Выступление руководителя фракции Коммунистической партии Российской Федерации в Государственной Думе Г.А. Зюганова
Уважаемые участники конференции!
Считаю правильным, что на наше обсуждение вынесена столь интересная и важная тема.
Сегодня рано утром я вернулся из Нижнего Новгорода, где проводил встречи и отчеты перед избирателями, и с удовольствием принял приглашение выступить здесь, на конференции.
Хочу напомнить, что в 1917 году к моменту образования Четвертой Государственной Думой Временного правительства выявилась вся слабость Российской империи и ее государственных институтов. Не многим более чем за пол века она проиграла три войны: крымскую, японскую, германскую. Стране раз за разом не только приходилось вести военные действия во вне, но и сталкиваться со все более революционными выступлениями внутри. Трагически выявилась как внутренняя, так и внешнеполитическая слабость России.
Чрезвычайщина стала нормой жизни. Как правильно напомнил здесь один из выступавших, к моменту объявления решения о созыве Первой Государственной Думы в 1905 году в 41 губернии было введено военное положение.
Верховная власть в начале ХХ века не смогла сделать нужные выводы для того, чтобы предотвратить крах государственности.
Возьмем известный Манифест октября 1905 года. О нем часто вспоминают, но, по-моему, недостаточно внимательно читают. Там ведь есть очень любопытные моменты. В частности в пункте 3 этого Манифеста было записано: «Отныне повелеваю всем своим чиновникам, включая Правительство, быть под контролем избранных от народа». То есть своим Манифестом царь поставил под контроль выборной власти всех без исключения своих чиновников. Но самое поразительное, что он в течение 12 лет палец о палец не ударил для того, чтобы это положение было выполнено. Ни правительство, ни чиновники не подчинялись и не были подконтрольны выборным от народа.
Хочу напомнить еще любопытный сюжет. В середине декабря 1916 года лидеры шести думских фракций, которые были объединены в «Прогрессивный блок», пришли к Николаю II - к слову, среди них не было ни одного большевика, - и сказали: Государь, страна агонизирует, экономика останавливается, армия дезертирует, транспорт парализован, надо немедленно создать дееспособное правительство под контролем Думы и вместе вытаскивать страну из крайне тяжелого положения. Царь согласился, но жена и Распутин его переубедили. Через двое суток он отказался от этих намерений.
После этого события приняли лавинообразный характер.
Напомню тем, кто успокаивается видимостью стабильности и высокими рейтингами: еще в преддверии революционных событий 1917 года почти ничто не говорило о том, что грядет буря. Все случилось как бы внезапно. Если вы пролистаете газеты за январь 1917 года, там почти не найдете даже слова «революция». Сам Ленин, будучи в эмиграции, пишет в эти дни своей знакомой: в России все глухо, революции не предвидится. И вдруг в конце февраля полыхнул пожар.
Он начался опять же, казалось бы, с малости - бунта голодных женщин, которым в Питере не досталось по булке хлеба для своих детей. Когда же полицию попросили вмешаться, «силовики» той поры ответили, что все сгнило, и с бабами воевать они не собираются. Между тем ситуация усугублялась. И следом за голодными бунтами начались выступления рабочих, массовые протесты, брожение в армии.
В конце концов Николай IIобратился к армии, генералам, которые присягали Богу, Царю и Отечеству. И 13 из 14 представителей высшего генералитета сказали: отрекайтесь, не справляетесь.
Кто проводил всю операцию по ликвидации монархии, кто выступал от имени парламента того времени? Большинство в Четвертой Государственной Думе было у кадетов, то есть у предшественников нынешней «Единой России». И эти кадеты, а не Ленин, по сути дела отстранили царя от власти, создали специальную комиссию для расследования его преступлений, а затем отправили царскую семью в ссылку, где она впоследствии погибла в пучине гражданской войны.
Вот как обстояли дела на самом деле. Все было далеко от тех внушений, которые тиражируются сегодня средствами массовой информации. Историю необходимо знать такой, какова она есть. А не придумывать всякий раз заново в угоду политической конъюнктуре.
А дальше наступила эпоха советского народовластия, советского парламентаризма. С чего она начиналась. Большевикам досталась истерзанная, распавшаяся на части страна. Вопрос стоял быть или не быть России. Требовались меры, которые в кратчайшие сроки позволили ее возродить. И такие меры в рамках советской системы народного представительства оказались возможны.
