КПРФ.ру в минувшие выходные рекламировали в Удмуртии
В минувшие выходные в Удмуртии параллельно с республиканской конференцией КПРФ состоялось еще одно мероприятие, направленное на популяризацию среди граждан нашей республики сайтов «КПРФ.ру», «ФОРУМ.мск» и других лево-патриотических интернет-ресурсов.
На сегодняшний день левый сегмент всемирной сети стал важнейшим средством доведения до граждан объективной информации о событиях в стране и мире. Причем, из года в год эта его функция будет только возрастать. Это объясняется как постоянным увеличением числа пользователей интернета, так и отсутствием в нем политической цензуры, что выгодно отличает его от других российских СМИ.
27-28 мая для проведения дискуссий с аудиторией сайтов «КПРФ.ру» и «ФОРУМ.мск» в Удмуртии находились известные политологи Антон Суриков и Владимир Филин вместе со своим партнером, мусульманским общественным деятелем Фаридом Гатауллиным. На частную встречу с ними, прошедшую 28 мая в Ижевске, я пригласила не только сторонников КПРФ, но и несколько других хорошо знакомых мне людей – работников крупных предприятий, предпринимателей, представителей татарской общественности, которые политикой пока не занимаются, однако заинтересованы в получении правдивой информации и качественном анализе событий в России и за рубежом.
Среди вопросов, заданных нашим гостям, многие были посвящены недавнему посланию президента Путина Федеральному Собранию. По этому поводу В.И.Филин выразил общее мнение, что слова главой государства «были сказаны правильные. Однако неясно, кто все это будет претворять в жизнь. Прав был товарищ Сталин, который в свое время провозгласил лозунг: кадры решают все. В команде президента квалифицированных кадров нет. Поэтому все его идеи, к сожалению, останутся лишь благими пожеланиями, а нынешнее послание ждет участь всех прошлых посланий – оно выполнено не будет, и о нем скоро просто забудут».
Другие вопросы, адресованные гостям столицы Удмуртии, касались проблем нашей «оборонки». В частности, участники дискуссии из Воткинска, города, в котором создаются межконтинентальные баллистические ракеты «Тополь-М», с большой настороженностью отнеслись к недавнему выступлению в СМИ генерального конструктора, генерального директора подмосковного «НПО машиностроения» Герберта Александровича Ефремова.
В своей статье Г.А.Ефремов отметил, что считает необоснованным решение правительства о замене со временем некоторых тяжелых ракет типа Р-36М и М2 в их шахтных пусковых установках на наши удмуртские МБР «Тополь-М». По его мнению, по истечении уже неоднократно продленного срока эксплуатации МБР типа Р-36М и М2 необходимо начиная с 2015–2016 годов развернуть в их шахтах новую жидкостную ракету со стартовой массой около 100 тонн, которую, очевидно, следует поручить создать «НПО машиностроения».
Г.А.Ефремов подверг острой критике позицию генерального директора Московского института теплотехники Юрия Соломонова, который ранее заявлял, что единственная перспектива Стратегических ядерных сил России – это твердотопливные ракеты «Тополь-М» и «Булава».
Руководитель «НПО машиностроения» в пику Юрию Соломонову видит наиболее рациональный путь строительства отечественных Стратегических ядерных сил в оптимальном, с его точки зрения, сочетании стационарных ракетных комплексов со 100-тонными жидкостными ракетами и мобильных комплексов с твердотопливными ракетами. При этом он ссылается на то, что опыт реализации производства именно жидкостных ракет был только что успешно продемонстрирован при производстве баллистических ракет для подводных лодок РСМ-54 разработки КБ им. Макеева в Миассе, Челябинская область. Видимо, в отличие от твердотопливной БРПЛ «Булава», в разработке которой участвует наш Воткинский машиностроительный завод, и которая пока еще не прошла весь цикл летно-конструкторских испытаний.
