"Байкалфинансгруп" продали по цене мобильного телефона
Напрасно считают, что "Правда-инфо" поторопилась с оценками по поводу аукциона по продаже "Юганскнефтегаза". Наконец стали известны подробности приобретения "Роснефтью" "Байкалфинансгруп", однако они делают сделку еще более сомнительной.
Напомним, что продажа за долги 77% акций ЮНГ - предприятия, которое добывало две трети всей нефти ЮКОСа, - состоялась 19 декабря в здании Госстандарта в Москве. Против ожидания, купил этот пакет не "Газпром", чьи представители тоже участвовали в аукционе, а никому не известное ООО "Байкалфинансгруп".
Официальные представители "Роснефти" не раскрывают условий покупки "Роснефтью" "Байкалфинансгруп". Однако, как рассказал "Ведомостям" источник, близкий к госкомпании, победитель аукциона достался "Роснефти" по цене сотового телефона. За "Байкалфинансгруп" нефтяники заплатили всего 10 тыс. рублей.
Признать корректной сделку по продаже компании, владеющей подтвержденными активами в 9,5 млрд. доларов по цене мобильного телевона не сможет, пожалуй, даже Басманный суд. Иначе все сделки в нашей стране просто выпадают из ведения налоговыз органов. Ведь если вы продадите свою квартиру, скажем, за 3 рубля, вашу сделку не зарегистрируют, поскольку продажная цена ниже балансовой стоимости объекта. А почему же продажа многомиллиардной компании может проходить по схеме, опробованной еще Аль-Капоне с его "предложением, от которого нельзя отказаться"?
К тому же есть предположение, и весьма обоснованное, что в руководстве "Роснефти" встречаются те же фамилии, что и среди учредителей "Байкалфинансгруп". Тогда сделка и вовсе становится сомнительной.
Ситуация осложняется тем, что в ближайшее время "Роснефти" придется серьезно раскошелиться. Дело в том, что победитель внес лишь задаток за участие в аукционе на сумму $1,7 миллиарда. Оставшиеся $7,65 млрд, необходимые полноправным владельцам "Юганскнефтегаза", еще предстоит отдать. Как говорит и.о. руководителя РФФИ Юрия Петрова, по закону "Роснефть" должна рассчитаться за "Юганск" до 11 января, иначе результаты конкурса будут аннулированы.
Между тем у "Роснефти" возникают серьезные проблемы при поиске столь крупной суммы. Как говорит аналитик S&P Елена Ананькина, "вся российская банковская система не способна быстро сконцентрировать такую сумму". Деньги можно было бы найти в западных банках, однако те едва ли станут кредитовать столь сомнительную сделку. "На Западе эта компания вряд ли найдет деньги", — полагает управляющий фондами Prosperity Capital Management Иван Мазалов.
Это очень серьезный "звонок" для власти - даже очень привлекательная собственность в России становится не привлекательной из-за сомнений в законности ее приобретения.