Еще при жизни отца-основателя Советского государства, а также нынешней Российской Федерации, В.И.Ленина страна в считанные годы прошла колоссальный путь развития: от военного коммунизма к НЭПу. Тем самым удалось гармонизировать частную инициативу и государственную собственность на основные средства производства. РСФСР от полностью парализованной финансовой системы перешла к золотому рублю. Вместо разбегавшихся кто куда территорий возникла могучая союзная держава.
И кто бы сегодня не лез осквернять и раскапывать Красную площадь, история знает и помнит, что сделала для страны Советская власть и ее лидеры.
Напомню, Сталину не досталось никакой индустриальной мощи. Но при нем за 10 предвоенных лет в СССР было построено 9 тысяч заводов! Я позавчера был на Горьковском автомобильном заводе. Это ведь в ту эпоху всего за 18 месяцев было построено такое суперклассное по тем временам предприятие.
Если в 1929 году в стране не производилось ни одного самолета, ни одного танка, ни одного комбайна, ни одной машины, то к 1941 году у нас был лучший танк Т-34, лучший штурмовик Л-2, лучшая минометная система «Катюша». Мы обеспечили нашу победу 1945 года, превратив СССР в великую индустриальную державу и добившись единства народа. Именно поэтому при всех перегибах, даже репрессированные казаки, униженные священники сражались за свою Советскую державу. Они видели в Советской системе власти свою власть. И защищали ее не щадя жизни. Все это говорит, что в советский период парламентаризм был на порядок выше и эффективнее того, что был перед 1917 годом.
После Победы советская система позволила не только в кратчайшие сроки восстановить экономику, поднять страну из руин, но и превратила СССР во вторую мировую сверхдержаву. Перед нашей страной открывались колоссальные возможности развития. В том числе и в плане развития народовластии. Обратимся к партийным и государственным решениям той поры: они настоятельно ставили задачу возможно большего привлечения граждан к управлению страной, требовали совершенствования советской системы, советского парламентаризма.
Однако на деле в этом направлении делалось все меньше, хорошие решения оставались на бумаге. Шло бюрократическое окостенение политической системы. Как только партийная номенклатура забыла о том, что такое народ и его чаяния, так все и посыпалось.
Все эти исторические уроки надо знать и помнить. Нельзя же описывать историю российского парламентаризма только выхватывая один кусок перед 1917 годом и другой - из последнего десятилетия. И строить на этом некие теоретические соображения. Не осознав опыт всего истекшего столетия, особенно период советского народовластия, благодаря которому мы выиграли вторую мировую войну, дважды вылезли из военной разрухи и завоевали статус великой державы, мы не сделаем никаких выводов и на сегодняшней конференции.
Теперь о наших сегодняшних парламентских проблемах.
Зачем проводят выборы в народное представительство? Помните, когда в Англии учреждали парламент, то, образно говоря, пришли народные избранники и сказали королю: «Ты много тратишь, создаем парламент, который будет контролировать твою кассу». Вот он один из главных смыслов парламентской деятельности.
Мы же в нынешней государственной Думе более десяти лет отработали, но разве мы контролируем нашу кассу, т.е. бюджет страны?
Смотрите: бюджет США на сегодня составляет 2500 миллиардов долларов. Дефицит - 400 миллиардов. Почему американский Конгресс одобряет такую политику? А затем, чтобы все интенсивно работали, чтобы страна развивалась. А у нас? Весь бюджет составляет 146 миллиардов, а профицит – 50. Казалось бы куда лучше. А между тем народные представители не могут повлиять на ситуацию.
Скажем, прекрасный Горьковский автозавод ни копейки не может выбить на обновление производства. Правительство кивает на частника. А ведь это правительство держит в Стабилизационном фонде огромные ресурсы: почти 2 триллиона рублей здесь будет на конец 2006 года. Какой частник в таких условиях будет вкладывать деньги в обновление и модернизацию фондов, в создание новых производств? Вот и получается тупик. Завязывается узел, который нынешняя слабая представительная власть не в состоянии развязать. А ведь это ее прямая общественная задача.
Не случайно, поэтому в глазах большинства населения, как свидетельствуют многочисленные опросы, Советская власть ставится несравненно выше, чем власть нынешняя.
