Коммунистическая Молдавия: экономические успехи последних лет
Согласно одной из легенд, однажды римский полководец вел свое войско против грозного и сильного противника, одержавшего до этого много побед и покорившего немало государств. Силы противников были далеко не равны. На стороне римлянина было небольшое, но хорошо обученное и спаянное железной дисциплиной войско. У его противника – большая, намного превосходящая римлян армия, состоявшая из профессиональных наемников, а также из насильно набранных представителей покоренных народов. Идя навстречу противнику, войско римлян дошло до реки Рубикон – последнему рубежу, разделявшему противоборствующие стороны и последней возможности для римлян уклониться от сражения и отступить, сохранив при этом (выражаясь современным языком), свой имидж. Преодолев сильные сомнения и колебания, трезво оценив сложившуюся ситуацию и взвесив все факторы, а также свои возможности, римский полководец со словами «Жребий брошен, я перехожу Рубикон», переправился через реку и в сражении разгромил своего противника. Отсюда и появилось выражение «Перейти Рубикон», означающее - сделать решительный и правильный выбор, и победить, несмотря на все колебания и сомнения.
Проводя исторические параллели, можно сказать, что в феврале 2001 года Молдова вплотную подошла к своему Рубикону. Целое десятилетие страна шла к нему, блуждая по пустыне (в которую некогда процветающая республика – сад начала превращаться после 1991 года), завороженная голосами доморощенных и сладкоголосых проповедников и поводырей, все больше погружаясь с каждым годом в пучину кризиса и хаоса. И чем хуже становилось в стране, тем громче и громче звучали эти голоса, обещавшие простому народу многое. Поэтому победа коммунистов не явилась случайностью, она стала следствием активной, последовательной и многолетней работы по завоеванию доверия у населения страны. В условиях экономического развала, социальной деградации и межнациональной розни коммунисты предложили более конкурентоспособную программу выхода из кризиса. И люди поверили коммунистам, доверили им управление страной.
Отдав свой голос Партии коммунистов, народ Молдовы сделал свой выбор, поверил в то, что каждый гражданин Молдовы вне зависимости от социального статуса, национальности, пола и возраста сможет обрести достойную жизнь в своей стране. Для этого требовалось политическая воля власти, ее верность взятым на себя обещаниям.
О том, насколько правильным оказался выбор, сделанным простыми людьми и насколько реальной оказалась предвыборная платформы Партии коммунистов и как изменилась ситуация в экономике и социально-экономическое положение населения, автор и пытается дать ответ в своих статьях – «рубиконах».
Рубикон №1: СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ
1. ЗАРПЛАТА В ЭКОНОМИКЕ, ПЕНСИИ И ПОСОБИЯ
Простой человек о том, насколько хороша для него та или иная власть, определяет по ответу на простой вопрос – растут ли у него доходы и насколько больше реальных благ он может на них приобрести. Работающие в экономике и в бюджетной сфере свой ответ определяют по величине получаемой ими зарплаты, пенсионеры – по размеру пенсий, а студенты – по своим стипендиям.
Вспомним, как Молдова вступала в 2001 год. Зарплаты и пенсии были не только оскорбительно малы, но и не выплачивались многими месяцами (а кое-где – и годами). А если власть и решала выплачивать их своим бюджетникам, то обычно выдавала их товарами по ценам выше рыночных, обогащая тем самым себя и своих приближенных. Введение платной медицины сделали ее услуги, практически, недоступными для большинства населения и еще больше ухудшили ситуацию, приведя к росту смертности и снижению рождаемости, поставив на повестку дня вопрос физического и биологического выживания народа Молдовы.
За все время независимости Молдовы вопросы социальной политики занимали последнее место в приоритетах всех предыдущих Правительств. Постоянные веерные отключения электроэнергии и угроза отключения от газа (даже в разгар зимы) не только отдельного потребителя, но и всей республики были реальным кошмаром для страны. Как прямое следствие проводимой до 2001 года социально-экономической политики – нестабильная социально-политическая обстановка в обществе, потеря авторитета государственной и местной власти в глазах большинства граждан, возможность постановки самого вопроса о существовании Республики Молдова как независимого государства в целом.