Опора при строительстве СЯС только на «Тополь-М» и «Булаву» - заключает Г.А.Ефремов - в российских условиях приведет к превращению уже существующего «финансового насоса» для выкачивания денег из бюджета в систему чудовищного размера. Именно так, по его мнению, нужно оценивать появившиеся в последнее время призывы о доведении производства «Тополей-М» до 20–30 штук в год.
Как известно, с предложением довести производство МБР «Тополь-М» до 30 единиц в год еще в 1998 году выступал наш удмуртский депутат, в то время первый вице-премьер правительства РФ Ю.Д.Маслюков. В последнее время о необходимости увеличить годовой гособоронзаказ на «Тополя-М» хотя бы до 15 комплексов много писал его помощник, академик Российской академии космонавтики, участник нашей дискуссии А.В.Суриков. Поэтому комментировать статью Г.А.Ефремова пришлось именно ему.
А.В.Суриков сказал, что он очень высоко оценивает заслуги Героя социалистического труда, академика Г.А.Ефремова. В то же время он настаивает на том, что в части перевооружения Ракетных войск стратегического назначения сосредоточиться следует именно на «Тополях-М», доведя их ежегодное производство хотя бы до 10-15 ракет как в варианте шахтного вида базирования, так и в варианте подвижного грунтового вида базирования. При этом, по мнению А.В.Сурикова, МБР «Тополь-М» должны оснащаться разделяющимися головными частями индивидуального наведения.
Что касается предложения создать за счет программы «Тополь-М» новую жидкостную 100-тонную ракету на «НПО машиностроения», А.В.Суриков считает его проявлением конкурентной борьбы между предприятиями отрасли за бюджетное финансирование, «попыткой забрать деньги из Воткинска и передать их в Реутов».
Точно также А.В.Суриков относится к идее оснащения стратегических ракет планирующими головными частями: «Пользуясь тем, что президент и министр обороны не являются специалистами в военной области, кто-то их убедил, что ПГЧ, работы над которой ведутся в Реутове еще с 70-х годов, - это якобы панацея от перспективной системы противоракетной обороны США. Между тем еще в 80-е годы в СССР было убедительно доказано, что по критерию эффективность/затраты при решении задачи противодействия будущей системе ПРО США, ПГЧ существенно уступают традиционному боевому оснащению МБР, включающему обыкновенные ядерные боеголовки и комплекс средств преодоления, состоящий из легких и тяжелых ложных целей, дипольных и аэрозольных образований и постановщиков помех».
Таким образом, заключил А.В.Суриков, «ПГЧ – это не панацея, и не «чудо оружие», а типичный крайне затратный лоббистский проект».
Другой важной темой дискуссии стала судьба иранского контракта, по которому ижевский Электромеханический завод «Купол» должен поставить в Иран 29 зенитных ракетных комплекса «Тор-М1». Напомню, что вот уже несколько лет, прошедших после выполнения греческого заказа по «Торам», заключенного в свое время благодаря усилиям Ю.Д.Маслюкова, завод «Купол» испытывает немалые трудности в связи с отсутствием значимых заказов на ЗРК. Поэтому контракт с Ираном рассматривается заводчанами как шанс поправить положение дел и сохранить перспективу.
Однако агрессивная политика США, направленная против Ирана, и давление американцев на Кремль, от которого требуют прекратить военно-техническое сотрудничество с Тегераном, ставит под вопрос выполнение контракта. Это вызывает у нас в городе серьезное беспокойство.
Комментируя ситуацию вокруг «Торов» В.И.Филин пояснил, что американцы специально преувеличивают ту угрозу, которую могут представлять для них эти ЗРК, появись они на вооружении у Тегерана.