Ведь Советы, как форму эффективного народовластия, ни я, ни рабочие Иваново-вознесенская придумали. Это еще во времена Великой Смуты XVIIвека Минин и Пожарский, формируя свое ополчение для освобождения России от интервентов - ляхов, шведов и их пособников - создали «Совет всея земли русской». Именно Совет - он так и назывался. В этот Совет не вошли только крепостные крестьяне и бояре, которые предали державу. Все остальные социальные слои входили в Совет. Это было правительство и законодатель одновременно. И они собрали Земский собор, который призвал династию Романовых. Если бы Романовы в свое время помнили об этой истории лучше, они бы не довели страну до распада своей политикой и несостоятельностью.
Теперь два слова о том, что такое выборы. Это, прежде всего, дело партий. А ведь в избирательные бюллетени у нас вносилось до 40 партий. Я не раз высказывал, в том числе Председателю ЦИК России А.А. Вешнякову, опасения по этому поводу.
В мире известны три основные политические движения: Социалистический интернационал, Либеральный интернационал и Консервативный интернационал. Все остальное – это или модификации, или ответвления. Вот три идеологии, которые известны за 200 лет миру, и они между собой соперничают.
И когда в списке 40 партий, а все их лидеры сидят в «Единой России» и обслуживают данную партию, - это бессмысленно и вредно. Это просто обман избирателя. Россия по своему духу и политической культуре, как сегодня принято говорить, это левоцентристская страна. И лишь опираясь на идеалы справедливости и дружбы народов, идеалы коллективизма и одновременно на высокий прагматизм, знание истории, современного опыта и новых технологий, можно двигаться вперед.
А если, извините за выражение, у нас жириновщина лезет из всех щелей Думы, просто становиться стыдно, даже если бы он был рядовым депутатом, а он ведь заместитель Председателя. На сессии ПАСЕ в Страсбурге именно Жириновский был единственным депутатом нашей Думы, который голосовал за то, чтобы признать преступной державой СССР, страну, которая 27 миллионов жизней положила на освобождение всей Европы от коричневой чумы.
Теперь два слова о вертикали власти.
Есть ли у нас партийная вертикаль? Ее нет. Вместо нее бал правят партии-обманки. Партии пенсионеров нигде в мире нет. Возглавляют ее или работник спецслужбы, или молодой олигарх. Аграрная партия опять же столуется в «Единой России». Не надо людей дурить. Надо поощрять естественный процесс партийного строительства, а не препятствовать ему с помощью партий-обманок. Надеюсь, что в России будет нормальная политическая система, при которой партии представляют реально существующие классы и социальные слои общества, а не подъезды Старой площади. Выстроится реальная многопартийность, потому что на разных формах собственности вырастет соответствующая политическая надстройка.
Меня крайне тревожит, что сегодня власть не отдает себе отчет: общественное недовольство ее курсом и политикой с каждым днем усиливается. И при этом президент, кто бы им ни был завтра или послезавтра, имеет полномочий больше, чем фараон, русский царь и генсек вместе взятые. Всех назначает, всех снимает и ни за что не отвечает.
Премьер правительства приходит в Думу и говорит: «Мои главные министры меня не слушаются». Это было и раньше во Временном правительстве. Чем это кончилось, вы все знаете. И вместе с тем власть упрямо идет по той же дорожке.
Дума не выполняет свою роль как представительный орган, где сопоставляются и учитываются разные точки зрения. Возьмем Федеральный закон № 122-ФЗ. Дума принимала его полгода, не прислушиваясь к возражениям оппозиции. А потом целый год под давлением народных протестов его латала и так не залатала.
В Нижнем вчера подходит ко мне женщина и говорит: «У меня пенсия 1400, а мне жировку за квартиру принесли - 1500, скажите, что мне делать. Если я заплачу, мне есть не на что, а если не заплачу, то меня через полгода по вашему Жилищному кодексу выгонят из квартиры». И она не одна такая. Таких почти 40 процентов по стране. Власть, думское большинство такими законами толкают граждан к массовым беспорядкам, потому что не гарантируют прожиточный минимум.
КПРФ предлагала провести общенациональный референдум. По нынешней Конституции референдум - это высшая форма народовластия, решения которого должны быть оформлены в соответствующий закон. Мы сначала в Думе предлагали гарантировать прожиточный минимум - все европейские страны его гарантируют. Не прошло. Предлагали гарантировать качественное образование – японцы, например, гарантируют, что 60 процентов их населения в XXI веке будет иметь при поддержке государства бесплатное высшее образование. Опять не прошло. Затем предложили одобрить эти ключевые инициативы на референдуме. Его запретили, лишив народ права на прямое волеизъявление.