Идя на выборы в феврале 2001 года, ПКРМ социальную сферу отнесла к приоритетным. В данной статье автор поставил перед собой цель сделать анализ выполнения коммунистами следующих задач, поставленных ими в своей предвыборной Программе:
- Добиться двукратного увеличения минимального размера пенсий, а также уровня зарплат в экономике;
- Сформировать систему реальных социальных гарантий, обеспечивающих гражданам достойную жизнь;
- Взять под защиту семью, материнство и детство;
- Индексировать и поэтапно выплачивать сбережения, украденные режимом «демократов» у населения в 1990-1992 гг.;
Для того, чтобы проанализировать, насколько реально Предвыборная платформа ПКРМ 2001 года воплотилась в конкретные результаты, составим таблицу показателей, которые не только наиболее полно показывали степень выполнения коммунистами вышеуказанных задач, но и одновременно бы отражали основные социальные параметры, характеризующих уровень доходов населения. В данной таблице все показатели рассматриваются в динамике по годам за пятилетний период 2000-2004 гг., где за базисный показатель берется 2000 год (итоговые результаты правления команды Брагиша – последнего правительства псевдореформаторов), а при расчете темпов роста расходов консолидированного бюджета и реального роста доходов населения – показатели предыдущего года.
П О К А З А Т Е Л И
роста реальных доходов населения
Республики Молдова
за 2000 – 2004 гг.
Г О Д | |||||
П О К А З А Т Е Л И |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
1. Расходы консолидированного бюджета на социально-культурные мероприятия, млн. лей |
1887 |
2063 |
2816 |
3353 |
4304 |
- в % к предыдущему году |
129 |
109 |
137 |
119 |
128 |
- в % к 2000 году |
- |
109 |
149 |
178 |
228 |
2. Среднемесячная номинальная зарплата в экономике, лей |
408 |
544 |
692 |
891 |
1140* |
- в % к предыдущему году |
133 |
133 |
127 |
129 |
128 |
- в % к 2000 году |
- |
133 |
170 |
218 |
279 |
3. Средний размер ежемесячных пенсий по возрасту, лей |
87 |
140 |
167 |
218 |
336** |
- в % к предыдущему году |
104 |
161 |
119 |
131 |
154 |
- в % к 2000 году |
- |
161 |
192 |
251 |
386 |
4. Годовой уровень инфляции, в % |
131 |
110 |
105 |
112 |
112 |
5. Реальный рост, в %: |
|||||
- средней зарплаты работников экономики |
+2 |
+23 |
+22 |
+17 |
+16 |
- средней пенсии по возрасту |
-27 |
+51 |
+14 |
+19 |
+42 |
6. Размер единовременного пособия при рождении первого ребенка, лей |
144 |
245 |
370 |
420 |
420 |
- в % к 2000 году |
- |
170 |
257 |
292 |
292 |
* - за 10 месяцев;
** - с 1 ноября
Из таблицы видно, что расходы консолидированного бюджета на социальные нужды страны за 4 последние года увеличились на 2 млрд.417 млн. лей (с 1887 млн. в 2000 году до 4млрд.304 млн. – в 2004г.). Это означает, что государство в 2,3 раза увеличило финансирование социальной сферы (медицина, образование, культура и т.д.). В данном «рубиконе» автор рассмотрит номинальный и реальный (с учетом инфляции) рост заработной платы работников национальной экономики и ежемесячных пенсий пенсионеров по возрасту. Сферы же медицины и образования будут проанализированы в последующих материалах.
Сухие цифры бесстрастно свидетельствуют, что номинальная среднемесячная зарплата в экономике Молдовы за 2000-2004 возросла почти в 3 раза и к октябрю 2004 года достигла 1140 лей ($94). Зная, что в 2000 году она составляла всего 408 лей ($33), нетрудно подсчитать, что при общем ее росте в 2,8 раза (как в долларах, так и в леях), среднегодовой темп роста доходов населения, занятого в экономике, составлял 30%.
Аналогичные тенденции можно наблюдать и в отношении среднемесячной пенсии по возрасту. Если зарплата в национальной экономике находится в зависимости от результатов деятельности экономических агентов, то выплата пенсий и их размер целиком и полностью относится к компетенции и возможностям государства. С 2001 года Правительство ежегодно повышало пенсии и в настоящее время средний размер пенсий, выплачиваемых пенсионерам по возрасту, составляет 336 лей. Это почти в 4 раза превышает аналогичную пенсию образца 2000 года. Несложный подсчет позволяет нам прийти к выводу, что в среднем она ежегодно росла на 41%.