По его словам, «корни проблемы уходят в события двухлетней давности, когда Иран и Россия планировали заключить контракт на создание для защиты пяти иранских зон полноценной системы ПВО, основанной на зенитных ракетных комплексах типа С-300. «Торам» при этом отводилась роль защищать С-300 от противорадиолокационных ракет США. При этом кроме С-300 и «Торов-М1» в состав системы ПВО Ирана должны также были войти купленные в России в начале 90-х годов ЗРК типа С-200 и старые американские ЗРК «Хок», тайно поставленные Тегерану Вашингтоном еще в 80-е годы в рамках договоренностей по схеме «Иран-контрас». Однако Кремль под давлением США и Израиля поставлять Ирану С-300 отказался. Недавно, кстати, С-300 передали в Белоруссию. Система ПВО Ирана, основанная лишь на «Торах-М1» будет неполной, лишенной основного элемента в лице ЗРК дальнего действия. Так что если США все же решат нанести удар по иранским объектам, то «Торы» лишь несколько осложнят им выполнение боевой задачи, но не более того. Радикально они ничего не изменят».
Исходя из складывающейся ситуации, В.И.Филин считает, что необходимо максимально форсировать выполнение Россией иранского контракта: «Если с выполнением контракта затянуть, он, как это уже неоднократно бывало, по политическим мотивам может быть и вовсе аннулирован, что стает катастрофой. Я полагаю, что уже в ближайшее время следовало бы поставить иранской стороне примерно 20 из 29 ЗРК оговоренных в контракте. Технически это реализуемо».
Еще один вопрос, вызывающий у нас в республике пристальный интерес общественности – заключенный в мае прошлого года контракт с Венесуэлой на поставку этой стране 100 тысяч автоматов АК-103, производимых на «Ижмаше». Как известно, против этой сделки также резко возражают США.
Согласно первоначальным договоренностям российской и венесуэльской сторон, первая поставка 30 тысяч автоматов должна была произойти еще в октябре. Однако затем дата была перенесена на декабрь, затем – на март, затем – на май. Наконец, в конце апреля первая партия была подготовлена к отправке и в начале мая ушла. Буквально через неделю США наложили эмбарго на поставку оружия Уго Чавесу. Еще через неделю у нас была подготовлена к отправке вторая партия автоматов. Третью партию также скоро подготовят. То есть, процесс не просто пошел, но уже близок к завершению.
У читательской аудитории, само собой, возникли вопросы, чем была вызвана более чем полугодовая задержка с отправкой первой партии АК-103. По этому поводу В.И.Филин высказал такую свою точку зрения:
«Подписав контракт с Россией на поставку АК-103 по цене около 400 долларов за штуку, Уго Чавес сразу же вступил в тайные переговоры с американо-болгарской фирмой «Арсенал», которая на заводе в Неваде производит АК-47 по цене 65 долларов за автомат. Эти переговоры шли до начала апреля, но произошли утечки информации и стороны так и не смогли договориться. Есть, правда, и такая точка зрения, что российская сторона сама испытывала немалые трудности при выполнении контракта. Во всяком случае, венесуэльцы так думали. Может быть и не безосновательно.
Кстати, сейчас в рамках предложенного нам американцами контракта на перевооружение правительственной армии Афганистана, тоже идут разговоры о трудностях. Например, о том, что тулякам будет весьма сложно сделать требуемые примерно 80 миллионов патронов. С другой стороны, не стоит демонизировать и фирму «Арсенал», составляющую конкуренцию «Ижмашу» на мировом рынке, в частности, выигравшую тендеры на поставку автоматов Калашникова армиям Ирака и Афганистана. Производимые «Арсеналом» АК-47 вполне качественные и надежные, вопреки наветам. Кроме того, они очень дешевы. Что же касается обвинений в присвоении прав интеллектуальной собственности, то здесь надо идти в суд. Если, конечно, ваши юридические позиции сильны».
После этой фразы дискуссия перешла в поле обсуждения экспорта за рубеж советских высоких технологий и результатов научных разработок в таких сферах, как ВПК, космос, ядерная энергетика, биотехнологии и др. По словам В.И.Филина, советскими технологиями и разработками активно интересуются в первую очередь такие страны, как США, Израиль, Китай, Северная Корея, Индия, Пакистан, Иран и Бразилия. Вместе с тем экспорт технологий и результатов исследований не следует путать с торговлей оружием, особенно с разного рода «серыми» и «черными» схемами.