Мы предлагали сохранить в руках государства естественные монополии. Ну, слава Богу, были в этом году сильные морозы и даже власти поняли, что если разделим рельсы, трубы, провода, которые стягивают страну воедино, замерзнем точно.
Лежат сейчас в Думе три проекта Федеральных законов: о недрах, Лесной и Водный кодексы. Если их принять в таком виде, как настаивают правительство и «Единая Россия», не прислушиваясь к аргументам оппозиции, то вслед за тем, что в 90-е годы из-за разрушительной политики убили 12 тысяч заводов и целые отрасли, страна лишится самого главного наследства, которое нам досталось ни за сто лет, - за 1000 лет нашей державы.
В России самая чистая вода. Уже готов водородный двигатель, и через 10 лет наши воды Байкала и северных рек - это будет лучший «бензин» для этого двигателя. Это национальное достояние. У нас половина чернозема планеты и хвойных лесов, без этого не обойдемся. И вот эти законопроекты срочно продавливают через Думу, вместо того, чтобы их качественно проработать и помнить: они касаются нашего общего национального достояния, мы должны его защитить так, чтобы детям и внукам досталось.
Поэтому я считаю, что выборы существуют не ради выборов, а ради проведения определенного социально-экономического курса, защиты территориальной целостности страны и благосостояния граждан. И все содержание работы депутатов и законов, прежде всего, должно быть подчинено этому. В этом состоит цель парламентской деятельности. Если она не достигается, то теряет смысл и сам институт парламентаризма.
И последнее. О проблеме честного соперничества. В идеале выборы - это соперничество идей, команд и программ. Если отсутствует один элемент - все разваливается, все разговоры о представительной демократии бессмысленны. Давайте сделаем так, чтобы было это соперничество, а не сведение политических счетов и уголовное преследование оппонентов вместо политической борьбы.
Известен пример, когда руководитель Думы г. Краснодара и мэр миллионного города Краснодара отказались продавать новым олигархам всю «коммуналку». Их мотивы понятны. Какой ты мэр, если у тебя отбирают хлебозавод, больницу, водоканал, энергосистему? Ты не мэр, ты заложник! Только потому, что эти избранные руководители города отказались, на них завели уголовное дело и ровно год преследовали.
Обращался к Президенту, к «Единой России», всем видеокассету с записью беззаконных действий силовых структур отдал и рассказал, как это было, посылал лучших юристов, депутатов, специалистов. Все подписи по делу, по которому засудили главу Думы Кирюшина, - были фальсифицированы. Доказали, вытащили из тюрьмы.
Но ведь такие расправы над политическими оппонентами - это удар по парламентаризму как институту. Обращался ко всем фракциям, давайте сформируем команду, пошлем ее защитить честь и достоинство парламента на юге страны, где все время бурлит. К сожалению, осталось без ответа. А до сегодняшнего дня там, на Юге никак не можем успокоить ситуацию.
Еще один пример. У меня на родине, на Орловщине, выборный процесс превратился в массированное применение административного пресса. Даже в эти центральные русские регионы вся эта зараза проникла. Оппозиционную газету отказались выпускать, милиция захватила предвыборный штаб Компартии и фактически держала в заложниках кандидатов в депутаты. Никакой реакции - ни со стороны ЦИК России, ни со стороны правоохранительных органов.
От того, какие будут сделаны выводы в связи с тем, что выборный процесс все меньше имеет общего с выявлением подлинного волеизъявления граждан, зависит очень многое. По итогам кампании 2003 года мы все официальные материалы о грубейших нарушениях в ходе избирательного процесса вам, в Центральную избирательную комиссию, сдали. Против меня и партии было проведено 46 спецопераций. А я как лидер партии и думской фракции не получил на государственном телевидении 30 минут эфира за два года, чтобы людям опровергнуть кампанию клеветы. Хотя затем судился все эти годы и доказал полностью, что я не могу быть владельцем гостиниц на Кубе, что у меня нет заводов в Иордании и счетов на Кипре, что мы не гробили самолеты, а развивали самолетостроение.
Но, для того, чтобы выборы были честные и диалог в обществе нормальный, мы должны все понимать: нужно обеспечить честное, достойное соперничество и нормальный подсчет голосов. Тогда ситуация в стране будет гораздо лучше.
Время политтехнологий завершается. Наступает время реальной политики. Дальше дурить людей будет все сложнее. Для того чтобы политика была реальной, очень важно знать столетний опыт развития парламентаризма в нашей страны, других парламентов и делать необходимые выводы, в том числе и Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Спасибо за внимание.