В.Соловьев: Обманизация для женщин
Как показал анализ вышеуказанного ФЗ №122, проведенный юристами КПРФ, данный Закон содержит довольно много изменений, как статей Трудового кодекса от 30.12.2001 г., так и Федерального Закона от 19.05.1995 г. №81 – ФЗ « О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее ФЗ - №81 от19.05.1995 г.). В результате, которых пострадали самые незащищенные слои населения.
Начнем с того, что теперь вся ответственность и все решения по выплатам различных пособий женщинам, имеющим детей, переложена на плечи органов исполнительной власти субъектов РФ (ст. 3 ФЗ - №81 от 19.05.1995г.) Соответственно и их финансирование будет вестись из местных бюджетов. А если учесть, что подавляющее большинство субъектов РФ итак дотационные, то подобные расходные обязательства выполнить многие из них просто не в состоянии. Даже в таких крупных регионах как Московская, Сахалинская, Воронежская области, Ставропольский и Краснодарский края дефицит регионального бюджета составляет около 2 миллиардов рублей. Теперь им приказано оказывать государственную социальную помощь в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов РФ, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг. Да, теперь появилось новое словосочетание «набор социальных услуг» - перечень социальных услуг, представляемых отдельным категориям граждан в соответствии с ФЗ - №178 от 17.07.1999 в редакции ФЗ - №122 от 22.08.2004г.
Порядок обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
К примеру, если женщина сотрудник милиции, то на содержание ее детей (лиц, находящихся на ее иждивении), посещающих государственные и муниципальные детские дошкольные учреждения, выплачивается пособие в порядке и размерах, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации. Расходы же на выплату указанного пособия осуществляются из средств бюджета субъекта РФ, за счет которых финансируются соответствующие подразделения милиции.
Так же, в соответствии с ФЗ - №122 от 22.08.2004 г. расходным обязательством муниципального образования является финансовое обеспечение мероприятий по оказанию первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. Без дотаций из федерального бюджета муниципальные образования с этим просто не справятся, и предоставлять ничего не будут, но это уже, к сожалению, ни кого не касается.
Возьмем на себя смелость утверждать, что сегодня женщины при формально равных и даже в чем – то преимущественных правах на пенсию остаются «падчерицами» пенсионной системы. К сожалению, есть все основания полагать, что и в ходе продолжавшейся пенсионной реформы, когда на смену солидарно – распределительному принципу пришли накопительно - страховой, дискриминационный моменты в пенсионном обеспечении женщин вряд ли смогут быть полностью устранены. Если раньше женщины отставали от мужчин в уровне получаемой заработной платы, которая служила основой для исчисления размера пенсии, то теперь они будут отставать в накоплении пенсионного капитала. Причем указанное отставание будет расти, ибо, во – первых, отменяется корректировка с учетом трудового стажа, которая несколько ослабляла различия, во – вторых, крайне недоувлетворительно решается проблема возмещения нестраховых периодов по уходу за детьми, в – третьих, неизбежная отмена ограничений по заработной плате, используемой для исчисления пенсий. Это же можно утверждать относительно введения нового «накопительного» элемента, который зеркально отражает тенденцию поло – профессиональной дифференциации при оплате труда. Наконец, на порядок индексации пенсионного капитала крайне неблагоприятно влияют перерывы в трудовой деятельности, которых, по вполне понятным причинам, больше у женщин, чем у мужчин: пенсионный капитал женщины формируется более неравномерно по времени, в связи с перерывами на материнство. В результате, на него значительно больше влияет принятый сейчас метод индексации, исходя из уровня цен за все допенсионное время, чем при ситуации, когда разрешалось выходить на пенсию, исходя из размеров заработка за последние (перед выходом на пенсию) 2 года или 5 лет из последних десяти, максимально приближенных к современной ситуации по экономическим и ценовым показателям.
Так же, в связи с проведением в стране пенсионной реформы, и, согласно закону №122 – ФЗ, отменены все статьи, касающиеся пенсионного обеспечения северян, поскольку условия, определяющие их право на пенсию, правила исчисления страхового стажа, повышения пенсий в связи с в работой в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, содержатся в новых федеральных законах.
Но и это еще не все. Раньше в старом законодательстве о труде (ст. 160 – 162 КЗоТ от 9.12.1971 г.) было указанно, что запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах. Но теперь законодатели решили, что это слишком большая привилегия для слабого пола и заменили слово «запрещается» на «ограничивается» – то есть милые женщины, будьте любезны, работать как все, и, не притворяйтесь уставшими.
