жилищно-коммунальные услуги превышают 22% от совокупного дохода семьи. Особенно тяжело будет семьям, у которых доход незначительно превышает этот показатель и им нельзя будет получать субсидии.
Некоторых граждан ждет выселение
Выселение из жилых помещений, предоставленных по договору социального найма, будет производиться в судебном порядке (ст. 83 ЖК). Без предоставления другого жилого помещения будут выселяться граждане за использование жилого помещения не по назначению, за систематическое нарушение прав и законных интересов соседей или бесхозяйственное обращение с жилым помещением. Основанием для выселения теперь является невнесение нанимателем платы за жилое помещение или коммунальные услуги сроком свыше 6 месяцев.
При выселении за неуплату другое жилое помещение будет предоставляться по договору социального найма по нормам общежития (
Закрепляя судебный порядок выселения, законодатели не предусмотрели даже права суда предварительно предупредить нанимателя и определить срок для погашения задолженности при наличии заслуживающих внимания обстоятельств.
Целесообразно было бы установить порядок, по которому обращению в суд наймодателя с иском о выселении должно предшествовать его обращение в суд с иском о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно ст. 31 ЖК, в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования этим помещением за бывшим членом семьи не сохраняется. То есть у собственника жилья появились права по изгнанию бывших членов семьи из своей квартиры.
В ст.ст. 86, 87, 88 кодекса говорится, что гражданам, выселяемым из подлежащего сносу дома, и в случаях, когда дом признается непригодным для проживания или становится на капитальный ремонт, предоставляется жилое помещение по договорам социального найма. При этом должны действовать социальные нормы предоставления жилой площади для конкретного муниципального образования. Однако статья 89 ЖК обязывает предоставлять жилое помещение, равнозначное по общей площади занимаемому жилому помещению. Какой из этих статей будут пользоваться власти?
Собственников квартир за неуплату жилищно-коммунальных услуг также можно выселить по суду. Однако собственников, у которых имеется только одна квартира, выселить нельзя. На них будет наложен штраф в размере, зависящем от размера невыплаченной суммы за каждый день просрочки.
При изъятии земельных участков с расположенными на них многоквартирными домами для государственных или муниципальных нужд будет назначаться выкупная цена, которая может оказаться ниже цены вновь приобретаемого жилья. И только по соглашению с муниципалитетом собственнику "может быть" предоставлено взамен изымаемого другое жилое помещение.
Если многоквартирный жилой дом, признанный находящимся в аварийном состоянии, подлежит сносу, то собственники приватизированных квартир должны осуществить его снос в течение предоставленного им срока. В этом случае земельный участок останется в их общей долевой собственности и они будут вправе возвести на этом участке новый многоквартирный дом либо распорядиться земельным участком иным путем. Если же собственники не произведут снос дома, то земельный участок под домом изымается для муниципальных нужд, а жилые помещения принудительно выкупаются. Эта ситуация заставляет граждан, живущих в старых домах, подумать о целесообразности приватизировать свое жилье.
Власти возлагают надежду на ипотеку
Принятие законов из так называемого пакета доступного жилья не приведет к сколько-нибудь заметному улучшению ситуации с решением жилищной проблемы. В частности, к удешевлению ипотечного кредитования. Существует непреодолимый разрыв между уровнем доходов основной массы населения и стоимостью жилья. У подавляющего большинства семей нет средств на первоначальный взнос (около 30% от стоимости). А существующие сейчас ставки кредитования увеличат в итоге цену квартиры не менее чем в два раза. Большинство банков не предоставляют кредиты на длительное время. Государству для поддержки граждан необходимо субсидировать часть процентной ставки по ипотечному кредиту, как это делается в других странах.
В настоящее время с использованием ипотечного кредита в России приобретается только 1,5% жилья. Например, в благополучном Подмосковье (г. Королев) при стоимости однокомнатной квартиры в панельном доме (
Приходится констатировать : новый Жилищный кодекс продолжает антинародную политику президента. Расстановка политических сил в стране показывает, что только организованные массовые акции протеста смогут остановить продолжение антигуманных опытов властей над российским народом. Создавая повсеместно комитеты самоуправления и самозащиты, Коммунистическая партия РФ со своими союзниками - патриотами России будет делать все для защиты интересов трудящихся. Время для активной защиты прав граждан на достойную жизнь настало. Именно поэтому коммунисты вышли на Всероссийский референдум с основополагающими вопросами, определяющими достойную жизнь каждой семьи и страны в целом.
Добиться проведения референдума наша важнейшая задача.