Заявление Движения Общежитий Москвы и Московской области в связи с положением беженцев
В начале 90-х пришедшие к власти после развала СССР буржуазно-националистические клики развязали множество войн и межнациональных конфликтов. Сотни тысяч людей были вынуждены бежать от этнических чисток и войн. На территории бывшего СССР образовалось огромное количество беженцев, значительная часть которых переехала в различные регионы России. Формально разрешив им поселиться в стране, российские власти с самого начала относились к ним как к людям второго сорта. Беженцев приняли, расселили, а потом бросили их на произвол судьбы. С самого начала вопрос об их положении и статусе был сознательно запутан настолько, что даже опытные юристы подчас бессильно разводят руками. С самого момента их приезда в Россию, властями была искусственно создана путаница с документами этих людей. Прибывавшие в Россию беженцы расселялись в гостиницах, турбазах, пионерлагерях и общежитиях. Именно поэтому Движению Общежитий Москвы и Московской Области непосредственно пришлось столкнуться с этой проблемой и начать борьбу за права беженцев.
Большинство беженцев приехали в Россию буквально в чем были, бросив деньги, вещи, а подчас и документы. На новом месте беженцы и вынужденные переселенцы, следуя советам «добрых» представителей администрации общежитий, оформляли свои документы там, где могли. В результате оказался кто с чем: паспорта Грузии, паспорта Армении, паспорта России, паспорта Абхазии, паспорта СССР, а то и просто справка беженца без паспорта. Ввиду того, что далеко не всегда беженцам разрешали регистрироваться по месту проживания, они регистрировались так же кто где: кто-то у родственников, кто-то у знакомых, кто-то через фирмы по несуществующим адресам. Все это время беженцы и вынужденные переселенцы не только не получали от государства никаких пособий, но и платили квартплату втрое превышающую обычную квартплату в общежитиях.
Но путаница и неясный статус людей – это лишь часть проблемы. Все эти годы беженцы подвергались поборам участковых, ОМОНовцев, паспортных столов. Их преследовали как «лиц кавказской национальности» сотрудники милиции и банды фашистов.
Тем временем многие из беженцев обзаводились семьями, рожали детей. А собственники общежитий и власти теперь им заявляют «убирайтесь туда, где родились». Но все они родились в одной стране – в Советском Союзе.
Тут стоить отметить еще то, что в соответствии с бюрократической логикой, власти не признают беженцами тех, у кого на руках отсутствует справка о статусе беженца, а такая справка есть далеко не у всех.
В связи с началом антигрузинской истерии, начатой под руководством президента Путина и партии «Единая Россия», ситуация обострилась еще больше. Начались депортации. Многих беженцев из Абхазии, стали депортировать в Грузию, где они никогда не жили, где у них нет ни дома, ни родственников. С осени этого года против людей «неправильной» национальности началась настоящая волна государственного насилия. При этом репрессии и депортации идут даже не по признаку гражданства (что тоже не допустимо), а по признаку национальности, а это уже неприкрытый государственный нацизм. Взяв на вооружение лозунги и методы фашистских организаций, правящая группировка решает свои сугубо материальные интересы, стравливая людей по национальному признаку.
Мы не испытываем никакой симпатии к режиму Саакашвили, равно как и к режиму Путина. Но если у Путина и Саакашвили есть друг к другу претензии пусть решают их между собой, в частном порядке и не вмешивают в свои разборки народы.
Антигрузинские репрессии уже привели к смерти трех человек. Манана Джабелия, доверенным лицом которой являлась председатель Движения Общежитий Москвы и Московской Области Ирина Бергалиева сама не жила в общежитии, но была родственницей беженцев проживающих в одном из московских общежитий. С самого начала мы занялись судьбой Мананы. Преодолев множество бюрократических препятствий, удалось добиться решения об отмене ее депортации. Но уже после того как было вынесено это решение и Манана готовилась выходить на свободу, она внезапно скончалась в тюрьме. Мы не исключаем, того, что она могла быть намеренно убита, но даже если это не так, все равно случившееся иначе как убийством не назовешь. Манана Джабелия провела почти три месяца в спецприемнике, будучи осуждена по Кодексу об административных правонарушениях, который вообще не предусматривает столь длительное лишение свободы. Более того, осуждена к депортации она была незаконно, что и было впоследствии признано Мосгорсудом. Так что это как не убийство?
Смерть Мананы сразу же была использована различными кланами правящего класса в своих интересах. Саакашвили сделал себе личный пиар, а в России вдруг обнаружилось немалое количество «защитников» Мананы начиная от спикера Совета Федерации Миронова и заканчивая Эдуардом Лимоновым.
Разжигание межнациональной розни – это инструмент, который очень часто используют власть предержащие в своих интересах, играя при этом на предрассудках части населения. Беженцы и вынужденные переселенцы – более чем кто-либо пострадал и продолжает страдать от национализма. Бежав от преследований у себя на родине, они столкнулись с новыми преследованиями уже на новом месте проживания.
Еще один недавний пример отношения к беженцам нынешних властей – это судьба людей бежавших от войны в Чечне в Ингушетию. Власти России приступили к фактической ликвидации лагерей беженцев в этой республике в угоду официальному мифу о налаживании «мирной и спокойной жизни в Чечне».
Ситуация усугубляется еще тем, что в России фактически отсутствует право на свободное передвижение, не только для граждан других стран на законном основании находящихся на территории РФ, но и даже для самих граждан РФ. Несмотря на то, что по закону регистрация по месту проживания носит уведомительной характер, в реальности это не так. Человек не может получить регистрацию без разрешения собственника жилого помещения, где он проживает, а сам процесс получения регистрации как временной, так и постоянной намеренно усложнен множеством бюрократических процедур. Эта крепостная система создана специально для того, чтобы держать в бесправии немалую часть населения страны: иностранных и иногородних рабочих, беженцев и вынужденных переселенцев.
Мы требуем:
Немедленного решения проблемы беженцев и вынужденных переселенцев путем предоставления им по их желанию российского гражданства в упрощенном порядке и снятия всех препятствий для регистрации их по месту жительства. Беженцы проживающие в общежитиях должны быть признаны как жильцы проживающие по договору социального найма.
Беженцы не желающие получать российское гражданство должны иметь гарантии в соответствии со статусом беженца и получать пособия. Их жилищные права должны быть защищены. В стране должна существовать специальная программа помощи беженцам и вынужденным переселенцам.
Немедленного прекращения антигрузинской истерии и любых преследований по национальному признаку или признаку гражданства.
Отмены любых «запретов на профессии» по национальному признаку или признаку гражданства.
Привлечения к ответственности всех кто виновен в смерти Мананы Джабелия, а так же всех кто принимал решения и осуществлял репрессии по национальному признаку, невзирая на чины и должности.
Ирина Бергалиева – председатель Движения Общежитий Москвы и Московской области (ДОМ)
Сергей Григорьев – заместитель председателя Движения Общежитий Москвы и Московской области (ДОМ)
Михаил Дороненко – координатор Движения Общежитий Москвы и Московской (ДОМ)