В.И.Филин считает, что «серые» схемы уходят в прошлое, они остались в 90-х годах. Тогда для этого были свои причины. Во-первых, в условиях краха социализма и распада СССР высвободились для распродажи огромные арсеналы Советской армии и армий стран Варшавского договора. Ситуация всеобщего хаоса и ослабленного контроля предоставляла возможность представить общественности тотальный sale как не санкционированный государством и спецслужбами. Хотя на деле это было не так.
С другой стороны, существовал высокий спрос. Шли локальные конфликты в бывшей Югославии, на Кавказе, в Африке, Афганистане, Колумбии, действовали международные санкции против Ирака. Сейчас войн меньше, их интенсивность ниже. Кроме того, тогда за нарушение режима санкций и просто за контрабанду потребители могли расплачиваться высоко ликвидным товаром – нефтью, алмазами, наркотиками. Сейчас с этим трудности – практически все ранее якобы бесхозные нефть, наркотики и алмазы после оккупации Ирака, Афганистана, Косово, создания баз в Средней Азии, отправки сил в Колумбию, «победы демократии» в Либерии и Сьерра-Леоне забрали под себя американцы. Поэтому «серые» схемы уходят. Что же касается дополнительных лоббистских усилий по преодолению международных препятствий для легальных сделок с такими критикуемыми США странами, как Венесуэла, Иран, Сирия, Судан, то это уже не «серый» бизнес, а нечто другое. Как и лоббирование контрактов на поставку вооружений и техники в обмен на погашение внешних долгов, как это только что произошло с Алжиром и, отчасти, с Сирией».
Помимо проблем ВПК в ходе дискуссии много внимание было уделено ситуации с ростом цен на товары первой необходимости, в частности, на мясо. При этом, в то время как цены на говядину резко растут, на мясо птице заметно некоторое их снижение. Так, в апреле они сократились, согласно официальной статистике, на 2.1%. А.В.Суриков, работающий исполнительным директором Ассоциации операторов российского рынка мяса птицы, считает, что это вызвано сокращением потребления населением курятины из-за панических слухов об угрозе птичьего гриппа:
«Чтобы сдержать панику и стабилизировать ценовую ситуацию на рынке мяса птицы, угрожающую российскому птицеводству, которое в миг стало нерентабельным, наша Ассоциация приняла решение сократить импорт куриного мяса из-за рубежа на 30%. В первую очередь речь идет о США. В ответ правительство США выделило для поддержки своих экспортеров 30 миллионов долларов. Однако мы, несмотря на столь очевидное давление, своего решения не отменили. Однако считаем, что государство обязано нас поддержать не только на словах, путем раздачи невыполнимых обещаний и похлопывания по плечу, но и практически».
Что касается говядины, то здесь, наоборот, требуется сдержать рост цен. Иначе в стране вот-вот начнется забой скота. Однако Минэкономразвития из-за опасения разгневать США и Евросоюз, от которых зависит принятие России во Всемирную торговую организацию, неоправданно медлит с завершением консультаций по передаче Бразилии части европейской квоты на импорт говядины, что позволило бы быстро решить проблему. В.И.Филин, имеющий долю в бизнесе, связанном с производством и экспортом бразильского мяса птицы, свинины и говядины, по этому поводу сказал:
«Бразилия в состоянии поставить в Россию мясо говядины в требуемых объемах и более качественное и дешевое, чем мог бы предложить Евросоюз. Прошедшие на прошлой неделе в Москве консультации бразильской делегации с Минсельхозом России и ветеринарами показали, что российская сторона в принципе готова к снятию неоправданного запрета на импорт мяса из нескольких бразильских штатов. Теперь дело за Минэкономразвития, которое должно выполнить действующее постановление правительства России, разрешающее переоформление лицензий на импорт говядины из стран ЕС на Бразилию по соображениям эпизоотии. Это должно быть сделано как можно скорее, чтобы не допустить в России массового забоя крупного рогатого скота».