Оппоненты могут заметить, что автор ведет речь о номинальных размерах и не берет в расчет уровень инфляции. Поэтому в таблицу был включен показатель ежегодного уровня инфляции, с помощью которого можно определить реальный рост доходов населения. Упрощено реальный рост доходов населения рассчитывается как разность между процентами роста номинального дохода и уровня инфляции. Если процент роста дохода положительный (т.е. превышает процент уровня инфляции) – наблюдается реальный рост доходов населения (+). Если процент инфляции выше процента роста доходов и разность между ними отрицательная – имеет место падение жизненного уровня людей (-).
Рассчитанные по данной методике показатели отражены в таблице и показали интересную картину. В 2000 году реальный рост доходов в экономике вырос символически (+2%), зато у пенсионеров реальные доходы снизились очень ощутимо - почти на треть (- 27%). И стенания нынешней оппозиции, находившейся тогда у власти, по поводу того, что коммунисты победили за счет голосов пенсионеров, имеют под собой все основания. Именно среди пенсионеров было больше всего активных сторонников коммунистов, не желающих мириться с ухудшением своего уровня жизни и остро реагирующих на неуважение к их надеждам и чаяниям со стороны прежних правителей. И умудренные жизненным опытом люди сказали свое веское слово правящему режиму.
Начиная с 2001 года, картина реальных доходов, как работников экономики, так и пенсионеров стала резко меняться. С этого момента наблюдается постоянный плюс в расчетах реального роста зарплат и пенсий. При этом среднегодовой показатель реального роста зарплаты в экономике составил 20%, а пенсий по возрасту – 31%.
Как проявление заботы о семье, материнстве и детстве можно рассматривать почти трехкратное увеличение размера единовременного пособия при рождении первого ребенка с 144 лей в 2000 году до 420 лей – в 2004 году. С 1 января 2005 года размер данного пособия возрастет до 500 лей, а размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им 3 лет будет составлять 20% от дохода (но не менее 100 лей) для застрахованных лиц и 100 лей – для не застрахованных лиц.
Составной частью системы социальных гарантий является принятый Парламентом Республики Молдова 12 декабря 2002 года закон об индексации денежных вкладов граждан в Сберегательном банке, которые обесценились в начале 90-х годов. При этом нельзя не отметить тот факт, Молдова оказалась единственной страной СНГ, где не только был принят подобный закон, но и где его положения действительно соблюдаются. В первый год действия данного закона (в 2003 году) было выплачено 43 млн. леев, в 2004 году – 48 млн., а в 2005 году сумма выплат по индексации возрастет до 57 млн. леев.
Рост реальных доходов населения позволил ему оплачивать не только текущее потребление газа, но и гасить накопившиеся по ним долги. В 2004 году Молдова впервые за всю историю своей независимости смогла полностью рассчитаться за потребленный газ, поставленной Россией. Благодаря этому, была значительно ослаблена угроза отключения республики от газовой трубы, которая постоянно висела над страной все эти годы.
Нельзя не отметить тот факт, что большие внешние долги, оставленные коммунистам их предшественниками не позволили нынешнему Правительству поднять зарплаты, пенсии и пособия еще выше. В 2004 году правительство республики на обслуживание внешнего долга израсходовало $103,5 млн. Еще $52,4 млн. придется заплатить в этом году. Несложный расчет показывает, что если бы этих долгов не было, то только за счет сумм внешних долгов за 2004-2005гг. можно было бы увеличить зарплаты и пенсии почти в 2 раза. В целом, за 4 последних года (2001-2004гг.) для того, чтобы заплатить свои внешние долги, Молдова была вынуждена оторвать от своего бюджета 3 млрд. 200 млн. лей..
Обобщая вышеизложенное, приходим к выводу, что Партия коммунистов за период своего нахождения у власти не только ликвидировала доставшиеся ей от предыдущих правителей долги перед бюджетниками и пенсионерами, но и добилась четырехкратного (!) увеличения размера ежемесячных пенсий по возрасту и трехкратного - среднемесячной зарплаты в национальной экономике. Ежегодно происходит рост реальных доходов у людей, занятых в экономике и у пенсионеров, получающих пенсии по возрасту. Поэтому задача увеличения в 3 раза размера пенсий, поставленная ПКРМ в своей Предвыборной программе на 2005-2009гг. реальна и выполнима.
(продолжение следует)