То же самое произошло и с трудом в ночное время (с 10 часов вечера до 6 утра). Если, еще практически недавно, привлекать женщин к работам в ночное время не допускалось (только когда возникала особая необходимость и только в качестве временной меры). Не говоря уже по беременных и женщин с детьми. Раннее проводившееся освобождение женщин с ночных работ перестало осуществляться. Трудовой кодекс (ст.259 ТК РФ) не ограничил ночной женский труд. Что не соответствует международным нормам. Вряд ли правильно возложение на саму женщину решение вопроса о том, удобны ей ночные смены или нет. При массовой безработице женщине трудно отказываться то ночных смен, хотя бесспорно они ей не удобны. В развитых странах в промышленности ночью, как правило, женщины не работают. После закрытия течение 1992 – 1993гг. более 5 тыс. детских дошкольных учреждений женщинам труднее стало совмещать работу с воспитанием детей, тем более при ночном труде. Бытующее ныне мнение, будто женщинам не надо создавать особую охрану труда, противоречит конвенциям Международной Организации Труда ( далее МОТ). Конвенция МОТ №89 и дополняющий ее протокол 1990 года запрещает привлекать женщин к ночному труду, кроме семейных предприятий стихийных бедствий или угрозы порчи скоропортящихся материалов. Между тем в нашей стране в четырех отраслях экономики: промышленности, строительстве, на транспорте и в связи более 6 млн. женщин выполняют мужскую работу. Именно в этих отраслях применяется ночной труд.
Некоторые привилегии остались у нас только для беременных женщин. Они могут себе позволить не ездить в командировки, не привлекаться к сверхурочным работам, к работам в ночное время, в выходные и нерабочие дни.
А вот еще яркий пример того, что власть одной рукой дает, другой забирает. Доведена информация о том, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 N 206-ФЗ с 1 января 2005 года сумма единовременного пособия при рождении ребенка составляет 6000 рублей. Но, в случае если ребенок родился в 2004 году, а родители (опекун) обратились за указанным единовременным пособием в 2005 году (но в пределах шести месяцев со дня рождения ребенка), то пособие выдается в размере, установленном на день рождения ребенка, то есть в сумме 4500 рублей (в соответствии с письмом ФСС от 23.02.2001 N 02-18/05-1406). Так что не радуйтесь раньше времени дорогие наши мамы.
Заметим, что касается это и всего спектра взаимоотношений между женщинами и государством. Размер единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности ( до 12 недель) сейчас составляет 300 руб.( ст. 10 ФЗ - №18 от 19.05.1995г.). Беременным женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, дополнительно выплачивается единовременное пособие в размере целых 50 рублей одновременно с пособием по беременности и родам. Звучит, как насмешка. Ну что сейчас можно купить за 50 руб? В старом законе пособие выплачивалась в размере 100% МРОТ. Если сейчас МРОТ составляет 450 руб., то путем элементарного подсчета видно ,что женщины не досчитаются 150 руб. То же самое и с пособиями на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1.5 лет. Сейчас данное пособие составляет 500 руб. (ст.15 ФЗ - №181). В старом КЗоТе же данная сумма равнялась 200% МРОТ. Вот и Считайте.
Но и это еще не все. В новом Трудовом кодексе отсутствует очень полезное, да и просто необходимое для беременных женщин положение. Ведь сейчас администрации предприятий нет дела до особых привилегий для беременных женщин. Но вспомним, что по утратившему силу закону, все организации в обязательном порядке, по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия, в случае необходимости могли выдавать беременным женщинам путевки в санатории и дома отдыха бесплатно или на льготных условиях, а также оказывать им материальную помощь.
И последнее. Неугомонный Министр здравоохранения и социального развития М.Зурабов, приведший граждан страны своими социальными реформами в состояние шока, выступил с новым заявлением. Он предлагает ввести в медицинских учреждениях должность врача общей практики, основанную на материальной заинтересованности. Происходит попытка ликвидировать педиатрическое медицинское обеспечение. Мы так гордились своей прежней великолепной системой медицинского здравоохранения, да и весь мир взял за основу наши методы. Теперь же самых маленьких граждан вместе с их матерями могут лишить возможности получить квалифицированную медицинскую помощь.
Хотя в ст.105 ФЗ - №122 указано, что в целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей. Что же это получается, не успели женщины прийти в себя от последней социальной реформы, так теперь их могут «осчастливить» новым посягательством на педиатрическое лечение?
По данным органов статистики население РФ сокращалось в среднем за 1 год, на 1 млн. человек (за период с 1993 – 2004 г.). По всей видимости, реформаторам этого показалось мало, теперь после проявленной ими заботы о детстве и материнстве, сокращение населения пойдет значительно быстрее. Так не в этом ли и заключается основная цель проводимой партией власти социальной «реформы». Ведь для элиты, живущей исключительно за счет распродажи природных ресурсов «лишние рты» не нужны?
И.М Исмакова, юрист ЦК КПРФ
В.Г. Соловьев, руководитель юридической
службы ЦК КПРФ