В заключительной части дискуссии прозвучали вопросы о ситуации на российском фондовом рынке. По этому поводу В.И.Филин высказал точку зрения, что причиной недавнего обвала на биржах и в России, и в Бразилии, и в Турции, и в Индии, а в Колумбии так и на целых 25%, стало решение Федеральной резервной системы США повысить учетную ставку. Это решение давно ожидали, в феврале уже произошло падение на фондовых рынках стран Персидского залива. Тем не менее, иностранные портфельные инвесторы, получив сигнал от ФРС, стали спешно покидать развивающиеся рынки и приобретать американские облигации госзайма.
Еще одной темой дискуссии стали недавние кадровые перемещения в ЦРУ США. Для нашей республики это далеко не праздный вопрос. Ведь по числу постоянно находящихся в ней на официальной основе американских дипломатов перенасыщенная «оборонкой» Удмуртия далеко впереди всех других субъектов Федерации кроме Москвы.
Характеризуя нового директора ЦРУ генерала Майкла Хейдена, А.В.Суриков напомнил эпизод, когда во время слушаний в одном из сенатских комитетов сенатор Левин попросил его подтвердить или опровергнуть сообщения о его разногласиях с министром обороны СШАРамсфелдом по вопросу организации взаимодействия АНБ, которое Хейден возглавлял несколько лет, и других разведывательных служб США с Минобороны. Хейден ответил, что это соответствует действительности.
Таким образом, считает А.В.Суриков, это еще раз подтверждает версию, ранее высказывавшуюся известными политологами Сергеем Кургиняном и Русланом Саидовым, что Хейдена на пост директора ЦРУ проталкивает влиятельная группа деятелей Республиканской партии, включающая Генри Киссинджера, Кондолизу Райс и Джорджа Буша-старшего, а также национального директора по разведке Джона Негропонте:
«Видимо, генералу Хейдену, когда он месяца через три освоится в своем новом кресле, предстоит выполнить задачу, с которой не справился его предшественник Портер Госс: положить конец доминированию так называемой «клики Чейни-Рамсфельда».
Также, считает А.В.Суриков, «далеко не простая случайность, что отставки Рамсфельда чуть ли не синхронно с уходом из ЦРУ Госса публично потребовала группа бывших высокопоставленных генералов, обвинивших министра обороны США в некомпетентности и игнорировании мнения военных. Примечательно при этом, что в авангарде «военной оппозиции» Рамсфельду находится известный генерал Энтони Зинни, тесно сотрудничающий и идеологически «одухотворяемый» писателем Томом Клэнси.
Это тот самый Клэнси, который известен у нас как автор ряда остросюжетных политических детективов, в частности, книги и снятому по ней фильму «Прямая и явная угроза» о тайном сотрудничестве ЦРУ и колумбийских наркокартелей. А недавно Клэнси выпустил новый триллер об опасности глобального биотерроризма и негосударственных коммерческих организаций, построенных по принципу тоталитарных сект. В целом, он очень интересный человек».
В.И.Филин к сказанному добавил, что «уход Госса и время, необходимое Хейдену для обустройства на новом месте, дают паузу в два-три месяца, в течение которых интенсивность провокаций ЦРУ, очевидно, несколько снизится. Но это лишь на время».
Последний заданный в ходе встречи вопрос касался Украины. В.И.Филин на этот счет сказал, что он выступает за создание в стране коалиционного правительства с участием «Партии регионов» и «Нашей Украины». Однако «Госдепартамент США и лично Кондолиза Райс очень жестко ставят перед Виктором Ющенко вопрос о назначении премьером Юлии Тимошенко. Ющенко этого не хочет, но, боюсь, американцы его додавят. Впрочем, посмотрим, ждать осталось недолго».